День в истории Колымы суббота 16 февраля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » К вопросу об административном центре Дальстроя (1932-1939).

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

К вопросу об административном центре Дальстроя (1932-1939).
 

/uploads/all3/1237868703_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Рассекречивание целого ряда архивных документов, а также привлечение других, вновь выявленных, позволило в последнее время не только ликвидировать многочисленные «белые пятна» в изучении истории Дальстроя, но и доисследовать, уточнить, детализировать то, что уже было известно ранее. При этом вполне закономерным стал крах, казалось бы, устоявшихся, не вызывавших сомнение положений, особенно тех, которые основывались на не до конца проверенных фактах. К числу последних необходимо отнести и вопрос, связанный с административным центром Дальстроя. Как сегодня установлено, первая постановка данного вопроса была сделана в так называемом Постановлении ЦК ВКП(б) «О Колыме» от 11 ноября 1931 г.

«Считать необходимым, — говорится в нем, — в приисковом районе создать промышленный культурный город, для чего распланировать его соответствующим образом с тем, чтобы на месте этого города уже теперь приступить к постройке домов, бань, школ, столовых, больниц, красных уголков кино и т.д. Выбор места постройки города определить тов. Берзину. Обязать ВСНХ обеспечить строительство по заявкам Колымского треста (название "Дальстрой" он получил только спустя два дня. - А.К.) материалами (железо, гвозди, стекло, пакля печные приборы и т.д.). В городе установить режим комендатуры с подчинением коменданту т. Берзину... Считать необходимым в районе этого города... развить мощное пригородное хозяйство (огороды, свинарники, молочные фермы, птицеводство), для чего обязать Наркомзем по заявкам Колымского треста забросить туда необходимое количество скота, семян и сельскохозяйственного инвентаря».

С Постановлением ЦК ВКП(б) «О Колыме» от 11 ноября 1931 г. мне довелось познакомиться (по разрешению тогдашнего УМБ МО) восемь лет назад в одном из томов сфальсифицированного следственного дела № 17777 о «Колымской антисоветской, шпионской, повстанческо-террористической, вредительской организации», а последующие документы об административном центре Дальстроя уже изучались в ГАМО. Кроме этого были привлечены материалы периодической печати того времени, в том числе дальневосточной.

Изучение данного комплекса источников указывает на то, что постановление ЦК ВКП(б) о том, чтобы «в приисковом районе создать промышленный культурный город», стало выполняться через четыре месяца после прибытия в б. Нагаева руководства Дальстроя, т.е. летом 1932 г. Причем именно он должен был явиться тем самым административным центром молодого гостреста, о котором сказано выше, а приисковым районом в тот период являлся «район Дебина -Урутукана» (как тогда официально писался Оротукан).

Исходя из этого, первый директор Дальстроя Э. П. Берзин одним из своих приказов организовал Дебинский строительный участок. Его начальником с 1 июня 1932 г. был назначен В. И. Шелестов, начальником работ участка- П. П. Будзко. Вскоре после этого Э. П. Берзин выехал в командировку и отпуск на «материк». Однако, выполняя его поручение, оставшийся в должности и. о. директора Дальстроя Я. С. Лившиц приказом от 19 июля 1932 г. организовал экспедицию «для выбора места постройки города в районе Колымы-Дебин-Урутукан» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 2, л. 21].

В состав экспедиции вошли В. И. Шелестов, П. П. Будзко, инженер планово-проектного бюро строительного сектора Дальстроя М. Ф. Булычев, техники А. Г. Перн и Н. Д. Андреев, конюхи П. И. Кобелев, А. М. Михайловский, И. Ф. Хромов. «Экспедиции выехать 23-го сего июля, - указывал Я. С. Лившиц, - имея месячный запас продовольствия и пополнив его в Орутукане. По прибытии в район Дебина, связаться с геодезической партией. По ознакомлении с местностью, означенной геодезической партии дать задание занять необходимые участки, исходя из технического задания, выданного стройсектором и утвержденного дирекцией, с тем расчетом, чтобы материалы заснятых участков были готовы к моменту возвращения экспедиции, коей прибыть в Нагаево не позднее 25-го сентября 32 г., имея конкретные данные и отчетный материал по произведенной работе» [Там же. Л. 21].

Время, ушедшее на эту работу, составило немногим более 1,5 мес. 8 сентября 1932 г. экспедиция вернулась обратно. Судя по приказу Я. С. Лившица, она справилась с заданием. Вслед за этим стали составляться планы последующего строительства будущего административного центра Дальстроя. Один из них, «Промфинплан капитального строительства административно-хозяйственного центра в Дебине на 1934 год», подписанный начальником Управления капитально-дорожного строительства (Капдорстроя) В. Д. Мордухай-Болтовским, хранится в ГАМО. Однако строительство в данном районе так и не начали. На это имелись свои причины.

Дело в том, что, разрабатывая планы строительства административного центра в приисковом районе, руководство Дальстроя уже имело свой так называемый временный административный центр. Таким центром, опорным пунктом или базой с самого начала деятельности гостреста на Колыме являлась б. Нагаева и долина р. Магадан. В отчете Дальстроя за 1932 г. отмечается, что в течение всего этого года производилось «создание Нагаевской базы, как опорного приемно-перевалочного и временного административного пункта, необходимого для дальнейшего проникновения в глубинные пункты, в целях выполнения основных задач Дальстроя - освоения добычи металла» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 401, л. 3].

В то же время здесь же разъяснялось: «Строительство Нагаевской базы охватывает не только строительство в бухте Нагаево, но и поселок Магадан, строящийся в 2,5 км от Нагаево. Устройство этого поселка вызывалось, во-первых, отсутствием воды в Нагаево (нос. Магадан находится на реке того .же наименования), во-вторых, более удобными топографическими условиями (долина реки) и, в-третьих, лучшими климатическими условиями (меньшая туманность и т.д.), поэтому именно в поселке Магадан устраиваются и автотранспортная база и временный административный центр и основная масса жилых зданий» [Там же]. Строительство двух поселков вело к их постепенному слиянию. В объяснительной записке к отчету Дальстроя за 1933 г. уже говорит- что происходило «продолжение работ по созданию Нагаево-Магаданской базы, как опорного приемно-перевалочного пункта, необходимого для дальнейшего проникновения в глубинные районы» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 402, л. 4]. В этот период здесь вступили в строй такие объекты, как электростанция, водонасосная станция, судоверфь; шло возведение первого причала морского порта.

В связи с этим в упомянутой объяснительной записке говорилось: «Единственно крупным поселком в районе Дальстроя в 1933 году являлся Нагаево-Магаданский поселок... в котором... было сосредоточено до 3 тысяч человек вольнонаемных рабочих и служащих и их семей. Жилая площадь Нагаево-Магадана с 8846 кв. м на начало года выросла до 11122 кв. м к концу года. В среднем на одного живущего это составляло соответственно 3 и 3,47 кв. м, т.е. обеспеченность повысилась на 16%. Кроме того значительно повысился удельный вес деревянных домов, "ситцевый городок" палаток был ликвидирован. Все это делает Нагаево-Магадан населенным пунктом городского типа, почему дирекцией и возбуждено ходатайство о присвоении поселку названия — город "Монгодан " (тунгусское - "наносы моря ", "Магадан" - искаженное русскими название» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 402, л. 170-171].

Каких-либо других материалов по данному ходатайству пока не обнаружено. Тем не менее, это весьма серьезный факт, свидетельствующий о том, какую значительную роль в первой половине 30-х гг. отводило руководство Дальстроя во главе с Э. П. Берзиным Нагаево-Магаданской базе и временному административному центру, будущее которого связывалось и с судьбой коренных жителей Охотского побережья. Вместе с тем, все течет, все изменяется. 16 марта 1935 г. СНК СССР принял Постановление № 434-64с «О Дальстрое». В нем отмечалось, что было «закончено строительство Нагаево-Мага-данской перевалочной базы (включающей первую очередь порта в б/х Нагаево)» [ГАМО, ф.р-23сс, оп. 1, д. 1, л. 105].

Последующие успехи Дальстроя в развитии золотодобычи привели к тому, что он «в течение 1935 года ввел в эксплуатацию новый район на левом берегу р. Колымы, давший в течение этого же года 48,2% всей продукции при перевыполнении плана на 70% и росте выпуска продукции по сравнению с 1934 годом на 162,2%» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 455, л. 1]. Во многом именно поэтому его временный административный центр стал называться городом Магаданом. Во всяком случае начиная с 7 августа 1935 г. Э. П. Берзин начал подписывать все приказы, где в верхнем правом углу стояло «г. Магадан» или «гор. Магадан». Практически в это же время он пересмотрел вопрос с районом строительства нового административного центра Колымы.

На это указывает приказ Э. П. Берзина от 19 августа 1935 г. «Начальнику Горного управления т. Кандеру, - говорилось в нем, -произвести работы по выбору площадки для строительства административного центра в районе р. Таскан, с использованием для этого аппарата Горного управления. О результатах изысканий доложить мне не позднее 1-го октября с.г.» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1,д. 13, л. 97].

М. М. Кандер выполнил поручение Э. П. Берзина. Результаты проведенных работ «по выбору площадки для строительства административного центра в районе р. Таскан» удовлетворили директора Дальстроя. Теперь можно было думать и о конкретном строительстве. Учитывая это, директор Дальстроя сказал: «Вопрос о выборе административного центра решен окончательно, это Тасканский район, в устье реки Таскан. Почему мы выбрали это место? Прежде всего, под боком будут все горнопромышленные районы, во-вторых, это хорошее место для города и подходящая почва, где можно будет заняться огородничеством и создать пригородное хозяйство» [1].

Заместитель директора Дальстроя по экономической части Л. М. Эпштейн также уделил специальное внимание новому административному центру. В одной из своих обзорных статей он писал: «Устье р. Таскана, левого притока р. Колымы, — вот будущий административный центр Колымского края... Расположенный на сухой, укрытой от ветров, лесистой, красивой площадке город пересекут несколько притоков Таскана, превращая его для любителей аналогий в приполярную Венецию. Выгодно расположенный в центре горных районов и на скрещении нескольких транспортных магистралей Таскан (как условимся пока называть его) будет иметь промышленной базой большой ремонтный завод для всех видов транспорта. В то же время он явится и культурным центром края. Общая средняя и советско-колхозная школа, техникумы горный и сельскохозяйственный, горно-промышленный втуз, научно-исследовательский институт по разным отраслям народного хозяйства входят в план строительства ближайших лет» [4. С. 14].

Однако окончательный приказ директора Дальстроя по данному поводу появился еще после целого ряда уточнений. В частности, он выезжал на место будущего строительства. «На днях, - писала газета «Советская Колыма», - директор Дальстроя, т. Берзин осматривал место, где будет построен новый административный и экономический центр. В беседе с нашими сотрудниками т. Берзин сообщил: "Площадка, выбранная для строительства новой колымской столицы, представляет собой остров омываемый протокой и гордостью края - красавицей Колымой, площадью около 8 кв. км, расположенный у устья реки Таскана, левого притока Колымы"» [2].

Из этого сообщения видно, что опять же произошло существенное уточнение в выборе площадки для конкретного строительства «новой колымской столицы». Правда, сам район не изменился, изменилось лишь место для площадки. В связи с этим в приказе Э. П. Берзина от 19 сентября 1936 г. указывалось: «В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю: 1. Строительство адмцентра Колымского района осуществить на острове близ устья р. Таскан и на прилегающей к нему части левого берега реки Колымы. 2. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове - остальные сооружения и здания адмцентра. 3. Железнодорожный узел расположить в подходе к адмцентру на левом берегу р. Таскан. 4. УГПС (Управление горнопромышленного строительства. - А.К.) представить мне через НТБ (научно-техническое бюро. - А.К.} к 1-му октября с. г. проект и проектированную смету гидротехнических и мелиоративных работ по острову. 5. Подготовительные строительные работы осуществить в сроки предусмотренные утвержденным планом работ. 6. Проект озеленения административного центра согласовать с начальником Колымской опытной станции т. Тамариным. 7. УДС (Управление дорожного строительства. - А.К.) обеспечить в октябре месяце с.г. проезд от магистрали к стройплощадке адмцентра» [ГЛМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 19, л. 67].

Спустя три месяца, 20 декабря 1936 г., Э. П. Берзин, уже как уполномоченный Дальневосточного крайисполкома и «в целях сохранения вокруг строящегося адмцентра... зеленой зоны», «создания загородных парков из наиболее ценных лесных участков, представляющих из себя памятники природы и имеющих культурно-эстетическое значение», издал еще одно постановление. Согласно ему запрещались «какие бы то ни было рубки леса и подлеска», а также «использование под застройку» в районе уже намеченных кварталов «Усть-Тасканской лесной дачи» [ГАМО, ф.р-51, оп. 1,д. 1,л. 105].

Проходившее в этот период строительство административного Центра коснулось только «материковой территории, расположенной на левом берегу р. Колымы». Возводившаяся электростанция была готова к концу 1936 г. всего лишь «на 16%», а «постоянных 'зданий было построено в этом году 6798 м\ в том числе производственных - 2730 м3, жилых - 2788 м3, прочих - 1280 м3». Общая сумма фактических затрат по адмцентру, «включая строительство, изыскания и проектирования» [ГЛМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 476, л. 216-217], за это же время составила 1254,6 тыс. рублей. Количество населения, планируемого для проживания в нем, на 1 января 1938 г. должно было составить 6 тыс. чел., на 1 января 1939 г. - 10 тыс. чел. Однако в конечном результате строительство административного центра Дальстроя на о. Таскан так широко и не развернулось, хотя его и в 1937 г. вели опытные строители В. В. Пашков и Е. В. Клементьева. Это было связано со сменой руководства Дальстроя. Ставший в декабре 1937 г. его первым начальником старший майор госбезопасности К. А. Павлов «отказался от строительства города на Тоскане и переноса туда административного центра» [3. С. 26]. Последний так и остался в Магадане. 14 июля 1939 г. он получил официальный статус города.

Александр Козлов
научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Комплектные подстанции Продукция. Copyright © ЭнергоАльянсГрупп, 2012. Cоздание сайта — Qartz Visual Solutions.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 


 
 

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

НОСОВ Сергей Константинович
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru