За ЖКХ нужен глаз да глаз


На недавнем расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России Владимир Путин, давая оценку работе ведомства и обозначая приоритетные задачи, подчеркнул, что нельзя оставлять без внимания многочисленные нарушения закона и прав граждан в сфере ЖКХ.
Вот и в Магаданской области почти каждое пятое нарушение в прошлом году выявлено именно в этой отрасли. Сегодня мы попросили ответить на наиболее актуальные вопросы, напрямую касающиеся сферы ЖКХ, первого заместителя прокурора Магаданской области старшего советника юстиции Валерия СЕРГИЕНКО.

БОЛЬНАЯ ТОЧКА

- Валерий Георгиевич, какие основные направления работы прокурора по обеспечению законности в сфере ЖКХ можно выделить в настоящее время и в чем их актуальность?

- Прежде всего это надзор за соблюдением законодательства при использовании бюджетных средств, своевременным и в полном объеме исполнением государственных и муниципальных контрактов, обеспечением бесперебойного прохождения отопительного сезона, деятельностью управляющих компаний и, конечно же, максимальная защита жилищных прав граждан.

Из этих направлений видно, что данная сфера хозяйства, состоящая из множества экономических категорий, всецело и напрямую затрагивает интересы граждан. Все это говорит о том, что надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ не может носить сезонного характера, это практически ежедневная кропотливая работа каждого прокурора.

В целом, по итогам работы за прошлый год, нам удалось добиться неплохих результатов, сконцентрировать усилия на повышении эффективности прокурорского надзора в этой сфере. Ежегодно прокуроры нацеливаются на принятие превентивных мер в целях недопущения нарушений закона.

- Где самая больная точка?

- Мы выявляем нарушения в разных направлениях этой большой отрасли, в которой сконцентрировано немало проблем. В их числе старое, выработавшее свой ресурс оборудование, ветхие коммунальные сети, ежегодный процент замены которых достаточно небольшой. К примеру, уже несколько лет одна из котельных в Омсукчанском районе находится в аварийном состоянии, и, несмотря на принимаемые прокуратурой меры, новую никак не могут начать строить. Другой, пожалуй, самой острой проблемой сегодня является неправомерное расходование бюджетных средств. Допускается немало злоупотреблений как при размещении заказов, так и при исполнении работ по государственным и муниципальным контрактам. Зачастую мы выявляем случаи, когда либо завышают объемы работ, либо некачественно выполняют строительные или ремонтные работы объектов ЖКХ. И надо отметить, что прокуроры не ограничиваются принятием мер реагирования, а в ряде случаев помогают решать некоторые проблемы этой многострадальной отрасли.

- Какие районы области активно работают в этом направлении?

- Примером организации надлежащего надзора за соблюдением законодательства при исполнении муниципальных контрактов в сфере ЖКХ может служить прокуратура Ольского района. По материалам общенадзорных проверок там возбуждено 4 уголовных дела (о них подробно рассказал прокурор области А. Н. Васильев в своем недавнем интервью вашей газете). Столь активной работе способствовали организация взаимодействия с правоохранительными органами, большой объем проверочных мероприятий с выходом на место. К слову сказать, на заседании, проведенном с главами муниципальных образований, в конце прошлого года отмечен рост авторитета районной прокуратуры на поднадзорной территории.

- Можете ли вы рассказать о результатах общенадзорных проверок в Магадане и других районах, помимо Ольского?

- Следственным управлением при УМВД России по Магаданской области по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной прокуратурой области, год назад возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по фактам завышения стоимости работ при проведении ремонтов дворовых проездов в городе Магадане, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере муниципальному образованию "Город Магадан" на сумму более 10 млн. руб. В настоящее время по этому уголовному делу проводится расследование.

Прокуратурой Среднеканского района установлено, что в 2011 году между администрацией МО "П. Сеймчан" и А. М. Гарифуллиной заключены муниципальные контракты на выполнение текущих ремонтов муниципальных незаселенных квартир в п. Сеймчан в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Магадан-ской области". Согласно актам о приемке работ, подписанным в декабре 2011 года, ремонтные работы выполнены в полном объеме, исполнителю произведена оплата на общую сумму более 400 тыс. руб. Однако фактически работы не проводились. Выявленные нарушения послужили основанием для направления прокуратурой района в СГ ОМВД России по Среднеканскому району материалов проверки для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам его рассмотрения в мае 2012 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела и по результатам проверки, проведенной прокуратурой Сусуманского района совместно с ОМВД России по Сусуманскому району и отделом УФСБ России по Магаданской области. Установлено, что в Сусумане за счет средств федерального, регионального, муниципального бюджетов, а также средств собственников многоквартирных жилых домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" произведена оплата фактически не выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в п. Мяунджа в сумме 1841183 руб...

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

- А в наступившем году прокурорские проверки также впечатляют своими результатами?

- Да, немало нарушений выявлено в ходе проверки законности расходования бюджетных средств, выделяемых на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, которая проведена прокуратурой области совместно с сотрудниками колымского УФСБ России.

Установлено, что в нарушение требований федерального законодательства постановлениями мэрии г. Магадана было предусмотрено предоставление бюджетных средств в виде субсидий не на возмещение фактически понесенных и документально подтвержденных расходов на установку общедомовых приборов учета, а на финансирование будущих затрат и только муниципальным предприятиям. Тем самым управляющие организации и ТСЖ, которые установили это оборудование, незаконно лишены права на возмещение затрат. Прокуратура области оспорила в судебном порядке незаконные положения указанных нормативно-правовых актов.

Кроме того, прокуратура оспорила в Арбитражном суде договоры, заключенные между департаментом ЖКХ и КИ мэрии г. Магадана и МУП "Магадантеплосеть", о предоставлении в 2011 - 2012 гг. субсидий в размере 53 млн. руб. на установку приборов учета в многоквартирных жилых домах областного центра. Основанием явился тот факт, что бюджетные средства выделены не на возмещение понесенных расходов на установку узлов учета, а на финансирование будущих расходов по их приобретению.

Как выяснилось, указанные денежные средства муниципальное предприятие перечислило в уплату договора сублизинга 236 приборов учета на сумму более 170 млн. руб., заключенного с коммерческой организацией г. Санкт-Петербурга, которая не являлась их собственником, а взяла их в лизинг у другой питерской организации.

По условиям договора МУП "Магадантеплосеть" могло стать собственником этих приборов учета лишь в 2016 году, выплатив 125 млн. руб. из расчета 530 тыс. руб. за один узел учета, а также 45 млн. руб. в доход лизингодателя. Поэтому из-за уплаты всех лизинговых платежей стоимость приборов учета отопления, холодного и горячего водоснабжения в 3 раза превышает фактическую стоимость (с учетом монтажа) аналогичных узлов учета, установленных в многоквартирных домах в г. Магадане.

Указанный договор сублизинга прокуратура области также оспорила в Арбитражном суде, поскольку, по мнению прокуратуры, он является притворной сделкой, заключенной в целях прикрытия договора подряда. В заявлении приведены доводы о том, что фактически между двумя питерскими фирмами никакого договора лизинга заключено не было, следовательно, не мог быть заключен договор сублизинга. Поэтому вознаграждение лизингодателю в размере более 14 млн. руб. выплачено в отсутствие к тому законных оснований.

В случае, если Арбитражным судом будет признано, что фактически заключен договор подряда, то это порождает иные последствия, в том числе по цене договора, праву собственности (а не субаренды) на приборы учета.

Учитывая выявленные обстоятельства, прокуратура области вынесла постановление о направлении материалов проверки в УФСБ по Магаданской области для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам мошенничества. По результатам рассмотрения постановления и представленных материалов возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Ход его расследования находится на контроле в прокуратуре Магаданской области.

ЗА СЕБЯ
И ЗА СОСЕДА?

- Много жалоб у колымчан на работу управляющих компаний, ОАО "Магаданэнерго". Что вы можете сказать по этому поводу?

- В связи с актуальностью вопроса, многочисленными обращениями граждан прокуратурой области вот уже два года проводятся проверки соблюдения законодательства в деятельности управляющих компаний. Характер и количество выявленных нарушений превышают самые пессимистические ожидания. Типичными нарушениями являются неисполнение обязанностей по содержанию общего имущества в части проведения текущих ремонтов, неправомерное взимание платы за капитальный ремонт, нарушение прав потребителей на получение достоверной информации об оказываемых услугах, содержание дворовых территорий в ненадлежащем состоянии.

Проверками выявлены повсеместное бездействие управляющих организаций по взиманию платы на общедомовые нужды и настойчивое сопротивление ресурсоснабжающих организаций, не желающих исполнять требования закона, несмотря на устоявшуюся судебную и административную практику.
Что касается ОАО "Магадан-энерго", то в адрес прокуратуры идут из этого ведомства упреки о дестабилизации ситуации в коммунальной сфере, покровительстве гражданам-должникам, высказываются угрозы энергетического коллапса. Вместе с тем, защищая свои финансовые интересы, ресурсоснабжающая организация не задумывается о правах и интересах граждан, которые зачастую платят не только за себя, но и за кого-то еще.

- Большие недовольства вызывает у колымчан плата на общедомовые нужды. Как прокуратура реагирует на эту проблему?

- Жалоб о проверке обоснованности начисления платы за оказанные коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах в органы прокуратуры поступало действительно очень и очень много. Проверками по таким обращениям выявлены факты нарушения порядка начисления и взимания платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, случаи предоставления недостоверных сведений об объемах коммунальных услуг.
Да, оплата общедомовых нужд обязательна, но их объем напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей и оборудования. Именно поэтому статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что граждане должны оплачивать ОДН только своим управляющим организациям или ТСЖ (в зависимости от способа управления), с которых они вправе потребовать отчет об обоснованности начисленной платы и принятых мерах по снижению объема ОДН.

Однако в нарушение требований жилищного законодательства ресурсоснабжающие организации самостоятельно начисляли и взимали плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды непосредственно с граждан, а управляющие организации свои обязанности по начислению и взиманию такой платы не исполняли. В результате никто не заинтересован в защите прав граждан, выявлении причин высокого объема ОДН, принятии реальных мер по его снижению.

Доходило до абсурда - плата на общедомовые нужды приближается, а иногда и превышает индивидуальное потребление, во что вникать не хотели ни те ни другие. К примеру, за себя гражданин платил 300 руб., а на общие нужды - 500. А для пенсионера 500 руб. - это большие деньги, которые ему просто неоткуда брать при пенсии в 10 тысяч. Вот и приходили они к нам со слезами на глазах и просили помочь.

В целях устранения таких нарушений органами прокуратуры в 2012 году предъявлено 4 иска к ресурсоснабжающим организациям (один к МУП "Синегорьевское МПП ЖКХ и Э" - Ягоднин-ский район, три к ОАО "Магадан-энерго" - Ягоднинский, Среднеканский и Омсукчанский районы) о признании незаконными их действий по начислению и взиманию платы на ОДН в многоквартирных домах непосредственно с граждан, обязании прекратить указанные незаконные действия. Все заявления удовлетворены.

Кроме того, по результатам проверок в отношении ресурсо-снабжающих организаций и управляющих компаний возбуждаются производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Так, в декабре прошлого года по инициативе прокуратуры области 3 ресурсоснабжающие и 2 управляющие организации привлечены к административной ответственности по указанной статье в виде штрафов. Наведением порядка в этой сфере правоотношений прокуроры занимаются и с начала текущего года.

- Состояние законности в жилищно-коммунальной сфере напрямую связано с соблюдением жилищных прав граждан. Какова эффективность этой работы?

- В прошлом году в этой сфере мы выявили 872 нарушения закона, тогда как в предыдущем - 701. На увеличение показателей надзорной деятельности повлияли тематические проверки исполнения программных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также проверки управляющих организаций. Оспорено в 2 раза больше правовых актов, повышена эффективность внесенных представлений, увеличилось количество привлеченных к административной ответственности и направленных в суд заявлений. Это заявления о понуждении управляющих организаций и органов местного самоуправления произвести текущий и капитальный ремонт, предоставить жилые помещения социально незащищенным гражданам, а также проживающим в ветхих и аварийных домах, поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Мы всегда стремимся приложить максимум усилий, чтобы жилищные права каждого гражданина были восстановлены.

Ирина НЕФЕДОВА.








Колымские колонки