Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области на 2004-2006 годы».


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА ТЕРРИТОРИИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ".

Наименование Программы - областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области на 2004-2006 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы
Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 г. № 44 " О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".
Распоряжение губернатора Магаданской области от 06.10.2003 г. 2003 года № 642-Р "О создании рабочей группы".

Государственный заказчик Программы - Администрация Магаданской области

Основные разработчики Программы -
- Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных по Магаданской области - координатор
- Управление внутренних дел Магаданской области
- Управление федеральной службы безопасности по Магаданской области
- Магаданская таможня
- Управление здравоохранения администрации области
- Управление образования администрации области
- Управление культуры администрации области
- Управление по делам молодежи администрации Магаданской области

Цель и задачи Программы

- создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений

- создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков на территории области и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотика-ми;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;

- повышение эффективности работы правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой;

- создание системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;

-совершенствование межведомственного и расширение межрегионального сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Объемы и источники финансирования Программы

Источник финансирования Объемы финансирования (тыс. рублей), в том числе:
2004-2006 годы 2004 год 2005 год 2006 год
Федеральный бюджет 1644,0 1103 377,0 164,0
Областной бюджет 2649,8 941,0 837,9 870,9
Внебюджетный Фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны 2628,4 1500,0 1128,4 -

Сроки реализации Программы

- 2004-2006 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - сокращение наркомании и связанной с ней преступности;
- уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
- снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно - политическую жизнь в Магаданской области;
- совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
- совершенствование правоохранительной деятельности, связанной с борьбой с незаконным оборотом наркотиков.

Система организации управления реализацией Программы и контроля за ее исполнением Общий контроль за исполнением Программы осуществляет межведомственная комиссия по профилактике злоупотребления наркотическими средствами среди населения области и противодействию незаконному обороту наркотиков при губернаторе области, которая ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает Управления и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий о ходе исполнения Программы.

Ведомства и организации, указанные в графе "Исполнитель" раздела "Мероприятия Программы" первыми, являются ответственными за выполнение мероприятий и ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют обобщенные (в том числе по соисполнителям) отчеты о ходе и результатах их реализации. Для подготовки обобщенных отчетов соисполнители мероприятий ежеквартально к 7 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют основному исполнителю информацию о выполнении мероприятий в части, их касающейся. По итогам реализации мероприятий программы Комиссия ежеквартально представляет к 25 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщенную информацию о выполнении Программы губернатору и отчет об использовании бюджетных ассигнований в комитет экономики администрации области.
В соответствии со ст. 16 Закона Магаданской области "Об областных целевых программах" от 24.11.1999 года № 102-ОЗ счетная палата Магаданской области, ежегодно представляет в областную Думу заключение о состоянии финансирования и использовании средств выделенных на реализацию Программы.

Ход и результаты выполнения Программы рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии по профилактике злоупотребления наркотическими средствами среди населения и противодействию незаконному обороту наркотиков при губернаторе Магаданской области.

Исполнители Программы - Управления: здравоохранения, образования, культуры, по делам молодежи администрации Магаданской области;
- Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области;
- ГТРК "Магадан"
- Газета "Магаданская правда"
- Магаданский филиал Московской Государственной юридической академии;
- Северный международный университет;
- Управление профессионального образования администрации Магаданской области;
- Военный комиссариат Магаданской области;
- ГУ "Магаданкиновидеопрокат"

1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области на 2004-2006 годы" (далее именуется Программа) разработана согласно распоряжению губернатора Магаданской области от 06.10.2003 года № 642-Р и в соответствии с Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 года № 44.

Необходимость подготовки Программы и последующая ее реализация вызвана неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков на территории Магаданской области.

Постоянно увеличивается число лиц, потребляющих наркотики. По данным органов здравоохранения на учете в областном наркологическом диспансере состоит 465 человека, из которых с диагнозом наркомания -205.

По экспертной оценке количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, превышает 4000 человек.

Особую озабоченность вызывает распространение наркомании среди молодежи.

Большинство потребителей наркотиков (до 75%) - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. Впервые в 2002 году зарегистрирован ребенок употребляющий опий, три ребенка (12 и 13 лет) употребляют коноплю, 12 подростков злоупотребляют различными формами канабиоидов, у 2 подростков сформировано болезненное пристрастие к этому виду наркотика. В 2002 году зарегистрированы 2 случая смерти несовершеннолетних от употребления средств бытовой химии.

Количество лиц впервые взятых на учет с синдромом зависимости от наркотиков, в 1 полугодии 2003 года увеличилось с 4 до 13 по сравнению с АППГ.

В группе профилактического наблюдения выявлено 7 несовершеннолетних потребителей наркотических средств (против 5 в 1 полугодии 2002 года).

Подростковая заболеваемость, связанная со злоупотреблением наркотических средств увеличилась в текущем году на 50% и составляет 89,3 на 100 тысяч под-ростков (АППГ-59,6). Аналогичный показатель по России - 71,0.

Необходимо отметить, что рост распространенности наркомании в Магаданской области сопровождается недостаточной ресурсной обеспеченностью наркологической службы, что прежде всего, вызвано отсутствием достаточного финансирования. Наркологические учреждения не имеют возможности закупить современное лабораторное оборудование для обнаружения наркотиков, необходимые реактивы и современные лекарства. Отсутствуют средства на издание необходимых специальных и популярных материалов для работников медицинских учреждений и населения области.

Криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории области остается достаточно сложной.

Несмотря на некоторую стабилизацию, по-прежнему высоким остается уровень наркопреступности в регионе. Так, по сравнению с 1999 годом в 7 раз увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами, более чем в 2 раза возросло число преступлений, связанных со сбытом наркотических средств. Более половины из числа выявленных составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2 раза по сравнению с 2000 годом увеличилось количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств.
Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие героин, опий, синтетические наркотики вытесняют маковую солому и марихуану.

Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил приобретения, хранения и реализации наркотиков.

Все эти факты дают основания предполагать, что преступные группы и сообщества активизируют деятельность по установлению контроля над процессами производства и распространения наркотических средств.

Сложившееся положение явилось следствием:
- Разрушения системы профилактики преступлений;
- наличие недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения;
Указанные тенденции сохраняются и в настоящее время, что дает повод прогнозировать развитие криминогенной ситуации на территории области в сфере незаконного оборота наркотиков.
Областная целевая Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" не позволила в полной мере решить основные задачи по сокращению распространения наркомании и связанных с ней преступлений, совершенствованию системы лечения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В первую очередь это вызвано отсутствием должной финансовой поддержки со стороны государства.

В то же время в области имеется достаточный потенциал для противостояния дальнейшему развитию данных негативных явлений. В настоящее время созданы реальные предпосылки для активизации и повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Во-первых, в связи с созданием Государственного комитета Российской Феде-рации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в России впервые сформирован специальный орган исполнительной власти, ориентированный на решительную борьбу с наркопреступностью и широкое сотрудничество в этой сфере с аналогичными структурами стран СНГ и ведущих мировых держав. Это даст возможность еще более скоординировать совместную деятельность по борьбе с наркопреступностью и позволит переломить глобальную наркоситуацию к лучшему.

Во-вторых, полноценное и конструктивное сотрудничество всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и политических организаций, прежде всего в рамках федеральной целевой антинаркотической программы.

В-третьих, активная работа государственных органов субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
В целях активизации работы по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и пресечению их незаконного оборота на территории Магаданской области необходимо сосредоточить основные усилия на следующих приоритетных направлениях:
- Профилактика наркопреступности, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- Конструктивное взаимодействие различных ведомств, учреждений, общественных и религиозных организаций по вопросам предупреждения и пресечения распространения наркотиков и психотропных веществ;
- Совершенствование методов лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики;
- Противодействие преступным сообществам, действующим в сфере незаконного и легального оборота наркотиков;
- Подрыв экономических основ наркопреступности, пресечение легализации до-ходов, полученных преступным путем;
- Своевременное и полное информирование органов государственной власти по проблемам защиты национальной безопасности от угроз, обусловленных организованной наркопреступностью;
- Пресечение коррупции в органах исполнительной власти и правоохранительных органах, обеспечивающих соблюдение законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

При этом важнейшей является задача по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, порождаемых наркопреступностью.
Данная Программа разработана в соответствии с критериями формирования областных целевых программ, утвержденных Законом Магаданской области "Об областных целевых программах" от 24.11.1999 года № 102-ОЗ.

Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих министерств, ведомств, об-щественных организаций, и должна решаться программно-целевыми методами.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых лечебно-профилактических и медико-реабилитационных учреждений. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации на территории области, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трехгодичный период.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании, укрепления материально-технической базы как лечебно-профилактических учреждений так и правоохранительных органов ведущих борьбу с наркоманией и наркопреступностью, прежде всего Управления Госнаркоконтроля России по Магаданской области. Вызвано это тем, что в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 "Вопросы совершенствования государственного Управления в Российской Федерации" Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переданы здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество упраздненных федеральных органов налоговой полиции. Однако, учитывая специфику работы по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, успешное решение задач, стоящих перед органами Госнаркоконтроля с использованием имеющейся материально-технической базы не-возможно.

Выполнение Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечение негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан.

2. Основные цели и задачи Программы

Главной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений.
Программа рассчитана на 2004-2006 годы и предполагает решение следующих задач:
- создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков на территории области и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- повышение эффективности работы правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой;
- укрепление правоохранительных органов за счет повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения их материально-технической оснащенности;
- создание системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
- совершенствование межведомственного и расширение межрегионального сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

3. Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы 2004-2006 годы.

4. Система программных мероприятий

Программа включает следующие подразделы по приоритетным направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
1. Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
2. Профилактика злоупотребления наркотиками;
3. Лечение и реабилитация лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
4. Контроль за распределением и использованием наркотических средств и психотропных веществ;
5. Пресечение незаконного оборота наркотиков.

1.1 Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Основными задачами подраздела Программы являются:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области профилактики наркомании, выявления, учета, наблюдения, и лечения больных наркоманией.
Выполнение мероприятий данного подраздела возлагается на Комиссию по делам несовершеннолетних при администрации Магаданской области.

1.2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами
Основной целью подраздела Программы является предупреждение и сокращение незаконного спроса на наркотики.
В связи с эти планируется:
- Продолжить исследования по оценке распространенности злоупотребления наркотиками среди различных групп населения;
- совершенствовать методическое обеспечение деятельности образовательных и социальных учреждений по вопросам формирования у детей и подростков антинаркотической ориентации, психологической реабилитации несовершенно-летних, склонных к употреблению наркотиков;
- продолжить разработку и внедрение учебных программ для проведения в образовательных учреждениях мероприятий по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни;
- продолжить проведение научно-практических конференций, круглых столов по проблемам наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- продолжить проведение конкурсов, выставок, акций и других мероприятий ан-тинаркотической направленности в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Исполнителями указанных мероприятий являются управления здравоохранения, образования, культуры, по делам молодежи администрации области, областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, высшие учебные заведения и средства массовой информации области во взаимодействии с правоохранительными органами региона в задачи которых входит противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ,

1.3. Лечение и реабилитация лиц, употребляющих наркотики без назначения врача
В этой области планируется:
- Продолжить оснащение областного наркологического диспансера, а также наркологических кабинетов в районах области необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;
- создать на базе наркологического кабинета отделение дневного пребывания на 15 коек для несовершеннолетних;
- освоить методику амбулаторной реабилитации наркозависимых.
Исполнителем подраздела является управление здравоохранения администрации области.

1.4. Контроль за распределением и использованием наркотических средств и психотропных веществ
Основная цель этой деятельности - борьба с незаконным производством, хранением, перемещением и распространением наркотиков, пресечение нарушений в сфере оборота наркотиков.
В связи с этим Программой предусматривается:
- Проведение комплексных проверок лечебно-профилактических и аптечных учреждений области, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Данная работа будет проводиться управлением здравоохранения администрации области по согласованию с Управлением Госнаркоконтроля России по Магаданской области и УВД Магаданской области.

1.5. Пресечение незаконного оборота наркотиков
Приоритетными направлениями деятельности по пресечению незаконного оборота наркотиков являются:
- Проведение комплекса оперативно-профилактических операций и иных плановых мероприятий, направленных на выявление правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, перекрытие каналов поставки, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий;
- дальнейшее развитие органов осуществляющих борьбу с незаконным оборо-том наркотиков, за счет повышения эффективности управленческой деятельности, профессионального уровня сотрудников, укрепления материально-технической базы;
- создание и оснащение необходимым физико-химическим и криминалистическим оборудованием специальной лаборатории Управления Госнаркоконтроля России по Магаданской области.
Выполнение указанных мероприятий будут осуществляться по согласованию с Управлением Госнаркоконтроля России по Магаданской области, УВД Магаданской области, Управлением ФСБ России по Магаданской области, Магаданской Таможней, УИН Минюста России по Магаданской области.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Для реализации первоочередных мероприятий Программы требуется 2051 тыс. рублей из федерального бюджета, 2670,2 тыс. рублей из областного бюджета, 1628,6 тыс. рублей из внебюджетного Фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.

Планируется следующее распределение выделяемых ассигнований по годам:

Источник финансирования Объемы финансирования (тыс. рублей), в том числе:
2004-2006 годы
2004 год
2005 год
2006 год

Федеральный бюджет 1644,0
1103,0
377,0
164,0

Областной бюджет 2649,8
941,0
837,9
870,9

Внебюджетный Фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны 2628,4
1500,0
1128,4 -


Объемы финансирования Программы будут ежегодно корректироваться в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Предполагается, что реализация Программы будет способствовать:
- приостановлению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - сокращению наркомании и связанной с ней преступности;
- уменьшению потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
- снижению уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно - политическую жизнь в Магаданской области;
- совершенствованию методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
- совершенствованию правоохранительной деятельности, связанной с противодействием незаконному обороту наркотиков.

7. Сведения о государственном заказчике и исполнителях Программы

Государственный заказчик Программы:
Администрация Магаданской области

Исполнители Программы:
- управление здравоохранения администрации Магаданской области (УЗА)
- управление образования администрации Магаданской области (УО),
- управление профессионального образования администрации Магаданской области (УПО),

- управление культуры администрации Магаданской области (УК),
- государственное учреждение культуры Магаданской области "Магаданвидеопрокат" (ГУК "Магаданвидеопрокат")
- управление по делам молодежи администрации Магаданской области (УДМ),
- государственное учреждение Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);
- Центр профилактики и борьбы со СПИДом (Центр СПИД);
- государственное учреждение "Издательский дом "Магаданская правда" ("Магаданская правда")

Во исполнении программных мероприятий принимают участие по согласованию территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные федеральным законодательством осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:
-Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН);
-Министерства внутренних дел РФ (УВД);
-Федеральной таможенной службы (Магаданская таможня);
-Федеральной службы безопасности РФ (УФСБ).


 





Наш край



 
^ Наверх