75 лет назад был сдан в эксплуатацию аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана

/uploads/posts/2015-02/1423274832_il12.jpg



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В начале февраля 1940 г. был сдан в эксплуатацию аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана.

В конце февраля отсюда организовано почтовое и пассажирское сообщение по трассе Магадан–Хабаровск с посадкой в Охотске, Николаеве, Комсомольске на самолетах типа Ил-14.

5 ноября 1955 г. введено в эксплуатацию здание аэровокзала. Долгое время аэропорт был базой лёгких самолетов и вертолётного парка Второго Магаданского объединённого авиаотряда. В день вылетало до 15 самолетов и 5–6 вертолётов во все концы области и за её пределы. В 2002 г. произведена реконструкция аэровокзального комплекса. До сих пор аэропорт «Магадан–13» служит базой малой авиации области.


Фото http://photo.ukamo.org/



Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман

Промышленное освоение огромной территории, подведомственной Дальстрою, требовал базовых стационарных аэродромов.

По воспоминаниям заслуженного строителя РСФСР, почетного гражданина города Магадана И.И. Лукина в апреле 1938 года создали комиссию для выбора площадки под строительство аэродрома в районе 20-30 км от Магадана, в состав которой вошли начальник отдела капитального строительства Дальстроя П.М.Раевский, начальник стройуправления сектора изысканий И.Г. Наседкин, начальник стройуправления Н.В. Митасов, старший инженер аэродромной службы С.А. Чадов, штурман – летчик О.Г.Меньшиков, летчик Н.М. Кузнецов. После предварительных изысканий комиссия предложила расположить аэропорт на 13 – км основной трассы. «Близость аэропорта от административного центра, наличие гравийно–песчаных карьеров, свободные подходы к порту с северной стороны были основными аргументами при утверждении этого предложения. Изыскания и проект были закончены к сентябрю 1938 года, а подготовительные работы на территории будущего аэропорта начались и того раньше – в июне 1938 года»,- писал И.И.Лукин.

Начальник Дальстроя К.А. Павлов почти ежедневно проверял работу строителей, как рассказывал мне Иван Иванович, первым делом он потребовал, чтобы они построили… теплый туалет. Все здания эксплуатационных служб и полосу возводила Магаданская стройконтора, руководимая В.Н. Акимовым и главным инженером А.И. Сизовым.

В конце 1939 года руководителем авиационного подразделения Дальстроя назначили Шандора Иштвановича Шимича. Не смотря на юный возраст – 18 лет он был активным участником революционных событий в Венгрии в 1919 году. После падения советской власти в Венгерской республике, был арестован и приговорен к 15-летнему тюремному заключению. Но по особому указанию В.И.Ленина группу в 49 самых активных венгерских революционеров, в состав которых был включен и Ш.И. Шимич, в 1921 году обменяли на группу венгерской знати, воевавшей в армии Колчака и оказавшейся в советском плену. По рекомендации руководителя бывшей Венгерской Советской республики Бела Куна его направили учиться в Борисоглебскую военную школу летчиков. Затем Ш.И. Шимич закончил школу воздушного боя в Серпухове и служил на различных командных должностях в Киеве, Харькове, Москве в качестве командира звена, эскадрильи, отряда. Командиром авиаотряда Дальстроя был с 15 сентября 1939 года по 1942 год, то есть, то самое горячее время, когда строили аэродром 13-го км и готовили его к эксплуатации.

В приказе по Дальстрою (февраль 1940 г.) указывалось: « За успешное выполнение срочных заданий по перевозке в район эпидемии медицинских работников, медикаментов и витаминизированных продуктов объявить благодарность летному и начальствующему составу авиаотряда: Шимичу Ш.И., Фастрицкому А.С, Кириллову Г.Я., Новицкому А.С., Чернову А.В., Клепацкому Н.А.» Все перечисленные в приказе летчики оказали огромную помощь медицинским работникам в ликвидации эпидемии гриппа. Учитывая его участие в создании стратегического объекта аэропорта 13 км и выполнение авиаотрядом народнохозяйственных задач Ш.И. Шимича наградили медалью «За трудовую доблесть» (11.01.1942 г.).