140 лет со дня рождения Юрия Яновича Розенфельда


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Первый колымский золотоискатель Ю.Я. Розенфельд (1874–1940), псевдоним – Нордштерн Георгий Иванович, родился на хуторе Вак Везенбергского уезда Эстляндской губернии (Эстония).

Окончил четырёхклассное уездное училище, затем занимался самообразованием. В 18 лет начал работать конторщиком в комиссионной конторе в фирме Блюменфельда в Петербурге. После осуждения по делу «Народной воли» отбыл три года на каторге на Акатуе, выслан на вечное поселение в Забайкалье. В 1908 г. по поручению крупного благовещенского капиталиста Шустова выехал на Колыму для изучения экономики края и отыскания путей по Охотскому побережью для перевозки грузов. Но, обладая необходимым минимумом геологических знаний, Розенфельд больше интересовался минеральными богатствами края. Собирая сведения, он сделал выводы, что регион богат углём, рудами многих металлов.

В районе Сеймчана им были обнаружены золотоносные жилы, однако найденные «знаки» золота и самородки пока ещё не подтверждали наличия богатых золотых запасов. Для исследования якобы найденных им во время длительного путешествия золотоносных жил, названных им Гореловскими, в 1914 г. Юрий Янович организовал экспедицию с участием старателей Софея Гайфулина, Михаила Канова и Бориски Шафигулина. Однако поиски оказались малопродуктивными. До 1916 г. занимался изысканиями путей сообщения на Колыме, собирал и записывал данные о полезных ископаемых края. Затем выехал во Владивосток, где составил свою знаменитую записку «Поиски и эксплуатация горных богатств Охотско-Колымского края».

Датированная 25 ноября 1918 г. она гласит, что «золото с удовлетворительным промышленным содержанием пока не найдено, но все данные говорят о том, что в недрах этой системы схоронено весьма внушительное количество этого драгоценного металла». Эта «Записка» и поиски самого Розенфельда сыграли выдающуюся роль в привлечении внимания к практически неисследованному краю, предопределили открытие золотой Колымы экспедицией Ю.А. Билибина. Сам Ю.Я. Розенфельд, желая воплотить в жизнь декларированные планы, обращался в годы гражданской войны к представителям правительства Дальневосточной республики, вёл переговоры с представителями Китая, Германии, Англии. В поисках средств ни в России, ни за границей он так и не смог найти людей, заинтересованных в дальнейшей геологоразведке и организации приисков. Первая мировая война, затем революция и гражданская война надолго прервали геологические изыскания и остановили развитие золотодобывающей промышленности. Не дождавшись помощи, Розенфельд в 1924 г. уехал в Забайкалье, где до 1926 г. работал на Шундуинских золотых рудниках и приисках. Затем в течение пяти лет разведывал месторождения вольфрама, сурьмы, бериллия в пределах Восточного Забайкалья.

С ноября 1931 г. занимался разведкой золота в приграничных с Монголией районах Бурят-Монгольской АССР. В начале 1930-х гг. «Запиской» заинтересовались геологи. В 1933 г. руководство Дальстроя вызвало Розенфельда в Магадан «для научно-исследовательских изысканий общесоюзного значения», для оказания помощи в поисках золота в открытом им районе.

Однако деятельность его на этом поприще оказалась безрезультатной, он был арестован по обвинению в мистификации и злостной утайке «богатого» Гореловского золоторудного месторождения. Приговором отдела Дальневосточного краевого суда при Севвостлаге от 24 января 1935 г. осуждён по ст. 169, ч. 2 УК РСФСР на пять лет лишения свободы. В 1935 г. временно исполнял обязанности заведующего недавно образованным краеведческим музеем. В 1937 г. повторно арестован, но в 1939 г. отпущен на свободу. После дополнительного расследования дело было прекращено 17 февраля 1940 г. «за истечением давности».

В середине апреля 1940 г. найден убитым на 403-м км трассы. Реабилитирован постановлением прокурора Магаданской области от 22 февраля 1979 г. в связи с прекращением дела «за отсутствием события преступления». В 2012 г. по инициативе общественной организации «Туристско-спортивный Союз Магаданской области» постановлением Магаданской областной Думы одной из гор, расположенных в Туманском хребте (Омсукчанский район), присвоено наименование «гора Розенфельда» как дань уважения деятельности первопроходца Колымы.








Колымские колонки