История строительства Тенькинской трассы



Параллельно с Колымской трассой строились другие дороги, ведущие к вновь разведанным месторождениям. До 1946 г. ежегодно вводилось в строй 260 км дорог. Еще в 1931 г. было открыто золото на Теньке, но только через шесть лет приступили к строительству новой дороги - ответвления Колымской трассы. Тогда еще не были известны главные кладовые Омчакской долины, и планировалось построить автопроезд длиной 200 км к недавно открытым месторождениям олова.

Разведку трассы провели инженеры Карпов и Леонов. С небольшой группой рабочих на оленьих упряжках они прошли по маршруту, проложенному ольским проводником Семеном Слепцовым. В первых числах февраля 1937 г. по следам изыскателей двинулись дорожники во главе с молодым техником Иваном Шишовым. Они вели зимник. Нередко пурга уничтожала труды, м приходилось начинать все заново. Как только были пройдены первые 30 км, по зимнику пошли трактора. В свежесрубленные сараи складывались грузы, а место называлось командировкой. Временный проезд был готов к осени.

Тенькинскую трассу в первые годы называли автопролазом. Это была узкая дорога только для одной машины. Через каждые 200 м были разъезды. Вплотную к дороге подступали вековые деревья.

В сентябре 1938 г. с приходом этапов заключенных стал расти поселок Мадаун. Отсюда трассу повели сразу в обе стороны. Через каждые 12 км был лагерь - иначе, командировка. Строились мосты. В 1939 г. была открыта Детринская паромная переправа. На небольших ручьях ставили треугольные или трапециевидные "трубы" из дерева. Капитальные мосты возводили сразу с проезжей частью. Строили их в зимнее время, начиная с ноября.

Котлованы под быки рыли до скалы. К маю проезд был готов. На строительстве мостов работали бесконвойные заключенные, мастеровые, получавшие большую пайку хлеба и продуктов. За ними шли грунтовнкн. Все работы на трассе велись вручную. Об этом рассказывает Евгений Павлович Бородин, в паспорте которого значится: прописан в поселке Мадаун с 20 сентября 1939 г. постоянно. Его руками построены все мосты на Тенькинской трассе. Сильный духом, не обделенный умением, в тяжелейших условиях он находил в себе силы работать.

Самыми тяжелыми участками на строительстве были перевалы. Скалы разбивали кувалдой с помощью клина. Тачку или сани с грузом породы до 300 кг тащили в одиночку. Жили порой прямо на дороге в «трубах» по 20-30 человек.

В 1941 г. трасса дошла до Дусканьи. Соединилась с Колымской уже после войны. Ввод в эксплуатацию этой дороги сократил на 130 км путь доставки грузов из Магадана в верховья Колымы и Индигирку.

В 1946 г., с прибытием первых этапов военнопленных, начинается новый период Тенькинской трассы - строительство двухпроездной дороги. В 1947 г. появился первый американский снегоочиститель. Идет реконструкция искусственных сооружений - замена деревянных пролетов на дерево-металлические, строительство новых мостов через реки. Наиболее значительным среди них был кулинский мост длиной 204 м.

Тенькинская трасса отходит от Колымской с 83-го км. Она пересекает реку Хасын и поднимается к первому перевалу. Внизу остается поселок Новая Палатка, который был конечно" станцией узкоколейной железной дорог". За перевалом (17) и бывшим дорожным участком (19) дорога бежит по долине Нелкандн. Высокие вершины поднялись над речкой, окруженной густыми лиственницами. Летом воздух здесь хорошо прогревается, и рядом с белыми полями наледей можно встретить кусты жимолости.

Перед мостом (29) через реку Аган отходит дорога к верховьям распадка, где находятся скалистый цирк и высшая гора массива Дел-Урэкчэн.

От перевала Гусакова (42) высотой 987 м начинается Тенькинский район. Поселок дорожников (44) теперь пустует. Здесь же была расположена метеостанция. Окрестности перевала отличаются высокой лавинной опасностью. Длинные крутые и безлесные склоны способствуют беспрепятственному сходу огромным масс снега, образовавшихся в виде мощных карнизов на гребнях. Такая катастрофическая лавина и 1966 г. унесла жизнь бульдозериста Александра Гусакова, в честь которого назван перевал.

Вьюжным декабрьским днем, когда он направлялся расчищать трассу, десятиметровая толща снега на полкилометра завалила долину. Русакова искали 18 суток. Наконец, в 80 м от дороги обнаружили перевернутый бульдозер, еще в 40 м - часть кабины. Сейчас об опасности предупреждает палаткинская селелавинная служба.

Долина Дондычана, широкая и спокойная, ведет трассу точно на север. Там. впереди над лесными массивами, видна высокая гора с плоской вершиной. Лебедпнка, как называют ее любители камня, известна месторождением агатов.

За плавным поворотом дороги в долине Магадавена раскинулся поселок Мадаун (71 км). С первых лет строительства трассы в Мадауне размещался штаб стройки. Расположенный в узкой уютной долине, он и сейчас является одним из лучших на трассе. Окрестные сопки славятся жимолостью, смородиной-дикушей, шиповником. В лесах еще немало зверя, а в реке рыбы. Школа, клуб, общежитие, во всех домах центральное отопление. В поселке солидный автопарк и недостроенная современная фабрика по производству нетоксичного прочного дацитового щебня из Арманского месторождения. Здесь, как и прежде находится дорожное управление Теиькинской трассы.

За Арманским мостом (80) на север уходит дорога к озеру Солнечное. Трасса поднимается на Игандинскии перевал высотой 811 м и серпантином сбегает к реке Игандя.

Долиной Бзргэнди дорога вновь набирает высоту и минует несколько безлесных подъемов, переваливая в Букэсчэн. исток Бахапчи. На спуске отходит лесовозная дорога, ведущая в верховья Сеймчана. Этот участок трассы остался в памяти старожилов как Долина Смерти. Безлесный, продуваемый ветрами, он суров и ныне.

Бытует несколько версий о происхождении названия. Не раз приходилось слышать, что здесь расстреливали заключенных. Другие говорят, что тут погиб в пургу один из этапов. Но вот Е. П. Бородин, перенесший тяготы заключения на Тенькинской трассе в период 1938-1946 г.г., эти версии отрицает. В трескучие морозы, говорит он, даже небольшой ветерок для ослабленных заключенных был смертельным, и здесь стало чуть ли не правилом в зимнее время возвращаться с работы в лагерь не в полном составе.

Безымянным перевалом высотой 1151 м трасса сбегает в долину Анмангындн бассейна Дебина. Большая наледь, кажется, раздвигает лесные массивы. На 168-ом км встречается поселок Наледный. Раньше он назывался Мохоплит и состоял из землянок. В нем зимой нарезали из торфов плиты для утепления домов. Позже здесь была построена районная больница для лечения шахтеров. Па 181-ом км трассы расположен административный центр Тенькинского района рабочий поселок Усть-Омчуг.

По материалам Р.Седова


 





Наш край



 
^ Наверх