Общее среднее образование



Сеть общеобразовательных учреждений Магаданской области представлена общеобразовательными учреждениями следующих видов:

- начальная общеобразовательная школа - 4;
- начальная школа - детский сад - 6;
- основная общеобразовательная школа - 8;
- средняя общеобразовательная школа - 33;
- гимназия - 4;
- лицей - 4;
- школа с углубленным изучением отдельных предметов - 4;
- школа - интернат среднего (полного) общего образования-2;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 3.
В течение 2006 года система общего образования претерпела незначительные изменения: по сравнению с прошлым годом сократилось число средних (полных) школ на 1 учреждение. Два центра образования № 7 и № 29 изменили статус.
На начало 2006/2007 года контингент учащихся общеобразовательных школ Магаданской области составил 18934 учащихся, из них 17460 учащихся дневных школ и 1474 - вечерних.

За последние три года число учащихся сократилось на 3540 человек, в сравнении с 2004 годом на 10%., с 2005 - на 7%.

Анализ статистических данных показывает, что динамика изменения сети общеобразовательных учреждений в целом соответствует динамике уменьшения контингента обучающихся.

На территории области удовлетворению образовательных потребностей учащихся и их родителей способствует вариативность учреждений и образовательных программ.

Сеть и контингент учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов не претерпевают значительных изменений. В 283 классах 13 общеобразовательных учреждений реализуются программы лицейского, гимназического, углубленного образования школьников. В них обучается 36,5% от общего количества учащихся, что на 5,5% больше в сравнении с 2005 годом (31%).

В целях реализации законодательства в сфере образования и обеспечения прав граждан на получение доступного и качественного образования используются различные формы обучения.
За последние годы произошли позитивные изменения в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Систематизирована работа с одаренными детьми во всех учреждениях образования. Увеличивается число учащихся - участников и призеров олимпиад, научно-практических конференций разного уровня. Приводится в систему исследовательская деятельность учащихся школ области, совершенствуются формы работы с детьми данной категории, в том числе в массовой школе, развивается олимпиадное движение. Создан региональный банк данных способных, талантливых детей, Перспективной становится государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи - учащихся, имеющих высокие показатели в учебе.

В 2006 году в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 12 предметам приняли участие 165 школьников. Победителями и призерами стали 86 участников из 23 общеобразовательных учреждений, в том числе 68,6 % школьников города Магадана, 31,4 % - из районов области. Лидирующее место традиционно занимают гимназии и лицеи (72%).

13 школьников представляли область на федеральном окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады по 6 предметам (в 2 раза больше участников, чем в 2004 году), продемонстрировав достаточно высокий уровень подготовленности, что подтверждается результатами: два диплома заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников - диплом первой степени по праву и второй степени по русскому языку; 4 место по биологии, 1 место в творческом конкурсе "Буримэ" и 22 место из 89 участников по литературе, 15 место из 230 участников по английскому языку, 46 место из 170 участников по истории.
919 школьников стали участниками межрегиональных заочных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, русскому языку, зональных, Всероссийских и международных мероприятий.

Приоритетный национальный проект позволил определить лидеров среди талантливой и способной молодежи из числа победителей регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и предоставить 4 учащимся государственную поддержку в размере денежного поощрения 60 тыс. и 30 тыс. рублей.

В летний период 2006 года организована одиннадцатая областная многопрофильная школа "Одаренные дети", в которой 50 учащихся из числа победителей, призеров олимпиад, конкурсов и научных конференций прошли обучение по углубленным курсам английского языка, математики, химии, физики, биологии, русского языка и литературы.

Для стимулирования учебной, научно-исследовательской и других видов деятельности одаренных учащихся губернатором Магаданской области учреждено 49 стипендий обучающимся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях системы дополнительного образования детей и молодежи.
Пятнадцатый раз на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия (английская)" г. Магадана проведен открытый областной конкурс среди учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ области в рамках программы обмена школьниками "Акт в поддержку свободы", проводимой американскими советами по международному образованию при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором приняли участие более 100 старшеклассников школ г. Магадана, Ольского и Среднеканского районов (в 2005 - 99).
В марте 2006 г. проведена тринадцатая научная конференция учащихся г. Магадана, в которой приняли участие 168 школьников, в т. ч. школьники Ягоднинского, Ольского, Тенькинского, Сусуманского районов.

Исследовательская деятельность школьников находит свое продолжение в межвузовской научной конференции, Российской научной конференции школьников, Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвященному Д.И.Менделееву. 14 старшеклассников образовательных учреждений области приняли участие в работе 5 секций V межвузовской научно-практической конференции. Три доклада учащихся школ области отмечены как лучшие в секциях "Математика. Физика", "Биология", "История".
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, следует отметить, что руководителями отдельных общеобразовательных учреждений не в полной мере используются возможности учебного плана для занятий с учащимися.

По итогам прошедшего учебного года увеличился процент качества успеваемости и составил 36,6% (7040 уч-ся), это выше на 1,6 прошлогоднего показателя. Вдвое снижено количество неаттестованных по всем предметам: от 107 до 51 ученика.

Число "золотых" медалистов сократилось на 8 (а 2005 г. - 44); "серебряных" медалистов на 9 выпускников меньше (в 2005 г. - 75). Традиционно большее количество медалистов приходится на город Магадан - 75 человек, 73,5 % от числа медалистов.

Продолжают получать образование 98,3 % (2005 г. - 95,4%) выпускников основной школы, в том числе в 10 классе - 83 %, (2005 г. - 82,5 %), и 74,2 % выпускников, получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании в системе СПО и ВПО (2005 г. - 80,5%).

Несмотря на позитивную тенденцию уменьшения числа учащихся 1-9 классов, оставленных на повторное обучение (0,6 % от общего числа обучающихся в 2006 году, по сравнению с 2005 г.), и снижения числа учащихся, не завершивших образование (в 2005 году таких учащихся было 31, в 2006 - 26), обеспечение доступного качественного образования детям и подросткам "группы риска" остается актуальной проблемой.

В целях формирования государственной системы объективного контроля качества образования департаментом продолжена работа по участию в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. В 2006 году в государственной итоговой аттестации принял участие 1731 выпускник общеобразовательных школ (83,7 % от общего числа обучающихся, за исключением выпускников вечерних школ). По сравнению с прошлым годом возросло число желающих выпускников сдавать в формате ЕГЭ математику, химию, обществознание, но сократилось по физике, биологии, географии, английскому языку, истории России.
Наметившаяся в 2005 году положительная динамика среднего тестового балла сохранилась в 2006 году по английскому языку, физике, наметилась по биологии, обществознанию, литературе, русскому языку.
В 2006 году, как и в прошлом, получен только один высший результат - 100 баллов - по русскому языку, 80 баллов и выше получили по разным предметам 74 участника ЕГЭ.

Лучшие результаты выпускники показали по английскому языку (справились 95%), русскому языку (справились 91,7%), по биологии, обществознанию, (соответственно 89,2%, 86,7%); самый низкий результат по химии и математике (соответственно 67,6%, 68,7%).
Лидером по итогам ЕГЭ практически по всем предметам является МОУ "Гимназия (английская)" г. Магадана.

Однако средний балл по всем предметам, кроме английского языка, ниже 50%, а по химии и истории ниже 40%, т.е. ниже среднероссийских показателей.

За последние годы наблюдается положительная динамика успешного освоения программ среднего (полного) общего образования выпускниками 11-х (12-х) классов.

В 2005-2006 учебном году в общеобразовательных учреждениях области приступили к реализации новых подходов к проведению итоговой аттестации выпускников основной школы. В 9 экспериментальных классах апробировалась новая форма проведения экзамена и оценивания работ. По русскому языку экзамен по новой форме сдавали 196 выпускников (7%) из экспериментальных 10 классов 5 школ 4 районов. По математике 449 выпускников (17,3%) из 18 экспериментальных классов 9 школ 4 районов.
Не снижается количество выпускников 9-х классов, имеющих положительные результаты итоговой аттестации.

Начата работа по созданию Центра мониторинга качества образования на базе регионального центра обработки информации департамента образования и накоплению аналитического и статистического материала по характеристике учебно-материального комплекса школ области. Работа ведется по 3 направлениям:
1. "Мониторинг обученности",
2. Организация дистанционных модулей по подготовке педагогов выпускных и предвыпускных классов к экзаменам.
3. Организация подготовки выпускников через систему Интернет-курсов.
В 2007 году Департаменту образования предстоит продолжить работу по созданию региональной системы оценки качества образования на базе РЦОИ.
Складывается практика экспериментальной и инновационной работы по различным аспектам деятельности системы образования. В 21 школе (30% от общего количества) ведется инновационная деятельность по различным направлениям.
В текущем учебном году статус областных экспериментальных площадок получили 8 образовательных учреждений по 3 направлениям:
" по организации общественного (управляющего) совета;
" по созданию равных условий для получения доступного полноценного образования для детей с особыми образовательными потребностями;
" по апробации региональной интегрированной программы "Эволюция Северо-востока с древнейших времен до наших дней".
Коллегией департамента одобрены результаты работы 3-х экспериментальных классов 9 школ 3 муниципальных образований по введению профильного обучения. Проведение эксперимента позволило сформировать основные подходы к организации профильного обучения в условиях региона. За этот период накоплен опыт взаимодействия областных экспериментальных площадок по введению профильного обучения. Социально-педагогический мониторинг показывает рост положительного отношения учителей, родителей и учащихся к профильному обучению:

Категория респондентов 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год
Педагогические работники 92 % 94,3%
Учащиеся 77% 86,2%
Родители 73% 85,1%

Вместе с тем данный эксперимент выявил недостаточную готовность педагогических кадров к осуществлению учебно-воспитательного процесса в условиях введения профильного обучения и недостаточную учебную самостоятельность учащихся.

Около 50% школ организовали предпрофильную подготовку и профильное обучение на старшей ступени обучения. Департаментом образования и муниципальными органами управления образованием накоплен опыт создания классов военно-патриотической направленности и кадетских классов (таблица 3.2. № 7).
Следует отметить, что в школах области преобладают профили вузовской направленности, в то время как недооцениваются профили предметно - деятельностной направленности, сформированные с учетом потребностей регионального рынка труда.

Возможность выбора школы с углубленным или профильным обучением остается актуальной проблемой для сельских школьников. Так, если в городской местности сеть школ, реализующих программы профильного обучения для учащихся 10-11 классов составляют свыше 40 %, то в сельской местности таких школ менее 10 % от общего числа.

Основными проблемами по-прежнему являются:
- программно-методическое обеспечение,
- сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений.
- взаимодействие учреждений общего среднего, начального и среднего профессионального образования.
Муниципальная система образования по - прежнему нуждается в активизации работы по экспериментальной деятельности, а также по совершенствованию структуры методической службы в целом..

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования Департаментом образования администрации Магаданской области, муниципальными органами управления образованием завершается работа по поэтапному введению федерального и регионального (национально-регионального) компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В 2006/2007 учебном году 78,5 % образовательных учреждения области реализуют региональный базисный учебный план, около 50 % школ организуют учебный процесс в соответствии с Концепцией регионального содержания образования по 4 образовательным областям.

В рамках реализации областной целевой программы "Развитие образования в Магаданской области" в целях создания условий для выполнения государственного стандарта начального и основного общего образования в плане изучения его регионального (национально-регионального) компонента подготовлены и изданы сборник нормативно-правовых документов "Национально-региональный компонент в содержании и структуре образования Магаданской области", учебное пособие "История родного края. 8 класс", подготовлена к изданию "Учебная программа по биологии. 5-9 классы". В образовательных учреждениях Северо-Эвенского района в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера создаются условия для развития их культуры, родных языков. В 2005/2006 учебном году в 2 школах области изучаются как предмет и в 3 школах факультативно эвенский и корякский языки.
В 2007 году будет продолжена работа временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа) по разработке учебно-методических комплексов по литературе, природоведению, биологии, географии.
Накоплен положительный опыт создания нормативной правовой базы по организации и проведению конкурсных отборов лучших школ и учителей, созданию общественных органов управления образовательными учреждениями.

Профессиональные конкурсы "Педагог года", "Школа года", направленные на поддержку лидеров педагогического мастерства, способствуют выявлению и распространению успешных образцов инновационной практики. Ежегодно на их проведение из областного бюджета направляются средства в объеме более 100,0 тысяч рублей и около 400,0 тысяч рублей соответственно.
В 2006 году в областном смотре-конкурсе "Школа года" приняли участие 13 образовательных учреждений из 6 муниципальных образований: 3 общеобразовательных, 7 дошкольных учреждений и 3 учреждения дополнительного образования, на 5 учреждений больше по сравнению с 2005 годом. Учреждения дополнительного образования принимают в конкурсе участие 1 раз в 2 года. (2004 г. - 13 учреждений, 2005 г. - 8 и 2006 г. - 13). Трем учреждениям - победителям конкурса в номинации "Дошкольное образовательное учреждение", "Общеобразовательное учреждение", "Учреждение дополнительного образования" вручен грант губернатора в размере 100,0 тыс. рублей каждому.

По-прежнему в конкурсе принимают активное участие образовательные учреждения г. Магадана, Хасынского, Ягоднинского, Ольского районов.

Во Всероссийском конкурсе "Лучшие школы России" участвовала Гимназия № 24, победитель областного конкурса "Школа года -2006" и конкурсного отбора лучших школ в рамках ПНПО.
Основные направления работы в 2006 году:
В соответствии с планом действий Департамента образования администрации Магаданской области на 2005 - 2007 годы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденным решением Коллегии Департамента образования от 28 апреля 2005 года (протокол № 1) и на основании анализа работы необходимо продолжить деятельность, направленную:
- на реализацию федеральных, региональных целевых программ и национальных проектов, направленных на поддержание и развитие общего образования, развитие системы поддержки одаренных детей, создание условий для организации и проведения областных олимпиад, участия во всероссийских и международных олимпиад школьников;
- на развитие системы профильного обучения на старшей ступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9 классах основной школы, сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования;
- на разработку региональной системы оценки качества получаемого обучающимися образования;
- на продолжение эксперимента по введению ЕГЭ в "одну волну";
- на апробацию новых форм итоговой аттестации выпускников основной школы;
- на создание условий в общеобразовательных учреждениях для реализации концепции регионального содержания образования


 





Наш край



 
^ Наверх