Воздушного флота земное начало


Один из главных критериев качества жизни - транспортная доступность. Сегодня сложно представить современность без авиации.

Более 10 лет ведется реконструкция аэропортового комплекса Магадана. В начале лета врио губернатора Магаданской области Владимир Печеный ознакомился с ходом выполняемых работ, где особое внимание было заострено на возникших, но вполне устранимых проблемах.

- Ситуация складывается таким образом, что объем авиаперевозок будет возрастать, прежде всего это связано с реализацией на территории области серьезных проектов в горно-, нефтедобывающих отраслях. Поэтому затягивать c решением возникших проблем, сегодня нельзя. Администрация области ведет переговоры с различными авиакомпаниями, предлагая им прийти для работы в наш регион. Нельзя допустить той ситуации, когда перевозчик придет в наш регион, а аэропорт окажется неготовым его принять, - сказал Владимир Печеный.

Сегодня практически каждый житель Магаданской области пользуется авиационными услугами. Но без аэропортов, без наземного обслуживания авиации не будет. Главная воздушная гавань Магаданской области - международный аэропорт Магадан. Он является единственным и безальтернативным объектом транспортной инфраструктуры региона, с помощью которого осуществляются регулярные авиарейсы в центральные районы страны и местные авиаперевозки пассажиров. В рамках реализации федеральных целевых программ "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)" и "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)" выполнены и продолжаются работы по реконструкции аэропорта. Это уже позволило расширить перечень допущенных к приему/выпуску современных типов воздушных судов. 3 декабря прошлого года предприятие реорганизовано из федерального государственного унитарного в открытое акционерное общество. Сегодня в главном аэропорту области трудится около 700 человек.

НАЗЕМНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Какие мероприятия проводятся на предприятии для того, чтобы обеспечить транспортную доступность жителям Колымы - об этом рассказал заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "Аэропорт Магадан" Сергей Кулясов.

- С начала года (январь - июль) аэропорт обслужил 196643 пассажира, что на 19 % больше, чем за аналогичный период 2012 года, - сообщил Сергей Владимирович. - Здесь надо сказать, что к регулярным авиарейсам добавились и чартерные, но если говорить об увеличении, то прежде всего хочется отметить рост грузовых перевозок, что непосредственно связано с экономическим развитием Магаданской области (авиатранспортом в область завозятся запчасти, оборудование, население стало чаще пользоваться услугами интернет-магазинов). Так, грузооборот в январе - июле 2013 года составил 5275 тонн - рост к аналогичному периоду прошлого года более 40 %. Поэтому сейчас одно из направлений деятельности аэропорта - увеличение пропускной способности грузового терминала. Другой не менее важной задачей является улучшение качества обслуживания пассажиров. Например, в здании аэровокзала устроены пандусы и туалетные комнаты для людей с ограниченными возможностями, произведена модернизация информационного табло, что значительно улучшило качество визуальной информации.
В летний период пиковые нагрузки составляют порядка 9 рейсов центрального расписания плюс 2 - 3 чартерных и грузовых рейса в сутки. При этом в истекшем периоде 2013 года рост количества самолето-вылетов составил 14 %. На сегодня нормативно установленная пропускная способность аэропорта - 200 человек в час, и связана она с пропускной способностью имеющихся стоек регистрации и пунктов досмотра. Это позволяет практически одновременно обслуживать два регулярных рейса с разницей во времени вылета в пределах 40 минут. Например, на "боинги" авиакомпаний "Трансаэро" и "Якутия", вместимость которых превышает 200 пассажиров каждый. В среднем непосредственно на обслуживание одного пассажира требуется 2 - 2,5 минуты. На данный момент эти потребности аэропортом удовлетворены. Тем не менее в планах есть пункт расширения зоны досмотра. В программе госзакупок у нас предусмотрены дополнительные средства на приобретение оборудования. Открытие дополнительно пункта досмотра - это плюс еще 120 пассажиров в час к уже имеющейся пропускной способности.
Другой немаловажной составляющей в процессе обеспечения транспортной доступности является техническая модернизация предприятия. Так, аэропорт Магадана заключил серию контрактов на поставку очередной партии машин для наземного обслуживания воздушных судов. Сейчас на подходе в Магадан автотрап. Это первый автотрап на базе японского автомобиля "Исудзу", который будет способен обслуживать все типы самолеты. У трапа большая высота площадки (5,7 метра), то есть до уровня палубы "Боинга-747".

Поскольку наблюдается увеличение грузопотока, аэропорт приобрел машину для выполнения загрузки и выгрузки палет и контейнеров. К тому же багаж пассажиров также доставляется на палетах, что значительно упрощает и сокращает грузовые операции. Кроме того, при помощи задействованных средств Особой экономической зоны произведен первый платеж и уже начаты работы по изготовлению и дальнейшей поставке в Магадан нового тягача для буксировки самолетов. Сегодня имеющиеся в аэропорту буксиры маломощные и уже практические исчерпали свой ресурс для буксировки современных авиалайнеров. Самый большой самолет, к которому имеет допуск наш аэропорт, - Ан-124-100 "Руслан". Неоднократно этот воздушный грузовик уже прибывал в Магадан, в частности, на нем доставлялись буровая установка для геологоразведки Яно-Колымской провинции, асфальтобетонный завод, оборудование для строящейся ГЭС. И в перспективе потребность области в таких самолетах есть, в свою очередь, аэропорт должен ее обеспечить. И это еще не полный список техники, которая приобретена аэропортом в последнее время.

В начале этого года установлен и введен в эксплуатацию новый транспортер для выдачи багажа, произведено переоборудование лаборатории ГСМ, получена лицензия на эксплуатацию автоматизированного рабочего места "Центровка" для обеспечения безопасности полетов. Выполняются работы по обеспечению надежности электросетей. Для этих целей приобретен и установлен новый дизель-генератор мощностью 500 кВт. Таким образом, сегодня полностью зарезервировано электроснабжение промзоны, аэровокзала, гостиницы, администрации. При отключении электроэнергии в считанные секунды электроэнергия станет поступать от данного дизель-генератора на объекты аэропорта.

И что еще важно - продолжается реконструкция аэродромного комплекса. В рамках федеральных целевых программ произведена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы, реконструирована часть мест стоянок самолетов под расчетный тип самолета Ил-96 (работы по реконструкции стоянок продолжаются), ведутся подготовительные работы по замене светосигнального оборудования, электроснабжения мест стоянок воздушных судов и двух трансформаторных подстанций. Объем инвестиций в реконструкцию аэродромных покрытий аэропорта к концу 2013 года должен составить более 3,2 млрд. рублей, - рассказал Сергей Кулясов.
АЭРОПОРТ ВСЕГДА БЫЛ РЯДОМ
Такая масштабная модернизация воздушной гавани Колымы сегодня позволяет задействовать на регулярных маршрутах до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Иркутска и так далее практически все типы воздушных судов, какие эксплуатируются сегодня в воздушном пространстве России. Впрочем, дело не только в техническом состоянии, на любом предприятии главное - это люди. Ведь именно благодаря их, может быть, не всегда заметному труду самолеты прибывают в аэропорт Магадана и отправляются обратно.
Два Владимира, ровесника нашей молодой Магаданской области, уже не один десяток лет отдали воздушным воротам Колымы. Аккумуляторщиком службы организации перевозок в ОАО "Аэропорт Магадан" работает Владимир Орлов. Его главная задача - обеспечить надежную работу наземной техники, без которой сегодня не обслужишь ни один самолет.

Свою будущую профессию Владимир Егорович долго не выбирал. Родился он в Уптаре, где в то время была взлетно-посадочная полоса. В начале 60-х заработал аэропорт в п. Сокол. Тогда же в новый авиагородок Владимир Орлов переехал со своими родителями. Этот факт и определил его будущее место работы. А профессию…

- Предложили аккумуляторщиком, так и пошло, - говорит он. - Мечты, как, наверное, у многих мальчишек того времени, подняться в небо за штурвалом не было. Да и переходить с одного предприятия на другое в то время было невыгодно - терялись надбавки, очередь на квартиру. Но сожалений ни о чем нет. Я привык к своей работе, этому коллективу.

Как истинный колымчанин Владимир Егорович увлекается рыбалкой. При этом, как сам говорит, предпочтения в рыбе нет, главное - процесс ловли, азарт. Это увлечение его забрасывало не только на Охотоморское побережье, но и в Тенькинский, Хасынский районы. Появлялось все больше друзей и знакомых, а край становился еще более родным. Поэтому-то даже в непростые 90-е годы покинуть его навсегда желания не возникало.

- Вполне хватает и того, что выезжаю в отпуск, - говорит мой собеседник. - Но посмотреть, как там живут, глазами гостя - это одно дело, и совсем другое - переезжать на "материк", начинать там все с нуля. Это мне лет двадцать назад казалось немыслимым, а сегодня и подавно. Не зря же есть такое выражение: где родился, там и сгодился. Магаданская область стала оживать, что добавляет большего комфорта, здесь все друзья, здесь же живут и работают дети, чего еще искать?
СУРОВЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ КРАЙ
Мысли Владимира Орлова об этом крае полностью разделяет и другой мой собеседник - Владимир Дудырев. Он также 60 лет назад родился в Магаданской области - в Певеке, после окончания Иркутского авиационно-технического училища также в далеких 70-х он пришел авиатехником в магаданский аэропорт. Сегодня Владимир Геннадиевич трудится в должности диспетчера по центровке службы организации перевозок. Сегодня его обязанность - грамотно загрузить, зацентровать воздушное судно, чтобы в полете комфортно было экипажу, груз не перемещался по отсеку, не были превышены допустимые пределы загрузки.

Как уже сказано, начинал свой трудовой путь Владимир Дудырев авиатехником. Получил допуск обслуживания самолетов Ан-2, Ан-24, Ан-12 и Ил-18.

- Сегодня условия для технического обслуживания воздушных судов стали лучше, - вспоминает он. - Когда я начинал работать, даже ангаров не было, а работы хоть отбавляй, и авиапарк был большим. Машины к вылету приходилось готовить в сорокаградусный мороз. В те времена для обслуживания каждого типа воздушного судна формировались бригады, работали в четыре смены, в каждой по 50 человек. Вот такие масштабы производственные были раньше. Сегодня же количество обслуживаемых судов уменьшилось, да и сами самолеты изменились, их обслуживать стало гораздо легче.

Владимир Дудырев также за долгие годы жизни и работы на Колыме ни разу не задумался о том, чтобы навсегда покинуть этот суровый край. Здесь выросли его дети, растут внуки. Так же, как и Владимир Орлов, он больше всего ценит людей. Говорит, только здесь человек человеку по-прежнему смотрит в глаза, а если надо, всегда придет на помощь. Люди - главное богатство Магаданской области. И одни из них - специалисты, преданные своему делу, родному предприятию - главной воздушной гавани Колымы, - Владимир Дудырев и Владимир Орлов.

Евгений ВТОРУШИН.

Автор:  Евгений ВТОРУШИН "Магаданская правда"









Колымские колонки