День в истории Колымы суббота 16 февраля

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » Поселок Палатка

 

Магадан и Колыма » Города и поселки

Поселок Палатка
 

Поселок Палатка
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
День рождения поселка Палатка было решено праздновать впервые в 1991 году. Поссовет встал перед проблемой: точных данных о дате рождения населенного пункта не сохранилось.

Вышли из затруднения, договорившись считать началом поселка время постройки первого моста через реку Палатка- уцелевшие документы относили этот эпизод к июню 1932 года. Так и повелось. Нынешнюю круглую дату- 70 лет- решили широко отпраздновать 12-го числа, совместив юбилей с общегосударственным Днем независимости.

СТРАННОЕ ИМЯ

На проекте герба, в свое время выигравшего конкурс (автор - А.Тында), который официально пока не утвержден, центральное место занимает палатка. То есть привычное нам брезентовое переносное жилище, обычный атрибут геологов и туристов. В геральдике такие гербы называются "говорящими" - изображенный на них предмет синонимичен названию населенного пункта.

Версию о том, что название нашего любимого поселка происходит от одноименного предмета, впервые запустил в оборот П. В. Бабкин, автор книги "Кто, когда, почему?" Происхождение названий на карте области" (Магаданоблиздат, 1965). Ранее она передавалась только устно.
"Палатка- поселок на центральной автотрассе в 87 километрах от Магадана. Когда-то, в начале 30-х годов, здесь была установлена первая палатка дорожников-изыскателей. Возникший впоследствии на этом месте поселок автотранспортников, сохранил название той далекой палатки".

Романтичная версия. И, вроде бы, безупречная. Но тут возникает одно возражение . Река Палатка, протекающая по окраине поселка, упоминается в труде Н. В. Слюнина "Охотско-Камчатский край" (т.1), изданном в 1900 году в Санкт-Петербурге. Описание построено на материалах экспедиции конца 19 в., которую предпринял горный инженер К. И. Богданович.
"Притоки Армани: правые - Ояри, Иэнн, Пебкилен, Гассон, левые (снизу) - Уптар (или Охтар), Нелканджа с притоком Палатка".
Предположить в конце 19 в. наличие палатки дорожников-изыскателей невозможно.
Существует интересная гипотеза знатока топонимики Северо-Востока хасынца Ю. Нехорошкова. Основываясь на рассказе эвена- оленевода К. А. Бабцева, Ю. Нехорошков предполагает следующее.

" В бассейне этой речки есть выходы горных пород белого цвета, которые с вершин сопок принимались за палатку, выбеленную солнцем. В бассейн речки Палатка легко попасть из бассейна реки Ола. И русские, охотившиеся в этих местах или доставлявшие грузы на Колыму, и дали такое название". То есть, палатка (в смысле- переносное жилище) подразумевается и здесь.

Вернемся, впрочем, к страницам книги "Кто, когда, почему?" П .В. Бабкин, при критическом разборе, вообще выглядит сказочником. Так, название поселка Атка он выводит от сокращения АТК- Автотранспортная контора. Хотя известно, что до основания поселка (и каких бы то ни было контор) река, на которй он стоит, имела эвенское название Аткан. Аткан по-эвенски "камешек". Запомним это. Наверное, многие замечали, что Палатка как нарочно рифмуется с Атка. Расстояние между этими поселками сравнительно небольшое- около 100 километров. Нет ли в созвучии корневого сходства?

По версии, которую мы разработали с коллегой А.Валентиновым, "атка" в слове Палатка имеет то же значение- "камешек". Что же тогда означает "пал"? Еще двести лет назад этнографическая карта Магаданской области была совсем иной, нежели теперь. С точностью восстановить, какой народ проживал в том или ином месте, невозможно. Известны только общие данные- например, что юкагиры занимали гораздо больше территории к югу, чем сейчас. А чукчи доходили в своих походах до берегов Охотского моря. В юкагирском языке "скала", "камень" звучит как "пнэ". Прилагательное "каменная" образуется с помощью двух суффиксов и звучит как "пнэльэн".

В. В. Леонтьев и К. А. Новикова, составители "Топонимического словаря Северо-Востока СССР" (Магаданское книжное изд.,1989), пишут, что в чукотском произношении "пнэльэн" могло трансформироваться в "паля". Получается, мы имеем речку, которая в двух (или в трех?) языках носила одно и то же имя- Каменистая. Чукотско-юкагирское Паля было аналогично эвенскому Аткан. Паля- Аткан. Каменистая река.


Как два названия слилось в одно? Возможно, наша река была постоянным местом встреч или столкновений эвенских и чукотских (юкагирских?) семей. Выше отмечено, что река была удобным транзитным путем. По привычке реку стали именовать сразу на двух языках. Возможно, проводник из местных, рассказывая первым русским землепроходцам о названиях географических объектов, приводил их сразу на нескольких языках. "По -нашему будет так-то, а люди другого племени называют ее так-то". Возможны и другие пути.




Паля-Аткан. Палатка. Каменистая речка. В этом можно убедиться, едва бросив взгляд на ее берега и русло. А местечко, где палаткинцы нынче любят собирать ягоды, ласково так и называют: "Каменушка".
Не стану претендовать на исключительную истину. Топонимика-наука со многими неизвестными.

Иногда только бывает обидно, когда на "материке" тебе задают глупый вопрос, узнав, откуда приехал: "Вы там все в палатках живете?" Родился поселок вместе с Колымской трассой. И, что бы ни говорили о палатках, первым на участке 87 км был построен гараж-тепляк Магаданской автобазы.

(Кстати, за последние годы трасса была выпрямлена настолько, что Палатка приблизилась к Магадану на семь километров). Затем-складские помещения. Это был, своего рода, плацдарм строителей трассы. Стройка поглощала огромное количество материалов, а грузовики тех лет в условиях нашей зимы... сами можете представить. Проблемы возникали не только технические, но и организационные- расстояние от Магадана довольно значительное. Поэтому в июле 1932 г. гараж-тепляк стал отдельным предприятием- автобазой №1.

"Человеческий материал" стройка тоже поглощала исправно. Поэтому вокруг гаража-тепляка через несколько лет возникли лагеря. (По некоторым данным, лагеря, размещенные в Палатке, к 1937 г. насчитывали до 3 тыс. чел. Кроме того, в Новой Палатке - микрорайоне поселка, отделенном от основного жилого массива рекой,- был открыт женский лагерь или отдельный лагпункт.)

Поселок вокруг автобазы №1 поначалу строился хаотично. Генеральный план развития предприятия и, соответственно, населенного пункта был принят в 1937 г. В августе этого года были возведены производственные корпуса базы.
О том, что количество вольнонаемных увеличивалось не по дням, а по часам, говорит возникшая к 1938 г. проблема - где учить детей? Открытие школы в Палатке шло туго, сопровождалось целой дискуссией в газетах "Советская Колыма" и "За стахановский автотранспорт". То, что она все-таки открылась, - заслуга одного человека. А.Запатраев сумел убедить инстанции, что не все палаткинцы могут отправлять детей в интернат в Магадане.

Собрать работоспособный коллектив было трудно. Только в 1938 г. арестовали трех учителей.
Первый год семь классов Палаткинской школы занимались в холодном, малоприспособленном здании. Типовое кирпичное здание, сохранившееся в центре Палатки до сих пор, открыло свои двери в сентябре 1940 г.

К 1939 г. Палатка стала одним из самых многолюдных поселков на трассе. Газета "Советская Колыма" писала: "Поселок строился с большими потугами. Враги народа не гнушались ничем, чтобы сорвать жилое строительство. И не случайно, что дома оказались без удобств, с перекошенными косяками дверей... Ныне последствия вражеской работы в жилищном строительстве в основном ликвидированы".
Вот так, преодолевая "козни врагов", открыли радиоузел, клуб, другие объекты соцкультбыта. К началу войны населенный пункт приобрел более-менее цивилизованный вид, оставаясь, однако, одноэтажным.
Автопарк автобазы №1 достиг 500 машин. (Замечу: это пик. В другие годы большего количества транспорта на предприятии не было).

Когда началась война, автомобили перевели с бензиновых на газогенераторные двигатели. Поэтому в Палатке возник комбинат по заготовке чурок. Находился он там, где сейчас супермаркет "Арбат".

Невзирая на трудности военных лет, в поселке продолжала развиваться инфраструктура. Именно в военные годы был проложен телефонный кабель Магадан - Палатка, открылся детский сад "тополек".

После Победы автобаза №1 полностью прошла переоснащение ("Студебеккеры" и прочие "иномарки" меняли на отечественные), расширились ее производственные мощности.
В дополнение к автомобильному транспорту на Колыме развивался и железнодорожный. К 1950 г. линия узкоколейки доползла от морского порта к Новой Палатке, конечной станции, где организовали огромные склады. Там хранились аммонит, промтовары, древесина и т. д. Нынче на территории складов возведен завод взрывчатых веществ. Узкоколейку закрыли в 1955-м, рельсы вывезли, а шпалы население разобрало на постройку гаражей и сараев (крепкое оказалось дерево- иные гаражи до сих пор стоят). Сейчас по колее, врезавшейся в склон сопки, не пройдешь- местами осыпалась.

В 1966 г. произошли два знаменательных события. Автобаза №1 завоевала первое место в соревновании автобаз всего Союза и была переименована в Палаткинскую. А поселок указом Президиума Верховного Совета СССР получил статус районного центра. Первым главой райисполкома стал А. Дубров, не забывающий любимую Палатку и сейчас, проживая в более теплых краях, он ведет переписку с окружной газетой "Заря Севера".
В 1967 г. поселок стал базой оленеводческого совхоза "Юбилейный" ( 6 тысяч оленьих голов). Знаменитое было хозяйство. Оно единственное из предприятий поселка, упоминающееся в Советском энциклопедическом словаре. "Палатка - пос. городского типа в Магаданской обл. Опытное оленеводч. хозяйство". И все. Две строчки, но про других-то и такого не напишут.
К сожалению, в девяностые годы совхоз развалился. Бывшие оленеводы, а в основном это орочи и эвены, остались без работы...

Строительный бум в Палатке начался в середине семидесятых, когда в Карамкене началось строительство ГОКа. Палатка превратилась в уютный "спальный район" для горняков и их семей. Строили лихорадочно. Правда, не всегда качественно. Сейчас, спустя двадцать лет, жители некоторых пятиэтажек на своей шкуре почувствовали, к чему может привести торопливость строителей...

"Ветра перестройки" отчетливо ощущались и в нашем поселке. Митинги - от экологических до политических, первый региональный рок-фестиваль 1987-го, общество дружбы "Палатка, СССР - Палатка, США" (как-то вдруг выяснилось, что в американской Флориде существует городок с таким же названием). Чем все это закончилось- известно. В августе 1991-го над местным "белым домом" взвился российский триколор.

ЧТО ЕСТЬ

Палатке удалось устоять во всех потрясениях последних лет. Поселки на трассе гибли один за другим: Стрелка, Мякит, Яблоневый... Часть их жителей осела в Палатке (здесь жилье гораздо дешевле, чем в Магадане), привнеся свои традиции. Большинство же старожилов выехало в центральные районы страны. Все реже можно встретить человека, помнящего те времена, когда над территорией возвышались вышки с часовыми, тех, кто ковал трудовые подвиги Палаткинской автобазы...

Остались здесь или фанатично преданные, накрепко с поселком повязанные ("наши годы длинные, мы друзья старинные", как поется в песне), или те, кому ехать некуда. Еще одна категория - палаткинцы по рождению. Эти никаких других мест для житья не признают, им и Магадан не нравится, потому что ветер и сыро. Палатка же давным-давно заслужила у водителей-дальнобойщиков славу "Колымского Сочи". Здесь относительно теплое лето, а сухой мороз переносится человеком легко. В кризисах Палатке удалось устоять не без потерь. Микрорайон Новая Палатка был расселен. О чем многие старожилы сожалеют: теплицы там имели, да и баня тамошняя славилась на всю округу.

Как уже говорилось, сейчас в Новой Палатке расположено научно-производственное предприятие Колымавзрывпрома. Открытие завода палаткинцы встречали с радостью- новые рабочие места. Ранее открытый Колымский аффинажный завод, стоящий по трассе в нескольких километрах к югу, также приютил часть палаткинцев, особенно тех, кто потерял работу после закрытия Карамкенского ГОКа.

Из действующих предприятий надо особо отметить "дорожку". Дорожно- эксплуатационное предприятие №249, во главе которого стоит Л. Горянин, сделало для поселка столько добрых дел, что перечислить их на газетной странице невозможно.

Во время проведения плановых работ дорожники обнаружили массовое захоронение заключенных в черте поселка, на обочине трассы, напротив дизельной электростанции. Сейчас на сопке над этим местом установлен крест на гранитном основании- памятник репрессированным. Непосредственное участие в его создании принял коллектив ДЭП-249. В поселке заметный вес имеет концерн "Арбат" и его руководитель, депутат областной Думы А.Басанский. Супермаркет "Арбат", магазин "Арбат-центр" и ресторан, завод пищевых продуктов - все это немаловажные в Палатке объекты.

К сожалению, предприятие, некогда давшее жизнь поселку, автобаза, давно утратило позиции. Объем грузоперевозок резко упал, а неплатежи всех всем окончательно доконали автотранспортников...

Если говорить об архитектуре, то она в основном стандартная. Такие дома увидишь и в Синегорье, и в Соколе. Украшением поселка стало здание налоговой инспекции с оригинальными скругленными углами. Его "довели до ума" лишь недавно. К сожалению, до этого самого " ума" пока не довели храм Преображения Господня. Строят его оч-чень долго, пока едва наметились стены. А храм мог бы стать настоящей достопримечательностью поселка (в архитектурном смысле).

Назначенный менее года назад глава администрации Хасынского округа Н. Строгаль полон энергии преобразить и облагородить лик Палатки. Намечены (пока в эскизах) парки и скверы, что возникнут на месте пустырей и доживающих свой век единичных бараков. И дело в этом направлении идет. Сегодня Палатка вычищена чуть ли не до блеска. Н. Строгаль использовал "административный ресурс" в хорошем смысле.

Павел ЗАСУХИН "Вечерний Магадан" 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 


 
 

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

НОСОВ Сергей Константинович
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru