Где груз зимовал


Золотодобытчики Магаданской области, как и России в целом, вышли на штурм очередного рубежа промсезона. Далеко не последнюю роль в их успехе играет ОАО «Магаданский механический завод» - предприятие, поставляющее необходимые комплектующие и модернизированные промприборы. Вовремя поставленное недропользователям оборудование гарантирует им своевременное начало работ. Завод уже давно пользуется заслуженной репутацией не только у российских старателей, но и у их зарубежных коллег.

Как сказал генеральный директор ОАО ММЗ Мурат Галоев, в этом году Магаданский механический завод сработал неплохо, все заключенные с предприятиями договоры были выполнены.

- Много продукции изготовлено для Магаданской области, - говорит он, - в частности, артелью «Конго» приобретено пять больших промприборов ГДБ-100, которые раньше колымские старатели не заказывали, как правило, они изготавливались для золотодобытчиков Якутии. Помимо этого, данная артель закупила у нашего завода ППМ-5, промприборы ГГМ-3, а также дизельные электрические насосные станции. Я благодарен Александру Басанскому за то, что он разместил у нас столь большой заказ, это огромная поддержка заводу. Хорошими заказчиками, как и в прошлом году, являются Берелехский и Сусуманский ГОКи. В эти дни мы выполняем их последние заказы этого года - собираем промприборы и насосные станции. Надо отметить, что с ростом цены на золото ожили и мелкие золотодобывающие предприятия, что также позволило увеличить объемы производства ММЗ.

Несмотря на то что Магаданский механический завод занимает лидирующее положение среди подобных ему предприятий страны, являясь одним из основных поставщиков оборудования для россыпных месторождений золота и платины, каждый заказчик его продукции находится на особом счету. Потерять клиента - значит поставить под удар существование завода-ровесника области. Его положение осложняют не только конкурентоспособные предприятия других регионов, но и географическая удаленность. И если в работе с нашими недропользователями у ММЗ проблем не возникает, то вот с экспортом продукции в этом году ситуация стала напряженной, если не сказать катастрофической. Об этом красноречиво свидетельствует претензия одного из постоянных заказчиков ЗАО «Амур-Доре» (на снимке), выставленная Мурату Галоеву.

Из-за задержки необходимого оборудования у заказчиков-недропользователей сорвался график промывочного сезона. Ни для кого не секрет, что промсезон в Сибири и на Дальнем Востоке очень ограничен временными рамками, любая проволочка может стоить предприятию огромных потерь. Именно эти события послужили поводом для встречи с Муратом Галоевым. Каковы же причины задержек?

Как выяснилось, сам завод строго следует намеченному графику выпуска комплектующих и запчастей, но вот сроки поставки металла на ММЗ, а также доставки уже готовых изделий заказчикам порой затягиваются на месяцы.

- Металл, инструмент и комплектующие, закупленные на выполнение производственной программы завода к промсезону 2010 года, прибыли в Магадан из порта Ванино с задержкой более 45 дней, - рассказал Мурат Георгиевич. - Как объяснял это руководитель транспортно-экспедиционного предприятия ООО «Магадантрансагентство», которое осуществляет поставку материалов, задержка произошла из-за большого скопления груза и невозможности его быстрой переработки. Я могу понять, что груз идет морем и помехой могут стать тяжелая ледовая обстановка, штормовая погода, но 45 дней - это слишком много.

Необходимые материалы на завод поступают из Новосибирска, Челябинска, Перми, доставка по железной дороге занимает по времени не более 40 дней, поэтому в идеале груз должен быть на Магаданском механическом заводе уже через 50 дней после его отправки. Именно на такой срок рассчитывает предприятие, планируя свою работу. На этот раз, для того чтобы не подвести своих заказчиков, завод вынужден был докупать тот же листовой металл у магаданских предприятий, переплачивая вдвойне. Есть ли здесь вина ванинских портовиков или пароходства, в любом случае ответственность также лежит на компании-экспедиторе.

Более сорока лет работает на магаданском рынке ООО «Магадантрансагентство», за это время у предприятия сложились крепкие партнерские отношения как с колымскими заказчиками, так и с дальневосточными транспортниками. Так в чем же тогда дело?

- В этом году ситуация с поставкой груза в Магадан действительно сложилась серьезная, - объяснил генеральный директор ООО «Магадантрансагентство» Николай Васильев. - В направлении до Комсомольска-на-Амуре в I квартале железная дорога вообще грузы на Магадан не принимала, поскольку по ней шли материалы на строительство объектов к предстоящему саммиту АТЭС (в подтверждение тому у нас есть официальные документы из Министерства транспорта РФ и от президента ОАО РЖД). Здесь мы все вопросы урегулировали, и груз шел через мыс Чиркина. Что касается порта Ванино, там также возникла проблема с грузообработкой. Дело в том, что Ванино в первую очередь перерабатывает экспортный уголь, что подрезало каботаж в направлении Магадана. Но благодаря партнерским отношениям с Сахалинским параходством грузы, идущие на Магадан, отправляются постоянно. В крайнем случае можно задействовать чартер, однако колымские предприятия на это, как правило, не идут, поскольку им это невыгодно - фрахт грузодоставки обходится порядка 4 - 5 миллионов рублей. Надо сказать, что у нашего предприятия очень жесткий договор с пароходствами, и если после отхода судна на грузовой площадке порта остается более 50 процентов груза, они задействуют дополнительный теплоход. То есть груз на Магадан отгружается практически с колес, и единственной причиной задержки я вижу отгрузку на терминале Ванино экспортного угля.

При всем при том Николай Аркадьевич отметил, что в этом году грузооборот превысил показатели аналогичного периода прошлых лет. Только на Магаданский механический завод завезено около 1,3 тонны металлопроката, сколько ранее завозилось в течение года.

Но вернемся к претензиям, выставленным ММЗ. Как уже сказано, по экспортным грузам дела обстоят хуже.

Так, с января по март 2010 года посредством транспортно-экспедиционного предприятия ООО «ТЭК-территория» завод шестью контейнерами отправил оборудование старательским артелям Иркутской, Амурской, Читинской областей, Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Контейнеры были отгружены в оговоренные с заказчиками сроки. С конца марта руководству завода стали поступать звонки от заказчиков с просьбой уточнить местонахождение заказанной продукции. Просьба была переадресована экспедитору 29 марта. Лишь спустя две недели «ТЭК-территория» известила ММЗ о том, что все грузы находятся в Ванино по причине отказа станции Ванино в приеме контейнеров на железную дорогу. Также было сказано, что задержка создается искусственно. Для получения дополнительной информации завод направил запрос в ТЭК ОАО «Ванинский морской торговый порт» с просьбой разъяснить ситуацию. Там подтвердили, что контейнеры находятся на складских территориях порта, один из них имеет повреждение. Также сообщалось, что станция Ванино не принимает груз «ТЭК-территории», поскольку предприятие не имеет договора с РЖД на организацию расчетов и единого лицевого счета.

- Мне непонятно, почему предприятие, зная о проблемах с документацией, брало к перевозке наши контейнеры, тем самым срывая промсезон, - продолжил Мурат Галоев. - Получается, что наш завод подвел заказчиков, ведь мы же сами выбирали предприятие-экспедитора. В итоге по данным шести артелям мы потеряли порядка 30 миллионов рублей, не говоря уже о том, что с этого года подорван авторитет, наработанный ММЗ годами. Для того чтобы укрепить отношения с заказчиками, мы усовершенствовали конструкцию промприборов, по сути, изобрели оборудование, которое можно транспортировать в контейнерах, что значительно удешевляет перевозку и сроки доставки. В итоге с этой весны завод потерял несколько клиентов - это уже однозначно.
За комментарием по данным обстоятельствам я обратился к директору ООО «ТЭК-территория» Юлии Самковой.

- Отправленными заводом контейнерами мы занимались с конца февраля, - пояснила она. - Когда возникла задержка груза, наше предприятие не раз обращалось с просьбой помочь в его отправке со станции Ванино к другим компаниям, но все безуспешно. Причина же задержки контейнеров совсем не та, которую указывает Мурат Георгиевич. Он ставит нам в вину отсутствие необходимых документов, но хочу отметить, что нашим перевозчиком является ведущий российский собственник ОАО «ТрансКонтейнер», все сборы и услуги мы проплачиваем этой компании и с ОАО РЖД вообще не взаимодействуем. Вот пример: параллельно с этой партией контейнеров мы отправили такую же через Владивосток. Тот груз давно доставлен, и проблем у нашего предприятия на владивостокском направлении не возникло, кстати, документов от нас никаких не понадобилось. То есть проблему создали на станции Ванино. Поэтому сейчас «ТЭК-территория» по данному делу передает документы в Московское адвокатское бюро, и претензии будут выставлены в первую очередь Хабаровскому управлению железных дорог. Что касается одного из контейнеров, в ходе транспортировки в нем сместился груз и выбил стенку контейнера. То есть ММЗ не закрепил изделие должным образом. Как следствие - груз стал непригоден для дальнейшей перевозки.

Ограничившись лишь копией претензии ЗАО «Амур-Доре», оценить масштаб и последствия «омертвелого» в Ванино груза было бы невозможно. По телефону мне удалось связаться с заместителем главного инженера старательской артели «Новая» (Республика Саха (Якутия) Александром Бондаренко. Артель уже не первый год сотрудничает с Магаданским механическим заводом. До этого вся продукция завода доставлялась в артель автотранспортом и проблем с доставкой не было. Впервые в этом году груз был отправлен морем, и сразу - проблема. Ситуация усугубилась тем, что на полигон артели «Новая» оборудование завозится по зимнику.

- Груз мы получили числа 15-го мая, - сообщил Александр Бондаренко. - Информация о том, что контейнеры отправлены из Магадана, нам поступила 12 февраля: Наверное, задержка произошла по вине перевозчика. Естественно, из-за нее пострадала наша артель, сложилась большая проблема - как завезти груз на участок. Конечно, можно и вертолетом, но некоторые наименования груза имеют вес, превышающий его грузоподъемность. Особенно полотно: в сборе лента весит 1,8 тонны, вертолет же дает загрузку 1,3. Тем не менее груз завозить надо, и это наша головная боль. Оборудование подготовлено на 50 процентов, сможем ли мы освоить квоту? Думаю, все-таки придется заказывать из Хабаровска Ми-24, но это бешеные деньги. Рейс туда и обратно обойдется нашей артели в полмиллиона рублей.

В том объеме, в какой пришел груз, по меньшей мере потребуется совершить три-четыре рейса. А могли бы это сделать по зимнику совершенно за другую сумму. В ноябре заявка была оплачена на 100 процентов, в общей сложности предприятие потеряло порядка 3 миллионов рублей. Теперь мы получили задание просматривать вариант заказов комплектующих с других заводов-изготовителей, от Магадана придется отказаться.

Как видим, одна из пострадавших артелей свое решение уже вынесла. Также и Магаданский механический завод отказывается от дальнейшего сотрудничества с ООО «ТЭК-территория». Сколько теперь понадобится времени ММЗ, для того чтобы вернуть к себе подорванное доверие, и возможно ли это? Сейчас предприятиям предстоит подсчитать свои убытки и через суд определить степень вины тех, кто был задействован в транспортировке груза.

Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда".








Колымские колонки