День в истории Колымы суббота 16 февраля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История освоения Ольского побережья Охотского моря.

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

История освоения Ольского побережья Охотского моря.
 

/uploads/all/1236057615_1.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Когда мы говорим о сегодняшнем возрасте самых первых и самых старых поселков Магаданской области, то имеем в виду их основание русскими первопроходцами и мореходами. Несомненный патриарх среди них Тауйск, ведущий свое начало от Тауйского зимовья (потом острога, который несколько раз переносился), основанного казаками Михаила Стадухина в сентябре 1653 г. Затем были Ямский острог и Гижигинская крепость.

Первый основан в 1739 г. Гижигинская крепость (затем она получила и статус города Гижигинска) ведет свое начало с 1752 г. А вот дата возникновения такого села, как Ола, сегодня районного центра почти с 80-летней историей (имеется в виду ее советский период), по сути дела, теряется в глубине веков.

Такой точной даты, как у Тауйска, современных Ямска и Гижиги, для нее до сих пор не выявлено. Вместе с тем, возможно, что первым из числа русских землепроходцев и мореходов, кто побывал в районе Олы и пересек одноименную речку, был казацкий отряд того же Михаила Стадухина. Произошло это не ранее 1653 г. Однако сама речка Ола была нанесена на "Чертеж Камчатки Ремезова - Атласова" только спустя почти полвека.

Вероятно, что тогда же или чуть раньше здесь стали появляться эвенские переселенцы (их называли тунгусами), враждовавшие с корякскими племенами. В 1702 г. приказчик Тауйского зимовья Степан Осипов сообщал в вышестоящую инстанцию: "Приходили с Олы реки * пешие тунгусы Абдарского роду Кагун с родниками, Бодыня с родниками и прошали у меня, Стеньки, служивых людей идти в коряки и призывать неясачных коряк к ясачному зимовью".

По поводу самого названия Ола существует несколько версий и объяснений. Уроженец этого села эвен Агапит Алексеевич Кочеров донес до наших дней очень интересное предание, услышанное им в детстве от предков, настаивающих на его достоверности. Согласно ему, когда-то очень и очень давно к устью одной из речек Охотского побережья стали прикочевывать появившиеся в этих местах оленные орочи (эвены). Еще при спуске с последней сопки они увидели эту речку, впадающую в удобную лагуну. Не долго гадая, по первому впечатлению эвены присвоили ей название Кола. В переводе на русский язык оно читается как "ковш" и позволяет задуматься о первопричине его появления.

Впоследствии, говорил А. А. Кочеров, слово "кола" исказилось и стало произноситься просто "ола". Другое происхождение этого же слова связывается с обилием рыбы в речке, которой она славится и до нашего времени. В изданном впервые 40 лет назад справочнике "Кто? Когда? Почему?" доктор геолого-минералогических наук П. В. Бабкин указывает: "Предполагают, что, когда эвены увидели рыбу, они воскликнули "Олра!", что по-эвенски значит "рыба". Затем это слово потеряло одну букву и стало известной нам Олой". Возможно, так и было, но вот кандидат филологических наук К. А. Новикова первоначально считала, что "Ола" или "Олари" с эвенского переводятся как брод.

Затем она перестала настаивать на данном переводе и уже в совместном с кандидатом исторических наук В. В. Леонтьевым фундаментальном труде "Топонимический словарь Северо-Востока СССР" пишет: "Необходимо иметь в виду, что к приходу русских казаков на побережье Охотского моря от Пенжинской губы и на юг до залива Ушки жили коряки, которые занимались рыболовством и морским промыслом. Коряки - древние поселенцы Охотского побережья... Эвены же считались таежными жителями, занимались охотой и оленеводством и в летнее время выходили на побережье для ловли рыбы... Возможно, что и название Ола относится к корякско-чукотскому языку и происходит от основы - куул/коол, что означает гидроним, т. е. определенный водоток. Основа этого топонима широко распространена по всему Северо-Востоку".

Однако предположение всегда является предположением. Вместе с тем можно не сомневаться, что именно удобное место, близость воды и рыбы привели к тому, что сначала коряки, а затем и эвены действительно обосновались в районе Олы. В Санкт-Петербургском отделении архива Российской академии наук хранятся примитивные географические чертежи шести рек: Тауя, Яны, Армани, Олы, Сиглана и Ямы.

Они относятся к началу 1740-х гг. На одном из чертежей вверху стоит надпись: "Река Ола, вершиною между сивер и встоку, а устьем во обетник, ширины устье 20 сажен. Глубины на убылой воде полсажени". В то же время в устье реки Олы изображены постройки и подписано: "Юрты иноземческие коряцки". Вполне возможно, что они в данном районе тогда еще появлялись только в летний период, когда открывался рыбный сезон и местные жители занимались заготовкой рыбы на зиму.

В связи с изложенным было удивительно читать в газете "Вечерний Магадан" (№ 35, 31 августа 2001 г.) небольшое сообщение "Оле - 285 лет". Автор, посчитавший остаться неизвестным, пишет: "1716 год - первое упоминание об Оле. По указу Петра I в 1713 году "Об отыскании морского пути на Камчатку" первое морское судно "Восток", построенное в Охотске, отправилось в поход под командованием морехода Ник. Трески. Взяв курс на восток вдоль побережья Охотского моря, судно в середине июня 1716 г. бросило якорь на рейде перед устьем р. Ола. Команда побывала в рыбацком поселке Ола, где жили оседлые тунгусы".

Конечно, в данной заметке есть рациональное зерно, но сообщаемое в ней носит искаженный характер. Никакого рыбацкого поселка команда "Востока" не могла увидеть в устье реки Олы, потому что свидетельство подобного рода в то время не было зафиксировано. Историк А. И. Алексеев, который наиболее обстоятельно изучал материалы, связанные с открытием морского пути на Камчатку, сообщает: "В июне 1716 г. "Восток" вышел из первого русского тихоокеанского порта Охотск в первый поход по Охотскому морю на Камчатку.

Несмотря на компас, имевшийся на лодье (так она правильно назывались. -А. К.), мореплаватели плыли в видимости берега, который все время смотрел на них своими угрюмыми высокими скалами, редко перемежающимися небольшими песчаными пляжами и речными долинами. Одно неосторожное движение в управлении судном - и можно было оказаться в опасном соседстве с каменистым берегом. Особую осторожность надо было соблюдать и потому, что никаких мореходных карт Охотского моря не было.

Приходилось больше доверяться собственному "морскому чутью" и рассказам служивых, уже бывавших в этих местах. В таких условиях самой ответственной была роль мореходов во главе с Никифором Треской. Мореплаватели благополучно прошли до Тауйской губы, правя все время на северо-восток. Так добрались до реки Олы. Выйдя оттуда за полуостров, называемый теперь Кони, решили по-прежнему править на северо-восток, но тут судно попало в полосу свежего ветра, дувшего по направлению к Камчатке, и, подхваченное им, вскоре оказалось неподалеку от устья реки Тигиль, на виду мыса Утколокского (или, может быть, Омгона). Берег оказался крутым и каменистым, жителей не было видно, и потому подходить к берегу не решились. Но не так скоро удалось попасть на землю. Охотское море оправдало свою славу бурного, изменчивого моря.

Ветер переменился, задул с большей силой и отнес путешественников снова к противоположному - охотскому берегу, почти туда, откуда они пришли. Чтобы не выбросило на берег, пришлось отдавать якорь и остановиться в ожидании прекращения шторма. Когда погода наконец улучшилась, судно снялось с якоря, добралось до устья реки Тигиль и встало там на якорь. Несколько казаков пошли к видневшимся вдалеке юртам. Но, очевидно, напуганные видом приближающегося к берегу судна, жители разбежались. В юртах никого не было, и казаки возвратились. Судно снова снялось с якоря и через день подошло к устью реки Хариузовки. Здесь подойти к берегу не удалось, и, проведя всю ночь в море, судно на следующий день прибыло к реке Ича.

И тут также не оказалось ни одной живой души. Даже юрт здесь не увидели. Тронулись в дальнейший путь вдоль берега. У реки Крутогоровой казаки встретили "камчадальскую девку, которая на поле собирала коренья на пищу". С ее помощью разыскали камчадальские юрты, в которых оказались и казаки, собиравшие ясак. Некоторые из них служили проводниками при вводе судна в устье реки Компаковой. О возвращении обратно в Охотск в этом году не могло быть и речи. Решили остаться на зимовку. За это время можно было основательно подготовиться к переходу в обратный путь, учтя опыт прошедшего похода. Но уже теперь можно было сказать, что первое мореходное судно выдержало испытание...

После тщательных приготовлений в мае 1717 г. Соколов (он являлся начальником экспедиции. - А. К.) вывел судно из устья реки Компаковой, и мореход Треска взял курс к Тауйской губе. Но на море еще было много льда, и на четвертый день плавания судно оказалось окруженным им со всех сторон. Наступили тяжелые дни, недели ледяного плена. Можно было предусмотреть что угодно, но не это. Стало совсем тепло, а льды не таяли и таскали с собой затертое судно. Кончились все съестные припасы. Питались только нерпой. Пять с половиной недель продолжалось вынужденное скитание со льдом по морю. Наконец льды расступились, и судно смогло продолжать путь к Тауйской губе. Когда подошли к берегу между рекой Олой и Тауйским острогом, пришлось встать на якорь для кратковременного отдыха, настолько команда была измучена борьбой со льдами. После нескольких дней стоянки двинулись в путь вдоль берега - 8 июля судно прибыло в Охотск. Морской путь на Камчатку был открыт".

Как видим, все подробности этого выдающегося события практически детально описаны А. И. Алексеевым. Приведенный нами отрывок взят из его книги "Охотск -колыбель русского Тихоокеанского флота" (Хабаровск, 1958 г.). В основном то же самое А. И. Алексеев описывает и в своей другой работе - "Береговая черта". Она была издана Магаданским книжным издательством в серии "Дальневосточная историческая библиотека" летом 1987 г. и также ничего не сообщает о "рыбацком поселке" Ола во время открытия морского пути на Камчатку. Такого поселка тогда просто не существовало.

Впервые селение Ола упоминается в уникальной описательной работе "Примечание, учиненное капитаном Шмелевым, о бывших в прежние времена в здешних отдаленных местах сухопутных и водяной коммуникации трактов, когда оные начались також и когда инным промер был, тож и место от места в каком расстоянии, от части и о впадающих в Пенжинское море реках и о способности во оные ко входу морских судах годном лесу, начиная от Охоцка, потом о Камчатке, Гижигинской крепости, о бывшем Анадырском остроге от Якуцка к Охоцку и на Колыму трактов с некоторыми примечаниями 1775-го генваря 27 дня". В данный период в Оле насчитывалось с десяток строений -жилищ эвенского типа. "Главный командир Камчатки" Тимофей Иванович Шмалев побывал здесь летом 1774 г.

Спустя несколько лет, весной 1778 г., Олу посетил и первый иностранец - участник экспедиции французского адмирала Жана де Лаперуза сын французского консула в Петербурге Жан-Батист Бартеломео де Лессепс, который начал свое путешествие из Петропавловска-Камчатского 7 октября 1787 г. и далее следовал по побережью. Впоследствии он написал свое "Путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири". В ней Бартоломей Лессепс рассказывает: "На другой день, около трех часов прежде полудня, остановился я в Оле, остроге тунгузском, который от Сиглана находится в ста сорока верстах. Он стоит на гладком песчаном берегу, при устье реки Олы, которая, расширяясь в сем месте, представляет небольшую гавань, к которой тунгузы уходят во время больших морозов.

Они оттуда вышли за несколько дней перед сим и перешли в десять юрт, которые составляют дер. (деревня. - А. К.) Ола и в которых они живут в теплое время". Думается, что данные сведения являются уникальными. Они-то как раз и рассказывают о начальном периоде в жизни Олы, и в связи с этим нет необходимости относить ее возникновение к 1716 г. По крайней мере это исторически неверно. Что же касается того, когда Ола получила известность на Северо-Востоке, то это произошло только к концу XIX в. В "Экономическом обзоре Охотско-Колымского края" А. А. Прозорова, относящемся к 1902 г., говорится: "Не прошло еще семи лет с тех пор, что первое паровое судно посетило малоизвестное селение Ола, заброшенное в один из заливов огромной Тауйской губы, как этот пункт занял уже одно из первых мест среди портов Охотского моря...

Оно состоит как бы из трех частей: вдоль морского берега, на расстоянии приблизительно одной версты от воды, тянется ряд тунгузских юрт, кругом их бродят олени, указывая на то, что население этих юрт кочевое, в версте от этих юрт видна группа домов в количестве до 20, занятых оседлым населением Олы: священник, казаки, торгующие и прочие постоянные жители; все эти постройки - прочные, рубленые избы; однако во время хода рыбы и заготовки ее на зиму жители временно переселяются к самой реке - и так как они проводят здесь летние месяцы, целые сутки поглощенные заготовкой на зиму корма себе и собакам, которых держат главным образом для почтовой гоньбы, то по берегу вытянулся целый ряд временных летних балаганов для жилья и вешал для просушки рыбы...".

Александр Козлов
Старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
оцифровка видео Предназначен для оцифровки видеозаписей с видеомагнитофона, аналоговой видеокамеры. Плата видеозахвата вполне справляется с потоком данных от камер наблюдения, превращая компьютер в настоящий видеоархив. Интерфейс USB 2.0.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 


 
 

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

НОСОВ Сергей Константинович
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru