День в истории Колымы вторник 19 февраля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История первых промышленных предприятий Магадана

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

История первых промышленных предприятий Магадана
 

/uploads/all2/1237867949_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
История первых промышленных предприятий Магадана - это история его старейших заводов • авторемонтного (АРЕМЗ или АРЗ) и судоремонтного (Ns 2 или Марчеканского). 1937 год явился для них своеобразной точкой отсчета Практически 65 лет назад первый стал самостоятельным предприятием, а второй сложился как предприятие данного профиля.

Однако начинать отсчет необходимо все-таки с лета 1932 г. Тогда на берегу речки Магаданки стали сооружаться мастерские, предназначенные для ремонта автомобилей и тракторов недавно организованного Дальстроя. Вскоре в их составе появились механический литейный, кузнечный кузовной и другие цеха Они возводились силами заключенных, и в каждом затем работало много осужденных специалистов

В 1935 г на базе мастерских был организован АРЕМЗ - авторемонтный завод. В фондах государственного архива Магаданской области сохранился его первый отчет. В нем говорится «АРЕМЗ выделен в самостоятельный баланс с 1 июля 1935 года». Еще один архивный документ также отмечает, что в Магадане тогда уже функционировал авторемонтный завод с числом работающих до 1 тысячи

Первым управляющим АРЕМЗа был заключенный Н.П.Обухов. Правда, он возглавлял его всего лишь в июле - августе 1935 г, но до этого с декабря 1934 г руководил авторемонтными мастерскими. Судьба его затем сложилась трагически как впрочем, и следующего управляющего АРЕМЗа - Б.Б.Гомберга. Первый был расстрелян в 1938 г по постановлению тройки УНКВД по Дальстрою, второй после осуждения по сфабрикованным данным умер в стационаре лагерного отделения прииска имени Чкалова в декабре 1941 г

АРЕМЗ входил в систему УААТДС - Управления автоавиатранспорта Дальстроя затем был переведен в УАТ ДС - управление автотранспорта Дальстроя. В связи с этим завод стал именоваться АРЗ. 15 июня 1937 г АРЗ был выделен в самостоятельное управление с непосредственным подчинением дирекции Дальстроя.

Согласно тут же утвержденному положению на него возлагалось производство а)капитального и восстановительного ремонта автомашин отечественных марок, б) автотранспортных запасных частей в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями, в) новых механизмов, агрегатов, узлов и деталей как для нужд своего завода, так и для других предприятий, г) металлообрабатывающего и мерительного инструмента, штампов, приспособлений и прочего.

Вместе с тем в то время когда еще существовали автомеханические мастерские, 8 сентября 1934 г было организовано управление строительства завода № 2, которое возглавил Н И Мовсесян (Мовсесов). Новое предприятие строящееся в районе Марчекана должно было ремонтировать суда Дальстроя и выпускать плавучие средства собственного производства. Само же строительство ввиду того что под возведение цехов не было готовой площадки и ее приходилось вырубать в прибрежных скалах, засыпая береговую полосу бухты добываемой в них породой, растянулось на несколько лет.

Поэтому в материалах Государственного архива Магаданской области также отмечается, что в состав управления морского транспорта Даль-строя (УМТ ДС) входит «завод № 2, осуществлявший в 1937 году строительство самого же завода и одновременно выполняющий работы эксплуатационного характера». К числу последних относилось строительство и сборка новых барж и буксирного парохода «Марчекан». Непосредственное отношение к этому имел инженер В В Куковеров одновременно являвшийся главным механиком УМТ ДС.

В конце мая 1937 г сборка парохода была закончена В бухте Нагаева провели его двухчасовое испытание а затем «Марчекан» вышел в свой первый рейс. 19 июля 1937 г он вернулся из Армани и доставил плот из 600 бревен для строительства порта. Однако в данный период В.В.Куковеров уже был не только инженером строящегося завода № 2 и главным механиком УМТ ДС. На это указывает недавно обнаруженный мной архивный документ. В нем, в частности говорится «Назначить с 27 марта 1937 года главного механика УМТ инженера Куковерова начальником завода № 2 по совместительству»

По существу В В Куковеров стал первым руководителем практически уже построенного завода № 2 позднее получившего наименование «Марчекан-ский» С 1 января 1970 г вместе с Магаданским механическим заводом (бывшим АРЗом) и заводом топливной аппаратуры он вошел в состав нового предприятия - Магаданского ремонтно-механического завода (МРМЗ)

С 1 января 1987 г МРМЗ был вновь реорганизован в Магаданский механический завод (ММЗ) 1 ноября 1992 г он стал дочерним акционерным предприятием объединения «Северовостокзолото» а в настоящее время существует как ОАО «Магаданский механический завод»

Александр Козлов
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Смесители для кухни - СанМагаз С 2004 года Wasser Kraft на современных заводах, оснащенных высокотехнологичным оборудованием разрабатывает и производит смесители. Для изготовления смесителей применяется латунь. Продукция, изготовленная из латуни, характеризуется долговечностью и прочностью.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 


 
 

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

НОСОВ Сергей Константинович
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru