Новое

Колымские трассы еще станут примером


Могут ли дороги Магаданской области сравниться с дорогами Европы? Так сразу и не ответишь, да и в чем? В своей давности, точно нет - первые тридцать дорожных километров на колымской земле появились в 1932 году. В истории строительства? Думаю, и всемирно известные римские строились также потом и кровью. Качеством? А здесь уже, как минимум, два столетия на наших сухопутных артериях стоит печать неодобрения, и по сей день дороги не ругает только ленивый, и таких становится все больше, ведь армия автовладельцев увеличивается.

И все же скажу, строить автодороги в наших климатических условиях - это настоящий подвиг в борьбе с природой. Да вот, последние события лета - режим ЧС в Омсукчанском районе. Кажется, сама земля колымская противится факту существования надежного транспортного сообщения внутри области, хотя справедливее здесь сказать о расплате за недавнее недостаточное внимание к дорожной отрасли, за отсутствие ее должного финансирования.
Чем сегодня живет дорожная отрасль Колымы? Год не закончился, окончательные итоги подводить еще рано, но в преддверии профессионального праздника дорожников сказать о достигнутых производственных показателях уже можно, ведь основной фронт сезонных работ этого года уже за плечами. Об этом «Магаданской правде» рассказал и. о. начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Сергей АГЕЕВ.

- 2012 год традиционно начался с заключения контрактов на выполнение подрядными организациями работ по содержанию автодорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на общую сумму 418 миллионов рублей. Если в 2011 году на эти цели выделялось лишь 43 процента средств от положенного норматива, то в текущем - 55 процентов. Надо сказать, увеличение объема финансирования на содержание ожидалось не один год, но только сегодня появилась уверенность в том, что к 2015 году средства на эти цели будут выделяться практически в стопроцентном объеме. Другой положительный момент заключается в том, что контракты на содержание автодорог с предприятиями заключены на трехгодичный период, а это уже избавляет дорожников от ежегодных процедур аукционов и дает большую уверенность при планировании производственной деятельности.

Кроме того, в этом году продолжились ремонтные работы. В частности, на автодорогу Магадан - Балаганное - Талон выделено 50 миллионов рублей. На эти средства произведен ремонт участка 8 - 15-й километры, где также ремонтировались трубы и была заменена одна аварийная водопропускная труба на гофрированную. Ветхие деревянные трубы ремонтировались и на тенькинской трассе, здесь было задействовано 20 миллионов рублей. На сумму 51 миллион рублей выполнен ремонт на автодороге регионального и межрегионального значения Герба - Омсукчан. На данный момент ремонтных работ в целом произведено на сумму 135 миллионов рублей. Однако переустройство водопропускных труб еще продолжается на тенькинском и омсукчанском направлениях.

По федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» на 2012 год запланирована сдача реконструируемого участка автодороги Палатка - Кулу - Нексикан (262 - 282-й километры). Объект уже принят госкомиссией. Готовится к вводу в эксплуатацию и мост через реку Аян-Юрях. На днях рабочая комиссия произвела приемку, были выявлены замечания, объект дорабатывается. К профессиональному празднику дорожников мост будет сдан. Сегодня на данном объекте подрядчик завершает работы по обустройству, выводит технику, убирает строительный мусор, производит рекультивацию.

- Мост через Аян-Юрях многострадальный, с прошлого года к нему приковано особое внимание, у вас сегодня есть ощущение, что с плеч сброшен тяжкий груз, можно ли уверенно сказать, что строители победили-таки своенравную непредсказуемую реку?

- Да, сегодня уже можно вздохнуть с облегчением. Природные факторы значительно повлияли на ход строительства объекта, прежде всего много перерывов в работе случалось из-за паводков. Единственное, на что никак не влияла погода, - это строительство проезжей части моста протяженностью 352 метра. Основная же часть работ велась непосредственно в русле (обновление опор, бетонирование оснований свайных полей), то есть в экстремальных условиях. Ввиду сложившейся в конце прошлого лета ситуации было принято решение провести дополнительные работы, такие, как укрепление конуса откоса дополнительными плитами. В итоге 10 сентября текущего года по мосту пущено одностороннее движение, а спустя короткое время - двустороннее. Одновременно с этим производились обустройство и укрепление левобережного конуса. Подрядчик приложил максимум усилий, чтобы обеспечить проезд грузового автотранспорта для доставки твердого топлива в котельные Тенькинского района. Конечно, паводков в будущем не избежать, но уверенность в том, что мост простоит долго, сегодня есть.

Кроме того, сейчас на данной автодороге ОАО «Магаданская дорожная компания» производит ремонт моста через реку Кугланах на 403-м километре, 25 октября объект будет готов к приемке рабочей комиссии.

Есть в 2012 году и вновь начинаемые объекты, находящиеся на тенькинской трассе. Так, начаты работы на трех опорах моста через реку Армань на 77-м километре. Ремонт выполняет филиал ОАО «Дальмостострой» «Магаданский мостоотряд». Строители работают в три смены, мост будет сдан в 2013 году. Начата реконструкция следующего участка автодороги Палатка - Кулу - Нексикан (282 - 302-й километры). Здесь работы выполняет ООО ДСК. В этом году подрядчику предстоит практически полностью отсыпать земполотно, приступить к строительству находящегося на участке мостового перехода через ключ Мороз с устройством железобетонных труб.

Большой объем дорожных работ выполнен и в связи с паводками. Напомню, в результате обильных осадков серьезно пострадала автодорога Герба - Омсукчан, что привело к перерыву движения автотранспорта практически на 10 дней. Департаментом были мобилизованы все силы, приняты всесторонние меры, в том числе организовано воздушное сообщение с поселком Омсукчан, куда совершалось до 2 - 3 рейсов в день. Но при сложившейся ситуации, а тогда на территории района ввели режим ЧС, движение было восстановлено в кратчайшие сроки. Ликвидацию разрывов выполняло ООО «Крат». Конечно, у предприятия были и другие работы, но оно успешно справилось со всеми поставленными задачами. Изначально на противопаводковые мероприятия выделялись средства в объеме 9 миллионов рублей, однако в свете происшедших событий распоряжением губернатора Николая Дудова из областного бюджета привлечены дополнительные средства. В итоге общая сумма на ликвидацию паводков по автодорогам Герба - Омсукчан и Палатка - Кулу - Нексикан составила 22 миллиона.

В целом же сумма запланированных на 2012 год средств на содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог Магаданской области составила 1 миллиард 791 миллион рублей, из них 977,4 миллиона - финансирование из федерального бюджета.

- Сергей Александрович, из сказанного вами очевидно, что финансирование увеличилось, а вместе с тем возросли и объемы работ. Но хочу отвлечься от цифр, вы более 25 лет работаете дорожником в Магаданской области, как бы оценили производство 20-летней давности и сегодняшнее?

- Однозначно оценивать сложно. В 1986 году я пришел на Ягоднинское дорожно-эксплуатационное предприятие, тогда было совсем другое государство, другие подходы к производству. Финансирование ДЭПов осуществлялось из Государственного дорожного фонда, который, к слову сказать, вновь создан два года назад. Велось централизованное снабжение, начиная от топлива и заканчивая техникой, то есть была хорошо налаженная государством организация труда. Сегодня же условия диктует рынок. Для того чтобы упорядочить деятельность предприятий, изменилось и законодательство, в частности, действует 94-й ФЗ, согласно которому осуществлять деятельность должны сильные производственные единицы. Но есть и неприятные моменты, и хотелось бы их избегать. Дорога имеет большое экономическое значение, есть дорога, значит, есть жизнь. Но случается, что на аукционы приходят недобросовестные конкуренты, главная цель которых - максимально извлечь прибыль, что негативно сказывается на стабильности в дорожной отрасли, на качестве дорог и как следствие - безопасности движения. В рыночные условия поставлены и бывшие ДЭПы, ставшие акционерными обществами. И все же руководители многих колымских дорожных предприятий - Михаил Ратушный, Анатолий Гаврюшенко, Сергей Пригара, Вениамин Тимошин, Андрей Дегтярев, Владислав Антонин - люди старой закалки, знающие свое дело и добросовестно его выполняющие. Да и среди работников предприятий немало тех, кто в дорожной отрасли трудится более 20 лет, то есть является настоящим профессионалом, способным передать накопленный опыт молодежи. С такими людьми никакие перемены не страшны, им можно доверить дороги, и доверие это они заслужили настоящей самоотверженной работой даже в самые непростые времена. И сегодня сотрудники департамента дорожного хозяйства и транспорта искренне поздравляют всех, кто обеспечивает ежечасный безопасный проезд на колымских автодорогах, с профессиональным праздником. От себя лично желаю нашим дорожникам и их семьям крепкого здоровья, взаимопонимания и достатка.

- Благосостояние зависит от объема выполняемых работ, а перспективой порадовать дорожников можно? Например, по арманскому мосту на автодороге Магадан - Балаганное - Талон уже принято окончательное решение?

- Данный мост включен в федеральную целевую программу на 2014 год. Но своими средствами из областного бюджета планируем начать его строительство уже в следующем году. Пока этот вопрос еще прорабатывается. Возможно, те 50 миллионов рублей, какие планируется выделить на начало его строительства, позволят приступить к работам в 2013 году, а затем уже будут задействованы и средства федерального бюджета.

В целом работа в ближайшем будущем у дорожников будет. В этом году серьезно финансировались проектно-изыскательские работы - и на 2013 год предусмотрено в областном бюджете 90 миллионов рублей. Такой суммы никогда не было. Согласно проведенной проектно-изыскательской работе планируется дальнейшая реконструкция автодороги Палатка - Кулу - Нексикан (начнется строительство участков с 70 - 80-х километров). На дороге Герба - Омсукчан также запланирована реконструкция с 20-го по 46-й километр. Немало внимания будет уделено ремонту и замене водопропускных искусственных сооружений (мосты, трубы). Крупным планируемым объектом является реконструкция арманских перевалов с расширением дорожного полотна до 15 - 17 метров, обустройством всех инженерных сетей - снегозащитных сооружений, искусственных запасников для снега и т. д. Финансирование дорожной отрасли Колымы в следующем году увеличится более чем на 300 миллионов рублей.

Как сообщил Сергей Агеев, одним из объектов следующего года станет капитальный ремонт участка автодороги Солнечный - Ола от 0-го до 9-го километра (пост ГАИ). А 2014 год должен будет положить начало строительству северного автотранспортного коридора, соединяющего Сибирь с Чукоткой.

Сегодня, несмотря на свою огромную территорию, Россия занимает 7-е место по общей протяженности дорог. Так, в США эта цифра равна 6506 тыс. км, у нас же - 982 тыс. км, то есть едва обходим Францию, одним словом, есть к чему стремиться, и строительство автодороги Омсукчан - «Кубака» - Омолон - Анадырь добавит российских километров в мировую статистику. Другое дело - качество. Согласно историческим сведениям до XI века европейские столицы - Лондон, Париж и Вена - утопали по колено в грязи, тогда как Великий Новгород был вымощен вплоть до последнего переулка добротными деревянными настилами. А раз однажды так уже было, то вполне вероятно, повторится вновь. И, может быть, именно с колымских трасс Европа станет брать пример…

Глеб БОЯРКИН.



Новости по теме