ЗДОРОВЫМ БУДЕШЬ - знания добудешь


По итогам областного конкурса «Образовательное учреждение - территория здоровья» из 8 заявленных школ, гимназий, лицеев, реализующих программы по формированию здорового образа жизни, победителем второго (очного) этапа стал магаданский лицей № 1 им. Н. К. Крупской.

ЗДОРОВЬЕ - ТВОЙ РЕСУРС

- Наш лицей много лет работает в инновационном режиме по укреплению здоровья школьников. Если вы зайдете в здание во время переменки, то можете услышать радиобеседу или ознакомиться с видеороликом по профилактике болезней, используются две плазменные панели для трансляции видеофильмов и мультимедийных презентаций. Выпуск листовок, стендов, профилактические лекции, цикл занятий для учителей «Лечебная педагогика» - вот далеко не полный перечень всех работ в этом направлении.

В лицее действуют программа «Мое здоровье» и дополнительные образовательные программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, на уроках и занятиях спортивных секций применяются различные физкультурно-оздоровительные технологии. А гармоничные взаимоотношения с природой налаживаются на практике: дети обустраивают пришкольную территорию, каждый год высаживают деревья на «Аллее выпускников». У нас есть живой уголок, зимний сад, растения в классах и рекреациях. В рамках традиционных декад экологических знаний, естественных наук школьники учатся бережному отношению к природе и любви к малой родине.

Создана информационная среда о здоровьесбережении. Это волонтерская деятельность, организация выставок литературы в библиотеке, создание информационного стенда «Уроки здоровья», цикл радиопередач, разработка страницы школьного сайта «Будущее, которое мы выбираем» и обсуждение на форуме.

ПАРТА ПО РЕБЕНКУ

Идея педагогики оздоровления - использование нестандартных уроков, в них включают вопросы о здоровье, физкультминутки, динамические паузы, зрительную гимнастику. Детям прививают гигиенические и санитарные навыки, проводят диспансерное наблюдение по разным группам. В каждом классе выполняются гигиенические требования к работе с мультимедийными комплексами. Ежегодно проводится конкурс «Лучший кабинет».
Образовательный процесс в лицее построен с учетом индивидуальной траектории развития ученика, по рекомендациям психологов, логопедов, медработника. Здесь нет мелочей. Для каждого из 700 учеников подобрана мебель по росту, с учетом состояния здоровья. В рекреации начальной школы закреплен прибор для кварцевания.

Расписание уроков составляется с использованием программного обеспечения «1С: Хронобус» с учетом хода дневной и недельной кривых умственной работоспособности. В первых классах применяется ступенчатый метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут, со второй четверти - на один больше. Учебная нагрузка не превышает допустимых норм. При распределении уроков, факультативов и кружков учитываются недельные биоритмы учащихся и равномерность распределения нагрузки. Все это способствует не только повышению эффективности учебного процесса, но и сохранению здоровья детей.

Общешкольные мероприятия - традиционный месячник «Дорогой доброго здоровья», декада «За здоровый образ жизни», родительский лекторий, физкультурно-спортивные мероприятия, уроки здоровья, интеграция санитарного просвещения и гигиенического воспитания - способствуют непрерывности и преемственности обучения здоровому и безопасному образу жизни школьников. Стали традиционными спортивно-оздоровительные мероприятия - дни здоровья, «Веселые старты», соревнования, олимпиады, кроссы.

Разнообразие совместных дел детей и взрослых также позволяет поддерживать благоприятный психологический климат в лицее. Это флешмобы, осенний кросс, традиционные акции «Здоров будешь - все добудешь!», «Спорт вместо наркотиков», «Молодежь против пива и наркотиков», большая игра «Вместе мы можем!». Проводятся различные конкурсы презентаций «Любимый вид спорта», «Мы за здоровый город», плакатов «Школа - территория здоровья!», социальной рекламы «Жизнь - хорошая штука!», а еще чемпионат по ораторскому искусству «Мой аргумент круче!», интеллектуально-спортивно-творческий марафон «Хороший пример - заразительный, пример педагога - вдвойне поразительный!».

ТАНЦУЮТ ПЕДАГОГИ

Педагоги лицея в постоянном поиске индивидуальных и групповых форм, методов и средств обучения детей здоровому образу жизни. Разработаны модель школы, сохраняющая здоровье, и методики анализа уроков с этих позиций. Проблема здоровьесбережения вышла на первый план и для них. Они владеют новыми технологиями и имеют устойчивую мотивацию здорового образа жизни: 17 учителей посещают спортивные секции, столько же ходят в бассейн, четверо занимаются в атлетическом зале ДОКа, 12 посещают танцевальный кружок, 32 увлечены туризмом.

Благоприятный психологический климат в коллективе, возможности профессионального роста, рациональное планирование рабочего времени, выполнение гигиенических требований к организации труда - значимые факторы в формировании культуры здоровья педагога.

В СОЮЗЕ С НАУКОЙ

У лицея налажено сотрудничество с общественными объединениями, научными организациями. Медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, Управления ГО и ЧС, ГИБДД, Магаданского областного наркологического диспансера, Центра по профилактике и борьбе со СПИД приглашают на классные часы, родительские собрания для проведения лекций и консультаций, профилактики, тренингов, радиобесед. Так, студенты медицинского колледжа проводят мастер-классы по теме ЗОЖ. А вместе с учеными НИЦ ДВО РАН «Арктика» в лицее ведут социально-психологические тренинги для регуляции психических состояний личности, тревожности, улучшения психосоматического здоровья, развития способностей, личностных качеств. Его научные сотрудники внедряют в лицее новую лечебно-оздоровительную технологию «Игровое компьютерное биоуправление». Метод используется для профилактики переутомления, перевозбуждения, хронического стресса при увеличении учебных нагрузок, нарушении концентрации внимания и как способ повышения самооценки подростков.

Таким образом, в лицее ведется большая просветительская работа по формированию ценности здоровья. Ежегодный мониторинг культуры здорового и безопасного образа жизни выявляет причины позитивных и негативных тенденций, на устранение которых и направлены наши усилия.

Ирина НИКОЛАЕВА,
заместитель директора лицея № 1 им. Н. К. Крупской г. Магадана.
"Магаданская правда"









Колымские колонки