Зашкаливал завоз


География транспорта Северо-Востока на пионерном этапе освоения определялась характером размещения хозяйства и населения.

Очаговость освоения обусловила преобладание изолированных, "островных" путей сообщения, обслуживающих крупные территории или районы в целом. В этих условиях морской и речной транспорт играл важную роль в снабжении и обслуживании территории Дальстроя.

Морской транспорт являлся важнейшим средством внешних грузовых связей региона. Основной поток грузов в порт Нагаево, основную базу снабжения Дальстроя, шел через Владивосток и Находку. С побережья о. Сахалин завозились в основном лес, уголь и нефтепродукты. Кроме того, нефтепродукты поступали с побережья Черного моря и США. Судами Морфлота перевозилась львиная доля всех грузов, поступавших в адрес Дальстроя. Грузоперевозки имели ярко выраженный односторонний характер: завоз составлял свыше 85 %. Грузооборот порта Нагаево нарастал: в 1938 году - 313,9 тыс. т, в 1939-м - 348,9 тыс. т, в 1940-м - 452,2 тыс. т.

В предвоенные годы резко сократились перевозки Морфлота в большом каботаже и загранплавании. Однако схема снабжения Дальстроя предусматривала использование Панамского и Суэцкого каналов. Данные транспортные коридоры служили для доставки грузов из Черноморского и Балтийского бассейнов. Вспомогательным направлением являлся Северный морской путь. Грузы из Мурманска, Архангельска, Тикси завозились в устье р. Индигирка, порт Амбарчик и Восточную Чукотку, реже в Нагаево.

В 1938 - 1940 годах Дальстрой имел 5 океанских пароходов, но продолжал фрахт судов Морфлота и Главсевморпути. В это же время на морских линиях, ведущих на Колыму, работали ледоколы "Красин", "Лазарь Каганович", "Иосиф Сталин". Однако ледовые экспедиции отрицательно влияли на техническое состояние флота ГУСДС. Так, судно "Ф. Дзержинский" (бывший "Н. Ежов") потеряло лопасть винта, а пароходу "Дальстрой" (бывший "Ягода") в связи с полученными повреждениями была снижена грузоподъемность.

Местные каботажные линии связали порт Нагаево с Арманью, Тауйском, Наяханом, Ямском и другими селами. В 1938 году в населенные пункты Охотского побережья доставлено 41,9 тыс. т различных грузов, вывозились лес и продукция рыбных промыслов. В последний предвоенный год для снабжения Омсукчанского горного комбината начато строительство рейдового порта в бухте Пестрая Дресва.

Речной транспорт в 1938 - 1940 годах играл важную роль в освоении внутренних районов Северо-Востока СССР. Основу флота составляли плоскодонные колесные и винтовые буксиры, а также баржи разной грузоподъемности. Суда для пополнения пароходства перегонялись по маршрутам Тикси - Амбарчик, Владивосток - Амбарчик и другим. В этот период началось активное строительство базы флота на р. Индигирка в затоне Бурулях (Крест-Майор).
Сезонность навигации, малая скорость пароходов и большие сроки доставки грузов были характерной чертой описываемого периода. Руководство Дальстроя стремилось повысить рентабельность речных грузоперевозок. Поэтому 9 марта 1939 года Колымское речное управление Дальнего Севера (КРУДС) и Качугская судоверфь были переданы Главсевморпути при СНК СССР. А 10 мая того года образовано Колымо-Индигирское речное пароходство (КИРП) ГУСМП. В 1940 году на балансе пароходства находились 49 пароходов и катеров и 100 единиц составил несамоходный флот.

Порт Амбарчик, расположенный в устье Колымы, становится крупной перевалочной и промежуточной транспортной базой для речных судов, осуществлявших грузоперевозки в восточном секторе Арктики. Оборудование порта в 1939 году составляли 3 очень узких пирса, 5 портовых пароходов и узкоколейная железная дорога для перемещения грузов с рейдовых барж на склады. На берегу размещались 4 склада, мастерские мелкого ремонта судов, электростанция, радиостанция, жилые дома, амбулатория, подсобное хозяйство порта. Механизации погрузо-разгрузочных работ не было, вагонетки возили вручную, рейдовых барж не хватало. В 1940 году грузооборот порта составил 41,5 тыс. т различных грузов.

ГРУЗЫ ИЗ США

С началом Великой Отечественной войны и заключением между СССР и США договора по ленд-лизу изменяется схема снабжения Главного управления строительства Дальнего Севера (ГУСДС). Суда Дальстроя в составе "Ф. Дзержинского", "Дальстроя", "Джурмы", "Советской Латвии" осуществляли перевозки грузов между морскими портами США (Сан-Франциско, Портленд, Сиэтл и др.) и СССР (Владивосток, Находка, Нагаево, Петропавловск-Камчатский).

В 1942 году пароходами Дальстроя перевезено из США 91,6 тыс. т различных грузов. На Колыму судами Совторгфлота доставлено 134,3 тыс. т импортных и 42,7 тыс. т отечественных грузов. Грузооборот морского порта Нагаево составил 292,4 тыс. т. Для проводки морских судов в зимнее время широко использовались ледоколы.

В 1943 - 1944 годах роль и значение поставок из США еще больше возросли. Порт Нагаево в 1943-м официально становится перевалочной базой для грузов из Америки. Пароходы разгружались судовой механизацией. На территории порта не хватало площадок под складирование поступающих транзитных грузов. Для переработки тяжеловесов строили приспособления, которые значительно усложняли погрузо-разгрузочные работы в порту. В эту навигацию в Нагаево переработано 354 тыс. т транзитных грузов. Навигация 1944 года открылась в апреле с приходом парохода "Волга". На Колыму доставлено 197,797 тыс. т грузов. Основные потоки осуществлялись из США. Завозились продовольствие, оборудование, автомашины, металл, нефтепродукты и прочее. Однако уже в 1945 году положение со снабжением резко ухудшилось. План завоза оборудования был выполнен на 49 %, а промтоваров - на 77 %. Это было связано с прекращением поставок по ленд-лизу и аннулированием отечественных фондов из-за начавшейся войны с Японией.

По плану 1945 года морские суда Дальстроя должны были весь год работать на линии США - Владивосток. Фактически перевозки осуществлялись только в первую половину года, а после начала войны с Японией пароходы "Дальстрой" и "Советская Латвия" были переброшены в район военных действий.
В годы Великой Отечественной войны завод № 2 осуществлял сборку катеров и барж различной грузоподъемности. Помимо этого, был увеличен выпуск продукции для горной промышленности и автомобильного транспорта. В 1945 году на стапеле завода построен танкер грузоподъемностью 550 т.
Местные каботажные грузоперевозки связали порт Нагаево с селами Охотского побережья. В 1941 году продолжено строительство рейдового порта в бухте Пестрая Дресва. А в 1944-м для нужд местного каботажа в бухте Нагаева сооружен пирс. В эту навигацию на местных линиях перевезено 54651 т грузов и 6959 человек.

Речной флот Дальстроя в описываемый период наряду с другими задачами осуществлял грузоперевозки по Колыме на протяжении 1863 км, доставляя грузы из порта Амбарчик и Зырянки в адрес горных управлений Дальстроя. В 1942 году речной флот ГУСДС насчитывал 19 речных буксиров и 59 несамоходных плавсредств.

В послевоенный период морскому транспорту принадлежала важная роль: он полностью осуществлял внешний завоз грузов на Колыму. Их основной поток в порт Нагаево шел из Находки, Ванино, Владивостока, Мурманска и Архангельска. С побережья о. Сахалин завозились в основном лес, уголь и нефтепродукты. Кроме того, последние поступали с побережья Черного моря и США. Судами Морфлота перевозилось 90 % всех грузов, поступавших в адрес Дальстроя. В 1952 году флот треста имел в своем составе пароходы "Ф. Дзержинский" и "Джурма", теплоход "Советская Латвия" и танкер "Дальстрой" (пароход "Дальстрой" взорвался в порту Находка в 1946-м). Грузоперевозки имели ярко выраженный односторонний характер: на завоз приходилось свыше 85 % всех поставок. Грузооборот порта Нагаево составил: в 1946 году 313 тыс. т, в 1949-м - 549 тыс. т, в 1952-м - 777 тыс. т. Период навигации длился 6 - 7 месяцев. В зимнее время для продления навигации на морских линиях, ведущих на Колыму, использовались ледоколы.
Начиная с 1950 года заметно изменилась структура завозимых грузов: вырос ввоз машин и оборудования, нефтепродуктов, а уменьшился - угля и леса. Вывоз грузов несколько увеличился. Это касалось главным образом продукции горной промышленности (концентраты олова, кобальта и урана и др.), а также рыбы, пушнины и прочих грузов. На каждую вывезенную тонну доставлялось 10 и более тонн различных грузов.

ПЕРВЫЙ ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН

19 декабря 1947 года в бухте Нагаева произошел взрыв парохода "Ватутин", от которого затонул пароход "Выборг". Другие суда, стоящие на рейде, получили сильные повреждения. Взрывной волной разрушило складское хозяйство и служебно-вспомогательные здания и сооружения порта. Значительная часть грузового такелажа, инвентаря, инструмента и хозяйственных материалов пришла в негодность. Однако до начала следующей навигации были восстановлены причалы, а также отремонтированы сооружения и административные здания порта. В 1949-м начались работы по реконструкции причальной линии. Зимой 1950-го порт получил 400-метровую непрерывную причальную линию с глубиной у причала 9 м.

Согласно установленной в 1952 году норме в порту Нагаево одновременно обрабатывались 6 судов, в том числе: 3 сухогруза у причала, 1 лесовоз с выгрузкой в бон, 1 танкер у нефтяного причала, возведенного весной 1949 года, и 1 с взрывчаткой - для этого летом того же года в бухте Гертнера сдан в эксплуатацию специальный причал. В это время порт располагал в основном передвижным портальным краном "Вашингтон" грузоподъемностью 42 т и 46 автопогрузчиками. Однако главная выгрузка и погрузка морских судов происходили с помощью судовых грузовых устройств с последующей отвозкой или подвозкой на автокарах и автомобилях. Нефтепродукты перекачивались судовыми насосами непосредственно в портовые емкости или магистральную систему. В порту имелись 8 крытых складов площадью 13667 кв. м, из них 2 каменных по 5280 кв. м каждый. Кроме того, в порту располагались открытые площадки для складирования грузов. В служебных зданиях размещались администрация порта морского пароходства, клуб, магазин, столовая.
На побережье Охотского моря из порта Нагаево доставлялись нефтепродукты, машины, оборудование, строительные материалы, а также хлебопродукты и соль для рыбных промыслов. Вывозились рыба и сельскохозяйственные грузы. Для снабжения Омсукчанского горного комбината использовалась якорная стоянка Пестрая Дресва. Однако сложные метеорологические условия и систематическая обсушка барж для разгрузки на берегу осложняли эксплуатацию местного флота Дальстроя в этом районе.

Речной флот Дальстроя наряду с другими задачами осуществлял грузоперевозки по Колыме, доставляя грузы из порта Амбарчик и Зырянки в адрес горных управлений. На верхнем судоходном участке Колымы в это время реконструирован затон Нижний Сеймчан (построены ледозащитное сооружение, мастерские), а также пристани Верхний Сеймчан и Среднекан.

В 1946 году впервые в практике речных перевозок на Северо-Востоке осуществлена доставка свежемороженой рыбы, дичи и мяса на рефрижераторной барже с ледосольным раствором по маршруту Амбарчик - Среднекан. Перевезено 196 т свежемороженой продукции. С открытием навигации часть флота осуществляла грузоперевозки по маршруту Нижний Сеймчан - Среднекан - Колымский мост - прииск "Спокойный". В августе для больницы УСВИТЛ доставлено 1112 т зырянского угля. Общие грузоперевозки составили 4230 т различных грузов.

Таким образом, в описываемый период водный транспорт Дальстроя являлся важнейшим средством внешних грузовых связей для Северо-Востока СССР.

Александр НАВАСАРДОВ,
научный сотрудник областного краеведческого музея,
кандидат исторических наук.

Автор:  Александр НАВАСАРДОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки