Как мы работали в полиции


Из чего состоит раскрытие преступления? Из четкой работы следователей, дознавателей и криминалистов. Про труд следователей все более-менее знают. А вот кто работает в дознании и каков хлеб криминалистов? Ответы на эти вопросы корреспонденты «ВгМ» искали, окунувшись на день в реалии этих двух профессий.

Прекрасные дамы против преступности

…«Вас ожидают в отделе дознания, третий этаж», - пояснил дежурный в горотделе и назвал кабинет. У меня, как человека не особо просвещенного в структуре органов следствия, слова «дознавать» и «дознание» вызывают вполне конкретные ассоциации: лампа в лицо подозреваемого, табачный дым и прокуренный голос амбала-следователя. На деле же все оказалось совсем не так.

«Войдите, - ответил на стук в дверь приятный женский голос. - Светлана Петровна Плешакова, начальник отдела дознания. Кофейку?»
На самом деле работа дознавателей от работы следователей практически не отличается. «Однако у нас более сжатые сроки расследования дел и сбора доказательств: всего-то 30 дней, - пояснила главный дознаватель Магадана. - А еще есть ограничения по статьям: это преступления небольшой и средней тяжести (до 5-ти лет лишения свободы). К ним отнесены: хулиганство, грабежи, кражи, угоны автотранспорта, организация и содержание наркопритонов, вымогательство, истязание, нанесение побоев, и др. Также дознаватели расследуют уголовные дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия и наркотиков».

Дама с «макаровым»

Так уж сложилось, что у отдела дознания женское лицо. К примеру, сейчас в этой области раскрывают дела и борются с преступностью 17 прекрасных дам и только один мужчина.

«Не выдерживают у нас мужики, - улыбается Светлана Плешакова, - много документальной волокиты. О личной жизни вообще приходится забывать, все силы уходят на работу. Зато девочки у нас золотые».

Однако деятельность дознавателя - это не только бумажная работа. Также это и оперативно-розыскные мероприятия, и выезд на место происшествия для сбора улик, и ночные дежурства, и боевая подготовка.

Выехав по одному из дел (кража имущества), удалось увидеть дознавателя в работе. Из квартиры вынесли практически все, что представляло какую-то ценность, даже ободрали панели со стены кухни и вытащили через окно. Хрупкая девушка Катя Шиханова, дознаватель отдела, собирала отпечатки пальцев с обратной стороны окна, балансируя на подоконнике, до земли - метра четыре. В это время другой дознаватель, тоже девушка, выясняла у пострадавшей обстоятельства преступления. Тут же пришла бдительная соседка и рассказала о том, что видела из своего наблюдательного пункта - окна, ведущего во двор. Дело было довольно ясное, подозреваемую в преступлении задержали быстро. Но так бывает далеко не всегда.

Во «дела»!

«Мягкие у нас законы, люди не боятся совершать преступления», - сетует тот самый единственный и первый парень «деревни» дознавателей капитан полиции Всеволод Блинов. С ним мы беседуем уже в столовой, как говорится, война - войной, а обед по расписанию. За компотом он рассказал о некоторых тонкостях работы и родного законодательства.

Для меня, к примеру, новым стало то, что когда возбуждается дело, то остановить систему даже для потерпевшего, изменившего свою позицию и отказавшегося от обвинения, очень сложно. Даже если человек согласен забрать заявление, дело, скорее всего, будет доведено до суда, где чаще всего заканчивается примирением сторон. Но отныне в личном деле обвиняемого навсегда будет пункт «находился под следствием», а его данные будут во всех информационных базах.

А расследование, над которым работал Всеволод Блинов, вызвало неподдельное удивление: 15-летняя девочка наживалась на одиноких таксистах. Обычно вечером или ночью девочка, внешне совершеннолетняя, садилась в такси и заводила душевную беседу с водителем. Размякнув от внимания молодой симпатичной особы, мужчина поддавался ее влиянию. Вскоре она предлагала поехать к нему для «продолжения общения». А уж дома все шло по выверенному сценарию. Мужик шел в душ, а в это время девочка подсыпала ему клофелин в напиток или просто запирала в ванной. Прихватив деньги и ключи, девочка садилась в машину и растворялась в темноте...

У отдела дознания действительно много работы. Одновременно дознаватель ведет несколько расследований, и по каждому - жесткие конкретные сроки. Если учесть еще и то, что большинство нарушений закона имеют небольшую и среднюю тяжесть, то можно сказать, что эти 17 чудесных женщин и Всеволод Блинов под руководством Светланы Плешаковой находятся на острие борьбы с преступностью в Магадане.

След

Именно он играет основную роль в работе криминалистов. Любое расследование начинается с детального осмотра места преступления. Поэтому и ценится среди специалистов этой профессии в первую очередь цепкий взгляд: важно собрать с места преступления как можно больше доказательств.
Квартира, подвергнутая осмотру эксперта, напоминает последствия стихийного бедствия: дверные косяки, выключатели, столы и прочее - под слоем дактилоскопического порошка, с помощью которого ведется сбор следов рук. Интерьер в процессе осмотра тоже порой меняется до неузнаваемости. Правда, подобное происходит крайне редко. Эксперты стараются не портить интерьер и вещи потерпевших, но если без детального осмотра не обойтись, - предварительно спрашивают разрешения хозяев.

Самое «страшное» для криминалистов - обилие народа на месте преступления, тогда шансов найти след остается мало. «Бывает такое, что на место преступления попадаешь уже после толпы свидетелей убийства или кражи, до тебя прошли и коллеги-полицейские. В результате собираешь с места преступления целую кучу отпечатков, а в ходе экспертизы выясняешь, что ни один из них не принадлежит предполагаемому преступнику», - пояснил криминалист городского управления полиции Валерий Вершинин.

Все внимание - на детали

Самодельные нунчаки и ножи, пистолеты самой фантастической конструкции - изъятых на месте преступления орудий убийства хватило бы на целый музей «гениально-убийственной мысли», и только мизерная часть этого арсенала расположилась на стенде в кабинете начальника криминалистического отдела городского УМВД Елены Ивайкиной. Среди особо выдающихся - нож-трость и кастет. «Как только не изгаляются люди, чтобы изобрести новый способ убийства, - поясняет заместитель начальника криминалистического отдела ЭКЦ Александр Маршалов. - Не меньше сил преступники тратят и на то, чтобы избежать наказания».

За 30 лет работы криминалистом он повидал многое и помнит практически каждый след, по памяти выходя на аналогии мест преступлений, на почерк нарушителя закона. Наверное, именно это и называется профессиональной памятью.

Трассология, баллистические экспертизы, сравнение документов - это далеко не полный перечень всего того, что могут делать магаданские эксперты-криминалисты. Самое интересное, по мнению самих криминалистов, - почерковедческая экспертиза и работа с документами. К слову, еще на заре первых принтеров Магаданские эксперты ЭКЦ принимали участие в разработке методики определения струйного принтера по распечатанному документу. Позже эта методика не раз помогала доказать причастность техники и ее владельца к тому или иному преступлению.

Жизнь во время перемен

После реформы милиции отдел экспертов существенно сократился с 16-ти человек до 10-ти. Ушли из штата так называемые техники-криминалисты, в задачи которых и входил выезд на место преступления. Так что и осмотры мест происшествий, и экспертизы проводят теперь одни и те же лица. Причем нередко выезжать приходится на места преступления явно не криминального толка.

Так, например, на мое дежурство выпал выезд к дому на ул. Парковой, где какой-то уникум из пневматики расстрелял окна дорогого джипа. Зачем на месте осмотра нужны криминалисты, для меня так и осталось тайной. Вся функция специалиста в ходе часового разбирательства на месте происшествия свелась к фотографированию пострадавшего объекта и нескольким листам описания случившегося.

Полицейские, например, не очень-то жалуют излюбленные сериалы россиян «Улицы разбитых фонарей» и «Менты» (хотя и смотрят их наравне с заядлыми зрителями). На вопрос, насколько соответствует реалиям жизни сюжетная линия не менее популярного сериала «След», Катерина Суркан, за компанию с которой я заступила на дежурство, рассмеявшись, ответила, что не очень. «В фильме криминалист и сам следы с места преступления собирает, и сам проводит все виды экспертиз, а заодно работает дознавателем и ведет следствие. Конечно, это не так».

Тем не менее, в работе экспертов бывает разное: от таких вот машин до убийств. Эксперт со стажем Надежда Мишустина заметила: «У каждого свой порог чувствительности, одного при виде трупа собаки уже колотит, а другой и на тело человека реагирует хладнокровно. К убийству привыкнуть невозможно, поэтому стараешься не принимать близко к сердцу. Ведь главная задача - собрать все следы».

Дознаватель на день Андрей ГРИШИН,
стажер-криминалист Лидия ДЛИННЫХ

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ, Андрей ГРИШИН "Вести города М"









Колымские колонки