Новое

Тенька живет надеждами.

/uploads/posts/2009-08/1250138256_1308_13.jpg



Мягко, неспешна, но как-то не по колымски вступает зима в свои владения. И тем, неимение пришло ее время. С вопроса о готовности жилищно - коммунального комплекса и ходе отопительной компании в тенькиинском районе началась наша беседа с главой этого муниципального образования Сергеем Кузьмичем Симоновым

- Отопительный сезон, как и планировали, открыли в середине сентября. 7-го числа начали заполнять сети, а с 15 сентября во всех поселениях района, кроме Гастелло, задержавшегося на несколько дней, в дома пошло тепло.

В подготовительный период выполнены все намеченные работы. Особо много делать не пришлось, так как в последние годы в наш топливно-энергетический комплекс вкладывалось достаточно много средств, были приведены в порядок и теплосети, и котлы.

Так что опасений возникновения чрезвычайных ситуаций у нас нет. Конечно, всякое случается, однако больших проблем с нашим уровнем подготовки быть не должно.

- Сергей Кузьмич, как осуществляется завоз угля? Насколько нам известно, в этом плане район недавно испытывал некоторые затруднения.

- Они всегда возникают с началом угольной кампании. Муниципальное унитарное предприятие "Тенькатеплосеть" в силу ограниченности средств, естественно, старается завезти уголь по как можно более низкому тарифу.

Однако нельзя сказать, что он у нас самый низкий по области. Проведенный нами анализ тарифов на доставку угля в других районах показал, что наш тариф вполне с ними соотносим.

Также мы просчитали, сколько при этом тарифе будут зарабатывать транспортники при условии заключения прямых договоров с МУП "Тенькатеплосеть". Мы же знаем, сколько при перевозке угля с разреза в поселки нужно потратить на топливо, запчасти, сколько водитель может сделать рейсов при соблюдении техники безопасности, правил дорожного движения, а также норм на отдых, ремонт и техобслуживание машин.

Исходя из всего этого, мы посчитали, что перевозчики при нашем тарифе в убытке не остаются.

- Значит, тариф не ниже себестоимости перевозки угля, как утверждали ранее транспортники?

- Все зависит от того, на чем перевозить. Если, к примеру, на волах, то тогда, конечно, ниже. Но предприятие заключает договоры с компаниями и частными лицами, у которых в наличии транспорт грузоподъемностью 25-30 тонн. Им наши условия вполне выгодны.

Устанавливать отдельные тарифы на другой класс транспорта меньшей грузоподъемности, а следовательно, и более затратный для владельца мы при всем желании не имеем возможности, поэтому используем наиболее экономичные варианты.

Проблем и без того в районе предостаточно: большие долги за электроэнергию, с теми же транспортниками хотелось бы рассчитываться вовремя, и за уголь надо платить, и зарплату, и налоги...

А теперь давайте посмотрим чуть глубже. Январская расценка на перевозку твердого топлива составляла 2120 рублей за тонну. Да, сегодня она несколько ниже - 1 800 рублей.

Однако те водители, которые работали через посредников, в конечном итоге имели практически этот же тариф: 1850 рублей за тонну, остальное из 2120 рублей уходило на посреднические услуги.

Сейчас мы предложили перевозчикам заключать договоры с предприятием напрямую, минуя промежуточные структуры, что и было сделано. Да, перевозчики немного потеряли - 50 рублей с тонны, но я считаю, что это несущественная потеря, работать с таким тарифом вполне выгодно.

- И что сегодня на поселковых котельных с запасами угля?

- Намного лучше, чем в прошлом и даже в 2006 году, даже несмотря на то, что потеряли почти месяц: уголь не завозился то из-за демонстраций перевозчиков, то из-за ликвидации последствий паводка и других неотложных дорожных работ.

Сегодня остаток топлива на котельных района - в пределах 6 тысяч тонн, из них на котельной Усть-Омчуга - 3 700 тонн. Учитывая, что в самые холодные месяцы расход угля в райцентре составляет 100-120 тонн в сутки, запаса хватит куда больше, чем на месяц. Тем более что погода пока балует, морозов нет, расход топлива минимальный.

К сожалению, в силу большой задолженности перед энергетиками нам пришлось остановить электрокотельную, работавшую все лето. Возможности разово рассчитаться за электроэнергию пока нет, но мы еще летом заключили соглашение, по которому по основному производству гасим долги постепенно.

- Кстати, об упомянутой вами дороге: а сегодня она не является препятствием в работетранспортников?

- Водители каждый день звонят мне с жалобами на состояние трассы. Участки реконструкции дороги Палатка - Кулу

- Нексикан - здесь все понятно, мы от этих неудобств никуда не уйдем, зато потом будет, как обещают, хорошая дорога. Но остальные участки тоже требуют внимания дорожников! Перевалы "Лачкалах", "Гаврюшка" и участок от 380 км до "нуля" нужно привести хоть в какое-то соответствие с нормами.

В конце сентября трассу смотрела комиссия в составе заместителя губернатора Владимира Николаевича Чуфенева и начальника Департамента ЖКХ Василия Анатольевича Рыжкова, на днях из Магадана приезжает еще одна комиссия принимать реконструированный участок "242-262 км", и мы опять будем просить проехаться по трассе до "нуля", чтобы воочию увидеть ее состояние.

Я понимаю, что денег выделяется недостаточно, и тем не менее какой-то объем работ все равно должен выполняться. А если за все лето дорога не видела ни одного грейдера, то о каком содержании можно вести речь? Не хватает у подрядчика сил, средств и техники -значит, часть дороги надо отдать другому дорожному предприятию.

Но если подрядчик не хочет делиться километрами, тогда пусть обслуживает их как положено.

- По золотодобыче уже подводили предварительные итоги?

- Конечно. Промывочный сезон практически закончен, в работе еще две драги - принадлежащие предприятиям "Прогресс" и ООО "Дражник", и два-три промприбора в артелях.

На данный момент с учетом рудного золота в районе добыто немногим более 1 800 килограммов драгметалла. Установленная годовая квота - 2 500 кг, из них 1300 кг - рудного золота и 1 200 кг - россыпного. Если по россыпному мы, скорее всего, на эту цифру и выйдем, то по коренному золоту план выполнить вряд ли удастся.

Из зарегистрированных в районе предприятий, разрабатывающих рудные месторождения, в полную силу работает только рудник "Ветренский". Российско-китайское совместное предприятие в этом году золота почти не дает.

Рудник имени Матросова даст килограммов 15, полученных в ходе работы исследовательской золотоизвлекательной фабрики, основная задача которой - отработка оптимальных технологических режимов по извлечению золота.

Рассчитываем, что на 1 января 2010 года в районе будет добыто около 2100 кг драгметалла. По сравнению с прошлым годом, когда Тенька сдала государству 1 819 кг золота, недропользователи сработали значительно лучше.

- Продвигается ли работа с грандиозным проектом промышленной фабрики РиМа?
-
Поданным, предоставленным в конце'сентября генеральным директором ОАО "Рудник имени Матросова" Михаилом Павловичем Казимировым, работа над проектом идет по плану.

К15 декабря он будет готов и сразу отправляется на экспертизы. Надеемся, что до 1 июля 2010 года все экспертизы будут успешно пройдены, и с этого момента в районе развернется большая стройка

Хотя нам очень хочется верить, что она начнется раньше, ведь, кроме промышленной фабрики, нужно будет построить еще больше четырехдесятков хозяйственных объектов: это и жилой поселок, и хвостохранилище, и водохранилище, и дороги - больше 27 км только внутри самого комплекса.

- Кто будет строить эти дороги?

- Разумеется, мы заинтересованы, чтобы в строительстве были максимально задействованы наши районные организации, ведь это и трудовая занятость населения, и доходы района.

Хотя, конечно, только своими силами при таком размахе не обойтись. Скорее всего, конкурсы на выполнение ряда строительных работ будут проводиться на всероссийском уровне
- Есть на Теньке и второй проект по освоению крупного рудного месторождения...

- Совершенно верно, "Павлик". На прошлой неделе из Москвы приезжал руководитель данного предприятия. Мы опять услышали от него заверения, что в следующем году будет организовано порядка 400 рабочих мест, что будет построена золотоизвлекательная фабрика, котельная, жилой комплекс, что в четвертом квартале 2010 года ЗИФ будет запущена, а в 2011 году она выйдет на полную мощность, и район сможет получать дополнительно несколько тонн золота. Очень хочется в это верить.

Все в области говорят, что Тенькинский район со своими богатыми недрами имеет хорошие перспективы. Но до тех времен, когда проекты начнут претворяться в реальность, нужно еще дожить. Живем надеждами...

- ...решая при этом и текущие вопросы. Например, в сфере здравоохранения.

- В районе очень остро стоит проблема с врачебными кадрами, работают всего 40 процентов врачей от необходимого количества. Найти кого-то в Центральных районах страны практически невозможно. Я лично созваниваюсь со специалистами, но, как правило, их требования для нас неподъемные.

Что говорить, если обсуждение приезда в Усть-Омчуг начинается только при условии, что заработная плата врача будет не меньше ста тысяч рублей.

Нашел семью врачей, у которых требования помягче, однако тоже трудновыполнимые; каждому по 70 тысяч рублей на руки. Вышли еще на одну семью медиков с Сахалина, их условие: зарплата в пределах 50 тысяч рублей. Для нас это пока наилучший вариант, но ответ они дадут лишь в середине ноября. Ждем.

Пытаемся работать с мединститутами. Пока безрезультатно: молодежь не желает ехать в глубинку.

В Центральной районной больнице катастрофическая ситуация с анестезиологом. С помощью Департамента здравоохранения нашли в Магадане специалиста, но и у наших, магаданских, запросы ничуть не меньше: 70 тысяч рублей на руки.

Если честно, я даже не знаю, как выкручиваться из этой ситуации. Наводил справки в других районах области - там ситуация аналогичная, лишних врачей нет.

- А с педагогическими кадрами положение лучше?

-Да. Недавно для средней школы Усть-Омчуга привезли учителя химии с семьей.

В области образования у нас проблема другого плана. В средней школе поселка Мадаун осталось совсем мало детей: четверо в первом классе, по одному в пятом, восьмом и девятом и по двое в десятом и одиннадцатом классах.

Плюс к этому в школе не хватает учителей, мы вынуждены раз в неделю возить из Усть-Омчуга учителя математики и информатики.

Предлагали детям обучаться в райцентре, привозили сюда, все показали, рассказали... Наотрез отказались - и дети, и их родители.

В этом году уже стоял вопрос закрытия Мадаунской школы. Видимо, в следующем такое решение все же будет принято, как ни жаль. Оставим в поселке только начальную школу, остальных переведем в Усть-Омчуг.

Мера вынужденная: с таким количеством учеников и учителей затраты себя не оправдывают. Только оплата электроэнергии и коммунальных услуг для школы обходится району ежегодно в 6 миллионов рублей.

- Сергей Кузьмич, последний вопрос: ваша точка зрения на историю с продажей банно-прачечного комбината?

- История скверная... Полномочия по данным бытовым услугам находятся у администрации поселка Усть-Омчуг. Мы надеялись, что комбинат, дважды выставлявшийся на торги в конкурсной массе предприятия-банкрота МУП 'Тенькажилкоммунэнерго" и никем не востребованный, никто не купит и в третий раз, и тогда его вернут предприятию.

Но во время проведения аукциона глава поселковой администрации находился на бюллетене. Момент был упущен, муниципалитет не заявил о своем участии в аукционе. В итоге комбинат купил частный предприниматель.

В том, что комплекс перешел в частные руки, я не увидел бы ничего плохого, если бы новый владелец продолжал оказывать населению те же услуги, сделал бы в помещении ремонт, организовал бы дополнительные виды обслуживания.

Первоначально с покупательницей была именно такая договоренность. Однако спустя время ее намерения изменились, и речь пошла о перепрофилировании комбината.

На 11 ноября назначено заседание суда по исковому заявлению администрации поселка, в котором указано, что данный объект является социально значимым, поэтому его нельзя перепрофилировать.

Подождем решения суда. Пока же с предпринимательницей до 1 июня 2010 года заключен договор аренды прачечной, обслуживающей детский сад и районную больницу.
- Спасибо за беседу и скорейшей реализации в жизни надежд тенькинцев!

Евгения Александрова
Колымский тракт