Дозорные колымских лесов


Вопреки существующим стереотипам Магаданская область - это не только сопки, реки и озера, но и обширные зеленые пространства, площадь которых превышает 45 млн. га.

Ровно 50 лет назад в области появилось предприятие, на которое возложили особенную, благородную миссию - охрану зеленых пространств. Этот нелегкий труд доверили людям бесстрашным и смелым, чья служба сопряжена с огромным риском. Они находятся там, где бушует стихия, полыхает огонь. Это труженики Северо-Восточной базы авиационной охраны лесов.

В условиях Северо-Востока открытие авиабазы было продиктовано необходимостью усиления борьбы с пожарами в лесах и на оленьих пастбищах региона. В те годы остро нуждалось в помощи авиалесоохраны оленеводство, ведь шестидесятые годы были периодом расцвета отрасли - тогда в товарном стаде Магаданской области, в состав которой входила и Чукотка, было полмиллиона животных, пространства, на которых они выпасались, составляли 61 млн. га.

Первым руководителем предприятия назначили М. Г. Червонного, летчиками-наблюдателями - Ю. А. Воскобоя, А. А. Валикова, В. В. Николаенко, В. П. Петряева, А. В. Савельева, старшим инструктором парашютно-десантной пожарной службы авиабазы - Е. Н. Федорова. Вместе с ними у истоков стояли парашютисты-пожарные И. В. Майоров, Н. В. Беленький, А. Н. Падерин, В. П. Сирин, Н. С. Палагин и В. А. Фокин.

ОДНИ НА ВЕСЬ СЕВЕРО-ВОСТОК

В год образования Северо-Восточной авиабазы работали два оперативных авиаотделения - Сеймчанское и Оротуканское, полеты выполняли эпизодически, их целями были обнаружение пожаров и предоставление информации об очагах возгорания. В первый год бойцы авиалесоохраны ликвидировали 109 очагов. Под охраной находилось 37 млн. га лесов государственного лесного фонда и 61 млн. га оленьих пастбищ. Кроме оперативных авиаотделений в Магаданской и Камчатской областях, организовали отделения в Чукотском автономном округе: Певекское, Билибинское, Омолонское, Анадырское, Ваежское, Марковское, Усть-Бельское. В Корякском автономном округе - Оссорское, Тигильское, Ачайваямское, Аянкинское, Манильское, Тиличикское - всего 22 отделения.

В 1963 году на Колыме были развернуты отделения: Берелехское, Тенькинское, Ороекское, Омсукчанское, Северо-Эвенское, Мильковское, Козыревское, Петропавловское на Камчатке.

В 1987 году из состава Северо-Восточной базы авиационной охраны лесов выделили камчатское авиазвено и на его базе организовали Камчатскую базу. Но и без этой территории наши пространства выглядели впечатляюще: к 1990 году охраняемая площадь лесного фонда области составляла 27 млн. га и 11 млн. га - оленьи пастбища. Парашютно-десантная пожарная служба состояла из 262 человек: 81 парашютист-пожарный и 181 десантник-пожарный. В 1994 году из состава предприятия выделились звенья, на базе которых была организована Чукотская база. С того момента Северо-Восточная авиабаза осуществляла охрану только на территории Магаданской области.

Специалисты тесно сотрудничали с авиапредприятиями. Заключали договоры, арендовывали воздушные суда Магаданского управления гражданской авиации. В первые годы в основном использовали самолеты Ан-2, вертолеты Ми-1 и Ми-4. Воздушные суда брали в аренду во втором магаданском объединенном авиационном отряде, сеймчанском, анадырском, а также билибинском, чаунском отрядах. Основная нагрузка ложилась на второй магаданский и сеймчанский отряды. Со временем парк воздушных судов менялся. С эксплуатации сняли вертолеты Ми-1 и Ми-4, им на смену пришли Ми-8Т, Ми-8МТВ. Наша авиабаза для десантирования парашютистов-пожарных начала применять самолеты Ан-26. Доставку топлива Омолонскому авиаотделению обеспечивали экипажи Ан-12 первого магаданского объединенного авиационного отряда. Тяжелая землеройная техника, бульдозеры Т-130 доставлялись на удаленные точки вертолетами Ми-6 чаунского авиаотряда. Работу 14 отделений, охраняющих леса и пастбища Магаданской области и Чукотки, обеспечивали экипажи судов пяти авиаотрядов Магаданского управления гражданской авиации. Так продолжалось до 1994 года, пока на волне экономических преобразований мощные объединенные авиапредприятия областного управления не распались.

"АННУШКИ"-ПОМОЩНИЦЫ

В основном это коснулось отрядов малой авиации, на воздушных судах которой активно летали наши огнеборцы. Тогда самолеты марки Ан-2 как наименее рентабельные оказались брошенными на произвол судьбы. Но в 1994 году благодаря настойчивости и дальновидности начальника авиабазы Бориса Васильевича Хобты все самолеты Ан-2 второго магаданского объединенного авиационного отряда вместе с летным и инженерно-техническим составом были зачислены в штат авиабазы. Это событие стало вехой создания отряда "Лесной авиации", авиапарк которого насчитывал 11 единиц техники - самолетов и вертолетов.

В 1995 году отряд "Лесной авиации" пополнился вертолетами Ми-8 и самолетами Ан-26 бывшего сеймчанского объединенного авиационного отряда. Практически весь летный и инженерно-технический состав был принят на работу в авиабазу. Так в составе отряда "Лесавиа" появился базовый аэропорт Сеймчан, имеющий многолетние традиции. Около 150 авиаторов поселка Сеймчан получили возможность заниматься своим любимым делом. Авиабаза осуществляла авиационную охрану лесов от пожаров не только на территории Дальневосточного федерального округа, но и в других регионах России, выполняла работы в интересах предприятий и населения Магаданской области, продолжая развитие малой авиации. Так, в 2003 году под патронажем губернатора Магаданской области мы приступили к программе полетов в труднодоступные национальные села по перевозке пассажиров на самолетах Ан-2 Северо-Восточной авиабазы. Это начинание получило развитие, и сегодня полеты на воздушных судах других авиакомпаний выполняются не только в села Ямск и Тахтоямск, но и в Сеймчан, Ягодное, Сусуман, Омсукчан, Эвенск. Сейчас наше предприятие имеет 4 оперативных авиаотделения и 9 пожарно-химических станций. Общая численность работников - 200 человек. Многие из наших специалистов трудятся в системе авиационной охраны лесов более 20 лет, а некоторые - более 30 и 40.

ЧУЖОГО ДЫМА НЕ БЫВАЕТ

В прошлом году по обращению правительства Республики Саха (Якутия) магаданские огнеборцы в порядке межрегионального маневрирования мужественно и самоотверженно тушили крупные лесные пожары в соседней республике. В июне 2011 года помогали тушить очаги огня на лесных пространствах Красноярского края.

Горячих сезонов было немало и у ветерана предприятия Геннадия Федоровича Черепенина, заместителя начальника по летной службе. В начале девяностых горели континентальные районы Чукотки, Анадырский район, а также соседствующий с Колымой Билибинский. Все лето в воздухе стоял запах гари и дыма, население волновалось, не перебросится ли огонь в поселки, уцелеют ли жилые дома старой, деревянной постройки, не сгорят ли пастбища. Несколько месяцев работали в напряжении. Работа у нас очень ответственная. Даже когда у нас все спокойно, обращаются за помощью из соседних регионов, где сезоны проходят намного тяжелее, чем у нас, потому что там весна, лето и осень продолжительнее. Наши специалисты - люди высокого класса, они не раз проявляли чудеса спасения лесов, сами достойно выходили из сложных ситуаций. Наши будни - экстремальная обстановка, но профессионализм позволяет грамотно и четко выполнять такую работу.

ГОРДОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вся трудовая деятельность Геннадия Федоровича Черепенина связана с охраной и защитой лесов, он начал трудовую деятельность рабочим учебно-опытного лесхоза в 1962 году. После окончания Воронежского лесотехнического института приехал на Колыму, сначала был летчиком-наблюдателем, командиром чукотского авиазвена, инспектором, начальником летно-производственного отдела. Он один из тех, кто внес свою лепту в становление, формирование и развитие Северо-Восточной авиабазы. Боролся с огнем 750 раз. Его опыт позволяет считать Геннадия Федоровича одним из самых высококвалифицированных специалистов России. Налет составляет 3455 часов, он кординирует работу летной службы, оперативных авиаотделений. Геннадий Федорович своим добросовестным трудом вносит огромный вклад в дело сохранения и приумножения лесных богатств России, его труд отмечен Почетной грамотой Министерства природных ресурсов России, ведомственными наградами, он имеет многочисленные благодарности и поощрения.
Владимир Ефимович Тюкалов - начальник парашютно-десантной пожарной службы, трудовую деятельность на авиабазе начал в 1971 году, боролся с огнем на территории Хабаровского края, Якутии, в Читинской, Амурской областях. За время работы на авиабазе совершил 1372 прыжка с парашютом и 496 производственных спусков с вертолета Ми-8 для тушения очагов огня. Под его руководством прошло подготовку более 600 парашютистов-пожарных и десантников. Его труд отмечен Почетной грамотой Министерства природных ресурсов Российской Федерации, ведомственными знаками "За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР" и другими наградами.

В коллективе ценят опыт Дмитрия Анатольевича Фролова, начальника летно-производственного отдела, трудовую деятельность он начал инструктором Глухаринской авиагруппы в 1991 году. С 1970 года работает инженером летно-производственного отдела Петр Владимирович Баран, с 1973 года - Виктор Георгиевич Коншин, среди ветеранов Дмитрий Николаевич Горбачев, начальник Тенькинского оперативного авиаотделения, Владимир Андреевич Трофисович, старший летчик-наблюдатель Сеймчанского оперативного авиаотделения, он начинал десантником-пожарным ороекской авиагруппы в 1987 году. Большой опыт у специалиста Николая Петровича Процкого из Ягодного. В 1982 году после службы в армии пришел на предприятие Мхитар Нерсесович Рстакян, старший летчик-наблюдатель Магаданского оперативного авиаотделения, в 1991-м - летчик-наблюдатель Сеймчанского оперативного авиаотделения Виктор Геннадьевич Малов. Гордость нашего предприятия - Георгий Леонидович Курбатов, Константин Анатольевич Соболев, Алексей Витальевич Романов из Тенькинского оперативного авиаотделения, Игорь Викторович Самойлов, Юрий Юрьевич Лановенко, Андрей Михайлович Удалый. Много лет назад на Чукотке начинали работать Владимир Николаевич Нестеров, водитель Магаданского оперативного авиаотделения, и Георгий Николаевич Лицис.

Леса Северо-Востока - важный фактор жизнедеятельности и ведения традиционных форм хозяйствования коренных народов. По статистике, с помощью авиации обнаруживается 45 % пожаров. Бывалые сотрудники говорят, что наш труд еще долго будет востребован на родной Колыме. Человечество за всю историю не придумало ничего нового в борьбе с этими пожарами, кроме заливания водой и засыпания землей. Поэтому я призываю земляков беречь зеленого друга, хранить наши леса, сокровища, которые подарила нашей территории природа, а коллег поздравляю с юбилеем.

Александр АНИКЕЕВ,
начальник МОГБУ "Авиалесоохрана".
"Магаданская правда"









Колымские колонки