ГАИ - за системный подход государства и общества.


Анатолий Федорович Ли.
И.О. начальника ГИБДД УВД по Магаданской области


3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановлением № 1182 утвердил положение о Государственной автомобильной инспекции. И сегодня сотрудники ГАИ отмечают уже 73-ю годовщину образования Госавтоинспекции. Как живет служба, какие изменения происходят в связи с реформированием ГАИ, будет ли спокойно на наших дорогах? На эти и другие вопросы накануне праздника ответил И.О. начальника ГИБДД УВД по Магаданской области полковник милиции Анатолий Федорович Ли.

- Безопасность дорожного движения в нашей стране начали контролировать легендарные ОРУ-Ды, ставшие одним из любимых персонажей произведений искусств 30-х годов прошлого века. 73 года назад они вошли в состав Государственной автомобильной инспекции, которая сегодня превратилась в мощную структуру, именуемую ГИБДД.

Задача Государственной автомобильной инспекции УНКВД по Дальстрою - борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, установление по согласованию с ПФС дирекции технических норм и измерителей по эксплуатации автотракторного парка, наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров по Дальстрою, количественный и качественный учет автотракторного парка всех управлений гостреста ДС.

ГАИ - ГИБДД. Сегодня эта аббревиатура означает не только новое название службы, но и новое содержание ее деятельности, которое можно выразить двумя емкими словами -доверие и безопасность.

Два этих слова стали девизом тех коренных преобразований, конечным результатом которых станет создание службы, чьи сотрудники будут способны реально обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения.

- Анатолий Федорович, в последние годы о реформировании Госавтоинспекции говорилось довольно много, а в жизни и деятельности службы произошли колоссальные изменения. Что, на ваш взгляд, составляет опору для ее потенциальной деятельности?

- Формирование государственной политики и выработка мер по ее реализации являются приоритетными задачами в сфере управления. В отношении Госавтоинспекции Магаданской области это развитие, бесспорно, будет определяться реализацией задач, поставленных Государственным советом Российской Федерации, а именно федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.».

Для достижения целевых показателей программы к 2012 году, а это уменьшение количества ДТП с пострадавшими в 1,5 раза, по инициативе руководства УВД и ОГИБДД области подготовлен, согласован и принят Магаданской областной Думой 9 декабря 2008 года Закон о внесении изменений в программу (№ 1092-03).

Он предусматривает дополнительное оснащение подразделений ГИБДД УВД по Магаданской области в период 2009 - 2012 гг. патрульным автотранспортом и специальными техническими средствами, в том числе фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, на общую сумму 12070,1 тыс. рублей.

Также закон предусматривает выполнение дополнительных мероприятий по повышению правового сознания и предупреждению опасного поведения детей. Это оснащение образовательных учреждений области специальным и профилактическим оборудованием (электронными настольными играми и электронными уголками с дорожными знаками и светофорами на общую сумму 1791,4 тыс. рублей), проведение мероприятий с детьми для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и возрождения отрядов ЮИД, тематические телепередачи по безопасности дорожного движения на телеканалах области, областные и всероссийские конкурсы. Все это - в системном подходе, позволяющем объединить усилия государства и общества в решении важнейшей проблемы современности.

- Проблема безопасности дорожного движения носит глобальный характер для большинства стран. Особую остроту она приобрела в России. В чем причина?

- В настоящее время уровень аварийности во многом определяется транспортной дисциплиной водителей и техническим состоянием автомобилей и автодорог. Между тем большая часть дорожных происшествий происходит из-за сознательного невыполнения участниками движения требований безопасности. Нарушения приобрели массовый характер.

Так, в 2009 году основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий в Магаданской области, в которых пострадали люди, - управление в состоянии опьянения (18 ДТП против 7 в 2008-м), выезд на полосу встречного движения (9 против 4), нарушение ПДД пешеходами (12 ДТП против 9).

Конечно, есть и другие причины. В том числе я назвал бы увеличивающуюся диспропорцию между темпами прироста автопарка и протяженностью улично-дорожной сети
- Анатолий Федорович, как вы считаете, способен ли штрафной пресс, за который, судя по опросам, уже выступают и сами водители, приструнить нарушителей?

- Уверен в этом. В большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации штрафы за нарушения, сопряженные с угрозой жизни и здоровью не только нарушителя, но и окружающих его людей, очень большие.

Суд за выезд на встречную полосу, езду в нетрезвом состоянии или превышение скорости может легко опустошить банковский счет нарушителя или, более того, отправить его в тюрьму.

Для примера. За проезд на красный свет в России штраф составляет 700 рублей (во Франции -760 евро и более), за управление ТС, не имея права управления, -штраф 2500 рублей (в Германии -лишение свободы на срок до 1 года, в Японии -тюремное заключение на 6 месяцев с тяжелыми работами).

Управление в состоянии опьянения у нас наказывается лишением водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет (в Бельгии - штраф 9916 евро или лишение свободы до 6 месяцев).

С 1 января 2008-го действуют поправки в КоАП РФ об ужесточении санкций за нарушение Правил дорожного движения, что помогло улучшить ситуацию на дорогах. Для примера - показатели за 5 месяцев 2009 года.

В Магаданской области в два раза сократилось число случаев управления транспортным средством водителем, лишенным права управления, почти в три раза - число выезда на полосу встречного движения с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, в два раза - число водителей, которые не выполняют законного требования сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, скрывшихся с мест ДТП, и неуплата административного штрафа...

И, как следствие, улучшение культуры водителей и пешеходов, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных при них людей.

- И все же главный фактор на дороге - водитель...

- Стремительное развитие автомобильного парка страны определило возрастающую потребность граждан в получении прав на управление транспортными средствами. В 2008 году подразделения Госавтоинспекции России выдали 2,8 млн. (+ 8 %) и заменили 3,4 млн. (+ 62 %) водительских удостоверений, у кандидатов в водители принято 9,2 млн. (+12 %) экзаменов.

Объем выполняемой в Госавтоинспекции экзаменационной работы по сравнению с прошлым годом увеличился более чем на 20 %. Несмотря на тенденцию к снижению аварийности в 2008 году, по вине водителей со стажем управления до 3 лет зарегистрировано почти 30 тысяч (4 %) дорожно-транспортных происшествий.

Одна из причин ДТП - слабая теоретическая и практическая подготовка, что подтверждается ежегодно снижающимися показателями сдачи квалификационных экзаменов в ГАИ с первого раза.

Такая ситуация потребовала принятия неотложных мер по коренному улучшению всей системы подготовки водителей. Пересмотрены требования к учебно-материальной базе автошкол.

Для этого будут внедряться современные тренажеры, автодромы, компьютерные классы и другие технические средства обучения с учетом приоритетов в развитии конструкции автомобилей, организации дорожного движения и международного опыта.

12 декабря 2Q08 года Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ и департамент ОБДД МВД РФ согласовали и утвердили новые требования к образовательным учреждениям и организациям, ведущим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами, и квалификации педагогических кадров. Эти меры начали реализовываться два дня назад, 1 июля 2009 года.

- Анатолий Федорович, старейшая областная газета «Магаданская правда», которая на год старше вашей службы, поздравляет личный состав Государственной инспекции безопасности дорожного движения с днем образования! На ее страницах.более 70 лет ведется летопись милицейского подразделения. Уверен, что творческий союз будет продолжаться.

- Спасибо за добрые слова, я глубоко убежден, что сила газетного слова так же важна в-воспитании культуры автомобилистов, как и слово инспектора ГАИ. Накануне нашего профессионального праздника поздравляю и весь личный состав Госавтоинспекции, и всех участников дорожного движения!

Желаю здоровья семейного благополучия и только зеленого света на перекрестках судьбы. Мы на дороге вместе, и только от нас зависит общая безопасность движения.

Александр Мурлин
Магаданская правда








Колымские колонки