Капремонт из... общего котла


Изменения в Жилищном кодексе стали одной из обсуждаемых, поистине народных тем. Все потому, что уже в этом году собственники жилья в обязательном порядке будут платить за капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором проживают.

Эта новая строка в платежках наделала много шума. Пока закон принимался, а было это еще в 2012 году, нашлись его сторонники и ярые противники. И у каждого была своя правда. Почему? На этот и многие другие вопросы корреспонденту «МП» отвечает министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Магаданской области Василий РЫЖКОВ.

- Василий Анатольевич, разъясните кратко для читателей, в чем заключается суть новаций. А уже потом углубимся в детали.

- Да. Давайте по порядку. 271-ФЗ внес изменения в Жилищный кодекс в части организации и функционирования региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД). Одним из требований закона является создание регионального оператора, права и обязанности которого определены законодательно. На территории области региональный оператор учрежден в апреле 2013 года. Разработаны положение и устав фонда. Его учредителем от лица правительства области является министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области. Принят областной Закон «Об обеспечении и проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области», на основании которого должна выстраиваться система капитального ремонта общего имущества МКД на нашей территории.

- Что собой представляет наш региональный оператор?

- Это некоммерческая организация, созданная в форме фонда. Основными его обязанностями являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту, финансирование расходов на капремонт общего имущества в МКД. Все денежные средства, полученные от собственников региональным оператором, расходуются исключительно на оплату проведенного капремонта. Хочу подчеркнуть, что взносы на капитальный ремонт, полученные региональным оператором, будут учитываться отдельно по каждому дому, информация актуализироваться и выкладываться на определенном сайте, где каждый гражданин увидит, сколько денег должно было поступить и сколько реально пришло, что сделано на текущий момент и т. п.

- Но все-таки на каком сейчас этапе работа фонда?

- Фонд работает с декабря 2013 года. В настоящий момент идет оформление недостающих нормативных актов. Сейчас фонд занимается организацией сбора информации о состоянии многоквартирных домов. Это та база, без которой мы никуда не двинемся. И без работы на местах нам не обойтись, ведь должно быть четкое понимание, кому и за что мы предъявляем квитанции. Основной вопрос - откуда пойдет отсчет работы фонда и первые платежки населению. Отправной точкой станет принятие 30-летней программы капитального ремонта всех МКД в Магаданской области. Работаем над ее формой практически год, но появляются новые рекомендации, вопросы, требующие решения. Дело в том, что в области учитывается около 2500 МКД, в эту цифру входят и дома блокированного типа - те, в которых нет общего имущества, и аварийные дома, и частично заселенные. Одновременно есть рекомендации не включать в областную программу дома блокированной застройки, а также те, в которых уровень износа более 70 %, (последние отремонтируют по другой программе). По предварительным расчетам, в программе останется менее 2000 МКД, количество которых в настоящее время уточняется. В 30-летнюю программу они будут включены по срокам ремонта в соответствии с критериями отбора. На то, каким в очереди окажется тот или иной дом, повлияет год его введения в эксплуатацию, дата последнего проведения капремонта и фактический износ. Но этот документ не будет являться догмой: предусмотрено, что программа будет актуализироваться. Сейчас мы создаем так называемую дорожную карту на 30 ближайших лет, но исходя из реальной ситуации, например, увеличения финансирования из муниципальных, региональных или федеральных источников, сможем сдвинуть программу в сторону скорейшего исполнения.

- Самое главное, думаю, для рядового читателя - когда и сколько станем платить?

- В этой части принят один из основных нормативных актов, определяющий минимальный размер взносов на капремонт. Законодатель предложил вариант решения данного вопроса - дифференцированно по типам домов и муниципалитетам. Мы приняли решение сделать единый минимальный взнос.

Фактически себестоимость капитального ремонта значительно выше. Для примера, стоимость капремонта метра жилой площади зависит от очень многих показателей, но самые главные - площадь дома, и чем МКД больше, тем, соответственно, меньше плата. А если вы живете в маленьком доме, то платить вам гораздо больше, чем соседу из девятиэтажки. Поэтому разбег по себестоимости капитального ремонта одного квадратного метра получился от 16 до 29 руб., а средняя цена - 19 руб. Дом с лифтовым хозяйством дороже - более 20 руб. Поэтому мы решили, что дифференциации не будет, и определили, что всем будет начисляться одна сумма - 8 руб. 20 коп. с квадратного метра. Устанавливая этот тариф, мы понимаем, что разницу будем компенсировать за счет регионального и муниципального бюджетов. Важно, чтобы люди понимали: нет задачи взвалить всю оплату на население.

- На мой взгляд, государство тоже должно участвовать в капремонте домов, ведь многие из них не трогали с советской эпохи...

- По 185-ФЗ так и было. Из Фонда содействия реформированию ЖКХ на эти цели Колыма получила за 6 последних лет, включая 2013 год, 422,8 млн. руб. - это достойная сумма. Не могу сказать, что очень много сделали, но это позволило нам произвести капремонт в 93 многоквартирных домах общей площадью 195,95 тыс. квадратных метров, и это заметно по г. Магадану. Но такую федеральную поддержку получили только те муниципалитеты, которые выполнили определенные условия. Если помните, речь идет о статье 14 этого закона, выполнив условия которой у нас в области в федеральной программе смогли поучаствовать только 10 муниципалитетов. Кстати, Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжает работать, у нас есть лимиты, но они смехотворны. Сейчас его работа в основном переориентирована на расселение аварийного жилья, поэтому лимиты по капремонту для области на 2014 и 2015 годы составляют порядка 15 млн. руб., на 2016-й - около 8 млн. руб., софинансирование за счет бюджетов и собственников приблизительно столько же, в целом 1,5 - 2 дома в год.

- И все-таки, Василий Анатольевич, когда ждать первую платежку?

- Вот мы до этого и добрались. С момента утверждения 30-летней программы наступает срок предъявления первой платежки. В первоначальной редакции ФЗ это звучало так: «В течение трех месяцев с момента принятия 30-летней программы собственник жилья должен принять решение либо создавать спецсчет, либо работать через регионального оператора». Сейчас этот срок регионам позволено растянуть до 8 месяцев. То есть мы сами принимаем решение, когда после принятия 30-летней программы будет выписана первая платежка - через 3 или 8 месяцев. Мы этот вопрос не торопим, потому что, получив от населения первый платеж, должны быть уверены, что у нас все выверено, отработано, что система функционирует на все сто. Поэтому, когда это будет, точно сказать не могу, может быть, только в IV квартале этого года. Но это не говорит о том, что до того момента мы работы по кап­ремонту выполнять не будем. В прошлом году дополнительно для проведения капитального ремонта были предусмотрены средства в областном бюджете - 100 млн. руб. В эту программу тогда попали Магадан и Сусуман. Независимо от начала работы регионального фонда такие намерения есть и в этом году, кроме того, учтем и средства Фонда реформирования ЖКХ, указанные выше, их тоже задействуем.

- Почему через полгода я, как собственник, должна принять решение о выборе фонда своим региональным оператором, а не предпочесть альтернативу в виде открытия индивидуального счета дома?

- Мне кажется, ответ очевиден, если вы четко понимаете механизм сбора денег и их распределения на капремонт. Я не думаю, что ТСЖ захотят иметь эту головную боль. Представьте, что такое спецсчет дома? Жильцы должны собраться, определить человека, который откроет и будет работать с этим счетом, установить сумму, которую каждый будет вносить ежемесячно в банк. А дальше? Собралось, например, за 3 года 600 тысяч рублей, и нужно отремонтировать крышу. В идеале мы, как жильцы и плательщики, должны полностью доверять руководителю ТСЖ. А какого подрядчика на эти работы он найдет? Как станет контролировать и в случае чего выставлять претензии? Я уже молчу, что в каждом доме найдется тот, кто скажет, что ответственный что-то себе присвоил, положил в карман. А одна из обязанностей фонда - организовать аукцион, найти подрядчика, проконтролировать его работу. Одновременно работу самого регионального фонда контролируют: собственник, контрольно-счетная палата и финансовые органы Магаданской области и муниципальных образований и многие другие управления и ведомства. Кстати, если собственник платит, а потом дом изнашивается и его вместо ремонта готовят к сносу, в фонде предусмотрен порядок возврата средств тому человеку, кто в данный момент является собственником жилья.

- Вот вы говорите, на сайте будет счет каждого дома и там две графы - сколько должно было поступить денег и сколько реально пришло. Но я читала, что деятельность фонда строится по принципу общего котла.

- Так и есть. Средний типовой дом может собрать за год 180 тыс. руб., это копейки, ведь в капремонте речь идет о миллионах. А региональный оператор создается как раз для аккумулирования денег. Если рассматривать конкретный дом и сколько он может собрать, то за 20 лет это всего около 4 млн., что составляет третью или даже четвертую часть от реальной стоимости работ. Как раз хорошая сторона регионального оператора - принцип общего котла. Так, в год наш оператор, по самым приблизительным подсчетам, будет иметь где-то 150 млн. руб. У него нет задачи накопить, она как раз другая - чтобы денег на счете не было, они должны постоянно находиться в работе. Получается, ваш дом отремонтировали, но вы все равно платите, восполняя счет и собирая на следующий ремонт, который будет через 25 - 30 лет.

- Получается, я буду, например, копить на капремонт человеку, который рубля в общий котел не бросил. Вот у него уже сейчас не будет течь кровля и межпанельные швы, а я стану покорно ждать своей очереди?..

- Фонд, как и любая организация, будет заниматься взысканиями. Платить - не наше желание, а обязанность. Но на эту тему предметно можно будет поговорить через год, когда пойдет реальная работа. Хочу сказать, что в настоящее время федеральное законодательство идет по пути ужесточения наказания для неплательщиков. Ни для кого не секрет, что сумма общего долга населения за ЖКХ по Магаданской области - 2 млрд. 600 млн. руб. А, например, на жизнеобеспечение объектов тепло- и электроэнергетики в рамках подготовки к зиме в 2013 году потратили из регионального, муниципального бюджетов и собственных средств предприятий порядка 700 млн. руб. По итогам 2013-го вышли с задолженностью перед поставщиками угля, мазута и дизтоплива порядка 800 млн. руб. Если бы потребители заплатили половину своих долгов, мы бы еще лучше подготовились к зиме и многие проблемы удалось бы решить.

- Я понимаю, что больше 10 млн. руб. на среднестатистический дом накопить очень сложно. Предусмотрен ли частичный капремонт?

- Целесообразно один раз войти в дом, все сделать, чтобы потом два с половиной десятка лет быть спокойными. Отступления могут быть, каждый случай надо рассматривать индивидуально.

- Василий Анатольевич, огромное спасибо за ваши объяснения. Надеюсь, после публикации у колымчан вопросов будет гораздо меньше. Хочется, чтобы в общем котле, куда скоро каждый начнет делать свой вклад, получился наваристый бульон в виде качественного капитального ремонта.

Татьяна ХРИПУН.








Колымские колонки