Негосударственный сектор экономики - малое предпринимательство


Развитие малого предпринимательства приобретает все большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния населения, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части бюджетов всех уровней.


2.5. Негосударственный сектор экономики - малое предпринимательство
2.5.1. Общая информация о развитии малого бизнеса в Магадане

В г. Магадане осуществляют свою деятельность 12 371 предприниматель без образования юридического лица. По данным Магаданского областного комитета государственной статистики в областном центре зарегистрировано 1 800 малых предприятий. Реальное же число действующих предприятий малого бизнеса гораздо меньше.

Все предприятия малого бизнеса относятся к негосударственному сектору, основной формой собственности для них является частная - 92% от общего количества предприятий. По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики нашего города. В последние три года значительных изменений в структуре малых предприятий не произошло: по-прежнему наибольшее количество субъектов осуществляют оптовую и розничную торговлю, выпускает промышленную продукцию.

На малых предприятиях всех отраслей экономики города занято 10,3 тыс. человек. Наибольшее число работающих сосредоточено на промышленных предприятиях, их доля в общем числе составила 32%. На предприятиях торговли и общественного питания было занято 29% общей численности работающих в малом бизнесе, в строительных организациях - 15%.

Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях в 2002 году составила 5 817 рублей.
Финансовый результат деятельности малого бизнеса оказался более благоприятным, чем в 2001 году. По итогам 2002 года получена прибыль в размере 450 млн. рублей. Положительный финансовый результат определила прибыль предприятий транспорта, связи, торговли, материально-технического снабжения. Промышленные предприятия города, в отличие от 2001 года, когда финансовый результат составил 58,8 млн. рублей прибыли, 2002 год закончили с прибылью в 119,6 млн. рублей. В промышленности 68% прибыли (82 млн. рублей) принесли предприятия пищевой промышленности, 13% (16 млн. рублей) - предприятия строительных организаций.

Отрицательный сальдированный результат отмечен в таких отраслях как "геология и разведка недр" (11,4 млн. рублей), "операции с недвижимостью" (1,3 млн. рублей).

В 2002 году общий выпуск товаров и услуг малыми предприятиями составил 3155,8 млн. рублей или 34% выпуска всех предприятий города. Т.е. удельный вес малых предприятий в экономике города достаточно велик. Среди малых предприятий доминируют предприятия промышленности.
Большинство предприятий малого бизнеса являются многопрофильными, но подавляющая часть их продукции (работ, услуг) относится к основному виду деятельности (90%).
По основному виду деятельности малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 2856,0 млн. рублей (128% к 2001 году).

В 2002 году структура выпуска продукции и услуг несколько изменилась. Если в 2001 году около 36% составляли услуги транспортных предприятий, то в 2002 году 39% объема было получено промышленными предприятиями; 25% - валовой доход торговли и общественного питания; 16% - объем произведенных строительных работ. Доля остальных отраслей незначительна.
В 2002 году малыми предприятиями оказано платных услуг населению (включая НДС) на 309 млн. рублей или 17% в общем объеме платных услуг.

Малые предприятия оказывают населению туристско-экскурсионные, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, ремонтируют и шьют одежду и обувь, занимаются ремонтом бытовых приборов и радиоэлектронной аппаратуры, оказывают услуги в области фотографии, осуществляют техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, перевозят грузы и пассажиров, а также предоставляют множество других услуг. Масштабы предпринимательства в малом бизнесе определяются главным образом, числом предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, промышленности, строительства и транспорта. Их совокупная доля в числе малых предприятий составляет 73%. В 2002 году промышленную ориентацию имело 421 предприятие или 23% от общего числа малых предприятий города.

Малыми промышленными предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 1 246,7 млн. рублей, что составило 39% от общего выпуска. Предприятия непродовольственного направления занимаются ремонтом горношахтного и горного оборудования, производят запчасти к буровым установкам, только малыми предприятиями осуществляется ремонт морских судов, производят столярные изделия и мебель, цемент и сборный железобетон, выпускают швейные изделия.

В пищевой промышленности ведущая роль принадлежит организациям малого бизнеса, осуществляющим добычу и переработку рыбы и морепродуктов. Наравне с крупными и средними предприятиями, малые предприятия рыбной отрасли осуществляют вылов сельди, горбуши, кеты, минтая, а также трубача и краба, морозят рыбу, производят филе, икру, солят и коптят рыбу. В 2002 году ими добыто 16,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, произведено 6,1 тс. тонн товарной пищевой рыбной продукции. Рыбные консервы производили только малые предприятия в количестве 34 тыс. условных банок. Предприятиями малого бизнеса произведено также 657 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что составляет 12% от общего выпуска в городе. 70 тонн кондитерских изделий (34%), 162 тонны мясных полуфабрикатов (88%), 265 тонн колбасных изделий (87%0.

В сельскохозяйственной отрасли осуществляли экономическую деятельность 14 предпри-ятий, что составляет 0,7% от числа действующих малых предприятий. Ими было выращено 120 тонн картофеля, это на 19 тонн меньше прошлого года. Проводимая в городе аграрная политика построена на договорных отношениях на конкурсных началах между мэрией города и сельскохозяйственными производителями. Муниципальный заказ на поставку качественной продукции в детские сады, учреждения образования и здравоохранения позволяет не только сохранить хозяйства, но и решать важные социальные задачи. Поддерживая на его основе из местного бюджета только лишь эффективные хозяйства, мэрия в то же время гарантирует сбыт продукции, сохранение рабочих мест и замещает ввоз импортных продуктов питания. И здесь город не ограничивает себя границами муниципального образования. При поддержке выгодных проектов развивается сотрудничество магаданцев с сельхозпроизводителями Ольского и Хасынского районов.

В городе имеется потенциал для развития сельского хозяйства - это развитие личных подсобных хозяйств. Каждый второй житель города занят выращиванием овощей, плодово-ягодных культур.
Предприятия промышленности и сельского хозяйства концентрируют усилия на производстве и реализации собственной продукции. В 2002 году предприятия промышленности и сельского хозяйства реализовали практически всю произведенную ими продукцию основного вида деятельности.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что малые предприятия успешно работают в сферах торговли, общественного питания, строительства, транспорта. В своих структурах объединяют все более широкие слои населения, решая тем самым проблему занятости населения при общем кризисном состоянии многих предприятий области.

Программа поддержки и развития малого бизнеса
С целью создания благоприятных условий для организации и устойчивой деятельности малых предприятий; повышения эффективности мер по поддержке предпринимательства; создания новых рабочих мест на территории муниципального образования "Город Магадан"; укрепления и роста городской экономики и пополнения бюджета за счёт деятельности малых предприятий, решением Магаданской городской Думы от 09 апреля 2002 года № 6-Д принята "Целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в городе Магадане на 2002-2003 годы", которая является составной частью Программы социально-экономического развития г. Магадана. Это последовательная работа мэрии города по укреплению и росту городской экономики.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-рации", с постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 года № 121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ", законом Магаданской области от 28.11.2001 года № 210-ОЗ "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Магаданской области на 2002-2003 годы", вписывается в общую концепцию социально-экономического развития города Магадана, согласована с территориальной программой "Содействие занятости населения Магаданской области на 2002-2005 годы".

Для достижения поставленных целей выделены основные задачи программы:

создание нормативно-правовой базы поддержки малого бизнеса;
развитие кредитно-финансовых механизмов, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
организация информационной поддержки малого бизнеса, повышение степени доступности субъектам малого предпринимательства необходимых услуг на территории города и округов (информационных, консалтинговых, образовательных);
повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для поддержки малого предпринимательства;
содействие созданию и эффективному развитию новых и действующих субъектов малого предпринимательства в производственной, инновационной, социальной и других сферах, создание дополнительных рабочих мест;
привлечение малых предприятий к выполнению муниципальных заказов;
формирование инвестиционной политики в сфере малого предпринимательства;
развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение зарубежных инвестиций;
создание благоприятных экономических условий для улучшения деятельности недропользователей.
В рамках данной программы был подготовлен ряд предложений и замечаний в адрес областной программы поддержки малого предпринимательства, утвержденной законом Магаданской области от 28.11.2001 года № 210-ОЗ, дана ее экспертная оценка, а также подготовлены предложения по изменению и дополнению некоторых статей Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14.06.1995 года. Данная работа будет продолжаться при разработке проектов региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса в городе и области.

Административные барьеры в сфере осуществления малого бизнеса
С целью реализации программных мероприятий постановлением мэра г. Магадана от 12.02.2002 года № 338 была создана рабочая группа по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности на территории города Магадана. На первом заседании группой были внесены предложения по устранению административных барьеров, на основе которых был разработан проект плана мероприятий по дальнейшей работе. В настоящее время каждым членом рабочей группы ведется работа по этому плану в пределах своей компетенции. Кроме того, были сделаны запросы и составлен перечень организаций и учреждений федерального и местного уровней, предоставляющих платные услуги предпринимателям, с выделением в отдельную строку стоимости услуги и ее нормативно-правового обоснования. Цель данной работы сводилась к выяснению обоснованности взимания платы федеральными и муниципальными учреждениями за предоставляемые услуги, а также упрощения условий деятельности малых предприятий, в том числе и в плане оплаты стоимости различных услуг, предоставляемых субъектам малого бизнеса. Эта работа проводилась совместно с Северо-восточным территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

Мэрия г. Магадана совместно с Международной Финансовой Корпорацией IFC осуществляет на территории областного центра исследование "Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации".

На I этапе этой работы проводилась предварительная диагностика по методу "самостоятельной оценки". С этой целью осуществлялись опросы предпринимателей по стандартным опросникам по всем основным ведомственным процедурам, связанным с инвестированием в нашем регионе. Результатом I этапа исследования стал отчет, в котором были освещены выявленные очаги проблем в сфере инвестиционной политики и инвестиционной деятельности на территории г. Магадана.

В мае 2003 года планируется проведение II этапа данной работы с привлечением к исследованию около 300 юридических лиц и порядка 150 предпринимателей без образования юридического лица. Результатом исследования явится отчет, в котором будут содержаться рекомендации по оптимизации существующих процедур и по оздоровлению инвестиционного климата в нашем регионе. Изучив эти рекомендации, будут разработаны проекты нормативно-правовых актов по снижению административных барьеров в сфере малого бизнеса на территории г. Магадана. В этом же направлении совместно с Северо-восточным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ комитетом экономики мэрии го-рода проводится работа по составлению реестра организаций и учреждений, предоставляющих отчетную и разрешительную документацию для предприятий малого бизнеса в сфере строительства.

Совместно с Международной Финансовой Корпорацией IFC и Магаданской торгово-промышленной палатой ведется работа по сбору материала для открытия в международной сети Интернет городского сайта для малых предпринимателей; ведется работа по созданию информационного сборника "В помощь предпринимателю", в котором будет собрана полная информация для субъектов малого предпринимательства, начиная с первых шагов в бизнесе - от регистрации своего предприятия. Также в КУМИ г. Магадана ведется реестр муниципального недвижимого имущества, в т.ч. предоставленного в аренду предпринимателям малых форм собственности. При заключении договоров аренды с указанными арендаторами размер арендной платы устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение малого бизнеса
В 2002 году был принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих поддержку предприятий малого бизнеса на уровне органов местного самоуправления, предусмотренных мероприятиями Программы:

постановление мэра г. Магадана от 12.02.2002 года № 338 "О мерах по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности на территории города Магадана"
постановление мэра г. Магадана от 22.02.2002 № 388 "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в г. Магадане на 2002-2003 годы"
постановление мэра г. Магадана от 13.03.2002 года № 521 "О совете по предпринимательству при мэре города Магадана"
решение Магаданской городской Думы от 09.04.2002 года № 6-Д "О целевой Программе поддержки и развития малого предпринимательства в городе Магадане на 2002-2003 годы".
Кроме того, в 2002 году при участии Северо-восточного территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создана полная федеральная, региональная и муниципальная законодательная база, регулирующая вопросы малого предпринимательства, инвестиционной деятельности и вопросы налогообложения. Для координации работы в сфере поддержки малого бизнеса и устранения административных барьеров в настоящее время разработан проект постановления мэра г. Магадана, предусматривающий создание Совета по развитию предпринимательства при мэре г. Магадана, который будет исполнять функции работавших ранее Совета по предпринимательству и рабочей группы по устранению административных барьеров в сфере малого бизнеса.

Инвестиционный климат
В 2002 году малыми предприятиями города направлено инвестиций в основной капитал на общую сумму 93,1 млн. рублей. Из них 28,5% (26,5 млн. рублей) направлено в промышленность; 25,2% (23,5 млн. рублей) - в торговлю; 13,3% (12,4 млн. рублей) - в строительство; 24,4% (22,7 млн. рублей) - в жилищно-коммунальное хозяйство.

Программой был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на оздоровление инвестиционного климата в нашем городе. Работа в этом направлении проводится в тесном сотрудничестве с российско-американским центром бизнеса RABEC. Так был сформирован перечень инвестиционных проектов города, которые предполагают развитие как производственной сферы экономики города, так и развитие сектора услуг. Перечень включает 74 проекта. Работа по формированию и уточнению списка проектов ведется ежемесячно с целью проведения в скором будущем международной инвестиционной ярмарки "Бизнес и источники финансирования: лицом к лицу". В 2001-2002 годах в центр бизнеса для рассмотрения были представлены 24 проекта, направленных на развитие сферы услуг г. Магадана. Некоторые из этих проектов предприниматели начали осуществлять за счет собственных средств. Наиболее интересные и значимые представлены в инвестиционном профиле в Интернете.

Проект инвестиционного профиля г. Магадана с учетом территории округов разработан во II квартале 2002 года. Основным разработчиком профиля явился комитет экономики мэрии г. Магадана. В его разработке также принимали участие информационно-аналитический центр мэрии города, отдел сельского хозяйства и продовольствия мэрии г. Магадана, отдел торговли, местной промышленности и потребительских услуг мэрии г. Магадана, управление архитектуры и градостроительства, администрации округов, торгово-промышленная палата, российско-американский центр бизнеса, союз предпринимателей "Деловая Колыма".

Инвестиционный профиль г. Магадана представлен в виде комплексного информационного бюллетеня, включающего данные о ресурсах города, его экономике, приводится величина основных предпринимательских издержек, содержится характеристика местной нормативной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, перечень наиболее значимых проектов. Инвестиционный профиль рассчитан на привлечение капиталов потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Он размещен в Интернете на городском информационном сервере.

В настоящее время разработан проект инвестиционного профиля г. Магадана - 2002, который несколько отличается от варианта 2001 года по структуре, логике анализа и изложения материала. Во 2 квартале обновленный вариант этого документа будет размещен на страницах информационного сервера г. Магадана.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса
На территории города действует достаточная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, активно взаимодействующих с органами местного самоуправления в данном направлении, в том числе:

общественные объединения предпринимателей (Союз товаропроизводителей и предпринимателей "Северо-восток", Союз производительных сил "Деловая Колыма"). В апреле 2003 года было создано Магаданская областная Ассоциация развития малого предпринимательства, возглавил которую Саяхов И.А.;
информационно-аналитический центр (РТФА "Тихий Океан");
бизнес-центры (российско-американский учебный центр бизнеса, магаданская программа раз-вития бизнеса Международной Финансовой Корпорации);
центр правовой экономической информации (Магаданская торгово-промышленная палата);
Северо-восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое проводит государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг.
Сеть инфраструктуры предоставляет предпринимателям информационные, консультативные и учебно-деловые услуги. Налаживается сотрудничество органов местного самоуправления со всеми элементами инфраструктуры, что способствует эффективному развитию субъектов малого бизнеса в городе, а значит городской экономики в целом. Так, Магаданская торгово-промышленная палата предоставляет информацию о местных предприятиях и их продукции, оказывает содействие в организации встреч с местными деловыми людьми, консультирует по юридическим вопросам. Союз производительных сил "Делова Колыма" содействует развитию предпринимательства, представляет интересы предпринимателей в органах государственной власти. Российско-Американский учебный центр бизнеса оказывает образовательные и консультационные услуги в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Международная финансовая корпорация IFC оказывает техническое содействие малым и средним предприятиям горнодобывающей отрасли и предприятиям-поставщикам товаров и услуг для крупнейших горнодобывающих предприятий области. Магаданская областная Ассоциация развития малого предпринимательства предоставляет услуги по решению юридических вопросов, по заполнению отчетной документации, осуществляет представительство интересов и защиту законных прав предпринимателей, взаимодействует с муниципальным властями по вопросам, касающимся поддержки малого бизнеса в нашем го-роде.

Большая работа проводится Центром занятости населения г. Магадана по обучению отдельных категорий граждан: граждан, подлежащих высвобождению с предприятий, а также молодежи и женщин основам ведения предпринимательской деятельности и организации своего дела. Так, в 2002 году магаданским городским центром занятости населения безработные граждане направлялись на профессиональное обучение. Из общего числа профессий, по которым было организовано обучение, по двум обучение проводилось с целью дальнейшей организации предпринимательской деятельности: "Водитель автотранспортных средств категории В" и "Продавец с изучением менеджмента и маркетинга". Учебным центром Департамента ФГСЗН проводились курсы "Основы предпринимательской деятельности".

Работа по обучению основам предпринимательской деятельности проводится и российско-американским учебным центром бизнеса. Так, в 2002 году РАУЦБ проведены семинары, серии тренингов, лекций для руководителей предприятий малого бизнеса и всех желающих. В этих мероприятиях приняло участие 387 человек. Занятия проводились специалистами из США, Москвы (Фонд им. Маршака). С сентября 2002 года открыта и осуществляет свою работу Общественная приемная для предпринимателей, предоставляющая, в том числе и юридические консультации.

Мероприятия Программы, намеченные на этот год выполнены. Результатом этой работы явилась организация информационной поддержки малого бизнеса, повышение степени доступности субъектам малого предпринимательства необходимых услуг на территории города и округов; привлечение малых предприятий к выполнению муниципальных заказов; формирование инвестиционной политики в сфере малого предпринимательства; налаживание сотрудничества со всеми организациями, занимающимися поддержкой малого бизнеса в Магадане, попытка координации их работы.

2.5.2. Организации, занимающиеся поддержкой малого бизнеса


Комитет экономики мэрии г. Магадана Государственная
Светченко Александр Егорович – заместитель мэра г. Магадана – председатель комитета экономики Осуществление регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, проведение консультационной работы по всем направлениям развития малого бизнеса: это - юридические консультации, подбор поставщиков и покупателей, вопросы ценообразования. Активизация работы с торгово-промышленной палатой, что в конечном итоге необходимо для успешного сотрудничества коммерческих структур. Выработка стратегии и координация работы организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса в Магадане
685000, г. Магадан, пл. Горького, 1
тел. (41322) 2-52-36
факс (41322) 2-49-40

Северо-восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Государственная
Задорожный Василий Григорьевич – руководитель
Проведение государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, обеспечение контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи на подведомственной территории (Магаданская область, Чукотский автономный округ)
685000, г. Магадан, ул. Портовая, 8
тел. (41322) 2-32-98, 9-71-88
факс (41322) 2-77-74


Магаданская торгово-промышленная палата Государственная
Чубарова Галина Сергеевна – председатель
Предоставление информации о местных предприятиях и их продукции, оказывание содействия в организации встреч с местными деловыми людьми
685000, г. Магадан, ул. Портовая, 8
тел. (41322) 2-85-12

Некоммерческая организация – Союз производительных сил «Деловая Колыма» Общественная
Репенко Вячеслав Антонович – председатель Союза
Содействие развитию предпринимательства, представление интересов предпринимателей в органах государственной власти
685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 11, каб. 402
тел. (41322) 205-80
факс (41322) 226-24

Российско-американский учебно-научный центр малого бизнеса Некоммерческая (общественная; ассоциация образовательных учреждений)
Веселяева Ольга Юрьевна –директор
Оказание образовательных и консультационных услуг в сфере поддержки малого и среднего бизнеса
685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 35
тел. (41322) 97-398, 97-558, 97-842
факс (41322) 97-558

Международная финансовая корпорация (IFC) (отделение в г. Магадане) Международная организация
Стефан Харапиак– руководитель проекта в г. Магадане Проект технического содействия «Развитие бизнеса на Дальнем Востоке России» (финансируется Канадским агентством международного развития (CIDA)
685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 14, каб. 209
тел. (41322) 99-757
факс (41322) 99-818


 





Наш край



 
^ Наверх