Новое

Первые газогенераторные автомобили появились в Магадане 81 год назад



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 24 ноября 1938 года газета «Советская Колыма» сообщила, что последним рейсом парохода «Джурма» из Владивостока в Магадан доставлены два первых газогенераторных автомобиля ЗИС-13, которые будут отправлены для испытаний в экспериментальную мастерскую УАТ на Мякит.

Первый советский серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-13 был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А. Пельтцера. Он базировался на шасси ЗИС-11, длиннобазной модификации грузовика ЗИС-5. Двигатель машины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор расходовал 80—85 кг древесных чурок на 100 км пробега. Запас хода ЗИС-13 составлял 90 км. Завод изготовил около 900 грузовиков ЗИС-13, а в 1939 году заменил эту машину более совершенной моделью ЗИС-21.

В обиходе газогенераторные автомобили называли газгенами. Сегодня их помнят разве что старые колымчане. Это такой автомобиль, в двигателе которого в качестве топлива используется газ, полученный переработкой твердого топлива в газогенераторной установке, смонтированной на шасси либо на специальном прицепе.

Проводившиеся в то время подсчеты показали, что стоимость газогенераторного газа составляет 6 % стоимости бензина. Но требовалось большое количество леса: за год при работе в одну смену автомобиль потреблял 200 куб. м чурки размерами 50х50х60 мм. Отметим, что лиственница диаметром 10 - 12 см растет на Колыме 80 - 100 лет.

Летом 1938 года технический отдел Управления автотранспорта готовился к приему новой газогенераторной техники. Ее намечалось эксплуатировать на участке Колымской трассы Атка - Берелех. "Первая колонна ЗИС-13 будет размещена на Стрелке, вторая - на Берелехе. Сушильные печи для чурок планируется выстроить в Атке, Мяките, Стрелке, Спорном и Берелехе. Составлена подробная карта эксплуатации машин ЗИС-13. Район эксплуатации разбит на заготовительные и раздаточные участки" (Советская Колыма. - 1938. - 9 июня). В п. Мякит, где находилось Управление автотранспорта ГУСДС, готовилась группа из 30 шоферов.

Автопарк газогенераторов Дальстроя в конце 1939 года составил 37 автомобилей, 18 тракторов. Газгены были сконцентрированы на автобазе № 5 УАТа (Берелех), в п. Усть-Нера (Индигирский геологоразведочный отдел) и Лесном отделе ГУСДС (47-й км Колымской трассы). Зимой 1940 года газогенераторный парк автобазы № 5 состоял из грузовиков ГАЗ-14, ЗИС-13 и ЗИС-21. Машины выполняли рейсы по маршрутам Магадан - Берелех, Спорный - прииски ЗГПУ. Руководство автобазы стремилось улучшить эксплуатационные показатели. В марте 1940 года началась опытная эксплуатация 6-тонных прицепов по маршруту Берелех - Спорный - Берелех (Советская Колыма. - 1940. - 30 марта)
Первые газогенераторные автомобили появились в Магадане 81 год назад



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.