Справка о защите прав потребителей на территории муниципального образования "Город Магадан"


На основании распоряжения главы администрации города Магадана № 28-р от 20.01.1994 года в состав комитета экономики городской администрации с марта 1994 года приступил к работе Сектор по защите прав потребителей в составе двух специалистов. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования на основании ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" согласно Положению о службе "ПО защите прав потребителей при местном самоуправлении предложенной Северо-Восточным территориальным антимонопольным управлением от 14.02.1994 года № 01-09/103.

С 1998 года защита прав потребителей при продаже товаров, при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в соответствии с должностными обязанностями главным специалистом отдела торговли, местной промышленности и потребительских услуг, так как в исполнительно-распорядительных органах городского самоуправления города Магадана самостоятельных подразделений по защите прав потребителей не предусмотрено.

Полномочия отраслевого отдела в области защиты законных интересов и прав потребителей - граждан города, определены ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства России, администрации Магаданской области, мэра города Магадана, нормативными актами вышестоящих отраслевых организаций, а также Положением об отделе, утвержденным от 26.06.2001 года № 140-р.

В целях реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") комплекса "Приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001 - 2010 гг., разработанных МАП России, постановлением губернатора области № 3 от 10.01.2002 года утверждена "Программа защиты прав потребителей Магаданской области на .2002 - 2004 годы. Программа предусматривает и работу органов местного самоуправления (в том числе города Магадана) для достижения целей, в совокупности создающих условия, в которой каждый гражданин Магаданской области будет иметь возможность защитить свои права потребителя.

В работе Межведомственного Совета по защите прав потребителей при губернаторе Магаданской области принимает участие главный специалист отдела торговли мэрии города Магадана, занимающейся вопросами защиты прав потребителей по должностной инструкции.

Отчет о работе ежеквартально, начиная с 1994 года, представляется в прокуратуру города Магадана и в Антимонопольное управление. В работе установлено взаимодействие! с другими органами, участвующими в работе Координационного Совета по защите прав потребителей: с Антимонопольным Северо-Восточным территориальным управлением, Госторгинспекцией по Магаданской области. Центром стандартизации и метеорологии, областным и городским центрами санэпиднадзора, МО "Ространсинспекции". В работе по защите прав потребителей установлено внутреннее делопроизводство:

1. Должностная инструкция, методические рекомендации;

2. План работы, отчет по работе ежеквартально;

3. Переписка, материалы по рассмотрению заявлений;№

4. Нормативные материалы, материалы Координационного Совета;

5. Переписка с организациями;

6. Материалы проверок хозяйствующих субъектов;

7. Материалы по искам в суд;

8. Публикации в печати, радио, телевидении;

9. Бланки требований, претензий, приглашений, сигнальных сообщений, акты проверок.

10. Дислокации хозяйствующих субъектов.

11. Городское транспортное обслуживание. Реестр предприятий, физических лиц, получивших согласованные паспорта автобусных и таксомоторных маршрутов. Сводный график городской маршрутной сети.

12. Журнал регистрации писем, обращений, выданных требований, приглашении.

За период 2002 года проведено:

• 396 консультаций по статьям Закона РФ "О защите прав потребителей" с заявителями (в том числе и с предпринимателями);
• принято 141 заявление;
• выявлено 120 нарушений Закона РФ "О защите прав потребителей";
• устранено 107 нарушений;
• 8 материалов передано в суд (составлено исковых заявлений); i
• проведено проверок - 23;
• выявлено 15 нарушений Закона РФ "О защите прав потребителей".

Проведен возврат денег потребителям за товары и услугами ненадлежащего качества на сумму - 190 тысяч рублей.

Анализируя поданные заявления 2002 года и выявленные нарушения по статьям Закона РФ "О защите прав потребителей" следует отметить рост обращений по качеству услуг против качества проданных товаров. Потребители Магадана не удовлетворены качеством выполнения ремонта мебели, ремонта квартир, бытовой техники. Заказы оформляются часто без квитанций по устной договоренности, что осложняет разрешение конфликтных ситуаций.

Большое количество обращений и жалоб остается по работе ателье по пошиву, реставрации верхней одежды, работе с меховыми изделиями.

Во взаимоотношении населения города с коммунальными службами 'в период продолжения реформирования жилищно-коммунального комплекса необходимо отметить своевременность постановления мэра города Н.Б. Карпенко от 27.11.2002 года "О механизме снижения населению платежей за коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления".

Из заявлений граждан на приобретение некачественных товаров на первом месте остаются жалобы на приобретение некачественной обуви. Особая трудность при защите прав потребителей возникает при приобретении покупателями товаров на городских рынках, где торговля осуществляется без предоставления чека покупателю.

В 2002 году увеличилось количество обращений за консультациями по статьям Закона РФ "О защите прав потребителей" со стороны предпринимателей. Ходовой лозунг, что покупатель всегда прав, не корректен. Закон определяет правовое взаимодействие двух сторон, как потребителя, так и продавца (или исполнителя услуг). Известен, так называемый, потребительский "экстремизм". Поэтому, принимая заявление от граждан, возникает необходимость доброжелательного собеседования, как с заявителем,' так и с ответчиком, при этом, безусловно, руководствуясь правовыми документами, выясняя все обстоятельства, приведшие к конкретной ситуации.

Служба по защите прав потребителей при местном самоуправлении по факту наиболее доступна населению, и потому является для горожан социально значимой и востребованной.

Проблемы и предложения:

1. При формирующемся рынке услуг населению наиболее серьезной проблемой по обслуживанию жителей города является качество услуг и нарушение сроков выполнения работ (оказание услуг).

Качество услуг и выполнение работ по срокам находится в прямой зависимости от квалификации исполнителя, его производственной базы.

Необходимо ускорить работу по сертификации услуг через Центр стандартизации.

Сертификация услуг должна способствовать созданию условий подготовки и переподготовки квалифицированных кадров через Центр занятости населения, их трудоустройства, созданию необходимой производственной базы для выполнения услуг высокого качества.

Представительным органом местного самоуправления желательно принять ряд нормативных документов обязывающих исполнительные органы местного самоуправления на основании Гражданского Кодекса РФ и Закона "О местном самоуправлении" заключать договора от имени населения с исполнителем услуг, на основании итогов сертификации, что должно быть обязательным для начала деятельности предпринимателя в сфере услуг для населения.

Договорная основа дает возможность сформировать достоверный Реестр предпринимателей (в сфере услуг), повышать качество предоставляемых услуг, уменьшить прецедент нарушения статей Закона РФ "О защите прав потребителей".

2. Гарантийный срок и срок службы на сезонные товары исчисляются со дня наступления соответствующего сезона (которые устанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий).

Ранее установленные сроки Магаданской областной администраций в 1996 году по зимнему сезону с 1 октября и по летнему сезону с 1 мая не достаточны. Необходимо Магаданской городской Думе выйти с законодательной инициативой об изменении и дополнении установленных ранее сроков:

• для товаров зимнего ассортимента;
• для товаров весеннего и осеннего ассортимента;
• для товаров летнего ассортимента.

Это позволит применять ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" в нашей, климатической зоне исходя из законных интересов потребителей


 





Наш край



 
^ Наверх