Вся жизнь - в шорохе прибоя


Человек, о котором пойдет рассказ, не привык сидеть без дела. Сильный, волевой, смелый, он всегда шел уверенно к своей цели, не боясь тяжелой работы, дальних дорог и сложных испытаний.

Покинув теплые края Украины совсем мальчишкой, он отправился покорять Дальний Восток, такой неизведанный, манящий, загадочный. Он всегда хотел получать удовлетворенность от нужной работы, которая бы приносила пользу каждому. Вряд ли он знал в том далеком послевоенном детстве, что станет водолазом-спасателем и его труд вольется, может быть, новой жизнью в судьбу какого-то колымчанина. Была лишь огромная любовь к водной стихии, которая не покидала ни на день. Сегодня он уверен - в жизни все сделал правильно и его семья может гордиться им, Игорем Ворониным, водолазным специалистом Магаданского филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда.

ТУ ШКОЛУ НИЧЕМ НЕ ЗАМЕНИШЬ

- Если не секрет, сколько вам лет? - интересуюсь у моего собеседника.

- 2 августа исполнился 71 год, - улыбается мне Игорь Яковлевич, - еще трудиться и трудиться. К сожалению, сейчас уже врачи мне запретили спускаться под воду, спасаю граждан на земле, а очень жаль, скучаю по морским глубинам, но ведь работа всякая нужна.

Он обо всем рассказывает с улыбкой, позитивным жизненным настроем, неустанно показывая разное водолазное снаряжение, тут же быстро кипятит воду, гостеприимно угощает конфетами. В голове закрутились мысли об оптимистах, которые вертят этот земной шар и проживают на свете дольше, чем пессимисты, о тех, кто верит в молодость души. И стало ясным, что все это можно отнести к Игорю Воронину, который каждый день снова и снова с улыбкой и достоинством побеждает невзгоды.

Он попал на Колыму в 1955 году вместе с родным братом, да так и остался здесь навсегда, проводив родственника обратно в Киев. Вернуться в Украину И. Воронин просто не смог - Колыма затянула. В Магадане Игорь Яковлевич окончил школу и почти сразу же начал свой трудовой путь, причем где только не работал - электриком на трассе, монтажником на ТЭЦ, один год оттрубил на флоте, а в 1960 году парня призвали в ряды Советской армии.

- Я с добрыми чувствами вспоминаю свою 4-летнюю службу на морфлоте, - признается Игорь Яковлевич, - мои армейские годы проходили на подводной лодке, а экипаж на таком судне - самая настоящая семья. Служба на подлодке очень отличается от, например, пехотных войск. Ты находишься в особом изолированном пространстве, где все должны уважать друг друга, не устраивать ссор и склок. За годы службы вместе с экипажем я прошел Камчатку, Владивосток, Мурманск, в 1962 году получил специальность водолаза. До сих пор все то, что дали армейские годы, очень помогает мне в жизни, эту школу не заменить ничем. Очень хотел остаться трудиться на флоте, но жизнь решила по-иному.

И. Воронин вернулся в Магадан и очень хотел устроиться в отряд специализированных подводно-технических работ. Даже с такой хорошей базой, как у нашего героя, ему не повезло - просто не было мест, и Игорь Яковлевич пошел на шиноремонтный завод слесарем.

Отвлекаясь от темы, спрашиваю у водолазного специалиста:

- Игорь Яковлевич, а как вы познакомились женой?

- Это в 1967 году было. Я тогда уже начал трудиться в государственной спасательной службе водолазом. Однажды решил подстричься, зашел в парикмахерскую, а там она, Аннушка моя. Ну и все, так и поженились.

- Что, прямо на следующий день?

- Ну почему. Повстречались полгода, а потом - под венец. Хотя, знаете, можно и сразу было. Я ведь только ее увидел, сразу все для себя решил. Это сложно объяснить, просто скажу, что живем в браке до сих пор и очень счастливы. Воспитали дочь и сына, теперь радуемся внучкам Насте и Илоне. Кстати, все в семье, как и я, очень любят воду, хорошо плавают и уважают рыбалку.

МОРЕ - РОДНАЯ СТИХИЯ

В 1979 году приказом Министерства морского флота СССР на Колыме была организована маневренно-поисковая водолазная группа, руководителем которой стал Игорь Воронин. К тому времени Игорь Яковлевич окончил курсы судовождения и судовых механиков. Вначале группа насчитывала всего три человека, но уже в скором времени появились спасательные станции в Анадыре на Чукотке, Ольском районе Магаданской области и в столице Колымы. Штат насчитывал 27 человек, включая своего медицинского работника.

В жизни Игоря Воронина происходили события: что-то приходилось менять, совсем не желая этих перемен. Но как бы ни было тяжело, Игорь Яковлевич никогда не позволял себе оставить море - эта стихия навсегда стала его жизнью. В 2000 году наш герой ушел работать на флот. Утомительные 6 лет, казалось, тянулись вечность. Не то это было море, рыбная деятельность не принесла счастья, и в 2006 году И. Воронин пришел в Магаданский филиал Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, стал водолазным специалистом отряда и трудится там до сих пор.
Игорь Яковлевич любезно разрешает мне примерить водолазное снаряжение. Это удается с трудом, поскольку весит вся амуниция прилично. Вот представьте, чтобы водолазу опуститься в воду хотя бы на 20 минут, а у спасателей главная примета «Работы на 20 минут - одевайся на
2 часа», ему необходимо: надеть гидрокостюм, сверху - баллон со сжатым воздухом, компенсатор плавучести, ласты, пояс с грузами (нужен, чтобы опуститься на необходимый уровень), маску, шлем, а также взять с собой нож водолазный универсальный, который и веревки перережет, и проволоку. В итоге в среднем на себя вы наденете 40 - 45 килограммов! А ведь с таким грузом необходимо еще и работать.

Поэтому спасателями трудятся только хорошо обученные и сильные люди. Прежде чем работать в этой профессии, необходимо пройти альпинистскую, водную, медицинскую подготовку, курсы спелеолога, а также умело водить автомобиль и даже трактор. Спасатель - это человек-универсал, который готов прийти на помощь в любую минуту, будь то ДТП, где из покореженного автомобиля необходимо вызволить человека, захлопнутая дверь или ушедшая на дно машина с людьми. Наш герой за время службы спасал людей из самых различных ситуаций: рыбаков в открытом море, пассажиров из заметенного снегом авто, а уж под водой Игорь Яковлевич провел ни много ни мало 5 тысяч часов!

- В работе случается всякое, - признается Игорь Яковлевич, - все мы люди, и, конечно, с особой болью в сердце опускаешься в море, зная, что тебе необходимо поднять мертвого ребенка. Честно, в таких случаях злишься на взрослых. Едут на рыбалку по тонкому льду, рискуя собственной жизнью, еще и малыша с собой тащат. К такому никогда не станешь относиться спокойно, здесь нам помогают психологи, дают советы, как справиться с этим нахлынувшим на тебя пусть чужим, но горем. Также у психологов мы проходим специальную программу обучения, как вести себя в той или иной ситуации, связанной, например, с человеком, решившим покончить жизнь самоубийством. Стоит он на крыше и вот-вот прыгнет. Что нужно сказать, чтобы он не совершал этого? В первую очередь необходимо найти причину. Отчего он так поступает? Проблемы на работе? Долги? И тогда в тебе просыпается экспериментатор: нужно придумывать в прямом смысле на ходу, двигаясь постепенно к объекту. Себя ему уже не жалко, так пусть он подумает о других. Значит, свои долги он оставляет родственникам, они обязаны их выплачивать? И когда ты видишь, что человек задумывается, тут, как мы говорим, его надо «добивать» словами, чтобы он окончательно передумал прощаться с жизнью.

А ЕЩЕ ПОСПЕВАЕТ СМОРОДИНА

Игорь Воронин успевает не только спасать граждан, но и оказывать поддержку коллегам - новую жизнь он вдохнул в барокамеру. Два года назад она буквально валялась на катере без надобности. Игорь Яковлевич вычистил и выкрасил агрегат, подобрал к нему необходимые тонометры для демонстрации метров водяного столба. Барокамера призвана тренировать и лечить водолазов. Совсем необязательно в лютые морозы погружаться на дно моря, чтобы отрепетировать какую-либо ситуацию. Спасателю достаточно опуститься в барокамеру, представляющую собой сосуд, в котором создается повышенное давление. Погружение рассчитано до 100 метров. Хитроумное приспособление может вылечить от кессонной (декомпрессионной) болезни, возникающей у людей, работающих в условиях повышенного атмосферного давления. После всех необходимых проверок барокамера в скором времени будет запущена в эксплуатацию.

Мы общались с Игорем Яковлевичем, и было видно, с какой теплотой и уважением он говорит о своей работе, коллегах, как много ему еще хочется сделать.

- Спасатели - это ведь тоже семья, здесь особая атмосфера, - откровенничает Игорь Воронин, - главнее всего - взаимовыручка, помощь, без этого никак. В нашей работе нет места нервам, крикам, все необходимо делать спокойно, сообща, действовать как единый организм. Ведь от слаженности наших действий зависит чья-то жизнь.

За годы службы в арсенале Игоря Воронина почетные знаки и медали, многочисленные благодарственные письма за отличную работу. Но о своих наградах водолазный специалист говорить не любит. А лишь стоило мне замолвить слово о приусадебном хозяйстве, как он с гордостью стал рассказывать, что на его огороде успешно растут картошка, капуста, свекла, в теплице - огурцы, помидоры, перец, а еще в этом году он соберет урожай с 70 кустов смородины.

Вот такой он: открытый, добрый и отважный Игорь Воронин, полный планов и надежд. Этот человек горд, что живет на Дальнем Востоке, работает на благо региона, а труд в поисково-спасательном отряде приносит только радость и удовлетворение.
- Сегодня я уверен в одном, - говорит Игорь Яковлевич, - я поступил абсолютно верно, выбрав для себя и своей семьи дом под названием Колыма, работу спасателя в Магаданском филиале Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда, что делает меня по-настоящему счастливым человеком.

Мария ЗОЛОТАРЕВА.

Автор:  Мария ЗОЛОТАРЕВА "Магаданская правда"









Колымские колонки