Новое

«Что за репертуар у вас?..»

/uploads/posts/2015-02/1424322556_teatr1.jpg



ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Стартовавший по всей стране Год литературы, объявленный Президентом В. Путиным, – хорошее время для того, чтобы вновь почувствовать гордость за русских писателей и поэтов, литераторов.

Неслучайно на эмблеме этого Года расположили три профиля людей, принесших славу русской литературе – Александра Пушкина, Николая Гоголя, Анны Ахматовой. Конечно, это далеко не весь список.

Год литературы торжественно открыли и на Колыме. В приветственном слове губернатор В. Печеный напомнил, что и Магадан может гордиться своими мастерами слова – Олегом Куваевым, Альбертом Мифтахутдиновым, Виталием Шенталинским, Михаилом Эдидовичем, Александром Бирюковым, Александром Черевченко, Альбертом Адамовым, Анатолием Пчелкиным, Викторией Гольдовской, Игорем Кохановским, Юрием Рытхэу, Станиславом Бахваловым и другими. Добавлю, что раньше по пьесам колымских драматургов даже ставили спектакли, а по радио звучали инсценировки. И в этих произведениях искусства были чистые человеческие отношения, огромный патриотизм, большое красивое слово.

Именно посредством слова общаются со зрителем и актеры, доносят до нас главную мысль автора. А теперь давайте посмотрим на главный театральный документ за февраль и спросим как герой Яковлева из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «ЧТО ЗА РЕПЕРТУАР У ВАС?..».

Но сначала напомним зрителю о грустных событиях, чего не сделал на открытии этого сезона 2014-2015 сам театр.

Соскучившихся за лето по родному театру друзей встретила очень печальная весть – ушла из жизни одна из ярких драматических актрис нашей сцены. Не стало любимицы публики Валентины Мартыновой… В память о ней актеры музыкального театра восстановили спектакль «Коктейль по-французски», где Валентина Федоровна с присущим ей азартом потрясающе играла роль поварихи. Он будет идти в течение всего сезона.
Не будет в этом сезоне и колоритного артиста оперетты Валерия Черепанова – он навсегда уехал из Магадана...

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ …С ПАМЯТИ

Итак, в музыкальном театре идет всего три спектакля на большой сцене, не считая одного на Малой («Баба Шанель»). Это «Мужчина и женщина» А. Марданя, «Рыцарские страсти» В. Плешака и «Все начинается с любви» В. Хаита, Г. Голубенко, Л. Сущенко.

«Все начинается с любви» – с этого спектакля началось, а вернее, продолжилось на магаданской сцене творчество заслуженного деятеля искусств РФ Вячеслава Добровольского.

...И мы, журналисты, и театральная общественность, прекрасно помним события 10-летней давности. Мы еще живы! И глупо думать о том, что все всё забыли. Все СМИ писали тогда, что народный артист РФ В. Барляев ушел из театра именно из-за неграмотного художественного руководства. И эти вырезки из газет у меня хранятся, это наша история. Если кому не лень – посетите библиотеку, там все есть.
Итак, в 2012 году по приглашению директора театра А. Бондаренко в Магадан приехал …бывший режиссер Магаданского театра В. Добровольский.
Вспоминается статья журналиста Ирины Борщевской в «Вечернем Магадане» под названием «Королевство кривых зеркал», где дается полный анализ спектаклей этого деятеля искусств.

А вот, к примеру, статья Ирины Морозовой в «Колымском тракте» № 21 от 21 мая 2003 г. «Раньше в театр мы ходили на Барляева. А теперь?», в которой ясно сказано:

Неужели власти «не видят, что те спектакли, которые «печет как пирожки» режиссер Добровольский, ни в вокальном, ни в актерском смысле неинтересны как самим артистам, так и зрителям? …Здесь много домысливать не приходится – режиссер Добровольский, видимо, за каждый новый спектакль получает немалый гонорар. Вот он и старается, творит, что называется. Вот только творения Ваши, господин Добровольский, трудно воспринимать даже таким терпеливым зрителям, как жители Магадана, а уж играть в ваших спектаклях таким профессионалам, как заслуженные и народные артисты, наверное, просто унизительно. Вас, господин Добровольский, совесть не мучает, что с вашей легкой руки ушел из театра В. Барляев?..»

«Очень хочется надеяться, – продолжает автор Ирина Морозова, – что руководители областной администрации все-таки обратят свой взор на проблемы театра и вместо того, чтобы платить народные, между прочим, деньги слабо подготовленным в профессиональном смысле людям, вернут нам профессиональный зрелищный и музыкальный театр!». Трудно не согласиться с журналистом.

Как известно, парочка – тогдашний директор театра Б. Гунин и В. Добровольский срочно покинула наш театр, тогда же в «Колымском тракте» писали и о финансовых нарушениях, обнаруженных ранее при проверке деятельности театра («Колымский тракт» № 46 от 17.11.2004, статья И. Дорогого «Магадан – Владимир – Авиньон – Васюки?», «Директор театра уходит по-английски»).

Возникает вопрос: неужели во всей России не нашлось другого режиссера? Хотя по плану главного режиссера нашего музыкального театра Марии Леоновой спектакль должен был ставить режиссер из Хабаровска Б. Кричмар. Но Кричмар получил от Бондаренко отказ, мол, денег нет.
Однако, на давнего знакомого Добровольского деньги нашлись. Не удивительно, что нашлись они и на еще одного участника скандальных событий 10-летней давности – опять же по приглашению А. Бондаренко в Магадан регулярно прилетает за счет театра бывший завлит Магаданского театра Д. Ледовской и неустанно «пиарит» шедевры В. Добровольского в местной печати.

ВЫСТРЕЛ ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ «НОВОГО СТАРОГО»

И вот, как и нетрудно было предположить, вскоре в местных СМИ выходит статья Д. Ледовского (7.12.2012 г.) под названием «Старый новый дом».
В начале хвалебной статьи Дмитрий Ледовской называет приглашение В. Добровольского в Магаданский театр «выстрелом в десятку». Рецензия дана без хоть какой-нибудь критики, зато с возвышением до небес заслуг В. Добровольского и в Оренбурге, и в других городах.

Приводятся в статье Д. Ледовского и мнения двух 16-летних зрительниц, подозрительно похожие на стиль самого автора. А теперь представьте, что, к примеру, режиссер Анна Варпаховская привезла бы с собой своего театрального критика – мол, смотрите, глупыши, ничего вы не понимаете, сейчас он вам популярно объяснит! Не надо держать магаданских театралов и журналистов за несмышленышей.

В выступлении на телевидении Добровольский позволил себе некорректное высказывание в адрес магаданских СМИ, – дескать, не надо верить тому, что пишут в местных «желтых» газетах. Ну-ну…

ГОНОРАРЫ РАСТУТ, КАЧЕСТВО – ПАДАЕТ

К слову, в Оренбурге, где работал наш творец, судя по газетам, вышедшим в печать, а затем опубликованным в Интернете, у режиссера В. Добровольского большие проблемы, и тянется скандал долгое время, с 2010 года. Ну не хочет труппа музыкального театра с ним работать!
Давайте прочитаем выдержку, например, из газеты «Оренбургская неделя», № 38 от 14 сентября 2011 г. (статья Татьяны Текутьевой «Бесплатно только птички поют»):

«Нет и морального удовлетворения: художественный уровень спектаклей упал. За время работы Вячеслава Добровольского главным режиссером театр получил всего одну «Оренбургскую лиру»… Артисты недовольны тем обстоятельством, что спектакли выпускаются едва ли не в «пожарном порядке», за 3-4 недели. И еще бы им быть довольными – речь идет о музыкальных спектаклях, с вокальными партиями, хорами, хореографическими картинками. Такая постановка – процесс трудоемкий. В результате происходит вполне естественная, но весьма опасная утрата требовательности к самим себе, когда посредственные сценические произведения возводятся в ранг эстетических завоеваний».

Или вот другая газета, «Вечерний Оренбург», № 36 от 7 сентября 2011 года, статья журналиста Ольги Мяловой под названием «Занавес открывается. Скандал начинается»: «Как выяснилось, конфликт назрел давно. Работники сцены недоумевали: почему зарплата даже заслуженных артистов, обладателей регалий, едва превышает семь тысяч рублей? Почему, по мнению труппы, растет лишь гонорар главного режиссера театра Вячеслава Добровольского?», и так далее.

А вот и коллективное письмо работников Оренбургского областного театра музыкальной комедии от 28.06.2011 г., адресованное Председателю Правительства РФ В. В. Путину, Председателю комитета Государственной Думы РФ по культуре Г. П. Ивлеву, Председателю партии «Единая Россия» В. В. Путину, губернатору Оренбургской области Ю. А. Бергу, Министру культуры Оренбургской области В. А. Шорикову.

Читаем до боли эмоциональные строки: «В 2008 году директором Ю. А. Плахотниченко был приглашен на должность главного режиссера В. В. Добровольский. С этого времени художественный уровень театра упал до уровня провинциального Дома Культуры, т.к. режиссер В. В. Добровольский в основном занят не повышением профессионального мастерства актеров, грамотной репертуарной политикой, повышением качества спектаклей, расширением границ жанра, а только получением завышенных гонораров путем скоротечного выпуска своих спектаклей (крупный материал ставится всего за три недели). Не проводится на должном уровне постановочный цикл, после выпуска спектаклей никто не следит за их качеством, допускаются грубость и оскорбления артистов и сотрудников театра. Артисты-вокалисты (солисты) трижды собирали собрания, где просили администрацию театра принять меры в отношении Добровольского В. В., но директор театра проигнорировал мнение коллектива».

Остается добавить, что крик оренбургских артистов все-таки был услышан, и в настоящее время директор театра Плахотниченко снят со своей должности. Решился вопрос и о присутствии в театре В. Добровольского. Теперь понятно, почему он так рвался в Магадан, да еще на должность художественного руководителя? Добавлю, что похожая на оренбургскую ситуация была у него и в Хабаровском театре, и в Пятигорском. Делайте выводы.

НИКТО НЕ ПРОВЕРЯЛ

Замечу, что параллельно со спектаклем «Все начинается с любви», режиссер В. Добровольский репетировал с нашими артистами новогоднюю сказку «12 месяцев», забирая у них выходные дни. Спешил на новую постановку? Сдача спектакля вопреки всем традициям состоялась прямо в фойе театра, без костюмов и декораций, а «приемная комиссия» состояла всего из трех (!) человек (прямо как приснопамятная «тройка») : директора театра Бондаренко, режиссера Добровольского и «критика» Ледовского, к слову, не имеющего никакого литературного или театрального образования, и который с гордостью говорит, что он в прошлом морской офицер…

Не было никого из вышестоящей организации – прежнего облуправления культуры. Не мудрено, что главный режиссер театра драмы Михаил Никитин не принял такую формальную сдачу спектакля и вовсе покинул фойе… А затем и Магадан.

А теперь представьте, какой гонорар В. Добровольский получил за оба спектакля. Это все очень диссонирует с недавним собранием в театре, где актеры высказывали возмущение тем, что после президентского повышения зарплаты на 6%, она у них, наоборот, понизилась. Так что, как в «Ревизоре», пренеприятнейшее известие – затягивайте, господа артисты свои пояса еще туже – к вам едет режиссер Добровольский!

ХОРОШО, ЧТО ХОТЬ
НЕ ПОЛНОСТЬЮ ТАНЦУЮЩИЙ…

Но несколько слов о сказке в постановке «нового старого» режиссера В. Добровольского. Она не выдерживает никакой критики. Из 12 «месяцев» – четверых играют женщины (после Нового года их было уже пять, не хватает актеров мужчин!).

Наши артисты пели под фонограмму, записанную артистами Оренбургского театра, вернее только открывали рот. Причем возраст наших артистов и оренбургских не совпадал...
«Месяцы» слонялись по сцене, не зная, чем заняться, периодически спускаясь в зрительный зал. Монтировщики открыто переставляли декорации, так что зрители их прекрасно видели! Чего в театре быть не должно.
Можно отметить лишь игру заслуженного артиста России Алексея Яновского и Екатерины Пастуховой, которые составляли живой актерский тандем. В остальном же – все затянуто и скучно, скудная сценография. Нет того самого волшебства, чуда, которое так ждут дети! А деньги на сказку выделялись, и не малые.

И тут не могу не вспомнить о телесюжете, который крутился все новогодние каникулы, пока шла эта сказка. «Если вы заметили, это полностью ПОЮЩИЙ спектакль!», – с гордостью заявил А. С. Бондаренко корреспонденту. Хорошо, что хоть не полностью танцующий

ПОД ЧУЖУЮ «ФАНЕРУ»

Но вернемся к премьере «Все начинается с любви». Ее готовили 4 недели. Спектакль, на мой взгляд, довольно однообразен и затянут. Странно наличие фонограммы при живом-то оркестре. Неужели наши музыканты не осилили нотный материал?

В постановке три раза прозвучало слово «Магадан», да еще упомянули футбольную команду «Магаданский Кривбасс» – традиционные «ходульные» приемы режиссера В. Добровольского для привлечения публики. Для чего выбрана пьеса 1970-х? Чтобы рассказать нам о любви, дружбе, взаимовыручке? Спектакль, на мой взгляд, для первоклассников. Кстати, тема «кичмана» продолжилась и здесь, только события развернулись в одесском дворике. И снова можно выделить интересную живую игру Оксаны Плиско, вокальные партии заслуженной артистки Елены Титенко и Гульноро Ризоевой. А в общем и целом, как говорит молодежь – не «айс».

Для сравнения – те же «Аристократы поневоле» Марии Леоновой получились намного качественнее и зрелищнее. Видно, как сами артисты с большим удовольствием работают в них. Да и публике спектакль очень нравится, сколько отзывов было на форумах!

РЫЦАРСКИЕ СТРАСТИ ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА

Далее режиссер-постановщик Вячеслав Добровольский представил публике премьеру «Рыцарские страсти» на музыку В. Плешака и либретто В. Красногорова. В спектакле красивые декорации и костюмы Андрея Непомнящего из Хабаровска…
Оркестр прекрасно исполняет музыку талантливого композитора. А далее, как говорят известные телеведущие, не хотелось бы никого обижать. Пьеса ни о чем. Скучно и не интересно. По словам самого режиссера, в последний раз он ставил этот спектакль 24 года назад в Хабаровске, а до этого мечтал о нем 10 лет. (Напомню, что сама музыка написана 40 лет назад). Актеры старались, но эффекта не получилось, на их языке это называется «отапливать космос». Может, в 70-е прошлого века это и было популярным, но зачем нам показывать вытащенные из сундука пыльные «нетленки»?
«Мужчина и женщина» любимого автора В. Добровольского А. Марданя – полная эклектика стилей с бесконечными выходами артистов в зал, плоскими шутками и не самым лучшим одесским юмором, который сегодня вообще воспринимается, как мы понимаем, особенным образом. Скука, бесконечная скука, когда от мультимедийного экрана начинает рябить в глазах.

«БЕСПРИДАННИЦА. ПОСЛЕСЛОВИЕ»…

Есть еще свежеиспеченная «Бесприданница. Послесловие», появившаяся в начале сезона 2014-2015.

По сложившейся традиции в массовых сценах, помимо балета, приняли участие артисты драмы, компенсируя нехватку артистов оперетты. Переделанная на новый лад «Бесприданница» А. Н. Островского драматургом Львом Яковлевым – пьеса довольно странная, с запутанным сюжетом, впрочем, как и сама постановка под руководством главного режиссера и худрука театра Вячеслава Добровольского. Полная эклектика во всем – начиная от драматургии и заканчивая аляпистой сценографией, а текст местами даже примитивен. На уровне остается, пожалуй, одна музыка. Оркестр же звучит отдельно от исполнителей, которые, увы, никак не составляют актерский ансамбль. Любимые «фишки» режиссера Добровольского с неоправданными выходами артистов в зал по 6-7 раз, словно на детском утреннике, а также бесконечное использование мультимедийного экрана, где снова на видео – директор театра Александр Бондаренко (на этот раз в роли психиатра, лечащего врача Карандышева), огромное колесо, частично загораживающее гигантский «телевизор» – (символизирующее то ли пароход Паратова, то ли впопыхах надо было чем-то заполнить пространство сцены) – вызывают недоумение, а все вкупе – немедленное желание покинуть зал. Впрочем, многие театралы так и делали, а некоторые, даже не дождавшись второго акта. И даже, если бы, ну скажем, из любопытства они пришли бы на следующие премьерные дни, где в программке было заявлено еще две Ларисы, – вряд ли их посетила радость от увиденного и услышанного.

А ставка режиссером В. Добровольским была сделана на беспроигрышный вариант – в качестве приглашенной героини мы увидели в роли Ларисы Огудаловой заслуженную артистку Кубани, приму Краснодарского оперного театра Марину Шульгу. Но и блестящий вокал, и игра актрисы не спасли спектакль. Потому что этот материал явно не ее высокого вокального уровня. Можно сказать словами той же Бесприданницы из этого мюзикла, что она для такой постановки «дорогая вещь».

Дело даже не в приглашенной актрисе, а в том, что все предыдущие «шедевры» «дерибасовского разлива» главного режиссера музыкального театра и худрука В. Добровольского также не имеют успеха у магаданцев.

После премьеры заместитель губернатора Татьяна Исаева поздравила народную артистку России Ольгу Седлецкую, которая тоже занята в этой постановке, с 50-летием творческой деятельности на магаданской сцене.
Сама же Марина Шульга поблагодарила театр за возможность еще раз сыграть и спеть на родной сцене, ведь из Магадана она уехала 20 лет назад совсем юной. Напомним, что Марина Шульга – первая ученица народного артиста России Владимира Барляева, выпускница Магаданского училища искусств.

После спектакля состоялась небольшая встреча зрителей с артистами, драматургом и режиссером. Сам автор пьесы Лев Яковлев сообщил, что эта постановка – не совсем то, что он хотел увидеть. Критика же зрителей была совершенно справедлива – неоправданная затянутость и скучность действия, неясный сюжет, надрывные крики главных героев вместо пения.
Как говаривали старожилы нашего театра, когда вроде бы все старались-старались, а на выходе ничего не получилось – «отапливали космос».

СЕКС-ШОП НА СЦЕНЕ?..

Еще один неудачный, мягко говоря, опыт Вячеслава Добровольского случился в театре драмы, где он поставил нашумевший спектакль «Американская рулетка, или № 14». Премьера состоялась в ноябре 2013 года.

Пошлейшая и антихудожественная, на мой взгляд, вещь. Пьеса причудливо-никакая, все того же автора, одесского драматурга и успешного бизнесмена Александра Марданя, которого Добровольский называет своим другом. Помню тихие ругательства артистов в гримерках… И странную сценографию, с якобы впервые использованной мультимедийной установкой. Даже, в общем-то, ничего, что ее уже использовали в нашем театре еще лет шесть назад, до нового приезда сюда режиссера Добровольского – в спектаклях «Игра», «Снежная королева», «Волшебная жемчужина»…

Да, нас, театралов, удивили! Прям, удивительные садомазохистские принадлежности и надувные чудо-женщины из секс-шопа в руках танцующих актрис и актеров… Это было так трогательно – и так пошло… И музыкальное сопровождение, отдельно существующее от нелепого действа, и светодиодные экраны, использованные в «новаторских» целях. Ну, вот это класс! И уходящие после первого акта зрители мне очень понравились, и выгоняющий съемочную группу ГТРК режиссер Добровольский… И стоя аплодирующая публика – поклонники «Кривого зеркала»…
Только вот знаете, непонятно, чему и кому посвящена эта магаданская «Рулетка»? Так, постойте! А не посвящена ли она была Году культуры, объявленному Президентом России в 2014 году?

Умерла одна из главных героинь спектакля актриса Валентина Мартынова… И, казалось бы, ну уберите этот кошмар из репертуара! Так нет же, в настоящее время спектакль восстанавливают, вводят туда новую актрису. А насчет секс-кукол удалось выяснить, что покупали их в интим-магазине, который принадлежит, как известно, депутату Магаданской городской Думы Александру Орлову. Все интимные места куклам сотрудники театра заклеили скотчем, мол, мало ли чего, обвинят в чем-нибудь… Да и детей – подростков на взрослые спектакли приводят. Их, кстати, было немало на «Рулетке».

СВОИ НЕ НУЖНЫ?

А если говорить о художественном руководителе театра – то его, согласно Концепции развития театрального искусства до 2020 года, избирать нужно в своем коллективе, это должен быть человек, пользующийся заслуженным авторитетом, имеющий опыт и творческий стаж. Чем, например, не подходит на эту должность заслуженная артистка России Мария Леонова, окончившая режиссерский факультет ГИТИСа и имеющая в арсенале несколько удачных постановок в музыкальном театре? Взять хотя бы ее оперетту «Марица» Кальмана с двухдневными аншлагами, когда зритель встретился с настоящим искусством! Есть в нашем театре и другие талантливые люди.

«ДИОГЕН» – СПЕКТАКЛЬ О ЛЮБВИ

Ситуация в драматическом театре получше. Здесь с успехом идут спектакли «Последняя любовь» В. Мухарьямова, «Коктейль по-французски» М. Камолетти. Спектакль же «Невидимые друзья» успехом не пользуется по разные стороны кулис.

Недавно на должность главного режиссера драмы был назначен молодой режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Павлов. И в текущем театральном с большим успехом драматическая труппа представила нам премьеру спектакля «Диоген».

Итак, «Диоген» по пьесе Б. Рацера и В. Константинова заявлен как трагикомедия. И тут мы видим точное попадание режиссера в обозначенный жанр. И философская трагедия в спектакле очень даже присутствует, можно сказать, она его стержень. И комедийного не мало – начиная от текста самой пьесы до режиссерских находок. Например, шутки о том, что знать сегодня сидит на диетах, актуальная предвыборная суета, народное выражение «ек-макарек» и йога Сергея Черных (Антиох), борьба сумо Алексея Яновского и Сергея Черных, жизненная сцена с сигаретой (Екатерина Пастухова в роли обаятельной гетеры Флорамии), Валерий Бунякин с атрибутами из «Плэйбоя», Светлана Михайлова и Светлана Окунева с дымящейся телятиной и другие приколы.

Спектакль получился легким, ярким, но в то же время мощным, запоминающимся. Он просто крепко сделан. Сцена одета здесь довольно лаконично, декорации почти не меняются, но этот древний традиционный белый наряд не наскучивает, он просто нравится. Нравятся эти милые развалины, этот несчастный разбитый фонарь – крах мечты философа Диогена, которого блестяще играет заслуженный артист России Валерий Бунякин. У меня, например, создавалось полное впечатление того, что я присутствую там, на берегу моря вместе с актерами. В финале этот застывший оазис-империя и статика фигур рушатся – так терпит крах и бездуховный мир. Сценография – Павла Антипова (Санкт-Петербург).

«Героя, связанного с такой историей, среди моих ролей еще не было, – хитро улыбается Валерий Бунякин. – Это спектакль о Любви. Только мудрость любви помогает нам жить в этом мире. Меня сейчас так и тянет цитировать афоризмы Диогена: «Для чего мы живем на земле? Разве только для того, чтобы наши дети жили лучше, чем мы?», «Раньше с фонарем я искал Человека, который бы открыл мне истину. А надо было искать в Человеке» и так далее. Я очень доволен работой с режиссером. Очень рад работе со всей постановочной группой. Думаю, эта постановка будет жить долго».
Молодой талантливый режиссер Дмитрий Павлов окончил СПбГАТИ. У него очень широкий круг интересов в театральной сфере. «Эта пьеса 1980-х годов, в то время она была табуирована по понятным причинам. Тема во все времена не теряла актуальности, а с сегодняшним днем она вообще остро резонирует, – делится режиссер. Вопрос человеческой алчности и совести – главная мысль спектакля, а тема философии Диогена вечна».
Оказывается, актеры и режиссер так увлекались, что порой репетировали до четырех утра!

Интересно в спектакле присутствие балета. Хореограф из Москвы Анастасия Ульянич по видению режиссера сделала артистов балета наравне с главными героями то участниками действа, то их прототипами. Это ее первая работа в драме. Балет, несомненно, украшает спектакль. «Эта пьеса – очень вечный материал, актуальный. Я вообще считаю, что на постановки надо приглашать молодых режиссеров и хореографов. У них новые идеи, они видят все по-другому», – считает Анастасия. Сцены, где участвуют артисты драмы, тоже придумала она. Например, любовная сцена между молодыми героями Сергея Корнеева (Креонт) и Александры Солдатовой (Милена) пластически построена очень нежно, бережно, как будто влюбленные боятся смять чистый белый цветок.

Спектакль украшает и богатая музыкальная палитра, в которой каждый герой выходит под «свою» музыку, она авторская и погружает зрителя в различные состояния – от легкого, приятного веселья до трагических, тревожных нот в общих сценах.
На героях – симпатичные костюмы с элементами модерна, стилизованные под эпоху (художник по костюмам Дина Тарасенко, Санкт-Петербург).
И молодые актеры, и опытные были действительно актерским ансамблем. Надо было видеть, с каким удовольствием они играли каждую мизансцену! Можно смело сказать – у драмы за долгие годы появился большой, красивый, стоящий спектакль. Берегите его! И я очень рекомендую всем его увидеть.

НАШИ «БЕРЕНДЕИ» В ПИТЕРЕ

И еще новость. С дипломами лауреатов вернулись с IV международного театрального фестиваля из Санкт-Петербурга главный режиссер Магаданского драматического театра Дмитрий Павлов и заслуженные артисты России Алексей Яновский и Валерий Бунякин.

Поездка состоялась благодаря финансовой поддержке администрации театра.
Фестиваль назывался «Terra Incognita» («Неизвестная земля»), что применительно к театру означает непрерывно меняющееся пространство культуры, в котором всегда будет много «белых пятен». Он проходил на базе Санкт-Петербургского Интерьерного театра.
Как рассказал Дмитрий Павлов, магаданцы выступили на фестивале с рабочими материалами пьесы «Берендей» петербургского драматурга Сергея Носова.

Лауреатами стали, совершенно не ожидая этого, так как фестиваль включает в себя показ готового спектакля. Здесь же ограничились читкой пьесы. После выступления наших актеров к Магадану появился широкий интерес. Состоялась и встреча с автором пьесы, после чего он подарил им третью часть материала, которая раньше не заявлялась. «Особенно ценно было то, что в зале сидел подготовленный зритель, профессиональные критики и петербургские актеры», – делится Валерий Бунякин. И он, и Алексей Яновский показали отличное актерское мастерство.
Сюжет пьесы таков: по некой «достаточно цивилизованной стране» в поезде едут двое – Рюрик и Володя – и оба без билета. На каждой станции приходится пересаживаться на другой поезд и начинать все заново. А до места назначения – семь станций…

«Берендей» сейчас репетируют в Малом зале три актера – Валерий Бунякин, Алексей Яновский и Сергей Черных. А премьеру Дмитрий Павлов наметил на март.

«АМУРНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Нельзя не сказать и об успешной деятельности Малой сцены театра. Все спектакли здесь ставит заслуженный артист России Алексей Яновский. Популярны спектакли – «Амурные ведомости», «Незваный гость», «Предложение», «Медведь». Слагаемые успеха – и замечательный актерский ансамбль, и, прежде всего, актуальность пьес. По словам драматурга Веры Трофимовой, ей очень понравилось название «Амурные ведомости», которое придумал Алексей Яновский. У нее пьеса называется «А что там, за кордоном?».

Спектакль глубоко патриотичен – тема любви к Родине, к русской женщине, народным традициям звучит здесь с большой гордостью. Режиссер взял за основу слегка юмористический стиль автора и пронес его через весь спектакль, обращая внимание на каждую мелочь в реквизите и сценографии, и определив его как «потешный лубок для взрослых в двух частях». Чего стоит комическое появление двух бояр Утробина (Сергей Черных) и Худобина (заслуженный артист РФ Валерий Бунякин) в огромных меховых шапках! Вороватые «осударевы слуги» ни на секунду не давали зрителям отвлечься от действа. По мере смены сцен, комично менялись и музыканты на заднем плане (молодые артисты Сергей Корнеев, Юлия Кунашенко, Яна Сметанюк и Галина Унгуряну). К слову, музыкальное оформление взял на себя, как он это часто делает, сам режиссер. Впервые мультимедийный экран играл роль «караоке по-русски», где звучали знакомые романсы и песни, которые трогательно сопровождались то «голубой гжелью», то «золотой хохломой».
Серьезную работу проделали главные герои Игорь Смирнов («осударь усего осударства» Петр Распутин) и Екатерина Пастухова (Катерина – «одна за все про все», которая и стала изюминкой спектакля). На мой взгляд, за последнее время это одни из лучших ролей молодых артистов. Видно, что материал им нравится, и они все больше и больше входят в актерский кураж.

Прозвучали в спектакле и актуальные слова «санкции» и «министерский портфель».

«ШАНЕЛЬ» С РУССКИМ ДУХОМ

Ну и самым популярным, на мой взгляд, на Малой сцене стал спектакль «Баба Шанель» известного современного драматурга Николая Коляды. Режиссер – заслуженный артист России Алексей Яновский впервые пригласил на драматические роли артистов оперетты. И ансамбль состоялся! Безусловно, и режиссер, и артисты проделали титаническую работу. Они явили нам настоящее искусство, мастерскую игру, в результате которой зрители и смеялись, и плакали, и переживали, и, что самое важное – думали. Ведь воспитательную функцию театра еще никто не отменял.
Все в этом спектакле сделано с любовью. Начать хотя бы с программки спектакля – она выполнена с элементами русской гжели. Потрясающее музыкальное оформление, гармонично дополняющее задумку режиссера. И, конечно, большой патриотизм, он здесь присутствует к месту и в каждой мелочи. «Шанель» получилась с русским духом.

Пьеса донельзя актуальна. Очень мощный финал. Два с половиной часа ваша душа работает, а в конце наступает очищение, катарсис. Как это важно в наше непростое время!

Хочется поблагодарить всю постановочную группу и весь актерский ансамбль за отличную игру, за кураж, за подаренные эмоции. Хор пенсионеров «Наитие» – это заслуженные артисты России Николай Бекасов и Елена Титенко, артисты Михаил Попов, Владимир Дмитриев, Людмила Анисимова, Оксана Плиско, Владислав Поляков.

Но есть одно важное замечание к администрации театра – зрители вполне обоснованно жаловались на то, что им плохо видно действие за спинами других людей, так как зрительские места находятся на одном уровне. Необходимо его повысить. Старый малый зал в этом плане был продуман до мелочей.

К слову, 1-го января заслуженный артист России Николай Бекасов отметил 70-летний юбилей. И его роль в «Бабе Шанели» можно смело считать бенефисной. Любимого артиста тепло поздравили зрители, долго не отпускали со сцены. «Этот спектакль идет во многих театрах страны, в нем мужчины играют женщин, происходят уморительные ситуации, – делится Николай Бекасов. – Я даже не предполагал, что у меня будет такая необычная роль. Пьеса мне сразу понравилась, я понял, что это хороший, интересный материал, и есть что играть, что проживать на сцене. Я увидел в ней драму каждой женской души. Здесь затрагивается много серьезных вещей. Несмотря на то, что нас очень обкрадывали в репетициях, работа получилась, и я очень благодарен режиссеру и коллегам за то, что все выдержали и спектакль состоялся».

Коляду Алексей Яновский ставит второй раз. До этого был замечательный спектакль «Половики и валенки». И вот впервые на Малой сцене поставлен большой полноценный спектакль с антрактом. «Я знал, что этот спектакль будет иметь успех, – рассказал Алексей Петрович. – Сегодня мы видели это по зрительской реакции, и плакали, и благодарили, и «браво» кричали. Коляда мастерски соединил две вещи – он взял народную речь и облек ее в литературную форму. Это придает особый колорит. Это спектакль о русской душе и русском характере. И еще здесь очень хорошо выстроены образы, в которых и живут артисты на сцене. Я за то, чтобы все было на нерве и не было актерской успокоенности».

КРЕАТИВНАЯ АЛИСА

Молодой режиссер Евгения Тушенцова также подарила зрителям детский спектакль «Алиса в стране чудес» по Льюису Кэрроллу, который успешно шел все каникулы в Магаданском музыкальном и драматическом театре. Его можно включить и в постоянный детский репертуар, который в нашем театре еще в стадии формирования.

Перед премьерой малышам показали интересную интермедию, на мой взгляд, лучшую за последние годы. И для этого необычного спектакля придумали красивую программку в виде сердца – с любовью к маленькому и большому зрителю. А какие яркие стильные костюмы были на артистах! И очень волшебные декорации, особенно сцена с Гусеницей Апсолем, роль которой чудесно исполнила Римма Захарова.

И здесь режиссер и артисты проделали огромную работу. Наряду с начинающими приглашенными артистами, в спектакле приняли участие и опытные мастера – заслуженный артист России Алексей Яновский, Наталья Воробьева, Светлана Окунева, Тимур Самарханов, Игорь Смирнов, Екатерина Пастухова, Светлана Касацкая, Елена Александрова. Музыкальное оформление – Алексея Крицина, при участии заслуженного артиста РФ Аркадия Касацкого. На роль Алисы пригласили Анастасию Милованову. По-своему эту же роль играет Гульноро Ризоева. В креативном спектакле много юмора, комических моментов, а сами актеры играют с наслаждением. По отзывам зрителей, сказка понравилась всем.
Остается добавить прописную истину: хороший театр делает и хороший имидж региону. Мы надеемся, власти это понимают.

Наталья АЛЕКСЕЕВА, член Союза журналистов РФ, участник семинара Кабинета театральных критиков при СТД Москвы.

Автор:  Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вечерний Магадан"