Власть отдается в одни руки не от скуки


Каждого жителя районов Магаданской области сегодня затрагивает такой непростой и на первый взгляд непонятный вопрос, как оптимизация схемы муниципального управления.

Многие наши земляки не до конца понимают, почему должны передать некоторые полномочия муниципального образования, в котором проживают, на уровень района. Людей мучают сомнения: а не станет ли хуже, не ущемят ли в чем-либо их права? Непонятного действительно много. Сегодня в гостях у «МП» заместитель губернатора Магаданской области, руководитель аппарата губернатора Алексей ПЛЮТ, в обязанности которого входит координирование деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

- Сегодня в Магаданской области 45 муниципальных образований: 1 городской округ (Магадан), 8 муниципальных районов, 18 городских поселений, 18 сельских поселений. С учетом принятых решений об объединении муниципальных поселений Омсукчанского района последний в ближайшее время будет преобразован в городской округ, получается, что он встанет на одну ступень с Магаданом?

- Давайте начнем с того, что по схеме организации местного самоуправления Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность образования нескольких видов муниципальных образований (МО), из них на территории Магаданской области используются городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселения. Федеральный закон № 131-ФЗ наделяет субъекты Российской Федерации правом принимать решения о создании, упразднении, преобразовании МО из одного вида в другой, в том числе посредством объединения муниципалитетов. Необходимо особо подчеркнуть, что все решения о преобразовании муниципальных образований должны приниматься только по инициативе самих жителей и с их согласия, это является основополагающим принципом муниципальной реформы. Выбор формы территориальной организации местного самоуправления зависит от многих факторов: количества населенных пунктов, входящих в состав муниципалитета, количества проживающего на их территории населения, географического, социально-экономического положения и других.

Изменение указанных показателей в ряде случаев вызывает необходимость принятия решения об изменении формы муниципального управления, в том числе в целях оптимизации ее схемы, которая будет более понятна населению и эффективна. Это самый наболевший, животрепещущий вопрос на сегодняшний день.

Необходимо объяснить это так, чтобы все и каждый поняли, как это работает. На сегодняшний день во многих муниципальных поселениях можно отметить успехи в социально-экономическом развитии, однако есть и такие, которые по ряду объективных и субъективных причин не смогли добиться нужного развития на своей территории. Они вынуждены организовывать свою работу за счет либо бюджета района, либо областного бюджета. Нередко такой дисбаланс мы наблюдаем на территории одних муниципальных районов, когда несколько соседних поселений имеют разную бюджетную обеспеченность и, соответственно, совершенно разные возможности для оказания услуг своему населению. Также необходимо отметить, что когда на одной территории действует несколько органов власти, каждый из которых обладает собственными властными полномочиями, то зачастую неясно, кто же все-таки должен обеспечить решение того или иного вопроса. На практике возникают случаи, когда гражданин, пытаясь решить вопрос, обращается в администрацию поселения, а его отправляют в администрацию района, которая, в свою очередь, опять отправляет его в поселение, и наоборот. Сокращение количества муниципальных образований в границах одного муниципального района, безусловно, значительно упростит многоликую мозаику, в которой сегодня с трудом разбираются граждане и организации. В результате объединения поселений организация муниципальной власти на местах станет более понятной, продуктивной и доступной.

- Несколько слов о порядке объединения муниципальных образований. В соответствии с положениями федерального законодательства первым шагом является проведение публичных (общественных) слушаний, в которых принимают участие жители муниципальных поселений. На основе решений, принятых на публичных слушаниях, необходимые решения об объединении муниципалитетов принимаются представительными органами поселений и района, а затем Магаданской областной Думой принимается соответствующий закон, после чего объединение муниципальных образований будет считаться правомочным. Хотел бы напомнить, что на территории Магаданской области в настоящее время прорабатываются вопросы объединения ряда поселений в единые городские округа. Как пример, Омсукчанский район. Там собраниями представителей входящих в его состав поселений приняты решения об объединении в единый округ с одной администрацией, одним собранием представителей и одним главой. По результатам преобразований оптимизируется схема управления не только районом, но и поселениями, которые ранее входили в его состав, сокращаются административные расходы на содержание органов местного самоуправления, административно-хозяйственного звена, оптимизируется схема проведения выборов. Теперь на территории всех населенных пунктов, входящих в состав городского округа, вопросы местного значения будут решаться одним органом власти. Завершение процедуры этого преобразования планируется до конца текущего года. Новый бюджет будет формироваться уже с учетом решения об объединении. Аналогичную работу планируется провести и на территории других муниципальных районов. С моей стороны некорректно оглашать названия этих муниципальных образований до того, как жители и депутаты примут соответствующие решения.

Несколько слов о процессе организации управления территориями при объединении поселений. При любых территориальных преобразованиях у жителей укрупняемых муниципальных образований могут возникнуть опасения, что власть удалится от них, однако действующее законодательство позволяет муниципалитетам образовывать территориальные администрации на базе ранее действовавших администраций муниципальных поселений. При объединении двух поселений вместо двух глав администраций должен остаться один. Количество специалистов, задействованных непосредственно в работе с гражданами, должно остаться прежним, это логично и необходимо, поскольку жители должны иметь возможность получать все услуги в необходимом объеме на местах. Кроме того, объединение муниципальных образований не подразумевает упразднения муниципальных и тем более государственных учреждений. Количество больниц, школ, детских садов и домов культуры останется прежним.

- Алексей Александрович, объясните попроще, как происходит передача полномочий от поселка району? И зачем это вообще нужно? Кое-какие аспекты вы уже обозначили, а в целом?

- Схема передачи полномочий четко определена законодательством. Она предусматривает несколько этапов: принятие на уровне городского поселения решения собрания представителей о передаче полномочий на уровень района; заключение соглашения администрации поселения с администрацией района и передача на уровень района необходимых на реализацию указанных полномочий финансовых средств, которые предусмотрены в бюджете поселения, и необходимого имущества.

Это ответ на вопрос: «Как?». А теперь про «Зачем?». Хочу сделать маленькое отступление и пояснить, что в соответствии с новой редакцией ФЗ № 131-ФЗ, вступившей в силу в текущем году, существенно изменены перечни полномочий по решению вопросов местного значения сельскими поселениями. Из почти 40, представленных в предыдущей редакции закона, осталось 13. В настоящее время большая часть полномочий сельских поселений отнесена к компетенции районов. ФЗ сократил полномочия у села, оставил их на уровне городских поселений, муниципальных районов, городских округов, а также наделил региональную власть правом перераспределять указанные полномочия между уровнями региональной и муниципальной власти, а также уровнями муниципальных образований. Федеральным законодательством также предусмотрена возможность передачи по соглашению между муниципалитетами полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района. Органами местного самоуправления ряда муниципальных образований (например, Ола, Усть-Омчуг и другие поселения) уже приняты решения и заключены соглашения с районами о передаче полномочий в сфере ЖКХ, энергообеспечения, содержания дорог, благоустройства и ряда других наиболее важных вопросов. И это ведь логично, не так ли?

БОЛЬШЕ КОНТРОЛЯ, МЕНЬШЕ ПРОВОЛОЧЕК

- Конечно, тем более, присутствуя как журналист на советах территории, постоянно слышу более чем обоснованные претензии губернатора к главам районов по поводу подготовки к зиме, прохождению отопительного сезона, завоза топлива в котельные. Те, в свою очередь, аргументируют: «Нет полномочий». И как простой человек всякий раз думаю: ну как же так?

- Совершенно верно! Логики в этом мало. Ее и вовсе не видят люди, которые, живя в райцентре, обращаются к главе района, а тот отвечает фразой, которую вы сейчас упомянули. Это, естественно, вызывает недовольство, раздражение, злобу. Вспомним, что сказал президент в Послании к Федеральному Собранию: «Местная власть должна быть эффективной и приближенной к народу». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой. Мы должны отработать четкую схему в лице одного органа исполнительной власти, тогда и спросить проще, и работать легче. А подготовка к зиме, отопительный сезон, которые вы упомянули, - извечные проблемы региона. Сегодня этим вопросам уделяется огромное внимание со стороны Правительства Магаданской области и районов. Для их решения необходимо провести работу по повышению эффективности муниципального управления и снижению финансовых издержек. Именно с этой целью и прорабатываются вопросы передачи полномочий по подготовке к зиме от поселков, сел на районный уровень. Положительная практика есть, в ряде районов эти полномочия в сфере теплоснабжения и ЖКХ переданы. Необходимая разъяснительная работа проводится с остальными городскими поселениями. Подведу итог. Переход полномочий на уровень районов позволит оптимизировать численность управленческого персонала, снизить издержки местных бюджетов, обеспечить повышение качества и оперативность взаимодействия с органами госвласти, хозяйствующими субъектами, а также усилить эффективность контроля над деятельностью органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, энерго- и теплоснабжения и других сферах. Главным результатом совместной работы должно стать повышение качества предоставления населению необходимых жизненно важных услуг. До 2003 года, когда был принят 131-ФЗ, практика организации местного самоуправления была такой, к которой возвращаемся сейчас, она зарекомендовала себя положительно, районы решали все вопросы, главы несли за это личную ответственность.

- Но почему в таком случае глава поселка или села не несет ответственности за то, что сделал, а вернее сказать, не сделал?

- Несет, конечно. Но в основном происходит по-другому: если, не приведи Господь, поселок зимой на грани заморозки систем отопления, в дело активно включается глава района, бросает все силы на стабилизацию ситуации, подключается и губернатор. Про главу, виноват он или нет, забывают, нужно скорее проблему решать. Или, например, головная боль - поселковый глава ушел в отпуск, и какие-то вопросы простаивают или несвоевременно решаются. К примеру, не поданы документы на аукцион, горят сроки. Что проще: провести несколько аукционов или один? Конечно, второе. Если бы этим занимались, как говорится, одна голова и одни руки, насколько было бы лучше. Больше контроля, меньше проволочек. И также немаловажно, что, имея консолидированный бюджет, проще распределять деньги, проще получать кредиты под определенные нужды. И все-таки хочу акцентировать внимание на том, что все это обращено больше не к экономии бюджетных средств, а к получению дополнительных гарантий для людей, что услуги будут предоставлены качественно, своевременно и в полном объеме. Власть должна гарантировать своим землякам: каждая калория сгоревшего в котельной угля или мазута и грамм воды дойдут до конечного потребителя.

ВМЕСТО ГЛАВЫ - СИТИ-МЕНЕДЖЕР

- В интервью нашей газете глава Северо-Эвенского района Виктор Проказин сказал, что глава района должен быть и главой райцентра, а в мелких поселках, селах глав нужно назначать и делать их управляющими. Как считаете, это разумно?

- Полностью поддерживаю позицию, озвученную Виктором Николаевичем. Принят закон Магаданской области, изменяющий порядок формирования представительных органов муниципальных образований. Согласно его положениям теперь эти органы в районах будут формироваться из глав и депутатов поселений, входящих в его состав, а раньше они избирались. То есть прямых выборов не будет, депутаты и главы делегируются. В настоящее время проходит согласование законопроекта, определяющего порядок избрания глав МО. В соответствии с поручением губернатора организовано широкое освещение проекта закона в целях получения от населения, муниципалитетов, представителей органов госвласти и гражданского общества предложений и отзывов. Законопроект размещен на официальном портале Правительства Магаданской области в разделе «Общественное обсуждение». Каждый может зайти и посмотреть. Кроме того, проект прошел ряд обсуждений в Областной общественной палате, будет рассмотрен на региональном Совете муниципальных образований, Совете территории и по результатам поступивших предложений будет доработан и внесен на рассмотрение в Магаданскую областную Думу в октябре текущего года. Предложенная проектом схема избрания глав МО в ряде случаев предусматривает исполнение ими полномочий председателей собрания представителей, в результате чего руководство местными администрациями будет возложено на сити-менеджера (главу администрации, назначаемого по контракту). Как вы знаете, это уже существует в Магадане и Омсукчанском районе. Напомню, в столице Колымы в такой должности работает Сергей Абрамов, в названном мной муниципалитете - Сергей Кучеренко. Скажу не без радости, схема зарекомендовала себя с положительной стороны.

- Но не всем понятно, для чего это делается.

- Избранный народом глава не всегда может реализовать свои полномочия в силу отсутствия необходимых знаний и опыта. Но выбор людей - закон. Тогда к этой работе привлекают специалиста, а глава исполняет представительские функции. В соответствии с ФЗ после принятия указанного закона муниципалитеты должны привести действующие уставы в соответствие не позднее 3 месяцев, то есть до конца текущего года.

- К слову, не считаете, что можно объединять не только поселки друг с другом или создавать одну районную администрацию вместо районной и поселковой, но и сами районы? Это ведь тоже оптимизация. Например, в Среднеканском, как в народе говорят, полтора поселка осталось, его можно было бы с Ягоднинским объединить или с Омсукчанским. Как считаете, это возможно? Может быть, в скором времени карта области станет другой?

- По первой части вопроса вот что отмечу. Для реализации схемы общей с районом администрации поселения должны внести необходимые поправки в свои уставы, которые вступят в силу со дня избрания нового состава представительного органа. Рекомендации по такому решению вопроса прорабатываются в правительстве. А по поводу предложения об объединении районов скажу, что законодатель предусмотрел такую возможность. Это может быть осуществлено с учетом мнения населения и представительных органов. Но есть и ограничение: транспортная и пешеходная доступность. Порой выходит так, что в рамках одного района людям сложно добраться в свой поселок или село из райцентра, а расширив границы, мы только обострим эту проблему. Хотя над этим вопросом думаем. Просто решение не будет скорым.

Конечно, любое усовершенствование, реорганизация, оптимизация, называйте как угодно, - дело долгое и непростое. Но ноша вовсе не непосильна, если у населения есть понимание реальной ситуации и заинтересованность в решении наболевших проблем. Сегодня на Колыме многие жители поселков и сел уже приняли решение отдать власть в одни руки. Не от скуки, а по острой необходимости. И работа продолжается. Насколько быстрой и эффективной она будет, во многом зависит от каждого колымчанина. Мы сами должны решить, как будем жить, кто и как станет управлять нашими родными муниципалитетами. Но мне кажется, не боится суровых колымских морозов, что во многих трассовских поселках грянут вот-вот, лишь тот, кто твердо уверен - насущные проблемы решаются твердой рукой, холодной головой и горячим сердцем.

Ангелина Прохорова








Колымские колонки