«Магаданский комсомолец» – славный корабль


Комсомол (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, ВЛКСМ) – общественно-политическая организация, которая в течение десятилетий служила школой жизни для многих поколений советских людей.

Основная задача ВЛКСМ состояла в нравственном воспитании подрастающего поколения. Воспитание словом и делом – путь, который успешно реализовывался в комсомольской организации. Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ.

Нет в истории других примеров такого мощного молодежного движения, каким был комсомол. Всем были известны герои-комсомольцы: Любовь Шевцова, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Лиза Чайкина и многие другие. Миллионы людей с теплотой вспоминают времена своей молодости: всесоюзные комсомольские стройки и строительные отряды, спортивные рекорды и песни у костра, дружбу и взаимовыручку, передовую науку и культурные достижения. В этом году 29 октября комсомол отметил 95-летие со дня своего основания.

Конечно, в комсомоле было всякое. Как и в любой организации были свои плюсы, но также были и свои минусы. В последние годы советской власти комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей обстановке последних лет СССР. В 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде комсомола было принято решение о самороспуске организации, как исчерпавшей свою общественную роль.

В то время комсомол звучал повсюду. Вот и мой собеседник – Петр Иванович Кривулин капитан-лейтенант, ветеран Тихоокеанского Флота в своей жизни с комсомолом был тесно связан.

- Родился я в Пензенской области. Среднюю школу закончил в 1965 году. Хорошее было время! Комсомольская организация школы №11 поселка Краснобродский, Кемеровской области фактически руководила деятельностью школы совместно с педсоветом. Я был ответственным за культурно-массовую и спортивную работу, – вспоминает Кривулин.

После окончания школы, отработав год на угольном карьере, Петр Иванович решает поступать в Ленинградский ВВМИУ в городе Пушкине, на паросиловой факультет. Выпускники факультета – будущие корабельные инженеры-механики направлялись в основном на большие надводные корабли, крейсеры, миноносцы, вертолетоносцы, а также командирами турбинных групп атомоходов после спецподготовки. Для Петра Ивановича служба в Морфлоте не была случайностью. Брат его Владимир служил главным старшиной на подводном атомоходе на Тихоокеанском Флоте, сестра была замужем за моряком, дядя Илья Павлович, бывший морской пехотинец, отец проходил срочную службу на флоте Дальнего Востока, двоюродный брат Виктор служил на плавбазе. Было с кого брать пример!

В училище он отучился пять лет и закончил его в 1971 году. В течение двух лет Петр Кривулин, был старшиной своей роты. Этот статус позволил по окончании училища право выбора места службы. Наравне с выпускниками, окончившими училище с золотой медалью. Отгуляв отпуск, прибыл к месту будущей службы в город Петропавловск-Камчатский. Мест на эскадренных миноносцах, СКРАХ не оказалось. Все места были заняты его товарищами, приехавшими раньше его. Отдел кадров Камчатской военной флотилии направил его на плавбазу подводных лодок «Камчатский комсомолец» на должность командира трюмно-котельной группы, электромеханической боевой части-5, где отслужил с 1971 по 1975 годы. Первоначальное имя корабля «Батур», что означало богатырь, а чуть позже был переименован на «Камчатский комсомолец». Данный корабль – построечный первый номер, имел хорошую артиллерию: 4 артиллерийские установки 100 мм, 4 установки 57 мм, 4 установки 2 эм 3 эм спаренные, а также большой запас боевых зарядных отделений для торпед (примерно 59 боеголовок), а также современные средства связи.

Экипаж корабля состоял примерно из 300 человек. В подчинении у П.И. Кривулина было 28 человек. Задачи перед ними стояли важные и секретные, приходилось много ходить. Кораблем выполнялись боевые задачи по обеспечению дизельных подводных лодок Камчатской военной флотилии всеми видами довольствия, а также обеспечения торпедных и ракетных стрельб, медицинское обслуживание экипажей подлодок, которые вели разведку.

- В первый же год, в декабре 1971-го, корабль ушел на боевую службу в район Сомали, а обратно вернулись в мае 1972 года. Мой корабль выполнял свойственные ему задачи в районе Африканского Рога, оперативный штаб находился на борту «Комсомольца», командиром ОПЭСК был контр-адмирал Кормадонов В.И. В то время Сомали воевало с Эфиопией за спорную территорию. Сначала мы поддерживали Сомали, а через 7 лет СССР, по политическим причинам, стал поддерживать Эфиопию. Корабль имел связь с Москвой. Мы поддерживали режим, обеспечивали ремонт советских кораблей, проводили выполнение водолазных работ и водолазных спусков, осмотр корпусов кораблей, вели обеспечение наших подлодок всем необходимым.

Но особой задачей перед нами стояла разведка и обеспечение оперативной связи с Тихоокеанским Флотом и главный штабом ВМФ, – рассказывает Петр Иванович.

В каком-то смысле Сомали «дикая» страна, имеющая огромное количество оружия у населения. В то время практически весь флот базировался в Бербере (один из небольших городков в Сомали), где были наши военные советники.

- В 1973 году пришли во Владивосток на ремонт, кое-что там переоборудовали и вышли в район Гуама, нас сопровождали две дизельные наши лодки, нашим подводникам приходилось не сладко, из-за огромной нагрузки несколько подводников с дистрофией лежали у нас в лазарете, – вспоминает П.И. Кривулин.

За период службы Кривулина, корабль был на ремонте в Советской Гавани (Приморье), где простоял почти восемь месяцев на переоборудовании. После Гавани корабль вернулся на Камчатку, где Петр Иванович был переведен на должность командира электромеханической боевой части плавбазы «Магаданский комсомолец». Этому способствовала сдача экзамена Петром Ивановичем на допуск с самоуправлением боевой частью – 5 (электро-механической боевой части).



«Магаданский комсомолец», входил в состав 171-й отдельной бригады подводных лодок. Основными задачами корабля была разведка, обеспечение жизнедеятельности дизельных подводных лодок 613 проекта, которые базировались на Марчекане, обеспечение зимнего базирования на Камчатке, а также обеспечение ракетных и торпедных стрельб кораблей Тихоокеанского Флота.

- На Камчатке есть ракетный полигон, где «кура» выполнял учебные задачи Военно-Морской Флот, войска стратегического назначения. Охотское море свободно для плавания и в нем постоянно «торчала» американская подлодка. Американцы вели разведку. Море свободное, границу они не пересекали. Бывало так, что во время учений, мог быть перелет или недолет ракет, поэтому американцы с легкостью могли ракету подобрать. У нас в кабинете предпоходовой подготовки была секретная карта, на ней были отмечены координаты торчащей из воды той самой лодки. Войны нет, но разведка должна быть… – смеется Петр Иванович.



Экипаж «Магаданского комсомольца» был смешанный; рядовой состав срочной службы состоял на 70% из магаданцев. Со многими сослуживцами Петр и сегодня продолжает поддерживать дружеские отношения: с Валерием Усенко, Николаем Симахиным, Владимиром Жабкиным, Вячеславом Благодырем, Александром Дроздовым, Сергеем Лаушкиным и многими другими, которые приходили на службу и служили на именном корабле, по направлению Обкома комсомола. Всего в экипаже около 200 человек. В подчинении у П.И. Кривулина 70-80 человек. На корабле были жесткие крейсерские порядки, но дедовщины в современном понимании не было. Жили дружно, всех связывали, прежде всего, профессиональные отношения.

«Как проходил переход «Магаданского Комсомольца» к месту выполнения поставленных задач…»:

Долго шли, не штормовали. Наконец-то увидали,
В синей дымке островок, на скрещении дорог,
Что ведут из дальних стран, в Йемен, Ирак, Иран, Судан.
Он угрюмою скалой, стал над синею водой.
Кончен путь, в дали видны эскадры Н-ской корабли.
Йемен!
Вблизи, земли твоей, много месяцев и дней,
Мы на якоре стояли, отдыхая, посещали
Берег твой.
Хранит песок, там следы от наших ног…
П. Кривулин.

В июне 1975 года «Магаданский комсомолец» вернулся с зимовки в Петропавловск-Камчатский. 30 июня корабль по срочному предписанию ушел в распоряжение штаба КВФ. Не успели П.И. Кривулина назначить на новый корабль, как пришел приказ выполнить боевую задачу. Вскрыв секретный пакет, обнаружили задание идти в район Гавайских островов к предполагаемой гибели нашей подлодки с ракетным, ядерным, боевым оружием по неизвестным до сих пор причинам. Ее-то отряду и требовалось обнаружить. Дизельная подводная лодка с ядерным оружием на борту К-129, про данное происшествие есть книга «Украденная субмарина», корабль погиб с экипажем. Ее искали и американцы, и наши… Летала авиация, но был сильный туман и поиски не увенчались успехом.

Лодку обнаружили американцы, провели огромный комплекс работ по поднятию ее, построили специальный плавучий кран. На поверхность извлекли только носовую часть корпуса. По неизвестным причинам Советское правительство не признало затонувшую субмарину своей. В итоге получилось так: лодка пропала без вести, нет официального сообщения, что экипаж погиб, его также причислили к без вести пропавшему, а значит, члены семей офицеров, мичманов и рядового состава каких-либо компенсаций не получили.



На «Магаданском комсомольце» Кривулин прослужил с 1975 по1979 годы. Побывал в Эфиопии, в Сирии, на Сейшельских островах, пересек экватор. Запомнился трагический случай – во время службы на корабле – гибель командира СКР (сторожевой корабль). СКР был в составе ОПЭСК, задачей его являлось обнаружение подводных лодок.

- В районе банки Араб (вход в Красное море) наш корабль стоял на якоре в нескольких десятках миль от места стоянки СКР. Субботний день, примерно шесть вечера на баке водружен кинопроектор. Меня подозвал командир Михаил Михайлович Кашин, озадачив вопросом:

- Ты закончил тренировки водолазов-офицеров 54-5?

Я ему ответил, что осталось произвести спуски двух человек. На что мне командир приказал спуски прекратить до особого распоряжения. На мой вопрос «Почему?». Он посоветовал обратиться к начальнику штаба эскадры. От начальника штаба эскадры, я узнал, что погиб командир СКР и необходимо провести расследование ЧП. Суть инцидента вот в чем, командир СКР решил поднять со дна кораллы. Спуск производился с классическим нарушением правил водолазной службы. В довершении трагедии на момент оказания помощи выяснилось, что сигнальный конец запутался в кораллах. Обеспечения работающего не было. Как в плохом фильме – сумма всех нарушений: страхующий водолаз был наготове, но не было воздуха в баллонах аппарата АВМ-3.Стали заряжать, оказалось, что компрессор не в строю… В общем его подняли через 1,5 часа. У него закончился воздух и он задохнулся.
Главком Горшков не разрешил вести его тело в Союз, в назидание всем другим, и дал ценное указание похоронить в море. На точке глубиной 2000 с лишним метров его похоронили в море по сложившемуся обряду..., – с грустью вспоминает Петр Иванович.

В 1979 году Кривулин был списан на берег по состоянию здоровья в звании капитан-лейтенанта. Долгое время служил на берегу, работал заместителем начальника склада жидкого топлива на топливном складе бригады подводных лодок. В 1988 году вышел на пенсию. Потом работал в рыбном порту главным энергетиком, заместителем начальника областного ОСВОДа, начальником гос­инспекции по маломерным судам, техническим инспектором труда профсоюза работников агропромышленного комплекса по Магаданской области.

На сегодняшний день Петр Иванович занимается общественной деятельностью. В областном Совете ветеранов возглавляет комитет ветеранов войны и военной службы, является членом комитета ветеранов военной службы при Магаданском военкомате.

Развал и распродажа имущества ВМФ в 90-е годы коснулся и судьбы «Магаданского Комсомольца». После его перепродажи, следы корабля затерялись в странах юго-восточной Азии…

Н. МИФТАХУТДИНОВА

Автор:  Н. МИФТАХУТДИНОВА "Вечерний Магадан"