День в истории Колымы воскресенье 24 сентября

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История школы №1

 

Магадан и Колыма » Образование

История школы №1
 

История школы №1
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
1 апреля 1937 года в рабочем поселке Магадан вступило в строй здание первой средней школы и в конце учебного года 65 лет назад знаменитая своими традициями, учениками и педагогами школа смогла выпустить первых воспитанников с аттестатами зрелости. Школа в своем развитии прошла этапы от начальных классов Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы в 1929/30 учебном году до Нагаево-Магаданской школы в 1935, от средней школы № 1 г. Магадана в 1937 году до естественно-математической школы-лицея в 1990. И ныне, с 2001 года - это лицей № 1 имени Н.К. Крупской.


В ноябре 1929 года первые два десятка учеников-эвенов из Армани, Тауйска, Нагаево начали обучение у культбазовских учителей Марии Яхонтовой и Ивана Ваганова. Большинство из них плохо знали русский язык, а учителя не знали эвенский, но они сделали все возможное для того, чтобы учебный процесс был взаимным. Бревенчатые дома Восточно-Эвенской культбазы-школы и интерната к 1937 году уступили место специальному школьному зданию, выстроенному по лучшим проектам архитектора С. Парадизова, инженеров А. Ашанина и Е. Квашнина.

Дальстрой делал многое для детей Магадана - завозил стройматериалы, оборудование, учебники, канцелярские принадлежности: 800 вагонов потребовалось для нужд новой школы. Отдел кадров Дальстроя и городской отдел народного образования приглашал в школу специалистов, имеющих стаж работы не менее пяти лет, положительную партийно-профсоюзную (комсомольскую) характеристику, справку о состоянии здоровья. И это обеспечивало высокий уровень преподавания многих лет.

Педагогический и технический персонал школы работал в условиях, когда Колыма и Магадан были полигоном ГУЛАГа и его детища - УСВИТЛа (Управления Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря). В классах сидели дети репрессированных граждан и дети охранников. Работали педагоги - вольнонаемные договорники и освободившиеся из мест заключения и ссылки.

Тем не менее, в таких нелегких социальных условиях рождались и крепли школьные традиции, формировался авторитет магаданского учителя, воспитателя, личности и коллектива единомышленников - учителей и учащихся. Немало этому способствовала последующая демократизация общества, отход от идеологических установок, авторитарной педагогики.

Высокий профессионализм учителей, кабинетная система обучения, умелое сочетание учебно-воспитательного процесса с внешкольной деятельностью в кружках, секциях, клубах по месту жительства, станциях юных туристов, натуралистов и техников, Домом пионеров - впоследствии Центром технического творчества, детским экологическим центром и Дворцом детского и юношеского творчества, детскими спортивными школами создавали славу первой средней школы Магадана.

Тесная и плодотворная связь с родителями, шефами, организация ученического самоуправления обеспечивали стабильно высокий уровень воспитанности и качество знаний, умений и навыков школьников, активное участие коллектива школы № 1 в общественно-полезных делах и культурной жизни города.

Социальная активность школьной молодежи была заметна в напряженные военные 1941-1945 годы, когда сотни ребят под руководством педагогов трудились на полях совхоза “Дукча”, благоустройстве и озеленении г. Магадана, сборе металлолома, разгрузке пароходов в порту, помощи почтовым отделениям, работали на приисках Колымы, в рыболовецких артелях, собирали средства в народный Фонд обороны, зарабатывая их спектаклями, концертами самодеятельности, трудовыми десантами.

Символична роль магаданских школьников и в 60-80-е годы в формировании Фонда Мира. Воспитанники школы № 1 благодарны взрослым за профессиональные знания, умения и навыки, полученные ими в цехах АРЗа - ММЗ, учебных мастерских школы, которые сами же построили на школьном дворе.

Честь и славу первой Магаданской высоко несли ее воспитанники, занимая призовые места на соревнованиях и выставках разного уровня, в том числе международных и всесоюзных.

Десятилетия первая школа являлась базовой для Областного института усовершенствования учителей, педагогического института. Творческие инициативы школы переросли в городские традиции, стали историческим фактом. Это ежегодные встречи в сквере Большого Театра в Москве 31 августа, праздник июньских Белых ночей в Магадане, деловые и культурные контакты побратимов - Магадана и Анкориджа.

Заметный след оставили в истории школы ее руководители: первый директор МСШ № 1 - 25-летний Павел Субботин, Г.И. Лобанцев, В.Я.Хотяева, С.С. Трубченко, А.К. Сендова, Л.Ф. Бажанова, Л.М. Шайтанова, П.А. Хоперский. Их коллеги получали звание заслуженного учителя РФ, а Г.В. Хорошилова - единственный педагог в области, удостоенный звания народного учителя СССР. В школе выросло немало представителей учительских династий, и в этом году продолжают трудиться математики Черепановы Нина Григорьевна и Светлана Юрьевна.

В памяти многих выпускников осталась деятельность учителей А.М.Бухина, Я.И.Бровкина, О.П. Лозова, В.Е. Гоголевой, А.И. Мейер, Е.П.Белозерцева... Основу знаний закладывали учителя начальных классов У.Д. Ронис, А.Н. Паршкова, З.В. Вуйцик, А.Я. Маркова. Выпускники математика Р.И. Иофан, литератора Е.С. Гинзбург, географа В.М. Петрова становились их коллегами уже в других школах.

В этой преемственности поколений, сохранившихся традициях на 65-м году жизни школьного коллектива мы видим перспективу развития города, всего нашего северного края.

Давид РАЙЗМАН (Газета "Регион") 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Фракции Магаданской областной Думы

Фракции Магаданской областной Думы

В Магаданской областной Думе VI созыва действуют четыре фракции
 

 
Экономика города. Общие сведения

Экономика города. Общие сведения

В сложных макроэкономическх и геополитических условиях 2015 года экономика муниципального образования «Город Магадан» развивалась разнонаправлено, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной.
 

 
Демография и рынок труда Магадана

Демография и рынок труда Магадана

Численность постоянного населения муниципального образования «Город Магадан» на 1 января 2016 года по утвержденной статистической информации составила 98,9 тыс. человек или 67,6% от численности населения Магаданской области
 

 
Детские сады Магадана

Детские сады Магадана


 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543