Лучшая якорная стоянка


Транспорт является одним из ключей к хозяйственному освоению и заселению северных районов. Это важнейшая составляющая инфраструктуры новой территории, база для развития отраслей специализации.

Его пионерная роль характерна для освоения любых новых районов, особенно для обширных, протяженных. На Крайнем Северо-Востоке, в силу его отдаленности от экономически развитых областей и районов сбыта, а также суровых природных условий, затрудняющих транспортные связи, эта роль транспорта особенно заметна.

В 20-х гг. ХХ в. начинаются восстановление морских транспортных коммуникаций, создание новых снабженческих организаций для доставки продовольствия и других грузов в населенные пункты Охотского побережья.

За годы Гражданской войны, интервенции, а также хищнического разграбления природных богатств Северо-Востока иностранными фирмами местное население было поставлено на грань вымирания. В 1923 г. во Владивостоке начинает работу отделение Доброфлота, в задачу которого входило обслуживание нужд населения и рыбных промыслов. В этом же году по распоряжению Дальревкома Доброфлотом и Центросоюзом из Владивостока в голодающий Наяхано-Гижигинский район направляется пароход "Томск" с товарами и продовольствием на 93803 рубля золотом. К концу навигации был выполнен еще один рейс в Ямск и Гижигу. В мае 1924 г. для создания факторий, магазинов и промыслов на Дальнем Востоке, включая Охот-ское побережье от Тауйска до Гижиги, организуется Охотско-Камчатское акционерное рыбопромышленное общество (ОКАРО). Для непосредственного обслуживания Охотского побережья Доброфлот передает ему в арену пароходы "Астрахань" и "Индигирка". Уже 4 августа "Индигирка" вышла из Владивостока и направилась в Японию с экспедицией ОКАРО, которой было поручено обследовать Охотское побережье в отношении перспектив дальнейшего развития пушного и рыбного промыслов и изучить потребности местного населения.

В 1925 г. в этот регион направлялись суда с различным ассортиментом продовольственных и промышленных товаров. Так, в Гижигу было доставлено товаров на 26986 рублей, в Олу - на 18499, в Наяхан - на 17904, в Ямск - на 9091. Вывозились пушнина и продукция рыбных промыслов. Это были эпизодические нерегулярные рейсы Совторгфлота. Дальневосточное пароходство в целях экономии передавало свои суда по договорам в аренду различным предприятиям и частным лицам. Наряду с этим широко практиковался фрахт иностранных судов.

В июле 1927 г. для дальнейшего освоения региона было организовано Акционерное камчатское общество (АКО). В сферу его деятельности входили острова Охот-ского моря и побережье. АКО было предоставлено право эксплуатации рыбных, пушных, горных и других естественных богатств. Оно должно было также снабжать население всеми необходимыми продуктами, содержать собственный флот, речные и сухопутные средства сообщения. Могло открывать отделения, конторы, склады. В 1927 г. АКО были переданы пароходы "Астрахань", "Симферополь", "Томск", "Эривань" для выполнения рейсов в Гижигу, Ямск, Олу, где находились рыбные промыслы, фактории, склады, хлебные магазины, общества.

Во второй половине 20-х гг. плавание судов из-за отсутствия маяков и портовых пунктов на побережье Охотского моря происходило в неблагоприятных условиях. Разгрузка проводилась на открытых рейдах (в Оле, Гижиге, Ямске имелись только якорные стоянки), поэтому на судах, обслуживающих Охотское побережье, находились бригады грузчиков, а также кунгасы и катера для рейдовой разгрузки.

С открытием в 1928 г. промышленных месторождений золота в районах Верхней Колымы и передачей их в ведомство Союззолота возрастает грузооборот между Владивостоком и побережьем Охотского моря.

Базой снабжения Верхнеколымского приискового района была избрана Ола, где имелись якорная стоянка и склады. В навигацию 1929 г. сюда доставили пароходами несколько сотен тонн грузов для приисков. В 1930 г. для улучшения снабжения приискового района Союззолото переносит свою перевалочную базу из Олы в бухту Нагаева: это лучшая якорная стоянка на всем Охотском море. В этом же году Союззолото организует здесь портовый пункт для постоянного захода судов с грузами, а Дальневосточное пароходство в связи с большим плановым завозом грузов учреждает морагентство и выделяет моторные катера и кунгасы для разгрузки судов на рейде. В 1930 г. в бухту Нагаева направляется гидрографическая экспедиция для выбора места под строительство морского порта. Президиум ольского райисполкома выделил Совторгфлоту участок для угольной площадки. В эту навигацию в бухту Нагаева было завезено более 1000 т различных грузов.

МОРТРАН ДАЛЬСТРОЯ

В 1931 г. в связи с планируемым увеличением добычи золота на приисках Верхней Колымы Союззолото организовало регулярные рейсы судов из Владивостока в Нагаево. Так, в июле пароходом "Днепрострой" было доставлено 1269 человек и 317 лошадей, а за всю навигацию завезено 4 тыс. человек и около 20 тыс. т грузов.

С созданием 13 ноября 1931 г. гостреста "Дальстрой" начинается новый этап в освоении региона. Необходимо было построить морской порт в бухте Нагаева, рейдовый порт в бухте Амбарчик, судоремонтный и судостроительный завод в Нагаево, организовать Колымское речное пароходство.
Зимой 1932 г. в ведение Дальстроя передается морагентство Дальневосточного пароходства, которое стало именоваться Мор-тран Дальстроя. К концу года на его балансе числятся 3 катера, 3 баржи, 14 кунгасов типа "Сампасен". До 1933 г. пароходы разгружали на рейде с помощью кунгасов, которые буксировались катерами к небольшим эстакадам. Зимой разгрузка производилась на лед. Она не отвечала потребностям возросших объемов грузоперевозок - суда долго простаивали, часто зимовали в бухте. За май - ноябрь 1932 г. в бухту Нагаева было завезено 39432 т грузов, 1387 вольнонаемных и 10265 заключенных и 3500 голов скота.

В 1932 г. из Владивостока в устье Колымы была направлена специальная Северо-Восточная полярная экспедиция Наркомвода, включающая пароходы "Север", "Анадырь", "Урицкий", "Сучан" и ледорез "Литке". Экспедиции требовалось доставить 11 тыс. т грузов (фактически отправлено 5848 т), провести на буксире 4 баржи, 2 буксира, перевезти вольнонаемных и около 200 заключенных для строительства морского порта в бухте Амбарчик. 4 сентября экспедиция достигла устья Колымы, а в ноябре началось строительство порта Амбарчик. Были сооружены три пирса и склады вместимостью 3050 т.

Речной транспорт в 30-е гг. играл важную роль в освоении внутренних районов Северо-Востока СССР. Речники обслуживали золотодобывающие прииски в верховьях реки Колымы, а также нужды кооперативных и торговых организаций. Одновременно изучались гидрологические и метеорологические свойства рек бассейна Колымы. Основу речного флота составляли плоскодонные колесные буксиры, построенные на судоверфи в г. Качуге, и баржи разной грузоподъемности. Суда для пополнения Колымского речного пароходства перегонялись по маршруту бухта Тикси - бухта Амбарчик. Сезонность навигации, малая скорость пароходов и большие сроки доставки грузов отрицательно влияли на грузоперевозки по Колыме. Тем не менее они росли: в 1933 г. в горнопромышленные районы Дальстроя доставлено 500 т различных грузов, в 1935-м - уже 3533 т, в 1937-м - 19000 т.

ЕСТЬ ПРИЧАЛ!

Промышленная эксплуатация месторождений золота в верховьях Колымы требовала скорейшего строительства морского порта в бухте Нагаева. В ноябре 1932 г. был разработан проект, а 9 января нового года организована контора "Строительство порта бухты Нагаева". В задачу конторы входило дать причальную линию порта, учитывая глубину для разгрузки судов, создать путем отсыпки территорию для складирования грузов, а также смонтировать наливные емкости для нефтепродуктов. 6 декабря 1933 г. пароход "Уэлен" пришвартовался к первому 12-метровому ряжу, который соединялся дамбой с берегом.

Осенью 1932 г. плавсредства Мортрана были разбиты штормом. Поэтому в 1933 г. на берегу бухты Нагаева возводится судоверфь, где строились деревянные баржи, плашкоуты, понтоны, кунгасы, малые катера с железным корпусом. К концу года Мортран имел 7 моторных катеров, кавасаки, парусно-моторную шхуну "Работница" грузоподъемностью 310 т для малого каботажа, 8 барж, 18 кунгасов. В 1933 г. в бухту Нагаева доставлено 21724 заключенных и 87 тыс. т грузов.

Строительство территории морпорта в бухте Нагаева в 1934 г. развивалось за счет создания "полки" шириной 80 м на склоне сопки. Ряжи строились в виде отдельных пирсов размерами 22х22 м и высотой 18 м. Разрывы между ними заполнялись срубами в виде подпорных стенок и блоками породы до 3 т весом. Использовали местную лиственницу, а породу брали с сопки, подрывая штольни, которые были пройдены при строительстве территории порта. Первый 50-метровый причал сдали в эксплуатацию 4 июня 1934 г. В летнюю навигацию в Нагаево были доставлены 15673 человека и несколько десятков тысяч тонн различных грузов.

ПЕРВЕНЕЦ - БУКСИР "МАРЧЕКАН"

Дальнейшее освоение побережья Охотского моря гострестом "Дальстрой" требовало наличия малых судов для местного каботажа. Необходимо было установить регулярную связь с населенными пунктами на побережье Тауйской губы, где организовывались рыбацкие артели, а также обслуживать геологические партии и доставлять строевой лес из с. Армань на строительство п. Магадан и Нагаево. Примитивная судоверфь не могла удовлетворить потребностей гостреста в плавсредствах. В 1934 г. в устье р. Марчекан началось строительство судоремонтного и судостроительного завода № 2. В этом же году были поставлены навес с одной кузней и два стапеля с годовой пропускной способностью 10 катеров. С увеличением капиталовложений в 1935 г. построены судокотельный, механический и кузнечный цехи завода. В 1934/35 гг. выпущено несколько морских буксиров водоизмещением 30 т, а также сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъемностью 300 - 350 т. 1 августа 1937 г. на воду бухты Нагаева со стапеля завода спущен морской буксир "Марчекан".

В апреле 1935 г. для ускорения разгрузочно-погрузочных работ сдан в эксплуатацию второй 77-метровый причал, одновременно с этим расширена территория порта до 57 тыс. кв. м, где размещались стеллажи для дальнейшей переработки грузов, а также вспомогательные здания оперативных служб порта. В этом же году сдана в эксплуатацию дорога между портом и п. Магадан. В 1935 г. для ускорения морских перевозок Дальстрой купил в Амстердаме пароходы, впоследствии названные "Ягода", "Джурма", "Кулу". В навигацию 1935 г. на Колыму было доставлено 23268 человек.
Официально порт третьего разряда Нагаево под административным управлением треста "Дальстрой" учрежден в 1936 г. В эту навигацию на Колыму доставлено 215 тыс. т грузов и 41311 человек.

В ноябре 1936 г. капитан дальнего плавания П. И. Федоров временно был откомандирован в распоряжение треста "Дальстрой" для приема и перегона купленного за границей парохода "Н. Ежов". Приняв в Лондоне и перегнав его в Амстердам, экипаж занялся модернизационным ремонтом. Надо было переделать пароход из кабельного судна в тип товаро-пассажирский. С окончанием ремонта и прибытием в Одессу судно было принято правительственной комиссией и центральным регистром СССР с оценкой "отлично". После этого пароход "Н. Ежов" сделал переход Одесса - Владивосток - Нагаево.

Описываемый период развития водного транспорта явился начальным этапом в формировании материально-технической базы Магаданской области. За относительно короткий отрезок времени на Крайнем Северо-Востоке были созданы: морпорт 3-го разряда Нагаево, судоремонтный и судостроительный завод, судоверфь, морской рейдовый порт в бухте Амбарчик, Колымское речное пароходство. Это расширило возможность массового завоза на Колыму промышленных грузов, продовольствия, а также людских ресурсов на прииски.

Александр НАВАСАРДОВ, научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук

Автор:  Александр НАВАСАРДОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки