Павел Виноградов: «первыми на марсе будем мы!»

В завершающую стадию вступила подготовка к отправке на МКС 35-й экспедиции - полет запланирован на 30 марта этого года.

Особенно приятно, что в составе экспе-диции в космос полетит и наш знаменитый земляк, Герой России, заместитель руко-водителя летно-испытательного центра ракетно-космической корпорации «Энергия», летчик-космонавт Павел ВИНОГРАДОВ. Полетит в год собственного 60-летия!

Последний раз мы созванивались с Павлом Владимировичем перед Новым го-дом, он тогда был в командировке в Германии, готовился по возвращении в Москву лечь в медицинский центр на обследование: чем ближе полет в космос - тем жестче проверка здоровья. Беседовали о многом: рассказывал, что со всей России собрали новый «звездный отряд», в который вошли в том числе две девушки, говорил, как его радует работа, ведь нет ничего интереснее освоения космоса, а еще - дочь Катя, по-ступившая в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана - на ту же кафедру, где когда-то учился Сергей Павлович Королев. Катя Виноградова будет инженером по космическим аппаратам и ракетоносителям. Может быть, еще и в космос успею ее отправить, смеялся во время нашего декабрьского разговора Павел Виноградов.

А еще он вспоминал о том, как здесь, в Магадане, маленьким мальчиком часто запрокидывал голову в величественное звездное небо и мечтал, как однажды будет штурмовать космос. Паренек, появившийся на свет в обыкновенной магаданской се-мье 31 августа 1953 года, пошел в первый класс 1-й магаданской школы. Дальше был Анадырь, где он тоже учился, Москва, где работал токарем на заводе «Красный Ок-тябрь» и одновременно готовился к поступлению в Московский авиационный институт. По окончании МАИ его как одного из лучших студентов оставляют на работе в институте, затем следуют второе высшее, проектирование летательных аппаратов, создание расчетных модулей аэродинамики и - мечта… Та самая, детская, что все эти годы вела за собой. Как рассказывает теперь Павел Владимирович, его долго не пускали в космос, он был нужен здесь, на Земле. Будущий командир отряда космонавтов России 16 лет ждал своего часа! Как часто стоял он, любуясь картиной звездного неба в ясные, безлунные ночи, как, не переставая, будила она его воображение! И все-таки он исполнил свою главную мечту.

С момента нашей последней встречи с Павлом Виноградовым прошло шесть лет (в последний раз космонавт приезжал в Магадан в мае 2007г.), но чувство причастно-сти к чему-то великому, которое он дарит каждому при общении с ним, сохранилось и ожило, разбуженное его бодрым, веселым голосом на том конце провода. Кстати, по возвращении на Землю и прохождении послеполетной реабилитации Павел Владимирович пообещал вновь приехать в гости на свою малую Родину - ориентировочно в ноябре! Конечно, будет о чем поговорить, а пока вспоминается наше с ним интервью в его прошлый приезд в Магадан. Предлагаю его вашему вниманию.

Этот улыбчивый обаятельный человек подарил магаданцам не один повод для гордости. И когда за мужество и героизм, проявленные во время длительного косми-ческого полета 24-й основной экспедиции на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» был награжден Звездой Героя, и когда из рук В.В. Путина получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, и, конечно, когда выходил в откры-тый космос, рискуя жизнью. отрадно, что нашего земляка можно увидеть и на сайте «Герои страны» (www.warheroes.ru).

Шесть раз он выходил в открытый космос. На левом запястье - потрепанные бор-товые часы «Omega», на которых выставлено время его последнего пребывания на орбите - 183 дня 4 часа 32 минуты 48 секунд (специальные часы, созданные для рабо-ты в космосе, работают в вакууме). На груди, слева, где сердце - золотая звезда Героя России № 459 - за первый полет. Командир отряда космонавтов России, он 16 лет ждал своего звездного часа. И ему было 43 года, когда этот час пробил - он полетел в космос. Знаменитый космонавт Павел Виноградов - не просто наш современник, он магаданец, здесь родился, учился и рос. Удивительный человек - смелый, добрый, ве-селый и простой: таким, наверное, и должен быть настоящий герой. Павел Владими-рович считает Магадан своей малой Родиной. Всякий раз, когда знаменитый космо-навт приезжает в Магадан, он приходит к нам в редакцию. «Магаданская правда» все-гда с нетерпением ждет этих встреч. Цель приезда в Магадан в этот раз - празднова-ние 70-летия школы №1, в которой он начинал учиться, встреча с бывшими одноклас-сниками и городом детства. Ну, и, конечно, с журналистами «Магаданки»!

- Вы встречались с учениками магаданской школы №1. Скажите, какие вопросы о космосе задают сейчас школьники? Похожи ли сегодняшние школя-ры на вас тогдашних?

- И похожи, и непохожи. Они знают больше, чем мы в свое время, они, как гово-рится, «продвинутые». Вопросы самые разные их интересуют, в том числе и о зарплате.

- И сколько вы получаете, если не секрет?

- За полеты - по-разному, все зависит от сложности программы, в среднем около 290 долларов в сутки. У меня, к примеру, зарплата около тридцати тысяч рублей.

- А ваша дочь хочет полететь в космос?

- Еще как! У нее сейчас как раз возраст такой, она мечтает об этом… И выросла в такой семье - знает практически всех космонавтов, много раз была на Байконуре, в звездном городке, со мной на тренировках. В этот раз в Магадан дочь не привез с со-бой, у нее сейчас экзамены, но мы еще приедем!
- Когда на майские праздники в прошлом году вы позвонили Тамаре Вла-димировне Вихлянцевой - директору своей первой магаданской школы, она не поверила, что вы звоните из…космоса!

- У нас сейчас есть возможность с борта позвонить домой, родным, близким. Пару раз так звонил, и мне не поверили, что звоню из космоса.

- У вас было две школы в жизни - Анадырь и Магадан. Какая все-таки ближе?

- Что родней? Какая школа? Я здесь начинал учиться… У меня тут много друзей живет, однокашников, в том числе и чукотских… И возвращаюсь сюда каждый раз как к себе домой. Кстати, с Магаданом достаточно просто связаться из космоса, потому что магаданские радиолюбители одни из самых активных, с Анадырем посложней. Я как-то попросил своих друзей-радиолюбителей, они привезли в Анадырь радиостанцию, и мы с борта проводили несколько сеансов радиосвязи. Это интересно, потому что проведение таких сеансов - на грани возможного. Когда у нас выпадали орбиты так, что мы шли в районе Дальнего Востока, я практически каждый день с ними связы-вался - у меня дома целый журнал радиоконтактов и думаю, вернусь в Москву, буду готовить для них специальные дипломы!

- Правда ли, что существует некое братство между космонавтами… Вы вместе были на грани мироздания, близко к Богу…

- Те, кто летали вместе хотя бы раз, или даже просто готовились, остаются дру-зьями на всю жизнь. Представьте: средняя скорость по орбите вокруг земли 8 км в се-кунду. Если навстречу нашей станции что-то летит, это уже 16 км в секунду. К примеру, пушка стреляет снарядом со скоростью 1 100 метров в секунду, то есть даже если болтик попадет в станцию, шансов выжить никаких. Такие вещи сближают (смеется). Насчет Бога не знаю… Мне кажется, если есть Бог на свете, то он в более приличном месте, чем космос (смеется). Там нет никакой жизни, только вакуум и радиация.

- Вы полетели в космос, потому что этого хотели? Это была мечта? Или просто так случилось?

- Конечно, я очень этого хотел! Окончил институт, а в 1981 году написал заявле-ние в Звездный Отряд на имя главного конструктора НПО «Энергия» В.П.Глушко, мне было тогда 28 лет. Меня долго не брали, и только спустя 10 лет приняли. А в космос я полетел в 44 года! И доказал тем самым, что ничего невозможного нет. Первое - это всегда желание. Мне очень хотелось увидеть картину Вселенной с борта космического корабля.

- Страшно летать?

- Нет! (смеется) Совсем нет!

- Как складываются отношения с коллегами-иностранцами?

- По большей части мы тоже остаемся друзьями. В первом полете я летал с Май-клом Фолом, мы сдружились, впоследствии семьями. У меня дочь у них отдыхала в Хьюстоне, жила в их семье, его дети к нам приезжают. Немца Томаса Райтера знаю с 1993 года, и дети наши дружат, и жены, и перезваниваемся на праздниках. Есть там и особые ребята, которые, допустим, могут пройти и не поздороваться с то-бой…(смеется) Люди ведь всякие бывают.

- Кстати, есть ли принципиальная разница в подготовке американских астронавтов и русских?

- Есть. У нас все по-другому. Американцы сами по себе такие - они никогда не по-просят помощи, работают самостоятельно, у них в распоряжении все телекоммуника-ции и отсюда идет вся их методика подготовки. У нас же еще с тех времен, когда Гага-рина готовили, экипаж очень плотно «опекают» несколько человек - инструкторы по кораблю, по станции, у каждого экипажа свой полетный врач, а у американцев нет да-же инструктора экипажа. У нас персональная опека и это главное наше отличие. Тех-нические средства подготовки примерно одинаковые, хотя американцы уже давно от-казались от «центрифуг», к примеру, говорят, это слишком большая физическая нагрузка, опасно, не нужно. В этом плане они намного проще подходят. Сейчас наши международные экипажи готовятся вместе - месяц в Москве, месяц в Америке и так по два года.

- Не задевает ли то, что ваши коллеги-американцы в социальном плане сегодня обеспечены лучше вас?

- Россия открыла новую космическую эру в истории человечества, исполняя его давнишнюю мечту - проникнуть в глубины Вселенной, но перестала лидировать, как только началась перестройка. Мы и американцы сегодня - это небо и земля. В отличие от нас у них нет «полетных денег», а получают 10-12 тысяч $ в месяц в зависимости от класса астронавта, количества его полетов в космос. Русские получают в 15 раз меньше. Может быть отчасти и поэтому сейчас у нас дефицит желающих лететь в космос. Если раньше было по 300-400 заявлений в месяц, то теперь 20-30 человек в год изъявляют желание, а так как отбор остался достаточно жесткий - пять человек из ста, то понятно, что российская космонавтика испытывает кадровый голод. Ведь кос-монавта невозможно как летчика подготовить за три года, это 7 лет подготовки! По-этому с полетами сейчас напряженно, опять начинаем летать помногу раз мы, «вете-раны»: в этом году Гена Падалко летит, я, Сережа Киркалев… Нас опять ставят в про-грамму, мы вынуждены закрывать эти бреши, потому что другого ничего нет. В России сейчас 31 действующий космонавт. Катастрофы тоже выбивают из седла: после гибели «Колумбии» четыре года летали только опытные экипажи. Мы сейчас стараем-ся не отправлять в космос людей, моложе 30 лет.

- Вы видели в космосе астероид, который нам угрожает? О нем сейчас много говорят…

- На самом деле нам угрожает не один астероид, а достаточно много. Тот, о кото-ром вы спрашиваете, в 2019 году может подойти к Земле. Бежать уже поздно (смеет-ся). К сожалению, человечество так устроено, что пока гром не грянет… Проблема астероидной опасности существует достаточно давно. И я не устаю повторять: не надо воевать друг с другом за Ирак, за Иран, за нефть и за веру! Есть гораздо более сильные угрозы, от которых просто так не увернуться. В марте прошлого года в 6 ты-сячах км от Земли прошел астероид. Он был небольшой, 200 метров в диаметре. Причем его никто не увидел, а заметили только когда он уже уходил от Земли. Засекла его американская противоракетная оборона, подняла вой. В боевое состояние ее не стали приводить потому что объект летел с юга на север и американцы поняли, что русские ракеты вроде как таким образом летать не должны… На самом деле за по-следние несколько лет это был самый близкий пролет астероида. Ему было достаточ-но отклониться на полградуса и он угодил бы прямо в Тихий океан. Двухсотметровый астероид смоет побережье Африки, Южной Америки, и больших бед не наделает. Астероид в 1 км, если попадет в Европу, то она исчезнет с лица Земли. Попадет в Ти-хий океан, - Калифорнийского побережья не будет, Дальнего Востока России… Вопрос - что с ним делать? Мы сейчас должны научиться обнаруживать такие вещи на дальности 100-200 миллионов километров. Скорость астероида - 20 км в секунду. 100 миллионов км астероид проходит за 62 дня. Их ловить надо раньше, чтобы как-то отодвинуть их траекторию, а методики такой пока нет. Есть варианты - стрелять по ним ядерными зарядами. Однако будет ли лучше, если на землю упадут миллионы радиоактивных кусков? Вот проблема мирового масштаба!

- Не встречалось ли вам в космосе что-нибудь необычное? То, что не-возможно объяснить…?

- Интересных явлений много, но их все можно объяснить. В космосе летающих тарелок нет! Видели много спутников всяких, но ничего похожего на неопознанные объекты, не видел. Они почему-то летают намного ниже, чем мы. В основном это, ко-нечно, оптические явления, я не думаю, что те, кто могут долететь до нашей земли из других звездных систем, будут вести себя вот так вот глупо и по-дурацки, как мы это себе представляем. Хотелось бы верить, иначе скучно осознавать, что мы во Вселен-ной одни. У нас сейчас запущена мощная программа по поиску планет, похожих на нашу Землю. И уже обнаружено порядка 20 планетных систем, очень похожих по па-раметрам орбит и размерам на Землю. И самое главное, что на всех этих планетах существует атмосфера! Мы еще не можем точно определить состав ее, но то, что она газовая - это точно. Ищем себе подобных, но это совсем не значит, что мы найдем людей. Вот в прошлом году над всей Землей мы наблюдали из космоса совершенно уникальное явление - так называемые «серебристые облака», интенсивность их была просто фантастическая. Они наблюдались на высоте, где, согласно физике, ничего не может быть. Но они там есть - мы их фотографировали, снимали. Говорят, серебри-стые облака - предвестники больших катастроф на Земле. Поживем - увидим…

- Какой талисман берете с собой в космос?

- Сейчас стало модно возить с собой золотые украшения своих жен. А мне дочка дала в полет свою игрушку - белого мишку, вот это мой талисман!
- А книги в космосе читаете?

- Честно скажу - ни в первом, ни во втором полете не прочитал ни одной книжки, жалко тратить время на чтение - почитать можно и здесь, на Земле, а вот в космосе… В свободное время смотрим в иллюминатор. В прошлом году видели, как Африка го-рела, Северная Канада, как дым шел с одной стороны света на другой. Что мы, люди, делаем со своей голубой планетой?

- Мы, магаданцы, часто говорим: «Тянет на Север». А в космос тянет?

- Конечно. Чтобы увидеть то, что не увидит никто.

- …или очень богатые люди? Абрамович собрался слетать на Луну…

- Скажу со всей ответственностью: Абрамович этого не заявлял. Заявила это ан-глийская газета “Sun” якобы со слов Алексея Леонова. Я позвонил ему, он разводит руками - чушь! Правильно говорят: информация - это продукция, которая портится быстрее, чем доставляется потребителю.

- Какой ваш полет был самым запоминающимся?

- Самый трудный полет - первый. Это было как раз когда произошло столкнове-ние станции «Мир» с грузовым кораблем «Прогресс», тогда меня отправили для спа-сения поврежденного модуля. Практически полностью было потеряно управление, разгерметизирован модуль, и 4 месяца мы его ремонтировали. Не работали системы - к примеру, два месяца держалась температура на борту +32С. А вот уже второй раз мы летали в удовольствие.

- Вы по полгода находились на орбите. Чего не хватало?

- В космосе не хватает земного, обычных, земных запахов и ощущений - картош-ки с селедкой очень хочется! Соль, укроп, окрошечка… В космосе нас неплохо кормят, но все это быстро надоедает.

- Космос забирает здоровье?

- Недавно медобследование проходили наши первые космонавты - из первого набора в 26 человек 19 уже умерли, при том, что отбирали их еще жестче, чем нас, это были настоящие здоровяки. А от остальных врачи просто ужаснулись - набора таких серьезных заболеваний нет ни в одной профессии. Хотя людей отбирают самых здоровых! Вот она, цена профессии. 526 секунд занимает время полета ракеты от мо-мента запуска до выхода на орбиту. Спуск занимает 4 часа от момента расстыковки со станцией до приземления на парашютах (скорость во время посадки 8 метров в се-кунду). После жесткий курс реабилитации: в течение 22-х дней с нами круглосуточно находятся врачи. После этого направляют на принудительный послеполетный отдых.
- Медицина отслеживает здоровье детей космонавтов - насколько на них повлияли отцовские полеты?..

- Сейчас готовится полететь в экспедицию Рома Романенко, сын того самого Юрия Романенко; Сережа Волков - сын Александра. Дочь Валентины Терешковой стала врачом, а вот ее внук мечтает в космос полететь. У нас скоро уже внуки полетят на орбиту! Вот такое влияние! (смеется)

- Как континенты смотрятся из космоса?

- Когда выходишь в открытый космос, ощущения меняются. Зрелище феериче-ское, - с правой руки видишь Черное море, а с левой - как начинается восход над Ха-баровском…

- Что сейчас в планах у российской космонавтики? Мы действительно к 2030 году полетим на Марс

- Знаете, мы собирались это сделать еще в 1995 – 1997 гг., но не стало Советско-го Союза и со многими мечтами и планами пришлось распрощаться на долгие годы… Технически экспедиция реальна и возможна и может быть осуществлена лет через восемь в кооперации с другими странами. Мы готовимся к такому полету. Сейчас у нас две генеральные задачи: это высадка на Луну и полет на Марс. На Марсе работает четыре российские автоматические станции - одна исследует, вторая картографирует, третья занимается зондированием, четвертая как ретранслятор. На Марсе также ползает два марсохода. Для полета на красную планету осталось решить конкретные технические задачи: продумать защиту людей и техники в непростой радиационной обстановке. По замыслу инженеров модули космического корабля – межпланетного экспедиционного комплекса - сделают на земных заводах, а вместе соберут уже на околоземной орбите. Оттуда же космонавты-первопроходцы отправятся на Марс. Так что битва за космос продолжается!
- Каким должен быть человек, чтобы в космос смог полететь?

- Космонавт должен иметь безукоризненное здоровье и высокие моральные и во-левые качества, так как и подготовка к полету на Земле, и сам космический полет тре-буют напряжения всех его физических и моральных сил. Космонавт в полете испыты-вает и самого себя, и свой организм. Ну и наверное, какой-то тип организации. Мы с женой едем на работу, она сидит и вспоминает «Это выключила, то не выключила…» А у меня даже мысли такой никогда не возникает, потому что я знаю, что выключил! Это правило. Еще жена говорит, что со мной фильмы невозможно смотреть, знаю, что будет в следующую минуту и чем закончится.

- В Боге не разуверились?

- Я с детства занимаюсь астрофизикой и скажу, что природа настолько сложна, что создать ее за семь дней невозможно. К вере отношусь специфически. Вера - часть духовной защиты человека. Чем слабее человек, тем больше эта вера. Чем больше вы знаете, тем меньше эта вера. Но она все равно остается. Вера - это то, чего мы не можем объяснить. Барьер, через который не можем или не хотим переступить.

- А вам космос снится?

- Мне, к сожалению, сны не снились ни на Земле, ни в космосе. Но иногда бывает такое ощущение полета… оно осталось. Летаю во сне!

- Помните песню со словами «…и на Марсе будут яблони цвести…» Так будут ли?

- Как только воду добудем, так и яблони посадим! Сейчас уже разработана де-тальная программа марсианской экспедиции, идут исследования по двигательным установкам и основное - это, конечно, по биологической защите экипажа. На Марс по-летят молодые, я просто не успею уже (смеется). Несомненно, что в будущем человек еще больше освоит космическое пространство, включая все небесные тела Солнеч-ной системы. Сбудется предсказание великого К. Э. Циолковского - космос принесет людям «бездну могущества».

Дарья ГАВРИЛОВА.

P. S. Покидая редакцию, Павел Владимирович захватил и свежий номер нашей газеты. Сказал, что в ближайший полет в космос с ним отправится и лю-бимая «Магаданка»!

НА ФОТО: Павел Виноградов и Дарья Гаврилова в редакции «Магаданской правды».

Автор:  Дарья ГАВРИЛОВА "Магаданская правда"