Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / Анатолий Смирнов "Тайны Магадана"

Анатолий Смирнов "Тайны Магадана"

Прочитав эту небольшую книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны. Вы узнаете, кто на самом деле нашел первое колымское золото, разгадаете тайну вице-президента США Генри Уоллеса, прочитаете о том, как зэки плавали на барже до Аляски...

А известно ли вам, что Молотов читал лекции в Марково, самый известный преступный «авторитет» России Япончик сидел на Талой, а в земле ТЕРРИТОРИИ зарыты десятки самых настоящих кладов?

Впрочем, не буду до конца раскрывать все тайны и загадки Колымы, предоставив вам самим возможность узнать много нового. Хочу лишь отметить, что книга основана на реальных событиях и фактах.

А если кто-то заметит неточности или сообщит новые, неизвестные подробности из рассказанного мной, я буду только благодарен, ведь загадки истории разгадываются десятилетиями и веками.

Все очерки этой книги были опубликованы в двух еженедельниках: «Аргументы и Факты - Магадан» и «Комсомольская правда в Магадане» в 2000 - 2003 годах.
Анатолий СМИРНОВ


Тайны Магадана. Исчезнувшее золото

Где золото, там и тайны. Еще Олег Куваев, работая над романом «Территория» и стремясь придать ему романтический ореол, предварил свое произведение цитатами о благородном металле, начиная с Библии. В советское время это было смелым шагом, т. к. поклонение «желтому дьяволу» - главному распорядителю человеческих жизней - официально не поощрялось. Но золото все равно пробивало любые преграды и возвращалось к нам.

Лавры Билибина -татарину Бориске?

Нет, татарами не были ни Билибин, ни Цареградский. В 1912 г. они еще под стол пешком ходили и не мечтали о славе первооткрывателей. Не был татарином и Берзин, обучавшийся тогда в Берлине живописи и не знавший, что от прекрасного до лагерных вышек всего лишь один шаг — через революцию.

Многие из нас слышали историю про первого колымского старателя Бориску. Так вот он, оказывается, не Бориска, а Бари Шафигуллин, уроженец деревни Мирза Казанской губернии. Татарские исследователи вполне серьезно это утверждают, а один из них, геолог, доктор наук В. Мерзляков, даже ставит его выше Билибина. В 1999 г. в газете «Вечерняя Казань» он пишет: «Так закончилась история легендарного Бориски —казанского татарина Бари Шафигуллина, имя которого по праву должно стоять первым в ряду первооткрывателей колымского золота. Полученные им данные способствовали развертыванию грандиозных по масштабам геологических работ, план которых блестяще разработал талантливый геолог Ю. Билибин». Вот так, ни больше ни меньше. А дальше В. Мерзляков предлагает организовать Татарско-Магаданскую золоторудную компанию (в честь заслуг Бари Шафигуллина, очевидно?) и отвозить часть золота в Татарстан...

Что ж, цель мечтателей с берегов Волги ясна. Хорошо, что она осталась на бумаге. Но как говаривал создатель выражения «желтый дьявол» М. Горький: «А был ли мальчик?».

Не знаю, как в Татарстане умудрились проследить генеалогическое древо уроженца деревни Мирза и связать его с Бориской. Бумаг-то он никаких не оставил! Так и я, например, могу назвать себя его потомком, поскольку прадедушка у меня был Борис, в начале прошлого века сгинувший где-то в Сибири...

В. Мерзляков сообщает о Бориске следующее: «Вольный старатель Бари Шафигуллин очутился на побережье Охотского моря близ нынешнего Магадана в 1912 году. Якуты и русские переименовали Бари в Бориску, с этим прозвищем он и вошел в историю. Уклонившись от призыва в армию, Бориска ушел в тайгу. Заготавливал сено для якутов, охотился, рыбачил и, конечно же, искал золото. Поиски завершились успехом в долине р. Среднекан. В устье небольшого ручья, впоследствии названного его именем (ключ Борискин), он и нашел первое промышленное колымское золото. Однако воспользоваться им ему не пришлось. Поздней осенью 1916 года Бориску нашли мертвым проезжавшие мимо якуты. При нем — мешочек с золотом. Похоронили несчастного старателя в его же шурфе, но, как оказалось, ненадолго. Лет через двадцать тело подцепил ковш экскаватора, разрабатывавшего россыпь золота на Борискином прииске. Труп бородатого человека в потрепанной одежде хорошо сохранился в условиях мерзлоты. После медицинского освидетельствования и составления акта Бари Шафигуллин был перезахоронен на склоне сопки».

У меня, прежде чем рассмеяться, к уважаемому доктору геолого-минералогических наук есть лишь три вопроса. Неужели на Первую мировую войну призывали с побережья Охотского моря? Где находится акт о медицинском освидетельствовании Бари Шафигуллина? И какими это данными от «трупа бородатого человека в потрепанной одежде» смог воспользоваться Билибин?

Винчестер - за бидончик золотого песка

Я не буду слишком резко перескакивать в современность и рассказывать о том, как и кто золото ворует. Не проходит и недели, чтобы СМИ не сообщили об очередной партии конфискованного драгоценного металла. Сообщу другое: Колыма и Чукотка по количеству кладов на душу на^ селения занимают первое место в мире. Все зарытое пиратами за несколько веков не может сравниться с зарытым, припрятанным или украденным у нас за девяносто лет золотом.

Вот лишь две характерные истории, которые можно назвать и преданиями, имеющими под собой реальную основу, и колымскими байками.

Говорят, что в 30-х годах на Чукотке один летчик в районе Мыса Шмидта произвел очень выгодный обмен. Он выменял у чукчи за винчестер бидончик золотого песка и самородков. Здесь возникает несколько возражений. Во-первых, береговые чукчи никогда золото не добывали. Да и остальные тоже. Во-вторых, на Чукотке на побережье Северного ледовитого океана до 70-х годов не было обнаружено сколько-нибудь значимых россыпных месторождений. И последнее, самое главное. Вспомним, когда вообще стали добывать золото на Чукотке? Значительно позже. И тем не менее, как говорится, истина где-то рядом. Тот же Олег Куваев утверждал, что в 30 — 40-е годы драгоценный металл на Чукотке отбирали даже у заключенных, но связывали подобные случаи с «переброской» золота из колымских районов.

Или еще один пример. Я слышал несколько рассказов о катастрофе самолета со старательским золотом. Самолет разбивался недалеко от Маркове вблизи Сеймчана и на границе с Хабаровским краем. Время называлось примерно одинаковое: конец 50-х — начало 60-х годов. Но, насколько мне известно, золото, добытое в старательских артелях, в те годы на самолетах не перевозилось. А катастрофы? Да, были, но почему-то каждую из них наше обыденное человеческое сознание связывало с золотом. Наверное, оттого, что все это происходило на территории, где золото имело такое же значение, как на Аляске или в Калифорнии. Психология человека ведь везде одинакова, будь то при социализме или при капитализме.

Загадка Первой Колымской экспедиции

Апофеозом же кладоискательских историй служит детектив о пропаже золота, добытого Первой Колымской экспедицией Ю. Билибина. Среди старожилов ходила такая байка. Говорили даже, что последующая опала знаменитого геолога связана именно с этим, т. к. он, как руководитель, нес ответственность за драгоценный металл. И, мол, Вторую Колымскую экспедицию потому и возглавил Цареградский, что Билибину уже не доверяли...

За годы байка выросла до исторического предания, до вполне правдоподобной версии. По крайней мере, такое впечатление складывается, стоит взять в руки книгу А. Мартыненко «Невостребованные клады», вышедшую в Санкт-Петербурге в 1998 году. Из нее мы можем узнать даже подробности пропажи золота.

Оказывается, существовал на свете человек, который смог украсть 20 килограммов золота, добытого в ходе Первой Колымской экспедиции. И не просто украсть, но и надежно их спрятать.

Правда, воспользоваться ему драгоценным металлом не пришлось — удачливого вора отправили в Магадан, а затем — на Соловки... Там его расстреляли, но он успел, как в классическом приключенческом романе, рассказать одному из зэков о координатах и приметах того места, где спрятал украденное. Так что и сегодня еще не поздно пройтись по маршруту наших первопроходцев. Авось повезет.

Эх, не читал автор местных краеведов и историков. От них он бы узнал, что в 1928 г. на месте Магадана еще была тайга, а знаменитую Нагаевскую культбазу выстроили в 1929-м.

Может быть, Билибин с Цареградским скрыли пропажу? Но всем известно, что во время экспедиции удалось добыть не более трех килограммов образцов золота, часть из которого нашел В. Цареградский совершенно случайно — в банке из-под какао. Очевидно, кто-то из первых старателей (уж не Бориска ли?) подготовил для геологов такой подарок.

...Удивительной, хоть и трагической судьбе Колымы можно позавидовать. Или наоборот — «Будь проклята ты, Колыма...». Это кому как нравится. Но из истории ни одной из ее страниц не выкинешь. И кто знает, может быть, на самом деле в нашем краю золотой и зэковской романтики есть еще не найденные клады?

Тайны Магадана. Как Сталин основал Магадан


В мае 1999 года я получил странное письмо. Его автор Д. Максимов писал: «Мы все готовимся к 60-летнему юбилею областного центра. Но почему никто не говорит о другой памятной дате, ведь именно 70 лет назад, в мае 1929-го, не кто иной, как Сталин, показал на карте место будущего Магадана».


Я очень удивился. Всем ведь давно было известно, как появился на свет наш областной центр. В 20-х годах, а точнее в мае-июне 1929 г., во Владивостоке были подготовлены и отправлены в бухту Нагаева пароходом «Генри Ривер» основные постройки Северо-Эвенской культбазы. И лишь 24 июля совместным решением Ольский райисполком и руководство строительства базы определили конкретное место, которому потом суждено было стать началом Магадана.

Я попытался выяснить, откуда Д. Максимов услышал про Сталина. Оказалось, что такая история действительно ходила среди заключенных в 40-е годы. Но где же истоки этой старой колымской байки о руководящем персте вождя?

Как выяснилось, не только в психологии «строителей коммунизма», привыкших все и вся связывать с указанием сверху. Недавно историк В. Тополянский нашел в архивах документы, подтверждающие, казалось бы, крамольную раньше мысль: освоение огромных территорий СССР изначально задумывалось Сталиным за счет жизней миллионов заключенных.

И задумывалось, как потом стали говорить, чисто волюнтаристски. А отсюда уже недалеко и до Магадана...

16 мая 1929 г. Сталин пишет записку в Политбюро «Об использовании труда уголовных арестантов». В ней говорится: «Перейти на систему массового использования труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее 3-х лет, в районе Ухты, Индиго и т. д. Поручить комиссии в составе т.т. Янсона, Ягоды, Крыленко, Толмачева, Угланова подробно рассмотреть вопрос и определить конкретные условия использования арестантского труда на базе существующих законов и существующей практики».

Старый большевик Янсон уже через неделю отрапортовал о выполнении задания, и Политбюро 23 мая приняло соответствующее постановление.

Непонятное и таинственное слово «Индиго» Янсон расшифровал как Индигирка. Северо-восточные лагеря для добычи золота в бассейнах рек Индигирки и Колымы чекисты организовали в апреле 1932 года. А все разработчики «освоения» Севера и Дальнего Востока были репрессированы... Многих из них расстреляли, некоторых же отправили в те самые лагеря, которые они придумали.

Поселок Усть-Нера, расположенный на реке Индигирке, и все прилегающие к нему прииски до 1956 г. входили в систему Дальстроя. Там и сейчас заканчивается Колымская трасса.

Вот и ответ на вопрос, откуда пошли слухи о единоличном решении Сталина образовать Магадан. Перст был, и указывал он в нашу сторону. А те, кто знал о записке вождя, очевидно, рассказали о ней другим. Так Индиго превратилось в Индигирку, Индигирка — в Дальстрой, а Дальстрой — в Магадан.

Тайны Магадана. Нагаево. Восстание 1936-го


В свое время «из поколения в поколение» среди заключенных передавались рассказы о восстании троцкистов на Колыме. Вплоть до ликвидации лагерей и хрущевской оттепели о нем нельзя было узнать сколько-нибудь достоверных сведений. Затем некоторые оставшиеся в живых оппозиционеры написали воспоминания. Но лишь после открытия в конце 90-х годов ведомственных архивов выяснилось, что... никакого восстания не было.


А что же было? Если говорить коротко, то в 1936-м и первой половине 1937 г. на Колыме проходила массовая голодовка, в которой (с перерывами) участвовало более 200 человек. Все они считались троцкистами. В конце октября — начале ноября 1937-го 57 оппозиционеров после при-' говора Тройки УНКВД Дальстроя расстреляли.

Расстрел был массовым. То есть 47 человек казнили 26 октября на глазах друг у друга. Оставшихся через несколько дней привели на то же место и расстреляли над телами их товарищей.

Бывший следователь М. Баранов, который в числе других чекистов сопровождал осужденных к месту расстрела, вспоминал: «...Все, что произошло потом, произвело на меня и моих товарищей такое сильное впечатление, что несколько дней лично я ходил словно в тумане, и передо мной проходила вереница осужденных троцкистских
фанатиков, бесстрашно уходивших из жизни со своими лозунгами на устах».

Пусть фанатики, но они, в отличие от подчинившихся сталинской системе старых большевиков, умерли достойно. Не клеветали друг на друга, не предавали своих друзей и не отправляли в лагеря близких родственников.

«Свои своим голову рубят»

В начале 1936-го троцкистов стали свозить из всех политических изоляторов СССР в пересыльный лагерь во Владивостоке. Наступало время принятия Сталинской конституции, по которой социализм у нас победил окончательно, а значит, и политзаключенных в стране быть не должно. Вот и решили последователей Троцкого отправить на Колыму, сделать из них уголовников и таким способом решить проблему.

Стоит сказать, что троцкисты, хоть и продолжали ратовать за «мировую революцию», вполне объективно оценивали положение в СССР. Вот несколько цитат из следственного дела №451, того самого, по которому их расстреляли.

СТЕБЯКОВ: «Руководство Сталина — руководство насилия, и такая система исправления ни к чему положительному не приведет, а, наоборот, люди делаются еще злее — не против власти, а против руководителей».

БЕРЕСЛАВИЧ: «Стахановское движение — это миф, немыслимо выполнить норму на 500%. Стоит только проследить за газетными сводками, чтобы убедиться в этом. Движение дает очень много работы органам НКВД, и результаты этой работы уже налицо...»

СУСЕНКОВ: «Рабочий и крестьянин — раб Советской власти. Убийство Кирова? Дождались! Свои своим голову рубят».

Во Владивостоке, в ожидании отправки на Колыму, троцкисты смогли организоваться в сплоченную группу единомышленников, выбрали руководителей и пытались отстоять свой статус политзаключенных. Они противились погрузке на пароход «Кулу», даже посылали в Москву телеграммы, которые, естественно, никуда не отправлялись, а подшивались к делу.

Осведомители НКВД в свою очередь буквально конспектировали то, что говорилось на собраниях оппозиционеров. Например, следующее: «На Колыме полярные холода, заключенные разуты и раздеты, кормят их впроголодь, заставляют работать по 12 часов в сутки, люди умирают, как мухи...

... До бухты Нагаево плыть 20 суток. Дают грузовое судно, не приспособленное для перевозки людей, заключенных закрывают в трюмах, без воздуха и света и без выхода на палубу. Питание штрафное...»
«Грузили» троцкистов на «Кулу» при помощи двух барж. Охрана вынуждена была открыть стрельбу в воздух. Тогда заключенные обрубили трос на второй барже, и она несколько часов носилась по Амурскому заливу. Только на следующие сутки их смогли доставить на пароход.

Бывшие политические, а теперь з/к пели революционные песни и умудрились бросить за борт несколько бутылок с запрятанными в них «обращениями к мировой общественности».

В Магадане на карантинном пункте троцкисты отказались от личного обыска и дактилоскопирования. При отправке их на лагерные пункты как раз и произошло то, что потом назвали восстанием.

Днем 20 июля 1936 года к бараку голодающих подошли машины для погрузки заключенных. Те категорически отказались выходить из барака, заявив, что «в тайгу не поедут». Как происходила их погрузка в машины, подробно описывают рапорты стрелков ВОХРа: «...Троцкисты стали кричать: «Сопротивляйтесь, не позволяйте этим жандармам увозить себя, держите друг друга за руки»... Командир приказал брать каждого за руки и за ноги и относить в машины. Услышав этот приказ, заключенные стали оказывать физическое сопротивление, держа друг друга за руки у локтей. Они наносили удары ногами...

Другие бросились в соседние бараки и стали разжигать мятеж, который в конце концов охватил около 250 з/к. Один из особо озверевших троцкистов, Кроль, прокусил мне большой палец левой руки. Они били нас ногами в лицо, грудь, кричали: «За что продались?» ...Разгоревшийся бунт был прекращен только после вызова еще около 65 — 70 человек ВОХРа. Половина троцкистов была связана и вынесена в машины...»

И все же оппозиционеров развезли по Колыме. В Эльгене, на Черном озере, объекте «Спорный» и многих других лагпунктах их пытались заставить работать, но большинство продолжало голодовку. Так с перерывами продолжалось почти год. НКВД пошло на провокацию, «наладив» между троцкистами из разных лагерей связь. Но записки передавались опять же через осведомителей, фотографировались и подшивались к делу.

Так удалось создать на Колыме контрреволюционную троцкистскую организацию. Чем все потом закончилось, вы уже знаете.

Тайны Магадана. Чкалов над Магаданом. Было или не было?


Среди множества известных людей, так или иначе связанных с Колымой, имени Валерия Чкалова я не встречал ни разу. Но как-то в разговоре с одним из старожилов услышал: «В 1936 году мы готовились к прилету Чкалова в Магадан. Все делалось в строжайшей тайне. Меня поставили в оцепление на трассе, где заключенные на протяжении почти полукилометра вырубали по ее краям деревья. Чкалов должен был прилететь на секретном самолете, проходившим тогда испытания. Прилетал он или нет, я не знаю, так как через сутки меня отправили сопровождать этап...»


В обстановке секретности

В местной краеведческой литературе я не нашел упоминаний о пребывании Чкалова в Магадане. Прилетали Герои Советского Союза В. Молоков, М. Водопьянов, но только не Чкалов. Неожиданно мне в руки попал юбилейный почтовый конверт 17-летней давности, который вы видите на снимке. И тайна перестала быть тайной.

Оказывается, знаменитый советский ас действительно пролетал над Колымой и два раза — над Охотским морем. Мог побывать в Магадане. И к его прилету на самом деле готовились. А происходило тогда, в июле 1936-го, следующее.

СССР требовалось показать всему миру успехи социализма, торжество советской технической мысли и прогресс нашей промышленности. Поэтому Сталин в 1931 г. поручил бюро А. Туполева разработать самолет, который бы по дальности полета превосходил все зарубежные аналоги. Непосредственно разработкой очередного авиагиганта было поручено заняться П. Сухому.

Задача — побить мировой рекорд дальности полета по прямой. И самолет АНТ-25, названный РД («рекорддальности»), к началу 1936 г. был создан. Он отличался очень большим размахом крыла — 34 метра. В крыльях размещались снаряжение и запасы топлива. В самолете было очень много нового: убирающееся шасси с масляными радиаторами и электрическим подъемом, современнейшее аэронавигационное оборудование, обогрев кабины. Впервые на АНТ-25 установили мощный двигатель АМ-34Р, выполненный в единственном экземпляре. Кстати, этот двигатель потом два десятка лет использовался на бомбардировщиках дальнего действия и самолетах-разведчиках. Отсюда и те меры секретности, которые сопровождали первый полет РД.

В качестве будущей трассы сначала выбрали маршрут через Северный полюс в Америку. К подготовке полета на АНТ-25 удалось привлечь Валерия Чкалова. Сталин одобрил идею перелета, но решил подстраховаться. Он предложил вначале установить рекорд, не вылетая за пределы СССР.

Пролетая над Колымой...

Полет начался 20 июля 1936 года. Через 56 часов 20 минут экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова приземлился на острове Удд (ныне остров Чкалова) в Охотском море, пролетев 9374 километра. Это было на 270 километров больше мирового рекорда, принадлежавшего французам.

А теперь о самом маршруте. Старт был дан в Москве на аэродроме в Щелково рано утром. Затем — выход в Баренцево море, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, бухта Тикси. И от нее — прямым курсом, не сворачивая, на Петропавловск-Камчатский, чтобы потом повернуть на Хабаровск — конечный пункт перелета.

Возьмите линейку, проведите прямую линию от Тикси до Петропавловска-Камчатского, и вы увидите, над какими населенными пунктами Колымы пролетел самолет Чкалова. Это Ягодное, Атка, совсем рядом с Сусуманом, Карамкеном, Палаткой.

Маршрут специально составили так, чтобы летчики в случае необходимости смогли произвести вынужденную посадку. АНТ-25 из-за перегрузки топливом не мог подняться выше высоты в 4500 метров и иногда часами в сплошной облачности летел вслепую. Постепенно корпус гиганта обледеневал.

Магадан выбрали местом промежуточной посадки неслучайно. Если бы перед последним броском через Охотское море наступил критический момент, было бы где сесть. Поэтому и рубили зэки колымскую тайгу вдоль трассы. Помните, какой размах крыла у РД - 34 метра...

Орджоникидзе крыл нас матом, все-таки полет чуть не завершился трагедией. Когда экипаж сбросил вымпел над Петропавловском-Камчатским и взял курс на Хабаровск, в Охотском море бушевал сильнейший циклон. АНТ-25 снова стал обледеневать. При подлете к Николаевску-на-Амуре появилась реальная опасность врезаться в сопки. Чкалов вел самолет на бреющем полете буквально над самой водой.

Из Хабаровска каждые пять минут поступали радиограммы за подписью Орджоникидзе. «Приказываю садиться. Где сможете. Срочно прекращайте полет».

Это удалось сделать на одном из крошечных островов в устье Амура под названием Уда,- Чкалов отослал Байдукова и Белякова в хвост, боясь, что РД развалится на две части, и смог посадить самолет на какую-то непонятную «смесь» из прибрежной гальки, песка, валунов и оврагов. Один валун напрочь оторвал колесо на левом шасси и сделал огромную вмятину на крыле...

А из нескольких домиков, расположенных на острове, бежали к летчикам вооруженные люди. Они потом честно признались: «Мы думали, это японцы высадили десант».

В Москве, вспоминал через многие годы Г. Байдуков, один из радистов рассказал ему, как Орджоникидзе диктовал радиограммы. Матерился (с грузинским акцентом) каждую минуту, но, опомнившись, приказывал: «В тэкст, я надэюсь, вы мои комплименты не включаете?»

Сталин всерьез был озабочен тем, чтобы летчики сознательно или несознательно (из-за тумана) не перелетели в Японию.

...В эти дни, ровно через 67 лет после установления знаменитого рекорда, невольно задаешься вопросом: «И как это вождь народов отпустил затем Чкалова в Америку, ведь к приему его на Колыме тоже все было готово. И в прямом, и в переносном смысле слова».

Тайны Магадана. Лагерь, из которого не возвращался никто


50 лет назад был издан печально знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Тогда после смерти Сталина на свободу выпустили около миллиона заключенных. В основном уголовников. И - началось то самое «холодное лето 1953-го», когда бывшие зэки наводили страх на всю страну. Согласно официальным данным, из лагерей Колымы и Чукотки отправилось на «материк» 76 тысяч человек...


Остров смерти?

Но существовал на территории Дальстроя совершенно секретный лагерь, из которого никто не был освобожден. И лишь через три года, в 1956-м, нескольким иностранцам, чудом оставшимся в живых, на волне всеобщей реабилитации удалось вернуться на родину. От них и стало известно, что на острове Врангеля, кроме полярников и белых медведей, годами «зимовали» еще и несколько сотен заключенных. Сам же лагерь представлял из себя своеобразную лабораторию, в которой люди служили подопытным материалом для медицинских экспериментов.

Что мы до сих пор знали об острове Врангеля? Что он лежал на пути легендарного «Челюскина», в его сторону дрейфовали многочисленные станции «Северный полюс», что является он уникальным заповедником — царством белых медведей и их «родильным домом». Знали также, что на острове ученые нашли останки последнего на Земле мамонта, а магаданские биологи «переписали» в заповеднике всех белых гусей и леммингов...

Но чтобы лагерь, да еще сверхсекретный? Да еще лаборатория наподобие нацистских?

Рауль Валенберг среди белых медведей?

До последнего времени «черная» история острова Врангеля тщательно скрывалась. Даже отрывочные свидетельства иностранных ученых не были известны в России. Впрочем, скрывается она и сейчас. Архивы или до сих пор не открыты, или были в свое время уничтожены.

Я впервые услышал о «советской лаборатории доктора Менгеле» несколько лет назад. Сначала не поверил. Но потом удалось найти материалы, в которых так или иначе упоминается страшный заполярный лагерь. Это — интервью художника Бориса Жутовского, рассказ ветерана Великой Отечественной, журналиста Бориса Штерна и книга А. Шифрина, вышедшая в середине 70-х годов в Швейцарии (A. Schifrin, Das Verhor, Stephanus, Switzerland, 1977, pp. 48-49).

Если суммировать все собранные сведения, то картина получается следующая. Секретный лагерь НКВД-МВД СССР существовал на острове Врангеля с начала 40-х до середины 60-х годов. Содержались в нем в основном иностранцы и власовцы. Среди граждан других государств наибольшую часть составляли немецкие военнопленные (эсэсовцы, работники гестапо и разведслужб). Но встречались и англичане, американцы, итальянцы, японцы...

Есть свидетельства о «пребывании» в лагере знаменитого шведа Рауля Валенберга, в похищении которого российские власти (как правопреемники бывшего СССР) признались только несколько лет назад. На острове шведа видел полковник Янковский, участник Октябрьской революции, обвиненный после войны в шпионаже. Он-то и рассказал о лагере Б. Штерну. Существовали еще воспоминания жителя Калининграда В. Трубникова, служившего на Врангеля охранником, но они потеряны. Так вот Трубников утверждал, что тоже встречал Валенберга.

«Лаборатория» генерала Судоплатова

Характерной особенностью лагеря было то, что все его заключенные давно считались погибшими, и их никто не искал. Последнее упоминание свидетелей о «деятельности» этой секретной лаборатории относится к 1962 году. Известно также, что в 1949 г. лагерь пережил какую-то «реконструкцию». После нее и стали привозить на Врангеля иностранцев.

Косвенным подтверждением медицинских опытов над заключенными стали страшные находки 70-х — 80-х годов. Вот отрывок из интервью Б. Жутовского, известного еще по участию в знаменитой выставке в Манеже, которую разгромил Хрущев. Журналист спрашивает художника о его странной коллекции:

- А этот череп и проволока колючая откуда?

- А это лагерная.

- Что, настоящая?

- Да. Рудник, лагерь «Северный» напротив острова Врангеля. Городок Певек. Там я увидел и черепа эти со спиленной макушкой. А ты думал, это я отпилил? Это из «лаборатории Судоплатова». Испытания такие проводили на зэках...

Стоит отметить, что остров находится всего в 140 километрах от чукотского берега, а генерал-лейтенант П. Судоплатов известен двумя «пристрастиями»: до сентября 1945 г. он руководил террористическими актами (убийствами) за границей, а затем — созданным Берией отделом «С», курировавшим все, что касалось создания ядерного оружия.

В районе же Певека добывали ураносодержащую руду. Зэки умирали сотнями, и их потом «исследовали» путем распила черепа и других частей тела для изучения влияния радиации на человека...

В Певек привозили и умерших заключенных с острова Врангеля. В «заповеднике» над ними ставили опыты по выживанию в экстремальных условиях. Например, устанавливали границу холода, которую мог выдержать человек. Или — границу времени при изоляции от внешнего мира.
Истина должна быть одна.

Я попросил прокомментировать версию о существовании секретного лагеря кандидата биологических наук, восемь сезонов проработавшего на острове, магаданца Игоря Дорогого. И вот что услышал: «О лагере я ничего не знаю. По крайней мере, в 70-х — 80-х годах там не существовало даже его следов. А вот распиленные черепа в районе Певека я находил неоднократно».

Любое государство не заинтересовано в раскрытии своих тайн. И вполне вероятно, что в один прекрасный момент чекисты погрузили на корабль разобранные лагерные бараки, вплоть до последней щепки, и уплыли. В небытие...

Мне искренне хочется, чтобы версия, изложенная в этой публикации, не подтвердилась. Не очень-то приятно сравнивать свою страну с гитлеровской Германией. Но, с другой стороны, истина должна быть одна.
И поэтому я надеюсь на отклики читателей — если кто-нибудь из северян слышал, знает или располагает любыми документами об острове Врангеля тех лет, напишите в редакцию «АиФ». Ваша помощь, конечно же, не восстановит уничтоженные архивы, но ведь и расписки о разглашении государственной тайны вы не давали. Зато совесть, пусть за прошлые поколения, хоть немного, но очистится.

P.S. В этом очерке я сознательно не упомянул об урановом лагере-руднике Бутутычаг, в котором тоже производились опыты над людьми и тоже сегодня можно найти распиленные черепа заключенных. Просто о Бутугычаге мы знаем, а об острове Врангеля — лишь несколько воспоминаний свидетелей...

Тайны Магадана. Флотилия смерти


Сентябрь - один из самых таинственных месяцев в истории Магаданской области и морских катастроф на Крайнем Северо-востоке. Как известно, 16-18 сентября 1933 года в ледовом плену окончательно оказался легендарный «Челюскин». Затем его вынесло в Берингов пролив, и начался многомесячный дрейф в Чукотском море. А дальше - сенсация. Якобы недалеко от места гибели «Челюскина» погибал во льдах другой пароход - печально известная «Джурма», с несколькими тысячами заключенных в трюме. Все они замерзли. Именно поэтому, мол, Советское правительство, чтобы скрыть трагедию, отказалось от помощи американцев...


Корабль-призрак

Но постойте. Любой местный краевед сразу же возразит, что такого не могло быть — «Джурму» приобрели в Голландии весной 1935 г., а осенью, к концу сентября, она впервые вошла в Нагаевский порт.

Я сразу же могу возразить, что в те времена все могло быть. Ведь существовали же два корабля под одним названием «Дальстрой», но об этом сегодня мало кто знает. Один, переименованный в 1937 г. из «Ягоды», водоизмещением в 19 тысяч тонн и длиной 152 метра, и другой, небольшой танкер, который встретился со своим «тезкой» в Находке в страшный день 24 июля 1946 г. Тогда большой «Дальстрой» взлетел на воздух...

Итак, сентябрь 1933-го. Мог ли какой-нибудь пароход идти тогда с заключенными из Охотского моря в сторону Берингова пролива? Мог. Как раз в это время правительство СССР искало наиболее экономичные пути доставки заключенных на Чукотку и Колыму. Одной из секретных задач «Челюскина» была прокладка маршрута по Северному морскому пути именно для этой цели. Но ведь как-то зэков в самые труднодоступные места все же доставляли. Как?

В 1932 году в структуре НКВД создали Особую экспедицию Наркомвода. Она обслуживала ГУЛАГ, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах.

Так что вполне вероятна встреча «Челюскина» с одним из этих судов. Версия же существует следующая. Пароход доставлял заключенных на Чукотку. Там открыли месторождение олова и собирались строить рудник «Депутатский» (его действительно начали разрабатывать в 1937 г.). Но пароход, как и «Челюскин», затерло во льдах. По приказу из Москвы судно подорвали и затопили. А во время спасения челюскинцев оно находилось где-то рядом с легендарным ледоколом...

В разных источниках цифры замерзших заключенных колеблются от 2 до 12 тысяч. Иногда погибший пароход называют «Пижма», но чаще все же «Джурма». Говорят также и о том, что часть экипажа «Джурмы» вместе с начальником конвоя добралась до лагеря челюскинцев и сумела спастись. Так где же истина?

Страшная мистификация?

А истина может заключаться в страшной мистификации Сталина, НКВД и правительства СССР. Я уже приводил пример с одинаковыми названиями судов. У моряков встреча двух таких кораблей — дурная примета, и на Западе издавна старались избегать подобного «родства». В СССР же почему-то корабли-«тезки» встречались часто. А еще чаще (по разным причинам) название списанного или погибшего судна переходило к другому.

Традиция помогала скрывать катастрофы. Всем ведь известно, что в СССР самолеты не разбивались, землетрясений не происходило, а корабли не тонули. Вот и здесь, после гибели тысяч людей в Чукотском море, надо было как-то скрыть последствия трагедии, а может быть, и преступления. Сделать это оказалось не так уж сложно: только что закупленный за границей пароход назвали... старым именем.

И как ходила «Джурма» по Тихому океану, так и продолжала ходить. Тех же, кто хоть что-то знал, заставили замолчать, а остальные в эпоху общей закрытости и страха «ничего не заметили». Тем более что и времени на «переименование» ушло совсем немного: «Челюскин» оказался «в заточении» в середине сентября 1933-го, спасли полярников в феврале 1934-го, а весной 1935-го «Джурма» отправилась в свое «первое» плавание...

Злой рок или небеса разгневались?

Здесь уместно вспомнить историю покупки кораблей Дальстроя. Правительство СССР воспользовалось кризисом в судоходных компаниях мира и закупило по сходной цене несколько десятков судов самого различного предназначения. Те, что достались тресту, на протяжении всей своей жизни почему-то горели, садились на мель, налетали на скалы и взрывались. Словно рок какой-то веял над тюремной флотилией. Или, может быть, небеса припоминали «исчезнувший» пароход и человеческие жизни?

Но что же представляли из себя эти морские лагерные монстры? Обратимся к уникальным воспоминаниям капитана дальнего плавания Евгения Бессмертного.

В начале марта 1935 года его вызвали в Москву к наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну. Распоряжение Микояна было кратким: «Вы вводитесь в состав комиссии по закупке судов и приемке их в Европе. Комиссия находится в Гамбурге. Вам предстоит закупить суда для рыбной промышленности и Дальстроя».

31 марта 1935 г. Е. Бессмертный прибыл в Гамбург. Первые обычные транспортные суда приобрели у судоходной компании «Ганза». Это «Иня», «Кижуч», «Терней», «Тунец». Для закупки же грузопассажирских пароходов для Дальстроя нужен был особый подход и особые требования. Во-первых, они должны были обладать большой грузоподъемностью и, во-вторых, приличной скоростью. Директор Дальстроя Эдуард Берзин тогда сказал: «Эти пароходы в освоении колымского края будут иметь огромное значение». Что он имел в виду, мы сегодня прекрасно знаем.

Первое закупленное судно в Голландии для нужд Дальстроя «Альмело» получило название «Ягода» в честь тогдашнего руководителя НКВД. Второе, закупленное в Голландии, постройки 1921 года, и имевшее название «Бриелле», стало называться «Джурма». Третье — голландской постройки 1918 года «Батое» — назвали «Кулу».

В 1937 году в Англии было закуплено четвертое судно — кабелеукладчик.

Оно прокладывало телефонный кабель между Европой и Нью-Йорком через Атлантический океан, было построено в Амстердаме, поставлено на судоремонтную верфь, где его отремонтировали и переоборудовали под грузопассажирское. Кабелеукладчик получил имя нового наркома внутренних дел Николая Ежова. Когда подошла очередь и расстреляли Ежова, судно переименовали в «Феликс Дзержинский». Оно стало флагманским кораблем Дальстроя.

А дальше, как я уже упоминал, с этими и другими судами, имевшими отношение к перевозке заключенных, стали происходить странные вещи. В 30-е годы в советских дальневосточных водах погибли:

- пароход «Камо» (1 ноября 1935 года);
- пароход «Суман» (1 июня 1938 года);
- пароход «Сясьстрой» (1 апреля 1939 года);
- пароход «Индигирка» (11 декабря 1939 года);
- пароход «Снабженец» (1940 год).

После окончания Второй мировой войны череда катастроф продолжилась. Пропала без вести баржа
«Дукча», принадлежащая МВД СССР и затонувшая 6 октября 1947 года в районе полуострова Кони с ценным грузом на борту. Тогда же, 4 февраля 1947 года, льдами в бухте Нагаева был раздавлен пароход «Можа», а тремя годами ранее, 25 сентября 1944 года, в бухте Провидения затонул пароход «Кузбасс». Я уж не говорю о трагической судьбе парохода «Дальстрой» и взрыве в бухте Нагаева, когда ушли на дно пароходы «Генерал Ватутин» и «Выборг».

От тюрьмы до «Джурмы»

Подробнее о судьбах дальстроевских судов читайте в следующем очерке, а пока подведем предварительные итоги. Корабль-призрак, затонувший вместе с заключенными в Чукотском море и положивший начало целой серии современных морских катастроф и трагедий на Дальнем Востоке, вполне мог существовать. Объективные предпосылки к этому есть. Мог он называться и «Джурмой». Мои предположения и опубликованные в разных СМИ версии не дают, естественно, стопроцентных объяснений, но и архивы в данном случае уже не помогут — о таких преступлениях в те годы свидетельств не оставляли.

Тайны Магадана. Обреченные на гибель.



Каждая морская катастрофа, как правило, имеет свое логическое объяснение: шторм, ошибка капитана, груз плохо закрепили или судно (старая галоша) само пошло на дно. Но если ЧП происходят с одними и теми же кораблями на протяжении нескольких десятков лет, то впору говорить о роке или воле небес. Вот и почти весь флот Дальстроя, перевозивший заключенных, не избежал участи быть погребенным в морской пучине.


Даже те пароходы, которые вроде бы благополучно дожили до своей старости, все равно ушли на дно. Пример тому - «Кулу». Простоявший много лет в бухте Золотой Рог и проданный японцам на гвозди, он затонул при буксировке за границу во время тайфуна в ноябре 1995-го. У остальных тюремных кораблей судьба оказалась не менее трагичной...

Советский «Титаник»

8 августа 1938 г. в Нагаевский порт впервые пришел пароход «Индигирка». Закупленный в США, он был чисто грузовым судном водоизмещением 3 тыс. тонн и мог перевозить, не считая команды, всего 12 пассажиров. Но возил все: взрывчатку, заключенных, грузовики, продовольствие. Судьба уготовила «Индигирке» страшный конец: в декабре 1939 г., следуя из Нагаево во Владивосток, этот пароход, прослуживший на лагерной линии чуть больше года, потерпел бедствие в проливе Лаперуза.

Нет, он не потонул, как «Титаник», а лег бортом на камни недалеко от японского города Сару-фуцу. Местные жители смогли спасти 428 человек, остальные 745 погибли. В нескольких десятках метров от берега. На «Индигирке», кстати, плыл с Колымы для работы в «шарашке» С. П. Королев. Кто знает, если бы ему не удалось спастись, как пошло бы развитие советской космонавтики...

По количеству погибших эта катастрофа до сих пор остается крупнейшей после «Титаника». Японцы поставили утонувшим на «Индигирке» памятник. В 1996 году Е. Примаков вручил мэру Саруфуцу высшую для иностранцев награду России — орден Дружбы. И только тогда стали проясняться причины катастрофы...

В обвинительном заключении по делу № 156, подписанном ст. следователем следственной части УНКВД ПК Дранишниковым, читаем: «Произведенным по данному делу расследованием установлено:

«Факт выхода парохода «Индигирка» в рейс с наличием на борту пассажиров являлся грубейшим нарушением правил мореплавания. Преступный риск перевозки пассажиров на непригодном для этой цели судне был допущен к тому же в условиях поздней осени, когда плавание сопряжено с непогодой. Распоряжение о выходе судна в рейс с пассажирами на борту исходило от начальника мортранспорта Дальстроя Корсакова
и, невзирая на то, что указанное распоряжение было явно преступным, руководящий состав судна выполнил его, а капитан порта Нагаево Смирнов оформил выпуск судна в рейс».

И дальше: «...пассажиры в трюмах были расположены без нар, на голом полу, в антисанитарном состоянии».
Добавлю к этому, что в момент катастрофы бушевал шторм в 11 баллов, шел снег, а температура воды за бортом была минусовой. Околевших от холода людей бросало в голом трюме от борта к борту. Тысячу человек! Представьте себе, какая это масса. Поэтому неудивительно, что после ошибки капитана пароход стал просто неуправляемым и получил пробоину. Его долго тащило по камням, потом стало кренить на правый борт. По тем «пассажирам», которым удалось выбраться на палубу, охрана открыла стрельбу...

Закончилось все заклиниванием от воды трюмных люков. Японцы, пытаясь спасти заживо погребенных внутри корабля людей, резали борта автогеном. Но было уже поздно.

В материалах следствия есть намек на одну из истинных причин катастрофы. Почему, например, стрелок у трюма № 1 открыл пальбу по «пассажирам»? Да потому, что заключенные (их везли на пересуд) взбунтовались. Не выдержав холода во время «путешествия», они грозились потопить пароход. Поэтому-то капитан Лапшин и гнал «Индигирку» во Владивосток, пренебрегая штормом и правилами навигации. Лишь бы доплыть. А во время шторма зэки стали раскачивать пароход еще больше. Когда «Индигирка» (с их помощью?) налетела на скалы, пробоина оказалась как раз в районе носового трюма (№1), людей стало десятками выбрасывать в ледяное море. И они бросились на штурм...

Как тут не вспомнить корабль-призрак « Джурму» ?

Конечно, формально виноваты в выходе неподготовленного судна в море Корсаков и Смирнов, но каждый из нас понимает, что они были простыми исполнителями и не подчиниться НКВД не могли. Вот что вспоминает о нравах того времени и порядках, царивших в Дальстрое, В. Скорупский, член трибунала, судившего капитана «Индигирки» и его помощников: «Такой показательный пример.

Как-то начальник Тихоокеанской инспекции морского региона А. Агеев задержал выход одного из судов Дальневосточного пароходства, на который было погружено около 10 тысяч заключенных. Тут же Агеев под граненым штыком был доставлен к начальнику Приморского управления Дальстроя НКВД полковнику Сильвановичу, который приказал Агееву немедленно отменить свое решение и выпустить судно. Иначе, добавил он, одним заключенным в трюме станет больше»...

Закончилась трагедия «Индигирки» тем, что всех спасшихся и пробывших две недели в Японии объявили чуть ли не японскими шпионами. С них взяли расписку о неразглашении государственной тайны. Страна не знала о катастрофе почти 60 лет.

Взрыв «Дальстроя»

Пароход «Дальстрой» по тем временам был очень современным судном. Постройки 1925 г., он обладал существенным преимуществом перед многими другими судами — его котлы работали на жидком топливе. За 11 лет своей «службы» в СССР «Дальстрой» повидал всякое: один раз чуть не пошел ко дну во время рейса из США, когда доставлял оборудование и автомобили в Магадан. Во время войны с Японией подорвался на мине и был направлен на капитальный ремонт.

Как раз после капремонта и произошла трагедия.

24 июля 1946 г. «Дальстрой» в Находке стоял под погрузкой у мыса Астафьева. Грузили так называемый ТНТ (американский тринитротолуол). Его без всякой упаковки, россыпью опускали в трюм. Когда старший помощник П. Куянцев сказал капитану В. Банковичу, что они могут взлететь на воздух, тот ответил: «Ничего не могу поделать — таков приказ из Магадана».

Буквально через несколько минут после разговора раздался крик: «Пожар в первом трюме!». Капитан сразу же приказал открыть кингстоны и затопить трюм. Но тут взметнулся огромный столб пламени. А во втором трюме тоже была взрывчатка...

Банкович принял решение сразу: команда стала покидать пароход. К горящему судну бросились на помощь буксир-спасатель «Адмирал Нахимов» и небольшой танкер под таким же названием «Дальстрой». Им дали команду уходить из порта.

Капитан, как и положено, покинул судно последним. Очевидцы свидетельствовали, что, уходя, он несколько раз оборачивался и останавливался — уж он-то представлял, что значат 400 тонн взрывчатки на борту...

Когда раздался взрыв, около сотни грузчиков не успели выйти из порта и столпились у проходной. Их тела превратились в кровавое месиво. Пятитонный якорь «Дальстроя» забросило на 500 метров в глубину берега. Погибла часть команды и капитан Банкович. Погибли еще несколько сот человек из обслуживающего персонала порта.

Во время следствия выяснилась интересная деталь. Был найден кусок фанеры с надписью: «Скоро Дальстрой должен провалиться». Следователь Шадринцев показывал ее П. Куянцеву. А через несколько дней после взрыва сгорела баржа с аммоналом, который должны были погрузить на пароход «Орел». Затем сгорела взрывчатка в одном из железнодорожных вагонов...

Следствие установило, что причиной взрыва «Дальстроя» была диверсия. Но виновных не нашли. Потом, когда вместо взорванного судна взрывчатку на Колыму стали доставлять «Генерал Ватутин» и «Выборг» и тоже взлетели на воздух, но уже в бухте Нагаева, следователи пришли к выводу, что это могли быть только заключенные, бывшие советские военнопленные. Их тогда много работало грузчиками в дальневосточных портах, и именно они могли знать премудрости взрывного дела.

Месть униженных и оскорбленных?

Флотилия смерти кораблей Дальстроя несла гибель заключенным и самой себе. К уже перечисленным выше случаям трагедий и катастроф можно добавить общеизвестный факт пожара на пароходе «Джурма» в проливе Лаперуза в 1939 г. Тогда заключенные добрались до каптерки, разграбили ее, а потом подожгли. Из «Джурмы» повалил дым, японцы предложили помощь, но капитан отказался и даже не открыл люков. Задохнувшихся в трюме людей потом выбрасывали за борт... .

Но на этом ЧП не закончились. Уже на подходе к Магадану «Джурма» и другие суда каравана застряли во льдах. Не смог помочь даже ледокол «Красин». Заключенных высадили на лед и отправили в столицу Колымского края пешком. Многие замерзли.

Издавна известно, что зло порождает зло. Несправедливо осужденные и униженные люди, как могли, боролись с ГУЛАГом. И, поджигая и взрывая корабли, наверное, считали себя правыми.

Скачать полностью: tajny-magadana.-ischeznuvshee-zoloto.rar [49.47 Kb] (cкачиваний: 694)
13 марта 2009
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}
{mainlink_code_links}
{mainlink_code_ads}
Вернуться назад