На Колыме имеется положительная судебная практика о принудительной ликвидации в связи с отсутствием организации по адресу регистрации


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Отсутствие связи с юридическим лицом по адресу регистрации грозит ему ликвидацией в судебном порядке

Адрес места нахождения юридического лица является составной частью сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые открыты и общедоступны как для юридических лиц, так и для физических лиц. Об этом сообщили ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" пресс-службе УФНС России по Магаданской области.

Поэтому достоверность адресных данных имеет актуальное значение. Многочисленные Интернет-сервисы Федеральной налоговой службы, включающие адресные данные, широко востребованы. Достаточно сказать, что сайт ФНС России ежемесячно посещает более 8 миллионов пользователей.
Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с организацией, не осуществляющей деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

Место нахождения юридического лица в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее Закон N 129-ФЗ).

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", вступивший в силу с 30 июня 2013 года, внес несколько важных изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство о государственной регистрации, наделив регистрирующий орган полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию.

Расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона N 129-ФЗ, одним из которых является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах по почте, они должны быть направлены налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Направленные документы будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (статья 31 НК РФ). Таким образом, юридическое лицо само несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений.

Действующим законодательством предусматривается, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в случае, если при его создании были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (статья 61 ГК РФ, статья 25 Закона N 129-ФЗ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснил, что регистрирующий орган может инициировать процедуру судебной ликвидации юридического лица, если у него будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (п. 6 Постановления N 61). Об этом может свидетельствовать, к примеру, отсутствие представителей юридического лица по этому адресу, возврат корреспонденции, направленной по этому адресу, с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.

До обращения в суд регистрирующий орган должен направить юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, решается вопрос об инициировании процедуры принудительной ликвидации.

Проблемы налогового администрирования, связанные с невозможностью осуществить связь с юридическим лицом, есть и в нашей области. К нам также поступает информация и от государственных органов, осуществляющих надзорные функции, об отсутствии организаций по адресу регистрации.

В 2013-2014 гг. налоговые органы обследовали 71 адрес, выявлены факты отсутствия 53 организаций по адресам государственной регистрации. В отношении данной категории юридических лиц в настоящее время проводится комплекс мероприятий по инициированию процедуры ликвидации в судебном порядке. В кредитные организации с 2012 года для решения вопроса о расторжении банком договора банковского счета направлено 103 информации в отношении 62 ЮЛ.

В регионе имеется положительная судебная практика о принудительной ликвидации в связи с отсутствием организации по адресу регистрации, так в мае 2014 года Арбитражный суд Магаданской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области принял решение о ликвидации ООО «РосАльянс» (дело № А37-177/2014), возложив процедуру ликвидации на учредителей общества. Необходимо отметить, что данная организация на момент рассмотрения дела являлась действующей, т.к. представляла налоговую отчетность.
Можно надеяться, что новые инструменты воздействия на организации, будут способствовать экономической безопасности государства, а также защищать интересы законопослушных предпринимателей.








Колымские колонки