«…Я СТОЮ У РЕСТОРАНА. ЗА СТОЛИК ПОЗДНО, А СПАТЬ - РАНО»



На главной магаданской улице - Ленина каждый дом «помнит» множество уникальных историй. Один из них - здание ресторана и гостиницы «Магадан», где в разные годы жили, гуляли геологи и старатели, чиновники и рыбаки, милиционеры и воры в законе.

В официантки - только по блату



В прошлом номере мы остановились у городского автовокзала. От него через улицу в 1959 году построили здание гостиницы «Магадан». С тех пор оно является визитной карточкой города - по открыткам, фотографиям, картинам художников и… рассказам.

К слову, раньше на месте гостиницы располагалась фабрика-кухня. Когда ее снесли, с кухней магаданцев не «разлучили»: на первом этаже гостиницы открыли ресторан, которому была уготована судьба - быть лучшим из 13 ресторанов столицы Колымы.

Пик спроса на «посидеть в ресторане» в Магадане пришелся на 1970-е годы. Это были «золотые годы», как бы сейчас сказали, для ресторанного бизнеса. Поэтому человеку с улицы работа в элитном общепите была закрыта. В официанты брали только по блату, а чтобы петь в ресторанах - музыкантам нужно было пройти через конкурс.

Практически в каждом микрорайоне городе тогда работали свои рестораны: «Приморский», «Северный», «Астра», «Отдых», «Парус», «Дзялбу», «Южный». С 12.00 до 15.00 в них подавали обеды. А ходили на них практически все магаданцы. Еще бы! При огромных северных зарплатах пообедать в ресторане стоило один рубль тридцать копеек. Максимум - рубль сорок. На эти деньги горожанину предлагали холодное, первое и второе блюда. На закуску можно было выбрать кальмар или яйцо под майонезом, сметану, творог со сметаной, сельдь с гарниром, мясное ассорти, салаты или бруснику с сахаром. А на первое: борщ, окрошку, бульон с яйцом, бульон с пампушками из заварного теста или рассольник. На второе клиент по меню мог выбрать из четырех порционных и четырех-пяти непорционных блюд. К слову, в советские годы уже готовили картофель фри. К примеру, лангет официанты подавали исключительно с картофелем фри с разложенными у кромки тарелки нарезанными помидорами и огурчиками.

Но если пообедать в ресторане «Магадан», как и в любом другом учреждении общепита, мог любой желающий, то попасть в него в вечерние часы работы было практически невозможно!

Бесшабашное веселье



Второе «отделение» в магаданских ресторанах начиналось с 18.00. И длилось до полуночи. В 1970-е, если у вас не было знакомых хотя бы среди официантов, то в пятницу, субботу и воскресенье попасть в вечерний ресторан могли только очень удачливые. Даже в будние дни какая-либо компания друзей уже в семь часов вечера могла не найти себе свободного столика от ресторана «Южный» (с видом на Марчеканскую сопку) до кабачка на 13-м километре (с окнами, выходящими на Колымскую трассу).

Старожилы города это знают: в те годы даже сочинские рестораны по бесшабашному веселью и профессионализму музыкантов уступали магаданским. А всю развлекательную программу и «свадебную атмосферу» в этих заведениях делали моряки, рыбаки и старатели. Именно они давали самые большие чаевые официантам, а особенно - музыкантам. Как утверждают очевидцы, в ресторанах Магадана напрочь отсутствовал фейс-контроль. Это уже в 1990-х годах в них перестали пускать людей в спортивных костюмах. А в советские годы в ресторан мог заявиться какой-нибудь рыбак прямо с судна, небритый, в рабочей одежде и изрядно разивший резкими запахами. Его молча пропускали за столик, только он ел и платил. А через пару часов соседи по столику начинали его уже, не брезгуя, обнимать, целовать и писать на салфетках свои адреса.

«От нашего траулера - вашему»



Многие магаданцы знают, что в ресторане «Северный», снесенном в 1990-х годах, начинал свою картеру шансонье Михаил Шуфутинский. В своей книге известный певец просто объяснил причину бесшабашного веселья, царившего в магаданских ресторанах 1970-х: «После шестимесячных раскопок на золотодобыче в тайге или после долгого плавания людям хотелось оторваться. И они отрывались в ресторанах. Там мы зарабатывали настолько хорошо, что даже не ходили получать официальную зарплату, которая составляла 140 рублей в месяц. Зато чаевые лились рекой, получали мы где-то 1500-2000 рублей». Музыканты исполняли блатные и дворовые песни. И более серьезные - Высоцкого, Вертинского. Чаевые музыканты зарабатывали, когда им заказывали какие-либо песни. А заказы, как вспоминает певец, залу объявляли примерно так: «Большой морозильный траулер «Анадырь» пере¬дает среднему рыболовному траулеру «Чавыча» му¬зыкальный привет - «Корабли постоят». Или - «Для наших гостей из Сусумана звучит «Трасса, Колымская трасса».

«Поспели вишни» впервые в «Магадане»?



Ресторан «Магадан» подарил музыкальному олимпу страны две звезды. Первую - Анатолия Мезенцева, в 1970-е годы руководившего вокально-инструментальным ансамблем ресторана «Магадан» - «Магаданцы». Именно он в то время со своим коллективом впервые в истории СССР записал песни ресторанной программы (включая одесские и блатные песни) на магнитную ленту. Эта лента, с популярным хитом «Поспели вишни», разошлась по всему Советскому Союзу. И после этого на пленку стали записываться другие ресторанные ВИА. Поэтому некоторые считают именно Анатолия Мезенцева прародителем шансона. К слову, на легендарном альбоме «Магаданцев» можно услышать «производственные» шумы - запись ВИА делал в пустом зале ресторана «Магадан», в то время, как официанты сервировали столы, а повара - гремели посудой.

Другая звезда - Диана Арбенина - лидер рок-группы «Ночные снайперы», которая также начинала свою карьеру, впервые опробовала свои авторские песни на сцене ресторана «Магадан». Было это уже в 1990-х, когда в зале первого этажа гостиницы находились ресторан и казино «Империал». А сам «Магадан» уже находился по соседству в здании нового корпуса гостиницы. По воспоминаниям Дианы, именно возле «Империала» у нее родилось название будущей группы. После выступления на улице ее вместе со Светланой Сургановой окликнул таксист: «Эй, ночные снайперы, подвезти?» Так водила решил пошутить над футлярами для музыкальных инструментов девочек.

«Вовка каменный»



В начале 1980-х годов к гостинице «Магадан» начали пристраивать новый корпус. Впоследствии в это здание и переехал одноименный ресторан. Но тогда, как предзнаменование грядущих перемен, на стройке произошла трагедия. В тот год стройка была обнесена забором вдоль ул. Пролетарской, но каркас многоэтажного строения хорошо просматривался (причем насквозь) с улицы. В одно зимнее утро пришедшие на работу строители увидели на третьем этажа висельника - взрослого мужчину. Вызвали милицию. После того, как милиционеры сделали необходимое обследование места суицида, а «Скорая помощь» констатировала смерть, встал вопрос «как вывозить труп в морг?» В советские годы для этих целей использовали автофургон медвытрезвителя. А всю работу по переноске трупов делали магаданцы, задержанные милицией на 15 суток (за пьянки, драки и пр.). Но как только несколько «пятнадцатисуточников» поднялись на третий этаж, один из них от увиденного потерял сознание - перед ним окоченевший и покрытый инеем, с протянутой рукой, висел на проволоке человек.

С «окаменевшей» вытянутой вперед рукой труп спустить не получалось. Поэтому милиционеры приняли решение опустить тело на землю по веревке. Дело осложняло только одно - с вытянутой рукой висельник очень походил на памятник Владимиру Ленину, стоявший у соседнего здания «Северовостокзолота». А на улице в это время уже собралась толпа зевак. И все-таки, когда спускали труп, кто-то из наблюдателей выкрикнул: «Глядите, Вовка каменный!» Как рассказал свидетель истории Дмитрий Афонин, кричавшего зеваку днями позже пригласили в КГБ, где провели с ним беседу - в защиту чести вождя пролетариата.

Меню для вора



В 1980-е годы спрос на рестораны у магаданцев стал падать. И свелся к минимуму с распадом СССР. В первой половине 1990-х ресторан «Магадан» (располагавшийся уже в новом корпусе) превратился буквально в сборище воров. По воспоминаниям работников ресторана, каждый вечер большая часть посетителей были люди с криминальным прошлым и настоящим. Воры буквально прописались в гостинице - жили в ней годами, каждый вечер приглядывая себе в ресторане новую жертву. Обчищали карманы и гостиничные номера подвыпивших магаданцев, предпринимателей, банкиров. А официанты, видя, как какой-нибудь бандит положил глаз на какого-нибудь гостя с трассы, не могли предупредить клиента об опасности. Иначе могли на следующий день не выйти на работу, боялись. И, как следствие обстановки, нередко в ресторане случались драки. Кстати, в начале 1990-х то ли убили, то ли отравили одного из постояльцев гостиницы и ресторана - вора по кличке Броня. Как вспоминают очевидцы, его хоронил криминал города чуть ли ни как почетного работника ресторанно-гостиничного комплекса «Магадан» - с заносом гроба для прощания в зал общепита.


 





Наш край



 
^ Наверх