День в истории Колымы среда 20 февраля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » Так когда же Стадухин основал Тауйск?

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

Так когда же Стадухин основал Тауйск?
 

Так когда же Стадухин основал Тауйск?
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
В ряде статей в местной прессе прошло обсуждение истории развития поселков Охотского побережья и даты их основания. Продолжая разговор на эту тему, отметим, что все больше подробностей узнают историки и краеведы о времени и истории их возникновения. И практически во всех случаях дискуссионной проблемой в этом вопросе остается дата их основания й время празднования юбилеев и годовщин. Здесь, на наш взгляд, далеко не полностью исчерпаны возможности даже опубликованных материалов и документов, не говоря уже о неопубликованных.

Наиболее «разработанной» является дата возникновения Тауйска, хотя и здесь имеются свои сложности, на мой взгляд, вполне разрешимые. Когда-то, в начале 1960-х гг., в одной магаданской научной публикации дата высадки в устье реки Тауй отряда казачьего десятника Михаила Стадухина -10 сентября 7161 г. от Рождества Христова, известная по его «отписке, о пребывании его на реках Анадырь, Аклан, Изиге (Гижига -С. С.) и Тавуе», была пересчитана по ошибке как сентябрь 1653 года.

И хотя другие исследователи тогда же указывали в своих работах верную дату этого же события - сентябрь 1652 г., в магаданской краеведческой литературе возобладала неверная дата. Это было явной ошибкой, как на то неоднократно справедливо указывали краеведы и другие исследователи, и ее следовало уже давно исправить. По системе перевода дат сентябрьского года (т. е., как тогда считали, год начинался с 1 сентября) византийской эры на современное летоисчисление (на т. н. январский год) сентябрь - декабрь 7161 г. (т. е. время высадки Стадухина в устье Тауя и строительство зимовья) это 1652 г. А январь - август того же 7161 г. - это уже 1653 г.

Такая хотя и сложная, но математически обоснованная система и принята историками для вычисления всех дат по истории Древней Руси. Проверка ряда дат показала, что эта же система была принята и издателями свода «Дополнений к историческим актам», в котором в 1851 г. и опубликована отписка М. Стадухина. Но пересчитывались и указывались в этом своде только даты написания документов, а даты, приведенные в самом документе, оставлены как в оригинале, т. е. от Рождества Христова. Если бы их пересчитывали, то в тексте, при указании года высадки М. Стадухина на Тауе, стояла бы дата - сентябрь 1652 г. И это исторический, документально зафиксированный факт.

Так что упорное указание в ряде публикаций на эту тему, что М. Стадухин высадился в устье реки Тауй и основал Тауйское зимовье в сентябре 1653 г., - ошибочно. В свое время я пытался разрешить данную ситуацию, отделив вопрос о высадке М. Стадухина и строительстве им зимовья в устье р. Тауй, что, несомненно, относится к 1652 г., от проблемы празднования даты строительства острога, которую можно отсчитывать от 1653 г., поскольку сразу по прибытии, в зиму, отряд М. Стадухина явно не мог заниматься строительством острога - сложного фортификационного сооружения.

Нужно было осмотреться, выбрать наиболее подходящее место, запастись строительным материалом. А уж когда они за 4 - 5 лет «живучи на той реке Тогуе ходили в походы по всякий год» и начали собирать ясак (т. е. дань) с местного населения, брать аманатов (заложников) и на них стали «тунгусские роды приходить приступами», т. е. нападать, вот тогда-то укрепленный острог и понадобился.

Так что повода менять дату празднования основания острога (если не касаться других проблем - таких, например, как перенос острога), на наш взгляд, нет. А вот дата прибытия отряда Стадухина в устье р. Тауй и строительства зимовья историками должна быть исправлена на 1652 г.
Не меньше проблем и с другими «точными» датами - например датой основания Ямского острога. Исследователи в основном ссылаются на сообщение участников 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) Я. Линденау и С. Крашенинникова, которые указали, что датой основания Ямского острога является 1739 г. Но в известных нам документах Ямской острог упоминается несколько ранее 1739 г. В опубликованных в 1916 г. в г. Якутске «Актах архивов Якутской области (с 1650 г. до 1800 г.)» приведены «доношения» комиссара Охотского острога Семена Лыткина от ноября 1730 г. «Об убийстве изменниками ямскими коряками Ивана Лебедева с тридцатью казаками, о разграблении охранявшегося последними судна и о нападении на Ямской острог».

В документе сообщается, что в 1730 г. (по некоторым источникам в 1729 г.) про отряд русских казаков под руководством «командира» Ивана Лебедева, остановившихся в Ямском остроге для охранения оставленного там на зимовку морского судна (бота) «Лев». Это был отряд из военной экспедиции Афанасия Шестакова, который на вновь построенном в 1729 г. в Охотске судне отправился на помощь А. Шестакову.

Но, дойдя до Ямска, уже в сентябре команда была вынуждена встать на зимовку из-за погодных условий. Несомненно, что к тому времени здесь уже был опорный пункт русских для сбора ясака и его охраны. Для охранения судна Иван Лебедев «собрал староплатежных ясачных иноземцев коряк средних (т. е. из бухты Средней у п-ова Пьягина - С. С.) и ямских и иретских (т. е. с р. Иреть - С. С.) для охранения в отстое мореходного судна». Но коряки изменили Лебедеву.

Они напали на охрану корабля и на острог («а оставлено де было нас в остроге для обережи его императорского величества казны одиннадцать человек») и, побив Лебедева с двадцатью шестью человеками, «оные иноземцы пришли к острогу воровски ночным временем и приступали неотступно и зажгли огнем и палили их фузей, которые фузеи отбили они коряки у него Лебедева и тем приступом убили из нас служилых людей четырех человек, а остальных нас семь человек бог миловал: едва вышли живы и пошли в Тауйский острог». Очень важным для нас в этом документе является и уточнение, что «наличная его императорского величества товарная (т. е. на обмен - С. С.) так же и вновь сборная казна (т. е. ясак - С. С), лисицы красные и горностаи осталась в Ямском остроге в казенном анбаре вся в целости...

А токмо вынесли мы из оного острогу знамя - образ пресвятые Богородицы да шесть фузей». Так что были в этом остроге амбары и, видимо, укрепления, поскольку не смогли коряки всех казаков сразу перебить, что было бы легко сделать в простом зимовье. По пути к Тауйскому острогу пятеро из семи ямских казаков остались «для пропитания и за скудостию» в Оле, тоже, надо думать, не на пустом берегу, а в местном поселении. До Тайуска дошли Еким Писарев и Павел Баев, со слов которых и был составлен этот документ. На переговоры с коряками был послан «ламуток Бабочика» с семью человеками, но коряки мириться отказались.

Как выяснило следствие, они сожгли судно и острог, а казну, инструменты судовые (паруса, якорь) и казачьи пожитки разделили, «якорь изломали и куют де стрелы». Особенно пугало Тауйское начальство то, что коряками в Ямском остроге «оружия, пороху и свинцу взято много». И, как показала практика, обращаться с ними они умели.

Так что историю Ямского острога нужно отсчитывать с более раннего времени, чем принятый 1739 г. По поводу ожидаемых в пользу даты 1739 г. возражений, что первый Ямской острог был сожжен, отметим, что и Тауй-ский и Охотский остроги неоднократно сжигались аборигенами, но датой их основания так и считают время их первого появления и (или) упоминания в летописях. Да и при датировании русских городов в европейской части России применяется тот же принцип.

Дата основания селения в устье Олы менее определенна, мо, начиная с построения русского острога в устье р. Тауй Михаилом Стадухиным, окрестности Тауйска и вся акватория Тауйской губы стали хорошо известны якутским и охотским властям. Уже в 1668 г., через 10 лет после первых отчетов М. Стадухина о своем походе, в документах якутского приказа появляются акты об отыскании жемчуга в охотских реках и о народах, там проживающих.

В уже упомянутых «Дополнениях к актам историческим» в 5 томе (акт № 77) приводятся слова «Гришки Онкудинова», побывавшего на Оле, который сообщал, что «за Тоуем де рекою есть река Ола, и по той де реке живут многие роды неясачные иноземцы Коряки, а бой де у них лучной и бросают де из ременья каменьем, а стрелы де, государь, у них деланы из кости моржового зуба, и соболей де и лисиц черных у них много;... а с Тоуя де, государь, реки до Олы реки идти берегом 5 дней». На наш взгляд, здесь дано совершенно четкое указание на существование поселения на реке Ола.

В начале лета 1669 г., как следует из отписки охотского приказчика Матвея Сосновского, для жемчужного промысла, а также для проведывания коряков на реки Тауй и Ола были посланы во главе отряда казаков служилые люди Константин Дмитриев и Степан Жемчужник (возможно, прозвище - С. С). Им предписывалось также собрать недоимки по ясаку. Это предприятие окончилось неудачей: сам Дмитриев и участники экспедиции Лев Андреев, Степан Марков были убиты на Тауе, а их вещи переданы в Охотск «ясачными иноземцами».

К началу XVIII в. Ольское поселение, наряду с Тауйским острогом, стало, несомненно, важным населенным пунктом в Тауйской губе. В краеведческой литературе часто приводят сообщение приказчика Тауйского зимовья Степана Осипова от 1702 г. об обращении к нему ольских пеших тунгусов с просьбой усмирения «неясачных коряков». Имеется сообщение и о нападении коряков на «тауйских пеших ясачных тунгусов» в более позднее время.

Казаки, конечно, принимали ответные меры. В сборнике документов «Памятники Сибирской истории», изданном Министерством внутренних дел в 1885 г., приводится официальная отписка (докладная) приказчика Охотского острога Ивана Мухоплева о его походе в 1709 г. со «служилыми людьми ... на немирных коряков». Стычки происходили даже с теми коряками, которые прежде уже платили ясак. Так, оставаясь на реке Оле с пешими тунгусами, И. Мухоплев послал двух служилых, Ивана Кормали-на и Прохора Федорова, на реку Сиглан (п-ов Кони) к коряку Вачучко (который жил там «с детьми, всего человек 10») для сбора ясака за 1709 г. («7 лисиц красных»).

Вачучко отказался платить ясак и идти на Олу, убил посланных к нему казаков и ушел на лодках в море. И. Мухоплев послал на поиски Вачучко «ольских ясачных лучших тунгусов», которые были с Вачучко в родственных отношениях, однако тот не прислушался к ним и не вернулся. Позже поисками Вачучко занялся «сын боярский» Иван Поротов, который нашел на реке Яма его родственников и его самого и взял всех в аманаты (заложники -С. С), «привел на Тауй в Янское зимовье и посадил их в крепи» (т. е. взял под стражу -С. С). Остальных - не подчинившихся коряков он преследовал по морю и на островах, взял много аманатов и собрал часть ясака. Так что на Оле, как и на других окрестных реках, в те годы постоянно проживало местное население.

Река Ола все чаще фигурирует в документах XVIII века. Во время плавания вдоль Охотского побережья из Охотска на Камчатку и обратно лодьи «Восток» в 1716-1717 гг. именно р. Ола упоминается как место, где судно отстаивалось в ожидании подходящего ветра и отдыха. Без видимой причины - такой, например, как существование поселения аборигенов, где можно запастись водой и пищей, это место вряд ли привлекало бы внимание мореходов.

Я. Линденау в своих записках от 12 февраля 1743 г. совершенно ясно пишет о существовании поселения в устье р. Ола даже в зимнее время: «ручей... впадает в залив Ола. Здесь стойбища оленных тунгусов».

Прямое указание на существование поселка в устье р. Ола мы видим и на карте р. Ола, составленной местными жителями в Тауйске в начале 1740-х гг. (не позднее 1743 г.) и опубликованной уже в наше время Б. П. Полевым.

Уже то, что многие топонимы т. е. названия географических объектов, далеко не первой величины, сохранились до наших дней, указывает на то, что проживание населения в этой местности не прерывалось со времени составления карты и существовало задолго до него. Это названия притоков Олы - р. Маякан, сохранившей это имя по сей день, и реки Ангиля, название которой в этой же местности перешло к горе и трансформировалось в название «Англия». Об этом свидетельствует и точная передача местности: как показано на карте, в долине реки Ола, у устья р. Маякан имеется большая приметная скала.

Возможно, что и название изображенного на карте правого притока Олы (выше устья реки Маякан) «Лук» следует читать как «Алут». Но оно требует комментария. Название «Алут» сейчас в той местности действительно имеется, но оно относится к озеру в верховьях р. Маякан и к реке Алут (правый приток р. Яма), текущей от этого озера. Предложение В. В. Леонтьева, высказанное в «Топонимическом словаре Северо-Востока СССР», со ссылкой на Я. Линденау, что река Алут раньше называлась Каленчуга, следует уточнить, поскольку название реки Каленчуга сохранилось до наших дней (это р. Ха-ланчига), а р. Алут впадает в Яму значительно выше реки Каленчуги (Халанчиги).

Полностью отпадает и другое, высказанное там же предложение, что название «Алут» было дано геологами в 1930-е гг. в память об их родном городе Тула (при прочтении наоборот). Это название в написании «Алёт», например, упоминается Н. Чихачевым как правый приток Ямы в его «Описании сходящихся вершинами рек, впадающих в Охотское море и реку Колыму», опубликованном еще в 1856 г. И. уж совсем не нуждается в» комментариях надпись на карте «Юрты иноземческие коряцкие»' на косе в устье реки Ола с изображением двух строений, наподобие тех,5 что и на карте реки Ямы с указанием «Ямский острог».

Таким образом, ольчане могут исчислять возраст своего поселка, если не с момента упоминания в 1668 г. о проживании на реке Ола коряков или не с года сообщения; Степана Осипова (1702 г.) или Ивана Мухоплева (1709 г.) об ольских пеших тунгусах, то, несомненно, с даты составления этой карты и сообщения о поселении на ольской косе: Я. Линденау(1743г.).

С. Б. Слободин, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН. 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Шугаринг в Королёвесахарная эпиляция в Королёве Никаких раздражений не возникает. Мастер выполняет свою работу аккуратно, качественно и быстро. Как мастера Иру подружкам уже давно порекомендовала.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 


 
 

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

НОСОВ Сергей Константинович
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru