Легенда Ил-18


Именно на этом самолете 55 лет назад были открыты регулярные рейсы из нового аэропорта Магадан

Самолет, о котором пойдет речь, в какой-то степени уникальная машина. Он создавался одновременно с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники в лучшем случае существуют только в виде памятников, наш же винтокрылый герой продолжает бороздить просторы небесного океана. Непосредственное отношение Ил-18 имеет и к суровому колымскому краю — 55 лет назад открыты регулярные рейсы самолетов этой модели на строящемся тогда аэродроме «Магадан-56».

Подарок неба

Появление Ил-18 на трассе Магадан — Москва для северян стало настоящим праздником. До этого полеты совершались на его старших братьях Ил-14 и Ил-12, а еще раньше на Ли-2 через Берелех, Чокурдах в Тикси из аэропорта «Магадан-13». В Тикси пассажиры пересаживались в Ил-18 и следовали до Москвы. Время рейса без 6 часов составляло около двух суток, а с приходом Ил-18 в столицу Колымы оно сократилось почти в три раза.

- Вскоре трассу проложили через Красноярск, и, хотя пассажиры должны были ожидать там вылета еще 4 часа, мы воспринимали полет на Ил-18 как подарок судьбы, — вспоминает старожил Магадана Владимир Кукарин, которому в те годы по долгу службы приходилось часто бывать в Первопрестольной.

Помешала грунтовка

Регулярные рейсы, соединяющие Колыму с Большой землей, могли начаться тремя годами раньше, нежели это указано в официальных документах — самый первый самолет Ил-18 из столицы СССР приземлился на аэродроме «Магадан-47» в конце 1960-го, а с января следующего года из окрестностей Уптара стали выполняться полеты в Москву через Андерму и Тикси. Однако в этом же году рейсы пришлось свернуть из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы. Весной и осенью она проседала из-за грунтовых вод и не могла принимать самолеты. Аэропорт перестал отвечать требованиям стабильной и бесперебойной работы.

Вскоре по этим причинам в 10 км от Уптара началось строительство нового порта. И уже через два года, 15 июня 1963-го, приказом № 393 Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР были открыты регулярные полеты Ил-18 с аэродрома на 56-м км от Магадана. Тогда он еще строился, но уже имел практическую возможность обслуживать взлеты и посадки воздушных судов.

Фруктовые рейсы
Кроме Москвы, пусть с пересадками, полеты совершались в Екатеринбург, Братск, Краснодар, Симферополь, много рейсов было на Украину — в Киев, Донецк и Кривой Рог. Самым длинным был маршрут Магадан — Иркутск — Новокузнецк — Алма-Аты и обратно.

По воспоминаниям ветерана авиации Леонида Мельникова, работавшего в начале 1970-х вторым пилотом, а затем командиром экипажа Ил-18 в Магадане, рейсы на этом самолете не только обеспечивали транспортную связь крайних точек нашей страны с центральными регионами, но и практически полностью закрывали потребность пассажирских и грузовых перевозок на Колыме.

- Мы летали в Среднюю Азию — Ташкент, Самарканд, Андижан — за овощами-фруктами. Для этого были отдельные рейсы, которые выполнял специальный «фруктовый» отряд, — рассказывает Леонид Дмитриевич. — Все было настолько четко организовано, что задержка на 15 минут считалась грубым нарушением, потому что расписание полетов воздушных судов было возведено в статус закона. Аэропорт Магадан работал круглые сутки, ежедневно, помимо грузовых, на Ил-18 выполнялось 6 пассажирских рейсов. Если говорить о транспортной системе в целом, то она, безусловно, во много раз превосходила нынешнюю, даже в таких отдаленных регионах, как Чукотка, Камчатка или Колыма. Только представьте: билет практически в любой город СССР можно было купить непосредственно перед вылетом!

Ласточка из металла
Магаданские пилоты, которым волею судьбы довелось управлять Ил-18, называют его одним из наиболее удачных конструкторских решений авиационной промышленности Советского Союза.

- Это был прекрасный экономичный самолет с коротким взлетным пробегом до 1500 метров и большой дальностью. Мы его ласково называли Ласточкой, — вспоминает в недавнем прошлом летчик, а сейчас эксперт отдела летной деятельности Северо-Восточного управления воздушного транспорта и авиации Константин Енютин.

- Лайнер имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4, — рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.

«Он стал одним из самых популярных самолетов в Советском Союзе. Ил-18 знают теперь на всех континентах земного шара. На машинах этого типа, весьма экономичных, надежных, обладающих большой дальностью полета и хорошими взлетно-посадочными качествами, летчики «Аэрофлота» многие годы выполняли значительную часть плана пассажирских перевозок на магистральных линиях большой и средней протяженности». (Из книги «Самолеты Страны Советов», 1974 год.)

Борт № 1 с… икрой

Кроме прочих положительных характеристик, Ил-18 долгое время был основным самолетом правительственного авиаотряда. На нем летал генсек Никита Хрущев, на нем же летом 1966-го доставили президента Франции Шарля де Голля из Новосибирска на космодром Байконур. В 1996 и 2000 годах визиты президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в сибирскую столицу в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.

Забавно, конечно, но в звездной биографии этого самолета был даже такой эпизод, когда в 1982 году два новосибирских Ил-18 были удостоены чести в течение двух недель возить в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска.

Самолетное счастье

На смену Ил-18 пришел пассажирский самолет второго поколения Ил-62М — он стал первым советским реактивным воздушным судном, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелеты. На Ил-62М было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета. Кстати, на нем же в 1980 году был совершен первый беспосадочный перелет по маршруту Москва — Магадан продолжительностью всего 7 часов 30 минут. В столицу Колымы лайнер тогда доставил 170 пассажиров.

Но это уже совсем другая история и другой период воздушной эпохи Севера. Что же касается нашего героя, то, как и было сказано выше, он до сих пор в строю. Теперь уже не в «гражданке» — самолет с честью несет боевую вахту в военной и экспериментальной авиации. Но главное — он в небе, легенда советского авиапрома — Ил-18.

ДОСТИЖЕНИЯ

На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе самолет Ил-18 получил Гран-при и золотую медаль от международной авиационной федерации, а в 1960-м Ленинской премии удостоен его главный конструктор Сергей Илюшин. В 1958 — 1969 годах на этом самолете установлено 14 мировых рекордов, включая дальность полета по прямой — 7660 км и скорость 727 км/ч. С 1961 года советские лайнеры Ил-18 неоднократно совершали полеты в Антарктиду.

ДОСТОИНСТВА
Долговечность лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками — расход топлива на час полета на Ил-18 составляет 2 — 2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше — 4,5 тонны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первый полет Ил-18 длительностью 1 час 57 минут состоялся в 1957 году. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров «Ильюшин-18». За весь период производства с 1958 по 1970 год выпущено 719 самолетов Ил-18 различных модификаций. Из них более 100 машин для зарубежных авиакомпаний. Для повышения надежности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио- и высотного оборудования на Ил-18 дублированы. Состав пилотажно-навигационного оборудования позволял выполнять полет днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Автор: Елена СИДОРОВА.
Легенда Ил-18

Автор:  Елена СИДОРОВА "Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки