Авария


По данным Госавтоинспекции МВД России, за 2009 год в Российской Федерации произошло 203603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 26084 человека, а 257034 получили ранения. В ДТП на Колыме погибло 36 человек.

В 2008 году погибших было 49. Вообще, в прошлом году произошло снижение по всем позициям: общее количество ДТП - 331, в 2008-м - 387. Раненых - 486 (623). По области также усматривается снижение аварийности с участием пьяных водителей - 39 против 42 за год до этого. Такое улучшение связано с ужесточением штрафных санкций. Если по вине пьяного водителя погиб 1 человек, уголовная ответственность составляет 7 лет, если 2 или более - до 9 лет. Увеличили штраф за нарушение ПДД пешеходам и водителям, не предоставившим преимущество движения пешеходам: сегодня нерадивый водитель заплатит от 800 до 1000 рублей. По вине пешеходов было совершено 31 ДТП против 32 в 2008 году. Из-за них погибло 5 человек в прошлом году и 6 в позапрошлом. Ранено было 26 (36) человек.

Каждый из нас, читая сухие цифры статистики, может лишь возмутиться или уверенно рубануть: «Ну это не про меня, езжу аккуратно, дорогу перехожу лишь на зеленый>. Но это положения не меняет. Гибнут подчас невинные люди, становясь жертвой чьей-нибудь самоуверенности или пьяной выходки. Стоит задуматься, что за каждой единицей из этих тысяч стоит чья-то поломанная жизнь и судьба.


СМЕРТЬ НА "ЗЕБРЕ"

Кровавое дорожно-транспортное происшествие потрясло жителей Магадана 21 августа прошлого года. Тогда в 15 минут первого ночи водитель УАЗ «Патриот> Сергей Чернеев, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, двигаясь по второстепенной дороге на перекрестке улиц Кольцевая - Пролетарская, не уступил дорогу автомашине, ехавшей по главной. В результате произошло столкновение с «Тойотой Кроун> под управлением Вадима Архипова. От полученных травм водитель и пассажирка Ксения Архипова скончались на месте ДТП. Пострадал их пятилетний сын Артем. Сейчас ребенок заново учится ходить.
На данный момент в обстоятельствах дела разбирается суд, и каким будет его решение - пока неясно. «Резонансных аварий с потерпевшими с начала этого года нет>, - обнадеживающе говорят в областной Госавтоинспекции. Хотелось бы, чтобы так было и впредь. А будет ли? Сегодня я постараюсь разобраться, что же провоцирует напряженную обстановку на наших дорогах.
20 сентября 2009 года произошла еще одна чудовищная трагедия, о которой уже писала «МП>: двадцатилетний Леонид Кулеш в полседьмого вечера, управляя «Тойотой Креста> в состоянии алкогольного опьянения, напротив дома по улице Пролетарской, 79 превысил допустимую скорость движения до 120 км/ч и на пешеходном переходе сбил двух женщин Наталью Зелюкину и Анну Погонец, которые от полученных травм скончались на месте. После этого автомобиль съехал на обочину, где врезался в фургон.

4 февраля текущего года Магаданский городской суд признал его виновным в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двоих людей. В ходе предварительного следствия виновник аварии заявил, что точно сказать, какая была скорость его автомобиля, не может, так как спидометр не работал. В зеркало заднего вида он увидел автомобиль ГИБДД с включенными проблесковыми маячками, который двигался вслед за ним. По ходу его движения на проезжей части улицы Пролетарской находился «лежачий полицейский>, перед которым Леонид начал экстренное торможение. Машину резко подкинуло вверх. Никаких пешеходов он не видел. Что было после, не помнит. Он услышал и почувствовал только сильный хлопок и сразу отключился. Об обстоятельствах ДТП, а именно о том, что сбил двух женщин и врезался в грузовик, узнал от сотрудников ГИБДД. Свидетели аварии пояснили, что от удара женщин подбросило на несколько метров вверх и откинуло на обочину дороги.

Это преступление Л. Кулеш совершил в период испытательного срока условного осуждения за преступление, которое не было доведено до конца по независящим от злоумышленников обстоятельствам. Также во время испытательного срока он 9 раз был привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, в том числе за управление транспортным средством без соответствующего разрешения и в состоянии алкогольного опьянения. На суде Л. Кулеш вину признал полностью.

Решением Магаданского городского суда Леониду Кулешу по совокупности приговоров назначено наказание в виде реального лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в колонии-поселении. Гражданский иск на сумму 100 тысяч рублей, заявленный матерью погибшей женщины в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением, был удовлетворен в полном объеме.

Леонид Кулеш сейчас находится на Сплавной. Но неужели на таких, как он, нужно обращать внимание лишь тогда, когда гибнут ни в чем не повинные люди? Ведь он 9 (!) раз получал административные взыскания в период условного срока наказания, в том числе за управление машиной в пьяном виде. Неужели ни одна из структур, охраняющих общественный порядок, не могла применить к нему адекватных мер наказания? И сколько еще подобных ему ежедневно садится за руль, чтобы однажды стать причиной чьей-то гибели?

СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ - ЗАФИКСИРУЙ!

В разговоре с сотрудниками областной Госавтоинспекции я узнала, что, если человек стал свидетелем ДТП или нарушения правил, он может написать заявление на имя руководителя ГИБДД УВД по Магаданской области. Но не стоит забывать об одном - сообщая о нарушении, вы должны иметь доказательную базу: свидетелей или фото-, видеоподтверждение происшедшего. Возможно, по закону все верно: хочешь наказать - сначала докажи. Но какой человек, увидев нарушение, пойдет в ГАИ со свидетелями, не жалея сил и времени? Ответ очевиден. Оказывается, практически каждую смену в дежурную часть звонят люди и даже помогают находить угнанные машины. Но звонок одно, а письменное заявление - совсем другое.

- Буквально сегодня я стала свидетельницей того, как водитель машины с так называемыми блатными номерами грубо нарушил правила. Если бы вы его оштрафовали, можно было бы поместить информацию о нем и подобных на доске позора, чтоб неповадно было? - задала я вопрос начальнику штаба отдельного батальона ГИБДД УВД по Магаданской области Константину Борисюку.

- Сотрудники Госавтоинспекции написали письмо в прокуратуру города Магадана, в котором просили дать правовое разъяснение, имеем ли мы право за грубое нарушение размещать информацию о водителях и нарушенных ими пунктах ПДД в газетах, говорить по радио, - отвечает мой собеседник. - Прокуратура на этот счет дала исчерпывающие разъяснения: «Опубликование в печатных изданиях информации, в том числе личных данных водителей, их фамилий, инициалов, годов рождения, марок автомобилей, а также государственных номеров, которая относится к официальной, без соответствующего на то согласия повлечет нарушение требований законодательства, а также прав граждан на неприкосновенность частной жизни>. Даже если мы повесим такую доску у себя на первом этаже, это будет считаться разглашением конфиденциальной информации.

- Какие основные причины аварийности на территории Магаданской области?

- Низкая транспортная дисциплина водителей, непонимание происходящего, собственная безалаберность и, конечно же, неадекватные меры административного наказания за некоторые нарушения: штраф за превышенный процент тонировки стекол составляет всего 100 рублей, тогда как в темное время суток, которое в нашем регионе превалирует больше полугода, чтобы проехать перекресток, многие водители с затонированными боковыми стеклами опускают их, чтобы посмотреть по сторонам. Подъезжая на перекресток даже днем, один водитель, совершая маневр, не видит через тонировку соседней машины, что происходит на перекрестке, из-за чего начинает выглядывать на полосу встречного движения и происходит ДТП. В целом по России и на территории Магаданской области проводится множество мероприятий антитеррористической направленности, раскрытие уголовных преступлений. Когда автомобиль полностью тонирован, сотрудники милиции и граждане не видят, что там происходит, а ведь, может быть, водителю кто-то угрожает или в салоне перевозят краденое.

КУЧА МАЛА В НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР

31 декабря в 17.40 в районе пос. Снежный произошло массовое столк-новение автомашин, сразу же прозванное в народе новогодней кучей малой. Почему? Сейчас вы сами все поймете.

Случившееся могло бы стать смешным, если бы не было так грустно от безалаберности за рулем и нашего больного любопытства, которое порой приводит и к таким последствиям. Водитель «Тойоты-Ленд-Крузер> неправильно припарковался на 21-м км основной трассы близ Снежного, тем самым создал помеху «Мицубиси Паджеро>. Произошло столкновение. Этому происшествию можно было бы присвоить статус рядового, считают в ГАИ, если бы не одно «но>. Через сорок (!) минут, в 18.20, водитель «Тойоты Виндом> совершил столкновение с «Ниссан Цефиро> на том же самом месте, а ровно через час водитель автобуса «Дэу> не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением и врезался в КамАЗ, отчего по инерции зацепил «Тойоту Спринтер> и «Паджеро>, с которого все и началось. «Спринтер> при этом столкнулся с «Цефиро>. В результате пострадали 7 автомобилей и 4 человека получили ранения: в «Паджеро> пассажир сломал руку, водитель - локоть, получил разрыв селезенки, один пешеход отправился в больницу с переломом костей таза, черепно-мозговой травмой, гематомой лобной области, второй получил сотрясение мозга.

Возникает резонный вопрос: откуда на дороге, где нет домов, взялись пешеходы, получившие переломы и синяки? Это и были пассажиры пострадавших авто, которые ходили по месту ДТП, с любопытством выясняя детали.

- Авария произошла из-за невнимательности водителей, - считает Константин Борисюк. - Зачастую автолюбители, увидев ДТП, притормаживают, останавливаются, не соблюдая правил парковки, чтобы посмотреть на происшедшее, и нередко сами становятся участниками и винов-никами аварий. В конкретном случае не было надлежащего освещения на участке дороги, что тоже явилось сопутствующей причиной. Следует отметить, что дело происходило в новогодний вечер, когда люди спешили к праздничному столу, и нередко именно в праздники количество ДТП кратно возрастает.

Происходят аварии и из-за вседозволенности некоторых участников движения. Мы все видим их на дорогих тонированных авто, на предельных скоростях лавирующими между другими машинами, рискованно идущими на обгон, пренебрегая всеми писаными законами. Именно из-за правового нигилизма «королей дорог> другие водители совершают те же трюки подчас с печальным исходом.

Существуют и специальные меры наказания, которые применяются к нарушителям с особым статусом: судьям, работникам прокуратуры, депутатам, зарегистрированным кандидатам, а также членам Избирательной комиссии субъекта РФ.

- В случае совершения этими лицами административного нарушения, - разъясняет Константин Борисюк, - работник ГАИ переписывает данные служебного удостоверения нарушителя, а затем рапортом докладывает о нем начальнику УВД по Магаданской области, который, в свою очередь, выходит с докладом на руководителя службы, в которой работает данный водитель.

Хотя Константин Васильевич и убеждал меня, что такие меры применяются довольно часто, мне не верилось. Город у нас небольшой, есть даже выражение: «Магадан спит под одним одеялом>. И вряд ли рядовой сотрудник ГАИ выпишет штраф депутату или известному предпринимателю, что зачастую одно и то же. Вот про них и говорят: «Хозяева дороги>. Только не в смысле спонсорской помощи на ее ремонт. Отнюдь.

Кстати, и состояние дорожного покрытия становится причиной аварий. С каждым годом на дорогах областного центра кратно возрастает количество автомобилей, но сами проезжие части шире и ровнее не становятся. Сегодня в час пик город заполнен машинами, в самых оживленных его частях постоянные пробки, а вопрос с дополнительными дорожными развязками не решается. Так рушится в безвестности легендарный мост в никуда, что выходит на гороховое поле. Если помните, там предполагалась дорога, ведущая на кольцо 31-го квартала, а оказалось - утопия. За долгое время существенные изменения претерпела лишь значительно расширенная Пролетарская и преображенная Набережная, а как же улицы Гагарина, Пушкина, Дзержинского? Список безнадежно долог.

ВИНОВАТЫ АВТОШКОЛЫ?

В такой напряженной ситуации многие сетуют: виноваты автошколы. Расплодились на Колыме аж в количестве 14 штук, а готовят из рук вон плохо, вот и выезжают на дороги города безграмотные водители. Но, согласитесь, валить все в одну кучу просто неправильно: экзаменты-то сдают в том же ГАИ.

- Мы знаем, ученики каких школ показывают хорошие знания, а каких не очень, - признается начальник Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Магаданской области Игорь Федоров. - Допустим, если на экзамен идут ученики «Автошколы> (что на улице Парковой), мы уверены: сдадут практически все. С 4 марта прошлого года в части сдачи теоретического экзамена произошли изменения - теперь он проводится на компьютере. Считаю, что подход к экзаменуемым стал на 100 % объективным, ведь здесь невозможно что-нибудь зачеркнуть или исправить, перепутать вопрос. Кроме того, по каждому неверному ответу машина сразу дает комментарий. И человек понимает, где сделал ошибку и сдал ли вообще.
- Есть ли рекордсмены по несдаче?

- Максимально доходило до 20 раз. Чаще всего сложно сдать практику, которая проходит в два этапа. На моей памяти была одна женщина, которая достаточно легко получила права. У нее был автомобиль «москвич>, на котором она попадала в аварии регулярно. Тогда за это лишали прав на 3 месяца, но она упрямо повторяла, что все равно научится. Я бы не хотел, чтобы наши водители учились на таких ошибках.

- Слышала, что вы отправляете письма в автошколу, ученик которой со стажем до трех лет совершил аварию с пострадавшими. Поясните, для чего это делается?
- Такая статистика ведется около года для того, чтобы руководство автошколы ставило в известность преподавателей и учащихся. Сегодня «Автошкола> и «Набат> - это две школы, в которых обучается наибольшее количество будущих водителей и которые показывают высокие результаты. Еще есть профучилище № 12, что в Хасынском районе, учащиеся которого сдают очень качественно.

Когда друг в друга врезаются машины - это не просто груда покореженного, пришедшего в негодность металла и не финансовые затраты их владельцев. Это боль, горе, страх и страдание тех, кто выжил, и вечная пустота тех, кого забрала дорога. Уже после идут расследования, судебные разбирательства, находятся виновные, пьяные или просто самонадеянные глупцы. Это все происходит уже потом. А пока есть лишь дорога, на которой зеленый свет для кого-то не загорится уже никогда.

С нарушителями можно и нужно бороться: если у вас есть оперативная информация, звоните в дежурную часть ГАИ по телефонам: 127, 65-35-23.

Татьяна ХРИПУН.
"Магаданская правда"









Колымские колонки