День в истории Колымы понедельник 23 апреля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История. Магаданский порт - морские ворота Колымы

 

Магадан и Колыма » Транспорт

История. Магаданский порт - морские ворота Колымы
 

/uploads/all2/1237865572_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Строительство порта было связано с тем, что в начале 30-х годов на берегу бухты Нагаева стал закладываться будущий город Магадан. Там создается перевалочная база, через которую идет снабжение многочисленных геологоразведочных партий, строителей дорог и первых горнорудных приисков, разбросанных на огромном пространстве от Охотского моря до бассейна реки Колымы. В этом районе геологи обнаружили золотоносные месторождения, пригодные для промышленного освоения.


От Нагаевского порта к приискам, в глубину колымской тундры, через горы и топкие болота прокладывалась первая автострада. Всю эту работу объединил специальный трест - Дальстрой, подчиненный Совету Труда и Обороны СССР. Морской торговый флот был единственным видом транспорта, осуществлявшим связь с этим северным районом". Так сказано в юбилейном сборнике "Дальневосточное морское пароходство. 1880 - 1980", изданном во Владивостоке.

Данная информация полностью согласуется с документами Государственного архива Магаданской области (ГАМО). Согласно одному из них, директор Дальстроя Э. П. Берзин издал приказ № 8 от 9 января 1933 г., в котором говорилось об организации "в составе Капдорстроя (Управление капитального дорожного строительства. - А. К.) на правах предприятия "строительной конторы с наименованием "строительство порта б/х Нагаево". Начальником строительства назначили инженера П. П. Будзко.

Последующие события развивались очень быстро. Уже к 13 января 1933 г. были завершены работы по предварительной разработке схемы портовых сооружений, по выбору их типов, подбору расчетных данных и выработке методологии проектирования и производства работ. Все они были проведены "во внеурочное время" группой сотрудников проектно-планового бюро строительного сектора Дальстроя в составе 7 инженеров и 3 техников. Таким же образом к 13 января 1933 г. справилась с заданием одна из партий отдела изысканий Капдорстроя, осуществившая полевые работы по топографической съемке бухты Нагаева.

Утвержденные затем положения, схемы и штаты строительства порта стали непосредственным руководством к действию. Когда же решили приступить к работам, то из-за "оторванности строительства от поселка бухты Нагаева", отсутствия сухопутного сообщения и особых топографических условий появилась необходимость в первую очередь обеспечить строительство жилых строений в прилегающих распадках Березовый мыс и Корейский ключ. Одновременно возводились складские и вспомогательные помещения. В связи с этим основные работы по строительству порта начались в марте 1933 г. и выполнялись преимущественно заключенными из лагерных командировок Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря - Севвостлага.

В число этих работ входили (опять же по документам ГАМО): разработка скального берега бухты Нагаева, состоявшего главным образом из гранодиорита (как в виде сплошной скалы, так и отдельных крупных валунов), образование причальной площадки путем засыпки прибрежной части моря данной горной породой, расчистка территории для постановки баков с нефтепродуктами. П. П. Будзко затем вспоминал: "Лес, необходимый для этого строительства, - более четырех тысяч бревен, а также для строительства обслуживающих помещений лагерных пунктов, заготовлялся на сопках бухты Нагаева в очень тяжелых условиях глубокого снега при отсутствии транспортных средств для спуска по крупным откосам этих сопок, ибо зима этого года отличалась сильными пургами".

В то же время, пока велось такое строительство, в бухту Нагаева не переставали заходить пароходы. Современник этих событий, заслуженный строитель РСФСР, почетный гражданин города Магадана, одно время являвшийся директором ГАМО и знакомый с его документами И. И. Лукин в своей книге "Первостроители" указывает: "И все же суда, прибывающие в бухту, загружались на рейде в баржи, пользовались в мелководной северной части бухты пирсом, построенным в 1932 г. Большим недостатком этого временного порта была ограниченность его работы: баржи с грузом могли причаливать к пирсу только два раза в сутки во время максимального прилива, когда горизонт воды в бухте поднимался до 4, 5 м. В отлив баржи оказывались на мели - вода уходила от берега на 80 - 100 м. Рейдовая разгрузка судов вызывала простои, а это задерживало доставку грузов потребителям".

Тем не менее Управление морского транспорта Дальстроя в течение 1933 г. провело довольно большой объем работ, связанных с приемом прибывающей рабочей силы и различных грузов. Согласно данным ГАМО, оно приняло в бухте Нагаева более 23000 этапированных заключенных, из которых было привезено: в июне - 5205 человек, в июле - около 5600, в августе - около 5700, в сентябре - свыше 2800, в октябре - свыше 2500, в ноябре 195, в декабре - 1140 человек. Сюда же в навигацию 1933 г. пришло 31 судно, доставившее более 81000 т груза. В их числе были пароходы "Волховстрой" и "Каширстрой" (по 4 рейса), "Уэлен" (3 рейса), "Ангарстрой", "Невастрой", "Севзаплес" и "Красный Октябрь" (по 2 рейса), "Амур", "Днепр", "Днепрострой", "Камчадал", "С. Киров", "Комилес", "Свирьстрой", "Смоленск", "Совнефть", "Сясьстрой", "Совет", "Шатурстрой" (все по 1 рейсу). В состав завезенного ими груза входило 144 машины, 54 трактора, 14 локомобилей, 6 кунгасов, 5 катеров, 3 кавасаки, 2 паровоза, 1 баржа, более 12000 т. леса, около 9000 т. горючего и смазочных материалов, 1206 лошадей, свыше 760 голов крупного рогатого скота, 108 свиней и т. д.

15 июля 1933 г. в бухту Нагаева пришла моторно-парусная шхуна "Работница". Построенная во Владивостоке, она имела грузоподъемность 310 тонн. Шхуна "Работница" сразу же стала совершать каботажные рейсы вдоль Охотского побережья, доставляя не только разнообразные грузы, но также пассажиров и срочную почту. По сути дела, она явилась первенцем еще только складывавшегося морского флота Дальстроя, но в последующем уже не могла соперничать с его большими океанскими судами, работавшими на линии Нагаево - Владивосток.

Последний пароход ушел из бухты Нагаева 28 декабря 1933 г. К этому времени в строительстве порта были достигнуты вполне определенные успехи. Расчистка площадки позволила разместить на ней около 9000 т груза. Для ее освещения была смонтирована специальная электроустановка, состоявшая из бензинового двигателя и генератора переменного тока. Подобную установку водрузили также в распадке Корейский ключ. Кроме этого, в построенные резервуары из нескольких баков было принято свыше 7000 т нефтепродуктов. Все работы по строительству порта в этот период производились 2700 заключенными четырех лагерных командировок: Корейский ключ (1400 человек), Штрафной (500 человек), Нагаевской (400 человек), Береговой мыс (400 человек). 4 июня 1934 г. к первому, сданному на 11 дней раньше намеченного срока, причалу пришвартовался первый пароход. Строительство порта продолжалось.

Второй причал длиной 77 метров был также сдан досрочно в апреле 1935 г. За это П. П. Будзко, старший прораб Л. О. Гарибов, прораб гидротехнических сооружений С. В. Прудников и еще 34 строителя были премированы месячным окладом. В конце 1935 г. общая площадь портовой площадки выросла до 57300 квадратных метров. Недалеко от нее находились 10 баков для горючего общей емкостью на 12000 тонн. В том же 1935 г. к двум причалам строящегося порта пришвартовались 3 океанских парохода, закупленные для морского флота Дальстроя в Голландии. Они назывались "Ягода", "Джурма", "Кулу". Прошло еще немного времени, и новый порт получил официальный статус. Это произошло 29 июня 1936 г., когда было принято постановление Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось: "Считать Нагаево (Охотское море) торговым портом 3-го разряда, возложив административное управление указанным портом на дирекцию г/т (Гостреста. - А. К.) Дальстроя". После этого порт в бухте Нагаева был также официально включен в список портов Советского Союза.

Александр КОЗЛОВ
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН. 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
шкафы купе в подольске Заказать шкаф-купе по вашему индивидуальному проекту. Также вы можете заказать отдельные детали и самостоятельно собрать свой шкаф.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

Владимир Петрович Печеный
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

косметика declare  
косметика declare