"Колымская одиссея немецкой коммунистки (А.Козлов)


Еженедельник "За рубежом" в одном из номеров за 1988 год поместил статью Труде Рихтер "Долгая ночь колымских лагерей. Рассказ-воспоминания немецкой коммунистки". Меня она сразу привлекла, заинтересовала. Я тогда готовил сборник "Магадан. Конспект прошлого", который должен был выйти из печати к 50-летию города, и был, как говорят газетчики, "в теме".


Знакомство с этой публикацией, а также дополнительное изучение архивных материалов позволили полнее воссоздать биографию довольно неординарной талантливой женщины, волею судьбы попавшей под каток истории. При этом она не сломалась, выжила и в упомянутом 1988 году проживала в г. Лейпциге, занимаясь литературной и научной деятельностью.

Возвращаясь к началу биографии Труде Рихтер, отметим, что в архивных документах она чаще всего именовалась Гертрудой или Гертрудой Фридриховной, а также Эрной Барник. Последнее, по всей видимости, являлось ее псевдонимом.

В ОДНОЙ из автобиографий, составленной уже на Колыме, Рихтер писала: "Родилась 19 ноября 1899 г. в Магдебурге (Германия). Отец был почтовым служащим. Училась в университетах Берлина и Франкфурта-на-Майне в 1920 -1924 гг. Сдала большой госэкзамен по немецкой литературе и языкознанию, общей истории, истории искусств и философии во Франкфурте-на-Майне и получила степень доктора философии. С декабря 1923 г. преподавала в разных средних и высших учреждениях. Была членом международной женской лиги для свободы и мира. В 1926 г. познакомилась с теорией марксизма-ленинизма и стала изучать ее. В 1930-м вступила в КПГ (Коммунистическая партия Германии. - А. К.). С 1931 г. до моего отъезда из Германии была секретарем Союза революционных писателей Германии, доцентом марксистского рабочего университета в Берлине. В апреле 1934 г. я приехала в Москву к мужу Гансу Гюнтеру, который тогда был немецким антифашистским писателем и сотрудником Коммунистической академии. В Советском Союзе я читала лекции по своей специальности в Московском педагогическом институте новых языков и в Одесском немецком пединституте. Кроме того, я издала ряд учебников и научных книг. 3 ноября 1936 г. я стала советской гражданкой, а 4 ноября меня с мужем арестовали... Мы оба получили по 5 лет за КРТД (контрреволюционная троцкистская деятельность. - А. К.).

Из других автобиографий Труде Рихтер (дополняя приведенную) выявляется, что до получения высшего образования она сначала окончила гимназию, а затем и обер-лицей (педагогический техникум). В последующем она также "имела право преподавать музыку (рояль)", "хорошо знала английский, французский и немецкий языки", "слабо знала - итальянский и латинский". Осужденная "за КРТД", Труде Рихтер вместе с мужем была отправлена на Колыму. Ее муж "умер на этапе", а она летом 1938 г. прибыла в строящийся Магадан.

В своих воспоминаниях Труде Рихтер пишет: "Вся местность представляла собой одну большую стройку. Нас, новичков, поначалу использовали как подсобных рабочих или уборщиц. Как часто приходилось вывозить грязь, оставленную малярами! Сколько окон перемыла я в разных новостройках! На всех этих объектах работали главным образом заключенные-мужчины, в основном уголовники. "Враги народа" с опасными пунктами статьи 58-й были большей частью изолированы от населения. Женщины представляли собой исчезающее меньшинство. Это накладывало на всю ситуацию своеобразный отпечаток, какого, пожалуй, не найдешь больше нигде. Вырванные из привычной среды, лишенные обычных привязанностей, мужчины и женщины противостояли здесь друг другу, не имея не только возможности создать семью, но даже и просто своего угла, пусть только на одну ночь. Никто не знал, удастся ли завтра увидеться снова, поскольку наряды на работу выдавали каждый раз в другие места".

ОДНАКО на новостройках Магадана Рихтер работала не очень долго. Вместе с группой осужденных по той же статье 58 УК РСФСР женщин она была отправлена в совхоз "Эль-ген", расположенный в центре Колымы. Это хозяйство уже существовало почти 4 года и считалось одним из самых передовых в отрасли. Спецификой его деятельности являлось преимущественное использование в качестве основной рабочей силы женщин-лагерниц. Данная "традиция" также существовала уже не один год, и Труде Рихтер сразу по приезде это отметила. "Нас приняли шесть длинных бараков, - вспоминает она, -уставленных нарами в два яруса. В целом лагерь вмещал от 500 до 800 человек. Число менялось, поскольку людей часто перебрасывали с работы на работу.

В отличие от многих я отбыла весь срок в "Эльгене". В августе 1938 года началось мое существование сельскохозяйственной рабочей... Изо дня в день незавуалированно проявлялось противоречие между провозглашенным социалистическим принципом "каждому по труду" и практикой, где господствовали волчьи законы... Строго говоря, внутри ограды из колючей проволоки существовала своя пирамида, отражающая социальное расслоение. Здесь было несколько счастливиц, специальная подготовка которых помогла им занять особое положение, - врачи, медсестры и так далее. За ними следовали те, кто (из-за своей образованности или хороших связей) сумели занять теплое местечко в конторе. Ниже по рангу шли энергичные руководительницы полевых бригад, которые тоже могли сказать свое слово и соответственно пользовались уважением. Все они составляли элиту, освобожденную от физического труда.

Более многочисленный контингент составляли женщины, работавшие в теплицах и отвечавшие за выращивание капусты, огурцов и помидоров. Они работали там годами и считались рабочей аристократией. Все эти женщины, среди которых были очень работящие замечательные люди, имели некоторые льготы. Они жили в чисто выбеленных бараках, постоянно питались по 1-й категории, были аккуратно одеты, порой даже не в лагерную форму, устраивали себе спальные места с перьевыми подушками, пуховыми одеялами, ковриком на стене и по возможности общались лишь друг с другом, не поддерживая контакта с блатными... Широкое основание этой пирамиды составляла масса обычных непривилегированных заключенных, которых посылали сегодня на одну, завтра на другую работу. Это был лагерный пролетариат".

Работая в "Эльгене" в разных должностях, Труде Рихтер должна была освободиться из заключения в конце 1941 г. Однако в это время уже шла война, и ей (как политической), согласно специальному постановлению, был добавлен еще один срок. В силу этого Рихтер пересидела в лагере еще 5 лет. Освободилась она из заключения только осенью 1946 г. и сразу уехала в Магадан, откуда лежал путь к свободе на "материк". Но ее вновь не отпустили, заставили искать новую работу по вольному найму, которую она вскоре нашла.

Кем же устроилась Труде Рихтер? В сохранившемся архивном документе говорится: "В Магаданском драматическом театре работает с октября 1946 г. на должности гардеробщицы. К своим служебным обязанностям относится добросовестно, в работе исполнительна и аккуратна... Периодически привлекается к работе в джазе и симфоническом оркестре. В этой области работает более охотно и плодотворно".

ДАННЫЙ документ датирован мартом 1948 г., а в августе 1949 г. Труде Рихтер была вновь арестована и выслана из Магадана. Теперь она оказалась в поселке Усть-Омчуг. Здесь она несколько лет была преподавателем иностранных языков в вечерней школе и на курсах взрослых, а также музыкальным руководителем детского комбината. Уехать наконец-то на "материк", а затем вернуться на родину она смогла только после смерти Сталина и начавшейся реабилитации политических. В общей сложности колымская одиссея Труде Рихтер составила более 15 лет.

Александр КОЗЛОВ, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН


 





Наш край



 
^ Наверх