День в истории Колымы вторник 26 сентября

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История первых промышленных предприятий Магадана

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

История первых промышленных предприятий Магадана
 

/uploads/all2/1237867949_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
История первых промышленных предприятий Магадана - это история его старейших заводов • авторемонтного (АРЕМЗ или АРЗ) и судоремонтного (Ns 2 или Марчеканского). 1937 год явился для них своеобразной точкой отсчета Практически 65 лет назад первый стал самостоятельным предприятием, а второй сложился как предприятие данного профиля.

Однако начинать отсчет необходимо все-таки с лета 1932 г. Тогда на берегу речки Магаданки стали сооружаться мастерские, предназначенные для ремонта автомобилей и тракторов недавно организованного Дальстроя. Вскоре в их составе появились механический литейный, кузнечный кузовной и другие цеха Они возводились силами заключенных, и в каждом затем работало много осужденных специалистов

В 1935 г на базе мастерских был организован АРЕМЗ - авторемонтный завод. В фондах государственного архива Магаданской области сохранился его первый отчет. В нем говорится «АРЕМЗ выделен в самостоятельный баланс с 1 июля 1935 года». Еще один архивный документ также отмечает, что в Магадане тогда уже функционировал авторемонтный завод с числом работающих до 1 тысячи

Первым управляющим АРЕМЗа был заключенный Н.П.Обухов. Правда, он возглавлял его всего лишь в июле - августе 1935 г, но до этого с декабря 1934 г руководил авторемонтными мастерскими. Судьба его затем сложилась трагически как впрочем, и следующего управляющего АРЕМЗа - Б.Б.Гомберга. Первый был расстрелян в 1938 г по постановлению тройки УНКВД по Дальстрою, второй после осуждения по сфабрикованным данным умер в стационаре лагерного отделения прииска имени Чкалова в декабре 1941 г

АРЕМЗ входил в систему УААТДС - Управления автоавиатранспорта Дальстроя затем был переведен в УАТ ДС - управление автотранспорта Дальстроя. В связи с этим завод стал именоваться АРЗ. 15 июня 1937 г АРЗ был выделен в самостоятельное управление с непосредственным подчинением дирекции Дальстроя.

Согласно тут же утвержденному положению на него возлагалось производство а)капитального и восстановительного ремонта автомашин отечественных марок, б) автотранспортных запасных частей в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями, в) новых механизмов, агрегатов, узлов и деталей как для нужд своего завода, так и для других предприятий, г) металлообрабатывающего и мерительного инструмента, штампов, приспособлений и прочего.

Вместе с тем в то время когда еще существовали автомеханические мастерские, 8 сентября 1934 г было организовано управление строительства завода № 2, которое возглавил Н И Мовсесян (Мовсесов). Новое предприятие строящееся в районе Марчекана должно было ремонтировать суда Дальстроя и выпускать плавучие средства собственного производства. Само же строительство ввиду того что под возведение цехов не было готовой площадки и ее приходилось вырубать в прибрежных скалах, засыпая береговую полосу бухты добываемой в них породой, растянулось на несколько лет.

Поэтому в материалах Государственного архива Магаданской области также отмечается, что в состав управления морского транспорта Даль-строя (УМТ ДС) входит «завод № 2, осуществлявший в 1937 году строительство самого же завода и одновременно выполняющий работы эксплуатационного характера». К числу последних относилось строительство и сборка новых барж и буксирного парохода «Марчекан». Непосредственное отношение к этому имел инженер В В Куковеров одновременно являвшийся главным механиком УМТ ДС.

В конце мая 1937 г сборка парохода была закончена В бухте Нагаева провели его двухчасовое испытание а затем «Марчекан» вышел в свой первый рейс. 19 июля 1937 г он вернулся из Армани и доставил плот из 600 бревен для строительства порта. Однако в данный период В.В.Куковеров уже был не только инженером строящегося завода № 2 и главным механиком УМТ ДС. На это указывает недавно обнаруженный мной архивный документ. В нем, в частности говорится «Назначить с 27 марта 1937 года главного механика УМТ инженера Куковерова начальником завода № 2 по совместительству»

По существу В В Куковеров стал первым руководителем практически уже построенного завода № 2 позднее получившего наименование «Марчекан-ский» С 1 января 1970 г вместе с Магаданским механическим заводом (бывшим АРЗом) и заводом топливной аппаратуры он вошел в состав нового предприятия - Магаданского ремонтно-механического завода (МРМЗ)

С 1 января 1987 г МРМЗ был вновь реорганизован в Магаданский механический завод (ММЗ) 1 ноября 1992 г он стал дочерним акционерным предприятием объединения «Северовостокзолото» а в настоящее время существует как ОАО «Магаданский механический завод»

Александр Козлов
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Смесители для кухни - СанМагаз С 2004 года Wasser Kraft на современных заводах, оснащенных высокотехнологичным оборудованием разрабатывает и производит смесители. Для изготовления смесителей применяется латунь. Продукция, изготовленная из латуни, характеризуется долговечностью и прочностью.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Фракции Магаданской областной Думы

Фракции Магаданской областной Думы

В Магаданской областной Думе VI созыва действуют четыре фракции
 

 
Экономика города. Общие сведения

Экономика города. Общие сведения

В сложных макроэкономическх и геополитических условиях 2015 года экономика муниципального образования «Город Магадан» развивалась разнонаправлено, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной.
 

 
Демография и рынок труда Магадана

Демография и рынок труда Магадана

Численность постоянного населения муниципального образования «Город Магадан» на 1 января 2016 года по утвержденной статистической информации составила 98,9 тыс. человек или 67,6% от численности населения Магаданской области
 

 
Детские сады Магадана

Детские сады Магадана


 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543