Бородатое рабство, или Как я работал Дедом Морозом

/uploads/posts/2015-01/1421970047_dm.jpg



Честный рассказ о суровом новогоднем бизнесе

Не помню, когда перестал верить в Деда Мороза. Наверное, как и у большинства детей, пришло лет в 5-6 осо-знание, что волшебства в мире не бывает, ну, или почти не бывает. Но под этот Новый год выдался случай снова почувствовать себя в сказке, уже в качестве ее создателя, организатора и главного действующего лица. Короче говоря, предложили мне побыть Дедом Морозом на детских утренниках и походить по квартирам.

Чтоб костюмчик сидел

В работе Дедом Морозом главное - создать образ, чтобы обман вы-глядел как можно более достоверно. Хороший костюм обычно шьют на заказ из дорогой ткани, так что цена кафтана доходит до 10-15 тысяч рублей. Но времени да, признаться, и особых денег на приобретение дорогих атрибутов не было, поэтому выбор пал на бюджетный вариант за 4 тысячи, плюс отдельно хороший парик и борода. Надев все дома перед зеркалом, я понял, что больше похож на поседевшего гнома Гимли.

Позвонила Снегурочка, которая изначально и предложила поработать. Оказывается, ее хорошая знакомая задумала совершить новогодний чес, но ее Дед Мороз куда-то пропал, не объяснив причин. А потому она предложила объединиться в Новогоднюю банду, где мы со Снегурочкой выступали в образе исполнителей, а она - организатора, мозга и центра операции по сбору дани с родителей. Сказано - сделано и скреплено честным словом всех участников. А потом началась чехарда.

Первый опыт

Наступило время первого заказа. У организатора нашей шайки были постоянные клиенты и кое-какая реклама, так что первый заказ пришелся еще на 20 декабря. Объект - детский сад. Нужен был Дед Мороз - Снегурочку играла одна из воспитательниц. Мой организатор уверила, что работы на 15-20 минут, стандартный утренник с игрой, стишками и раздачей подарков. Но, приехав на первую репетицию в детский сад, выяснилось, что, во-первых, для детской группы готовится 40-минутное представление, во-вторых, у Деда Мороза 3 листа стихотворного текста, в-третьих, утренников будет не один, а два.

В назначенный день после нескольких репетиций утренники состоялись. Все же с детьми работать приятно, особенно когда в тебя безоговорочно верят. Малышня 3-4-летняя вообще благодарный зритель: не шумят, от одного взгляда цепенеют, хоровод начинают водить по движению пальца.
Первый выход и первые слова - самое важное, главное - чтобы голос не дал «петуха». Деду Морозу нужно «басить» раскатисто, смеяться громко, чтоб было ясно, кто здесь хозяин. А еще важно не забыть слова или, если забыл, не замолчать. Неловкой паузы быть не должно.
Со сценической частью все прошло неплохо, студенческое кэвэ-эновское прошлое не подвело. Зато подвел плохой грим - к концу первого утренника от испарины намазанные щеки и нос пошли пятнами и подтеками.

Вот в чем подвох

Утренники закончились, костюмы сдали, пришло время расплаты. И тут настало время неподдельного удивления. Оказывается, за два утренника и несколько дней репетиций мне удалось заработать 1000 рублей. Точнее, именно в такую сумму наш организатор оценила эту работу. Остальные 4 тысячи, по ее мнению, должны были уйти ей, при этом весь ее труд заключался в том, что она сообщила мой номер воспитателям группы. Даже костюмы у нее брать не пришлось - в саду нашлись свои, получше.

Дальше - больше. Со Снегурочкой мы решили узнать, сколько же получим с каждого «квартирного» заказа. И получили ответ: так как заказы принимала организатор, разместила рекламу (нарезанные визитки с номером), а также имеет постоянных клиентов, то с вызова, который стоит 2500 рублей, мы, как исполнители, получаем по 300 рублей, остальное она берет себе. Никакой вам сказки, одна правда жизни.

В Магадане так работают большинство новогодних фирм. Опытные Деды Морозы и Снегурочки имеют наработанную клиентскую базу, куда входят детские сады, родители, школы. А так как заказов приходит больше, чем они могут отработать, нанимаются рабочие. Обычно это студенты, молодые люди, для которых даже небольшой заработок - солидная прибавка к стипендии. С ними они работают именно по такой схеме: как исполнители Дед Мороз со Снегурочкой получают 20-30% от заказа, остальное организаторы и владельцы заветных костюмов кладут себе в карман. Естественно, от такой работы мы отказались. Несолидно, да и обидно было.

Не «сюсюкать»!

Сварганив кое-какую рекламу и разослав по знакомым, несколько новогодних квартирных заказов мы все же получили. Очень повезло со Снегурочкой - опыт у нее был, поэтому на первых порах именно она «вывозила» вечер. Я же больше стоял в сторонке и «басил» только в самом начале. Но потом дело пошло, большинство заказов отработали на «ура». Пока мы перемещались от квартиры к квартире к детям разного возраста, выявил для себя несколько их типов.

Дети до 5 лет - это малыши, их нужно взять за ручку, собрать в кружок и сказать, что сейчас покружимся, как снежинки, или сделаем «елочки»...
Дети постарше - это другое дело, от них можно ждать чего угодно, поэтому всегда начеку и есть драйв. Причем разницы между школьной елкой или домашним выездом по ощущениям нет.

Школьники. Главное - не перегнуть палку и не показать, что они для тебя дети. Не нужно тешить себя надеждой, что в Деда Мороза они все еще верят. Поэтому с ними нужно играть, но так, чтобы это было «прикольно». Сюсюкать с ними не стоит...
Вот так, первый раз в жизни удалось побывать в шкуре сказочного персонажа. Опыт, я вам скажу, весьма интересный.

Владимир ДОПЕ.

Автор:  Владимир ДОПЕ "КП в Магадане"