Магаданская палитра


Развить творческие навыки учащихся «художки». Как? Через творческие объединения!

Не секрет, что самым востребованным учебным заведением Магадана является детская художественная школа, которая уже не вмещает в свои стены учеников. Этим вопросом в будущем обещала заняться мэрия Магадана. Возможно, это будет более просторное помещение с большим количеством учебных классов.

А пока корреспондент «ВгМ» побеседовал о сегодняшних реалиях с Галиной Шевцовой, заместителем директора МБОУДОД г. Магадана «Детская художественная школа».

«Светская» школа

- Галина Анатольевна, сегодняшняя детская художественная школа - это классическая академическая школа. Что у нее в приоритете?

- Академический рисунок и живопись, скульптура и станковая композиция. Так изначально была организована деятельность художественных школ России. Поступить в такую школу могли исключительно талантливые, склонные к художественному творчеству дети.

Шло время, структура художественных и школ искусств менялась в зависимости от законов, реформ, модернизаций, оптимизаций российского образования, муниципального заказа и социальных запросов. Пришло время, когда школы искусств стали «светскими». Независимо от таланта и одаренности ребенка можно было учиться в любой школе искусств. Для этого были открыты отделения, где все учащиеся могли бы заниматься творчеством и получать начальные профессиональные навыки.

- Какие же популярные отделения работают в школе сегодня?

- Еще с 2004 года у нас успешно работают три отделения, на которых обучаются до 365 учащихся в год. Художественное (год образования - 1967 г.), отделение «Дизайн» и отделение компьютерной графики (год образования - 2002 г.). Запрос населения Магадана на услугу дополнительного художественного образования постоянно растет, да и возраст юных художников все меньше и меньше.

В связи с этим в 2005 году при детской художественной школе была создана студия «Радуга», где дети с 6 лет занимаются по программе «Изобразительное искусство и художественный труд». В первый год работы студии «Радуга» обучалось около 25 человек. И вот в сентябре 2013 года у нас уже 150 детей, желающих посещать уроки творчества. Иногда родители считают, что их дети обучаются в художественной школе, а не в студии при учреждении.

Испытание творчеством

- Но в саму школу нужно сдать вступительные экзамены?

- Да, в нашу школу можно поступить, только пройдя творческое испытание. Традиционно экзамен проходит в последнюю субботу мая каждого года. Поступить в ДХШ становится все сложнее. Выполняя социальный заказ горожан, администрация школы столкнулась с проблемой поступления. При выпуске детей в количестве 50 человек в год поступление всех детей, обучающихся при нашей школе в студии «Радуга», в ДХШ не представляется возможным. А в 2013 году, согласно федеральным государственным требованиям, на отделении «Художественное» открыта дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись».

- На каком же отделении больше всего учеников?

- Например, на художественном - 230 человек, компьютерном - 50, отделении декоративно-прикладной композиции и дизайна - 53 человека, программе ППП «Живопись» обучается 32 человека (8,8 % от общего количества учащихся в 2013/2014 учебном году). На трех отделениях ДХШ 365 учащихся обучают восемь преподавателей: Ольга Анатольевна Баландович, Оксана Петровна Костюкова, Галина Николаевна Пилипенко, Анна Владиславовна Кузьминых, Марина Владиславовна Волкова, Александр Васильевич Корнелюк, Ольга Владимировна Гребенщикова и я. С сентября 2013 года пришла работать на студию «Радуга» бывшая выпускница нашей школы, выпускница хабаровского университета, молодой архитектор Кристина Александровна Семеновская.

Обучаться - эффективно

- Известно, что педагоги ДХШ - новаторы!

- А как же! Мы не только хотим, но и обязаны быть современной школой, школой XXI века! Монотонные, но очень необходимые в обучении занятия академическим рисунком, живописью приводят к уменьшению, а иногда и полному исчезновению интереса учащихся к художественному творчеству. Такое нередко можно наблюдать, когда ребенок после ярких творческих занятий в студии «Радуга» попадает в рутину линий, цветов, правил на академических занятиях.

Лишь только уроки композиции, декоративного творчества, увлечения современными видами искусства дают вдохновение юным художникам и желание больше и больше постигать художественную грамоту на занятиях по рисунку и живописи.

- Что делают, в таком случае, преподаватели для того, чтобы не снизить качество обучения?

- Находим оптимальные решения. Вы правы, таких часов в учебном процессе очень мало (1 час в неделю декоративно-прикладной композиции, 1 час станковой композиции). К тому же кроме увлеченности ребенка школа обязана выполнять муниципальное задание и план выставочной деятельности учреждения, в котором до 45 позиций в год - это выставки, конкурсы, интерактивы, фестивали и прочее.

За счет академических предметов это выполнить не возможно. Это привело бы к снижению качества обучения и суммарного количества знаний по академическим дисциплинам. Неутешительное стремление к этому мы наблюдаем на промежуточных и итоговых просмотрах последних лет.
На протяжении многих лет мы искали форму, которая не снизила бы качество обучения академическим предметам и дала бы возможность раскрыть и показать творческий потенциал каждого ребенка - развитие творческих навыков учащихся. Выход нашли - в 2012 году были введены занятия по развитию творческих навыков. Высокий результат этой работы не заставил себя ждать - многочисленные победы наших учащихся на конкурсах самых высоких уровней!

От Братиславы до Анкориджа

- Где же побывали юные магаданские художники и их работы?

- О нашем далеком северном крае знают по всему миру! География путешествий учащихся и их работ - от Братиславы до Анкорижда, от Пекина до Санкт-Петербурга. Вот некоторые из них. Международные - «Магаданский хрусталь», «Невская палитра», «Жеребенок», «Арт киндер хауз», «Подводный мир глазами детей», «Обичам моята родина»; всероссийские: «Сияние Севера», «Уникум»; городские: «Признание: творчество», «Страна северного сияния», «01- пароль отважных», «Светлая моя родина», «Компьюарт», «Мой дом. Мой двор. Мой город Магадан», «Рождество Христово» и другие.
Можно назвать и некоторые имена победителей и призеров 2012/2013 учебного года: Екатерина Костюкова, Виктория Химач, Анастасия Золотарева, Дмитрий Маленчук, Ульяна Филиппович, Юлия Петрова, Алина Стратан, Анна Изергина, Валерий Круглов, Николай Казетов, Мария Волкова, Клавдия Коровяковская, Софья Комякевич, Ольга Курочкина и другие наши таланты.

- В этом году в «художке» есть какие-то новшества?

- Да, с сентября 2013 года администрация школы совместно с управлением культуры мэрии Магадана разработали систему творческих объединений - «Радуга» (6 - 8 лет), «Палитра» (9 - 11 лет), «Арт-студия» (12 - 18 лет), «Я - дизайнер» (8 - 18 лет). Мир творчества стал доступным и нашим учащимся, и ребятам, которые поступали в нашу школу, не получили необходимое количество баллов, но приглашены в творческие объединения.

Беседовала
Наталья АЛЕКСЕЕВА








Колымские колонки