Великая миссия Русских


Владимир Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул: «Русский народ является государствообразующим - по факту существования России.

Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой - чужой» определяется общей культурой и общими ценностями». Какую роль русский человек и народ играют в межэтнических и межконфессиональных отношениях в Магаданской области? Об этом рассказал Александр Соколянский, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-Восточного государственного университета, председатель Центра славянской письменности и культуры.

- Вполне можно сказать, что и в Магаданской области русский народ является объединяющим, сплачивающим все остальные. Например, когда в XVII веке русские пришли на Крайний Север, между представителями местных жителей зачастую велись довольно кровавые войны. Естественно, и самим пришедшим, и государству в целом было невыгодно, чтобы на их территории шли распри, пусть даже локальные. Поэтому они прилагали все усилия, чтобы сгладить конфликт, свести его на нет, помирить племена. К тому же наш народ никогда никому не навязывал свою культуру и ценности: к традициям коренных обитателей Севера относились с большим уважением, ни о каком притеснении или подавлении даже речи не шло. И при этом русский человек никогда не был носителем идеи национальной исключительности, не считал себя представителем какой-то особой расы, лишь одной имевшей право на существование.

- В чем это выражалось?

- В первую очередь в том, что русские легко, так сказать, вливались в жизнь других народов. И в то время, и позже женились на местных девушках, поселялись в их поселках, перенимали их образ жизни, причем иногда практически полностью. Например, переселенцы с Урала и из Центральной Сибири, осевшие на современной территории Камчатского края и Магаданской области, вследствие контактов с представителями северных этносов образовали новую этнографическую группу - камчадалы. Все это подтверждает то, что идея национальной исключительности при заселении Севера отсутствовала вообще. Я думаю, что именно поэтому позже, когда советская власть начала промышленно осваивать Колыму, никаких болезненных конфликтов у местных с пришлыми русскими не возникало. Хотя иногда Советы и принимали решения, ущемлявшие интересы коренных народов Севера в целом, но не их представителей по отдельности.

- Разве такое возможно, чтобы желания нации и носителя национальности были разными?

- Да, и яркий тому пример - язык, точнее, его утрата. Я хорошо знаком с ситуацией у эвенов. Большинство представителей этого этноса не умеют писать, читать или хотя бы говорить на родном языке. Раньше их могли научить этому в нашем университете, но сейчас, к сожалению, и этого нет. Причем если рассматривать такое положение дел с точки зрения отдельно взятого эвена, вроде ничего страшного и нет. В современном мире он может
реализоваться и без знания родного языка, ведь большинство представителей этой нации сегодня далеки от традиционного образа жизни, племен и общин, - так зачем ему учить эвенский, если только не в научных целях? Гораздо логичнее вроде бы говорить на английском или немецком. И людей, которые думают так же, большинство. Однако для народа это губительно. Потеря языка может привести к утрате национального самосознания, размыванию этноса.

- А русский язык тоже играет такую важную роль? Ведь на нем говорят все граждане России. Он также сплачивает нас между собой?

- Разумеется. Язык - это не одно только средство общения, это наш общий взгляд на мир. К примеру, русское слово «счастье» исконно означает не безудержное наслаждение жизнью и удовольствиями, а свою часть, свою долю в жизни человека. Она может быть трудной, полной испытаний, но и ее мы признаем счастьем. А у китайцев, наоборот, иероглиф счастья - свинья под крышей, то есть теплый хлев и сытость. Ни один русский человек, даже жизнь положивший исключительно на собственное благополучие, это подлинным счастьем не признает. Таким образом, язык формирует систему ценностей, и у всех русскоговорящих, то есть у всех граждан России, она не то чтобы единая, но, по крайней мере, схожая. Поэтому мы понимаем друг друга, живем в мире и согласии на протяжении долгих лет. Из-за этого важно сохранять русский язык, изучать и оберегать его, не допускать его сильного смешения с английским, чем, кстати, и занимается Центр славянской письменности и культуры, проведя, например, тотальный диктант в прошлом году, цели которого - просвещение и популяризация нашего языка.

- Но не приведет ли это к таким же последствиям, как с эвенским языком, к эффекту плавильного котла наций, по типу американского, когда все народы слились в один, потеряв свою идентичность?

- Глубоко сомневаюсь. Особенность нашей страны в том, что она исторически была многонациональной и многоконфессиональной, и никогда не стояла цель слить все народы в один. Президент правильно сказал про «русских армян» и «русских немцев»: эти определения совершенно не мешают друг другу. Человек может с гордостью говорить «я - татарин!» и «я - россиянин!» одновременно, и ничего в этих заявлениях не будет ничему противоречить. Все мы объединены одной историей и языком, но это не значит, что надо забывать историю и язык своей этнической группы. Вообще можно сказать, что наша страна - это как бы мир миров, где все народы сохраняют теплые отношения. Надо отметить, что это и заслуга грамотной национальной политики, ведь эту дружбу надо поддерживать и развивать.

Столь удачным и приятным в этом плане положением дел на Колыме мы, я думаю, в какой-то мере обязаны не только своему менталитету, но и продуманной работе над этим вопросом Правительства Магаданской области. Власть поддерживает все этнические организации, предоставляет им возможность для реализации своих планов - проведения концертов, праздников или просто встреч, выдает гранты. Немаловажной частью этого является, например, ежегодный фестиваль «Территория дружбы», где каждый народ может продемонстрировать свои особенности, угостить национальными блюдами, показать наряды, предложить литературу.

Участвует там и Центр славянской письменности и культуры, занимаясь в первую очередь просветительской деятельностью в области русского языка, литературы, культуры и истории. Это замечательно, что власть, видя мир в отношениях между разными этносами, не забывает о них, а наоборот, стремится сохранить и укрепить такое положение вещей, развить чувство единства и патриотизма россиян.

- Как вы думаете, в чем сегодня заключается роль русского человека в многонациональном пространстве России и Колымы?

- Я думаю, в том же, в чем и всегда: объединять, примирять, помогать другим народам, совершенствовать свое государство. Необходимо способствовать развитию национальной идентичности и у себя, и у других этносов, продолжать укреплять нашу вековую дружбу и чувство сплоченности и единения. Здесь нужно всегда помнить старинную мусульманскую притчу о мудреце, предложившем своим ссорящимся сыновьям сломать сначала по тоненькому прутику, а потом весь веник. Пока мы, россияне, едины - мы непобедимы.

Автор: Анастасия Шапошникова








Колымские колонки