День в истории Колымы вторник 26 сентября

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » Старинные церкви земли Колымской. Православие на Колыме

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

Старинные церкви земли Колымской. Православие на Колыме
 

/uploads/all/1236058412_1.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Территория, где в 1939 году вырос г. Магадан, долгое время оставалась не заселена русскими. Хотя есть гипотеза, что еще в 1639г. Здесь побывал исследовательский отряд казаков Москвина... Однако в ближайших окрестностях, это по меркам нашего северо-востока 150-300 км и больше, периодически возникали русские поселения либо казачьи крепости.

В те далекие годы семнадцатого столетия служилые казаки-землепроходцы возводили свои крепости-остроги как форпосты Российского государства во вновь осваиваемых землях. Остроги те также являлись и местом сбора ясака с аборигенного населения.

Строя крепости, казаки наряду с жилыми казармами,арсеналами и складами сразу возводили часовни. История сохранила немало имен казаков-воинов, впоследствии ставших православными священниками или монахами (один из них - Иван Козыревский, открыватель Курильских островов). Первые часовенки в окрестностях Магадана возводились в форпостах Мотыклей, Тауйск, Ямск (ХYII-XYIII вв.). Впоследствии в Тауйске и Ямске были сооружены здания православных церквей. Упомянем о том, что очень часто на Земле Колымской церкви перестраивались из уже существующих часовен. Нужно добавить, что нередко, в 18-19 столетии в некоторых Магаданских храмах не было постоянных священников, а службы совершались от случая к случаю, когда эти края посещали миссионеры либо соседние иереи.

Доподлинно известно, что в XYIII в. ближайшая к еще не возникшему Магадану православная церковь, находилась в городке Гижига. Однако в XIX веке в окрестностях Магадана построены четыре новые церкви: тауйская (1839 г.), ольская (1895 г.), арманская и ямская (конец 19 столетия). До этого в Тауйске постоянно стояла православная часовня - последний раз она возводилась в 1820 г. (северные церкви и часовни частенько горели).

В Оле и Армани первые часовни построены только в пятидесятые годы XIX в., так как селения долгое время оставались сугубо туземными и русские в них проживали непостоянно (купцы или полицейские чины, иногда - ссыльные). Правда, те часовни были весьмa крупных размеров, со святыми престолами, то есть здесь можно было совершать православные службы. Поэтому в народе первые ольская и арманская часовни величались церквями. О существовании же часовенки в Ямске еще в 1743 году упоминает в своих записках российский ученый исследователь Я.И.Линденау.

Самая первая православная церковь магаданских окрестностей, о которой хорошо известно из сохранившихся архивных документов, построена в селе Тауйск. В 19 столетии этот населенный пункт еще именовался “крепосца”.

По преданию, на месте будущего храма была найдена икона Покрова Божией Матери, которую обронили каюры, проезжавшие по Гербейской дороге. Тауйская Покровская церковь, выстроенная местными жителями, освящена в 1839 году. Ее первым священником стал отец Степан (Попов), прибывший из города-порта Охотск. Первые тауйские причетники - дьяк Михаил Протопопов, также прибывший из Охотска, и дьяк Петр Винокуров, присланный из якутского Богородского храма. Церковным же старостой избран местный колымский казак Логгин Максимович Крымский.

Однако то здание Покровской церкви переоборудовали из уже упомянутой нами часовни. Поэтому в 1843 году тауйцы всем миром взялись за возведение нового храма. И вновь руководит строительством казак Логгин Крымский, на протяжении 19 лет - бессменный церковный староста.

Освящал новый храм 5(17) марта 1847 года во время своего второго путешествия по Охотскому побережью легендарный святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Сибири и Америки. Второй тауйский иеpей о. Илларион (Черных) прибыл в селение в 1846 г. из Русской Америки.

В 1889 году и жители села Ола взялись за сооружение православного храма. К тому времени они все были крещеными и твердо держали знамя Православной Веры. Строительство то для бедного национального поселка было весьма нелегкой задачей - не было ни толковых мастеров, ни хороших строительных материалов. Но северяне - народ дружный. Весьма обрусевшим ольским инородцам помогали в меру сил тауйцы...

К 1895 году возведение Ольской церкви Богоявления Господня практически завершено. И первый местный священник о. Владимир (Михальчук) просит у епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Макария (Дарского) освятить новый православный храм, не дожидаясь окончательного завершения строительства.

Практически сразу в доме священника открывается и школа, где юные эвены, якуты к коряки обучались русской грамоте, арифметике, рукоделию, рисованию и обязательному православному хоровому пению, чтобы правильно петь на клиросе. Подобное практиковалось и в Тауйске, и в Армани, и в Ямске.

Уже в 1909 году в Оле, согласно церковным документам, насчитывается шесть лиц духовного звания - это при населении поселка в 122 человека. А в здании самой церкви красуется полотняный иконостас, привезенный из Москвы. Он был приобретен на деньги крещеных туземцев-кочевников, братьев Иннокентия и Михаила Хабаровых , весьма состоятельных людей.

Кстати, чуть раньше Ольского храма построена в окрестностях Магадана (дальних окрестностях), близ урочища Сеймчан, большая часовня со святым престолом, при которой постоянно проживал и совершал православные службы иеромонах Парфений...

Дошли до наших времен имена некоторых священнослужителей 19 - начала 20 века, беззаветно трудившихся на суровой земле Колымской: Тауйские церковнослужители - священник о. Николай (Черных), дьяк Леонтий Черных, пономарь Исай Черных. Все они - дети второго тауйского иерея о.Иллариона. Ольские церковнослужители - священник о.Иоанн (Поваренов) - родом из Пензенской губернии, иерей о.Иннокентий (Машин) и еще один священник о.Иннокентий (Попов). Марковские церковнослужители - священник о. Митрофан (Шипицин) и церковный учитель Афанасий Дьячков, чуванец по национальности.

Есть у тауйских старожилов и местное народное предание о тауйской чудотворной иконе Покрова Божией Матери.

Святой лик Покрова Божией Матери вынесло к селению море (начало 19 в.). Он постоянно украшал местный храм, а в скором времени жители заметили, что икона творит чудеса. Тогда-то у тауйцев и сложился обычай в день обретения иконы выходить с ней крестным ходом, совершая обход вокруг селения, и обязательно выходить на берег моря. Тауйская Богородица надежно оберегала сельчан от наводнении и всевозможных эпидемий.

В начале 20 века во времена Камчатского епископа Нестора (Анисимова) и, скорее всего, при его курировании возили икону на реставрацию в Петербург, где к изображению Богородицы добавили несколько ликов святых и сделали золотой оклад... Когда же к власти в России пришли большевики, а Тауйская Покровская церковь была закрыта (коммунисты сначала устроили в здании церкви клуб, а потом склад), чудотворную икону укрывают родственники одного из местных иереев...

И ныне, в 2002 году, спасенная чудотворная икона Покрова Божией Матери находится в частных руках...

Православные церкви на освобожденной от атеистического безбожия земле Колымской строятся вновь. Это уже не простенькие бревенчатые строения, а каменные монументальные храмы.

Вадим СИЛАНТЬЕВ
(газета "Регион") 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Предлагаемая женская одежда оптом от МОДНОГО ГОРОДА выполнены в самых различных.. Склад одежды оптом МОДНЫЙ ГОРОД предоставляет одежду оптом из Турции, отвечающую самым разным вкусам и предпочтениям. Модная женская одежда оптом от турецких производителей – это всегда актуальный дизайн, современный фасон, отличные ткани, замечательное качество и высококачественная фурнитура. Турецкая модная одежда оптом, благодаря качественным тканям и привлекательному дизайну – всегда в моде.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Фракции Магаданской областной Думы

Фракции Магаданской областной Думы

В Магаданской областной Думе VI созыва действуют четыре фракции
 

 
Экономика города. Общие сведения

Экономика города. Общие сведения

В сложных макроэкономическх и геополитических условиях 2015 года экономика муниципального образования «Город Магадан» развивалась разнонаправлено, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной.
 

 
Демография и рынок труда Магадана

Демография и рынок труда Магадана

Численность постоянного населения муниципального образования «Город Магадан» на 1 января 2016 года по утвержденной статистической информации составила 98,9 тыс. человек или 67,6% от численности населения Магаданской области
 

 
Детские сады Магадана

Детские сады Магадана


 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543