Власть должна сказать бизнесу: «Я тебя уважаю!»


Недавно страна отметила молодой праздник - День российского предпринимательства. Появился он всего лишь в 2007 году, а еще в 90-х к предпринимателям в России относились как к спекулянтам и барыгам.

«Отголоски этого чувствуются до сих пор, - говорит мой собеседник - уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Магаданской области, руководитель регионального отделения «Опоры России» Роберт ТОРОСЯНЦ, - хотя малый и средний бизнес не только производит и продает продукты, он создает стабильность вокруг себя, это новая стратегия развития МСБ».


- Роберт Рафаэлович, как сейчас складываются отношения государства и бизнеса?

- Когда речь идет о предпринимательстве, имеется в виду микроэкономика, а когда идут данные ВВП и прочее - это макроэкономика. Но на самом деле связь очень прямая. Что такое снижение ВВП до 1,4 процента? Это означает, что общая выручка предприятий по России не только не растет, но и упала. Соответственно, как это может отразиться на предпринимательстве и уже отражается? Очень реально. Так сложилась у нас в России структура, что предприниматели в основном работают в сфере «бизнес для бизнеса». Это автоперевозки, производство, продажа продуктов питания, хозтоваров, стройматериалов, спецодежды, инвентаря, сфера услуг и т. д. Соответственно, если производство начинает валиться, предпринимателям становится некому поставлять, некому продавать товар. В чем это выражается? Катастрофы как таковой по стране нет, я бы не стал сгущать краски, но то, что очень сильно ужались рынки и у людей упала выручка, это ощущается, и очень сильно. Плюс ко всему есть второй фактор. Из чего состоит прибыль? Это доход предпринимателя - и отнимаем затраты. Чем больше оборот, тем больше доход. Но затраты должны быть более-менее постоянны. А мы что имеем? Тарифы - электроэнергия, тепло, железная дорога, авиа-, авто-, морские перевозки - все растут. Отрезаем это от дохода. Налоги растут, налоговая система у нас не играет роль стимулирующей, она фискальная - только отнять, отнять, отнять. Минфин России заявил, что у них верхняя планка по страховому взносу была 121 тысяча! Но когда подняли с 17 до 34 тысяч, уже закрывались почти 400 тысяч предприятий. А если бы Минфин сделал, что хотел, это точно была бы полная катастрофа...

- Но существует мнение, что закрываются предприятия и без того неработающие…

- Вот именно так и говорили Президенту России. Посмотрите, какое происходит манипулирование в правительстве страны цифрами того же социального блока. Когда в Ростове, где Народный фронт поднимал перед Владимиром Путиным вопрос о страховых взносах, нас очень мощно срезала Федеральная налоговая служба. Озвучили информацию от нее, что якобы 70 процентов предприятий, которые закрылись после удвоения страховых взносов, недействующие. В чем тут манипуляция? Вот вы решили закрыть свое предприятие, будете какой-то отчет сдавать?

- Зачем?

- Ну, конечно, зачем вам это нужно? Так и эти предприятия, которые вынуждены были закрыться, тоже не стали сдавать никаких отчетов. А Президенту налоговики доложили - раз не сдавали отчет, значит, они не работают… Так у Путина была выработана некая позиция. Но поскольку «Опора» и другие бизнес-объединения категорически настаивали на снижении страховых взносов, Президент дал поручение разобраться в две недели. Их нашим чиновникам, само собой, не хватило, но в середине мая правительство все же одобрило законопроект Госдумы РФ о новом порядке расчета страховых взносов для ипэшников. Для них предполагается ставка страховых взносов, рассчитываемая с базы в один МРОТ, то есть около 19,5 тысячи рублей в год. Но одновременно введена дифференциация. Те, кто имеет ежегодный оборот больше 300 тысяч рублей, будут платить ставку с базой один МРОТ плюс один процент от оборота. И, как правильно сказал в «Бизнес On-line» первый вице-президент «Опоры» Павел Сигал, получилось еще хуже! Индивидуальный предприниматель развивается, перешагивает оборот в 300 тысяч - и что? Будет платить совершенно неподъемный налог?

- Наверное, не будет, уйдет в тень…

- Да, мы опять просто-напросто загоняем предпринимателей в тень… Или вообще вынуждаем закрывать свое дело.

- Значит, бизнес-объединениям придется снова биться с чиновниками, федеральным правительством…

- Знаете, в чем основная ошибка правительства? Оно подходит к предпринимателям как к экономическим единицам. Наши коллеги из Татарстана делились на съезде не только своими успехами в создании инновационных технопарков, но и проблемами сельских индивидуальных предпринимателей, под письмом которых полсотни подписей. И там такой накал страстей, такая живая речь!.. Люди не стесняются в выражениях, пишут, что поддержка в понимании властей малого бизнеса: «это вытянуть из нас последнюю копейку… Но пусть не думают, что терпение народа безгранично… Посмотрите, что делается с тарифами на тепло, на электроэнергию. Настоящий ужас, а нам твердят, что жизнь становится лучше. Пожили бы они хотя бы месяц нашей жизнью, может, тогда поняли бы, лучше жизнь становится или ее вообще нельзя этим словом назвать...».

Еще эти ипэшники пишут, что те, кто принимал постановление об удвоении страховых взносов, «понятия не имеют о наших доходах… Мы просто не в силах платить такие суммы. Как можно приравнивать всех под один закон, если у одних доход 500 рублей, а у других 50 тысяч рублей». Обратите внимание на важную вещь: что для них сумасшедшими деньгами является. Люди довольствуются малым…

- 50 тысяч рублей как максимальный доход…

- «Опора» давно доказывает и все не может доказать нашим чиновникам, что на селе малый предприниматель не является экономической единицей так же, как и в наших колымских поселках! Да этому ИП надо доплачивать за то, что он работает, себя содержит и еще пару-тройку рабочих мест создал! Мы вот эту мысль пытаемся донести до властей. Сдвиг в мозгах произвести - что предприниматель, особенно в маленьких регионах, городах, поселках, - это социальная единица, не экономическая. Если его угробить, он пойдет и встанет на учет в фонд занятости. И вместо того, чтобы с него получать деньги, государство ему будет платить. Ну что за маразм!

Гильдия парикмахеров выступала, рассказывали: 100 рублей - стрижка. Получается, чтобы парикмахеру заплатить дополнительные 17 тысяч, она должна 170 человек дополнительно постричь. Это физически невозможно - нет столько населения. Вопрос: она будет это делать или уйдет в тень?

- Какой уж тут вопрос, все ясно…

- Нам все ясно, вам все ясно… А правительству? То есть такая непродуманность! С одной стороны, абсолютно правильно и В. Путин, и Д. Медведев признали, что России надо слезать с нефтяной иглы, и тут единственный вариант - развивать предпринимательство. На словах оно так. А на деле этими налоговыми репрессиями, ростом тарифов в принципе предпринимательство уничтожается. Если так и дальше будет продолжаться, те традиционные виды бизнеса, которые сейчас есть, просто исчезнут без следа. Тут же еще идет очень мощное лоббирование интересов монополий. Смотрите: уничтожение киосков. Я не против того, чтобы они были в цивилизованной форме. Один простой вопрос - я ведь тоже разумно подхожу - где эти киоскеры руки моют, куда они в туалет ходят?.. Это все понятно. Но когда закрытие киосков происходит именно чохом…

Ну зачем мы это делаем? Экономическая ситуация у нас не такая уж веселая. Значит, надо дорожить теми самозанятыми людьми, которые ни с кого ничего не просят, себя и семью обеспечивают, своих работников кормят. Зачем мы их трогаем?!

А чтобы решить проблему развития бизнеса, чтобы это было массово, нужны нормальные законы и длинные деньги.

- Иными словами, нужен благоприятный инвестиционный климат, так?

- Я думаю, что надо перенимать прогрессивный опыт других регионов, создать инвестиционный совет и агентство по привлечению инвестиций при губернаторе, то есть сам губернатор выступает гарантом, как это сделано в Калужской области. Ведь инвестору нужны стабильность и гарантии.
Теперь насчет инноваций, у нас сегодня это очень популярное слово. Что такое инновации - это что-то новое, любое. Вот к стулу пропеллер прикрепил, он летает - это будет инновация. Но надо понимать, что настоящая инновация - это практически всегда рождение нового на стыке каких-то областей, сфер. То есть это синергия, генерация. У нас в области работа в этом направлении поставлена хорошо, и надо планомерно идти дальше, если мы хотим развивать инновации, необходимо создать условия.

- А можно сделать нечто подобное в отдельном регионе?

- Мое личное мнение: предпринимательство надо не только поддерживать, но и не мешать. Для начала хотя бы просто поменять отношение налоговиков! Почему бы не ввести презумпцию невиновности для предпринимателей? Вы не обратили внимание, что предприниматель всегда виноват? Это он доказывает, что не верблюд. Так пусть налоговая, остальные ведомства доказывают, в чем провинился предприниматель! Сумели же обуздать проверки. Когда «Опора» пробила этот закон, у нас в области две трети проверок сразу отсекли… Если есть политическая воля, все можно сделать. Суть такая: оставьте, в конце концов, предпринимателей в покое, им и так не сладко сейчас. Чего мы добиваемся - чтобы они все позакрывались?..

- А Президент поставил задачу в ближайшие 5 - 7 лет довести долю малого и среднего бизнеса в экономике до 50 процентов…

- Учитывая, что Президент ставит задачу поднять долю МСБ до 50 процентов, может быть, к этим людям стоит проявить уважение? Не относиться к ним, как в 90-е годы: спекулянты, барыги, а признать, что это полноценные участники гражданского общества, которые заняты полезным общественным и социальным делом. Которые мало того что обеспечивают продовольственную безопасность в регионе, закрывают вопросы сферы услуг, общественного питания, бытового обслуживания, строительства, транспорта и связи и др., они еще и создают в области стабильность. И не просят ничего у государства. Они ему дают - в виде налогов. То есть несут двойную функцию: первое - не просят, второе - дают. А в тот момент, когда человек перестает быть предпринимателем, он ничего не дает, он начинает, наоборот, просить. Так почему чиновники так плохо относятся к предпринимателям? А давайте на минуту вспомним, чиновники из чего зарплату получают? Из бюджета. Бюджет из чего формируется? Из налогов. Ну как так - вы платите кому-то деньги за то, чтобы он с вас еще и шкуру снимал! Это что за мазохизм…

- Какие сейчас у «Опоры» главные задачи, с вашей точки зрения?

- Мы в «Опоре» считаем, что нужно кардинально менять саму политику в отношении предпринимательства. На недавних парламентских слушаниях в Госдуме РФ по основным направлениям налоговой политики в 2014 - 2016 годах мы говорили, что предлагаем налоговую систему делать не фискальной, а стимулирующей.

И второе - мы через Общероссийский народный фронт предложили обсудить программу «Территория бизнеса - территория жизни», это новая стратегия развития малого бизнеса. В ней как раз говорится, что главная ошибка сегодняшней политики правительства - считать предпринимателя экономической единицей, тогда как малое предпринимательство несет прежде всего социальную функцию. Потому что там, где бизнес развивается, развивается и территория, там жизнь бурлит. И уничтожение бизнеса - это не экономическая потеря, а социальная.

В программе ставятся задачи изменить законодательство, в том числе и некоторые основополагающие законы, и систему мотивации и показателей эффективности работы различных уровней власти, вплоть до муниципальных. Там огромный блок посвящен муниципалитетам. Вся Россия, если брать ее как пазл, состоит из 24100 муниципалитетов. И если в одном их них нормально относятся к предпринимательству, оттуда идет развитие. Но как муниципальные власти могут хорошо относиться, если у них остается процентов 30 налогов, и не самых существенных. Должно быть стимулирование! А сейчас получается, бизнес поддерживают в районе, только если глава позитивно мыслит. А экономической подоплеки нет. Давно пора ее создавать…

Андрей НИКОЛАЕВ.








Колымские колонки