День в истории Колымы вторник 26 сентября

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » К вопросу об административном центре Дальстроя (1932-1939).

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

К вопросу об административном центре Дальстроя (1932-1939).
 

/uploads/all3/1237868703_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Рассекречивание целого ряда архивных документов, а также привлечение других, вновь выявленных, позволило в последнее время не только ликвидировать многочисленные «белые пятна» в изучении истории Дальстроя, но и доисследовать, уточнить, детализировать то, что уже было известно ранее. При этом вполне закономерным стал крах, казалось бы, устоявшихся, не вызывавших сомнение положений, особенно тех, которые основывались на не до конца проверенных фактах. К числу последних необходимо отнести и вопрос, связанный с административным центром Дальстроя. Как сегодня установлено, первая постановка данного вопроса была сделана в так называемом Постановлении ЦК ВКП(б) «О Колыме» от 11 ноября 1931 г.

«Считать необходимым, — говорится в нем, — в приисковом районе создать промышленный культурный город, для чего распланировать его соответствующим образом с тем, чтобы на месте этого города уже теперь приступить к постройке домов, бань, школ, столовых, больниц, красных уголков кино и т.д. Выбор места постройки города определить тов. Берзину. Обязать ВСНХ обеспечить строительство по заявкам Колымского треста (название "Дальстрой" он получил только спустя два дня. - А.К.) материалами (железо, гвозди, стекло, пакля печные приборы и т.д.). В городе установить режим комендатуры с подчинением коменданту т. Берзину... Считать необходимым в районе этого города... развить мощное пригородное хозяйство (огороды, свинарники, молочные фермы, птицеводство), для чего обязать Наркомзем по заявкам Колымского треста забросить туда необходимое количество скота, семян и сельскохозяйственного инвентаря».

С Постановлением ЦК ВКП(б) «О Колыме» от 11 ноября 1931 г. мне довелось познакомиться (по разрешению тогдашнего УМБ МО) восемь лет назад в одном из томов сфальсифицированного следственного дела № 17777 о «Колымской антисоветской, шпионской, повстанческо-террористической, вредительской организации», а последующие документы об административном центре Дальстроя уже изучались в ГАМО. Кроме этого были привлечены материалы периодической печати того времени, в том числе дальневосточной.

Изучение данного комплекса источников указывает на то, что постановление ЦК ВКП(б) о том, чтобы «в приисковом районе создать промышленный культурный город», стало выполняться через четыре месяца после прибытия в б. Нагаева руководства Дальстроя, т.е. летом 1932 г. Причем именно он должен был явиться тем самым административным центром молодого гостреста, о котором сказано выше, а приисковым районом в тот период являлся «район Дебина -Урутукана» (как тогда официально писался Оротукан).

Исходя из этого, первый директор Дальстроя Э. П. Берзин одним из своих приказов организовал Дебинский строительный участок. Его начальником с 1 июня 1932 г. был назначен В. И. Шелестов, начальником работ участка- П. П. Будзко. Вскоре после этого Э. П. Берзин выехал в командировку и отпуск на «материк». Однако, выполняя его поручение, оставшийся в должности и. о. директора Дальстроя Я. С. Лившиц приказом от 19 июля 1932 г. организовал экспедицию «для выбора места постройки города в районе Колымы-Дебин-Урутукан» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 2, л. 21].

В состав экспедиции вошли В. И. Шелестов, П. П. Будзко, инженер планово-проектного бюро строительного сектора Дальстроя М. Ф. Булычев, техники А. Г. Перн и Н. Д. Андреев, конюхи П. И. Кобелев, А. М. Михайловский, И. Ф. Хромов. «Экспедиции выехать 23-го сего июля, - указывал Я. С. Лившиц, - имея месячный запас продовольствия и пополнив его в Орутукане. По прибытии в район Дебина, связаться с геодезической партией. По ознакомлении с местностью, означенной геодезической партии дать задание занять необходимые участки, исходя из технического задания, выданного стройсектором и утвержденного дирекцией, с тем расчетом, чтобы материалы заснятых участков были готовы к моменту возвращения экспедиции, коей прибыть в Нагаево не позднее 25-го сентября 32 г., имея конкретные данные и отчетный материал по произведенной работе» [Там же. Л. 21].

Время, ушедшее на эту работу, составило немногим более 1,5 мес. 8 сентября 1932 г. экспедиция вернулась обратно. Судя по приказу Я. С. Лившица, она справилась с заданием. Вслед за этим стали составляться планы последующего строительства будущего административного центра Дальстроя. Один из них, «Промфинплан капитального строительства административно-хозяйственного центра в Дебине на 1934 год», подписанный начальником Управления капитально-дорожного строительства (Капдорстроя) В. Д. Мордухай-Болтовским, хранится в ГАМО. Однако строительство в данном районе так и не начали. На это имелись свои причины.

Дело в том, что, разрабатывая планы строительства административного центра в приисковом районе, руководство Дальстроя уже имело свой так называемый временный административный центр. Таким центром, опорным пунктом или базой с самого начала деятельности гостреста на Колыме являлась б. Нагаева и долина р. Магадан. В отчете Дальстроя за 1932 г. отмечается, что в течение всего этого года производилось «создание Нагаевской базы, как опорного приемно-перевалочного и временного административного пункта, необходимого для дальнейшего проникновения в глубинные пункты, в целях выполнения основных задач Дальстроя - освоения добычи металла» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 401, л. 3].

В то же время здесь же разъяснялось: «Строительство Нагаевской базы охватывает не только строительство в бухте Нагаево, но и поселок Магадан, строящийся в 2,5 км от Нагаево. Устройство этого поселка вызывалось, во-первых, отсутствием воды в Нагаево (нос. Магадан находится на реке того .же наименования), во-вторых, более удобными топографическими условиями (долина реки) и, в-третьих, лучшими климатическими условиями (меньшая туманность и т.д.), поэтому именно в поселке Магадан устраиваются и автотранспортная база и временный административный центр и основная масса жилых зданий» [Там же]. Строительство двух поселков вело к их постепенному слиянию. В объяснительной записке к отчету Дальстроя за 1933 г. уже говорит- что происходило «продолжение работ по созданию Нагаево-Магаданской базы, как опорного приемно-перевалочного пункта, необходимого для дальнейшего проникновения в глубинные районы» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 402, л. 4]. В этот период здесь вступили в строй такие объекты, как электростанция, водонасосная станция, судоверфь; шло возведение первого причала морского порта.

В связи с этим в упомянутой объяснительной записке говорилось: «Единственно крупным поселком в районе Дальстроя в 1933 году являлся Нагаево-Магаданский поселок... в котором... было сосредоточено до 3 тысяч человек вольнонаемных рабочих и служащих и их семей. Жилая площадь Нагаево-Магадана с 8846 кв. м на начало года выросла до 11122 кв. м к концу года. В среднем на одного живущего это составляло соответственно 3 и 3,47 кв. м, т.е. обеспеченность повысилась на 16%. Кроме того значительно повысился удельный вес деревянных домов, "ситцевый городок" палаток был ликвидирован. Все это делает Нагаево-Магадан населенным пунктом городского типа, почему дирекцией и возбуждено ходатайство о присвоении поселку названия — город "Монгодан " (тунгусское - "наносы моря ", "Магадан" - искаженное русскими название» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 402, л. 170-171].

Каких-либо других материалов по данному ходатайству пока не обнаружено. Тем не менее, это весьма серьезный факт, свидетельствующий о том, какую значительную роль в первой половине 30-х гг. отводило руководство Дальстроя во главе с Э. П. Берзиным Нагаево-Магаданской базе и временному административному центру, будущее которого связывалось и с судьбой коренных жителей Охотского побережья. Вместе с тем, все течет, все изменяется. 16 марта 1935 г. СНК СССР принял Постановление № 434-64с «О Дальстрое». В нем отмечалось, что было «закончено строительство Нагаево-Мага-данской перевалочной базы (включающей первую очередь порта в б/х Нагаево)» [ГАМО, ф.р-23сс, оп. 1, д. 1, л. 105].

Последующие успехи Дальстроя в развитии золотодобычи привели к тому, что он «в течение 1935 года ввел в эксплуатацию новый район на левом берегу р. Колымы, давший в течение этого же года 48,2% всей продукции при перевыполнении плана на 70% и росте выпуска продукции по сравнению с 1934 годом на 162,2%» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 455, л. 1]. Во многом именно поэтому его временный административный центр стал называться городом Магаданом. Во всяком случае начиная с 7 августа 1935 г. Э. П. Берзин начал подписывать все приказы, где в верхнем правом углу стояло «г. Магадан» или «гор. Магадан». Практически в это же время он пересмотрел вопрос с районом строительства нового административного центра Колымы.

На это указывает приказ Э. П. Берзина от 19 августа 1935 г. «Начальнику Горного управления т. Кандеру, - говорилось в нем, -произвести работы по выбору площадки для строительства административного центра в районе р. Таскан, с использованием для этого аппарата Горного управления. О результатах изысканий доложить мне не позднее 1-го октября с.г.» [ГАМО, ф.р-23сч, оп. 1,д. 13, л. 97].

М. М. Кандер выполнил поручение Э. П. Берзина. Результаты проведенных работ «по выбору площадки для строительства административного центра в районе р. Таскан» удовлетворили директора Дальстроя. Теперь можно было думать и о конкретном строительстве. Учитывая это, директор Дальстроя сказал: «Вопрос о выборе административного центра решен окончательно, это Тасканский район, в устье реки Таскан. Почему мы выбрали это место? Прежде всего, под боком будут все горнопромышленные районы, во-вторых, это хорошее место для города и подходящая почва, где можно будет заняться огородничеством и создать пригородное хозяйство» [1].

Заместитель директора Дальстроя по экономической части Л. М. Эпштейн также уделил специальное внимание новому административному центру. В одной из своих обзорных статей он писал: «Устье р. Таскана, левого притока р. Колымы, — вот будущий административный центр Колымского края... Расположенный на сухой, укрытой от ветров, лесистой, красивой площадке город пересекут несколько притоков Таскана, превращая его для любителей аналогий в приполярную Венецию. Выгодно расположенный в центре горных районов и на скрещении нескольких транспортных магистралей Таскан (как условимся пока называть его) будет иметь промышленной базой большой ремонтный завод для всех видов транспорта. В то же время он явится и культурным центром края. Общая средняя и советско-колхозная школа, техникумы горный и сельскохозяйственный, горно-промышленный втуз, научно-исследовательский институт по разным отраслям народного хозяйства входят в план строительства ближайших лет» [4. С. 14].

Однако окончательный приказ директора Дальстроя по данному поводу появился еще после целого ряда уточнений. В частности, он выезжал на место будущего строительства. «На днях, - писала газета «Советская Колыма», - директор Дальстроя, т. Берзин осматривал место, где будет построен новый административный и экономический центр. В беседе с нашими сотрудниками т. Берзин сообщил: "Площадка, выбранная для строительства новой колымской столицы, представляет собой остров омываемый протокой и гордостью края - красавицей Колымой, площадью около 8 кв. км, расположенный у устья реки Таскана, левого притока Колымы"» [2].

Из этого сообщения видно, что опять же произошло существенное уточнение в выборе площадки для конкретного строительства «новой колымской столицы». Правда, сам район не изменился, изменилось лишь место для площадки. В связи с этим в приказе Э. П. Берзина от 19 сентября 1936 г. указывалось: «В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю: 1. Строительство адмцентра Колымского района осуществить на острове близ устья р. Таскан и на прилегающей к нему части левого берега реки Колымы. 2. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове - остальные сооружения и здания адмцентра. 3. Железнодорожный узел расположить в подходе к адмцентру на левом берегу р. Таскан. 4. УГПС (Управление горнопромышленного строительства. - А.К.) представить мне через НТБ (научно-техническое бюро. - А.К.} к 1-му октября с. г. проект и проектированную смету гидротехнических и мелиоративных работ по острову. 5. Подготовительные строительные работы осуществить в сроки предусмотренные утвержденным планом работ. 6. Проект озеленения административного центра согласовать с начальником Колымской опытной станции т. Тамариным. 7. УДС (Управление дорожного строительства. - А.К.) обеспечить в октябре месяце с.г. проезд от магистрали к стройплощадке адмцентра» [ГЛМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 19, л. 67].

Спустя три месяца, 20 декабря 1936 г., Э. П. Берзин, уже как уполномоченный Дальневосточного крайисполкома и «в целях сохранения вокруг строящегося адмцентра... зеленой зоны», «создания загородных парков из наиболее ценных лесных участков, представляющих из себя памятники природы и имеющих культурно-эстетическое значение», издал еще одно постановление. Согласно ему запрещались «какие бы то ни было рубки леса и подлеска», а также «использование под застройку» в районе уже намеченных кварталов «Усть-Тасканской лесной дачи» [ГАМО, ф.р-51, оп. 1,д. 1,л. 105].

Проходившее в этот период строительство административного Центра коснулось только «материковой территории, расположенной на левом берегу р. Колымы». Возводившаяся электростанция была готова к концу 1936 г. всего лишь «на 16%», а «постоянных 'зданий было построено в этом году 6798 м\ в том числе производственных - 2730 м3, жилых - 2788 м3, прочих - 1280 м3». Общая сумма фактических затрат по адмцентру, «включая строительство, изыскания и проектирования» [ГЛМО, ф.р-23сч, оп. 1, д. 476, л. 216-217], за это же время составила 1254,6 тыс. рублей. Количество населения, планируемого для проживания в нем, на 1 января 1938 г. должно было составить 6 тыс. чел., на 1 января 1939 г. - 10 тыс. чел. Однако в конечном результате строительство административного центра Дальстроя на о. Таскан так широко и не развернулось, хотя его и в 1937 г. вели опытные строители В. В. Пашков и Е. В. Клементьева. Это было связано со сменой руководства Дальстроя. Ставший в декабре 1937 г. его первым начальником старший майор госбезопасности К. А. Павлов «отказался от строительства города на Тоскане и переноса туда административного центра» [3. С. 26]. Последний так и остался в Магадане. 14 июля 1939 г. он получил официальный статус города.

Александр Козлов
научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
Комплектные подстанции Продукция. Copyright © ЭнергоАльянсГрупп, 2012. Cоздание сайта — Qartz Visual Solutions.
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Фракции Магаданской областной Думы

Фракции Магаданской областной Думы

В Магаданской областной Думе VI созыва действуют четыре фракции
 

 
Экономика города. Общие сведения

Экономика города. Общие сведения

В сложных макроэкономическх и геополитических условиях 2015 года экономика муниципального образования «Город Магадан» развивалась разнонаправлено, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной.
 

 
Демография и рынок труда Магадана

Демография и рынок труда Магадана

Численность постоянного населения муниципального образования «Город Магадан» на 1 января 2016 года по утвержденной статистической информации составила 98,9 тыс. человек или 67,6% от численности населения Магаданской области
 

 
Детские сады Магадана

Детские сады Магадана


 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543