«Нам удалось сделать авиацию общедоступной»


Магаданская область – долгое время фактически была островом – добраться сюда можно было только морем, позже – авиацией. Но даже сегодня, когда появилась ниточка федеральной трассы, связывающая ее с «материком», главным пассажирским транспортом здесь остается авиация.

Только существующие воздушные маршруты позволяют поддерживать связь со многими отдаленными населенными пунктами, не имеющими регулярного транспортного сообщения пассажирским автомобильным, морским и внутренним водным транспортом. Только авиация позволяет создавать альтернативу наземному сообщению, значительно уменьшая продолжительность нахождения в пути и более комфортные условия перевозки пассажиров. И только авиаперевозки позволяют удовлетворить повышенный спрос населения передвижение в период летней отпускной кампании, когда происходит резкое увеличение количества пассажиров.

Неудивительно, что в последнее время тема авиаперевозок фактически поставлена во главу угла губернатором и администрацией области. Сегодня наш собеседник - заместитель начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Сергей ЕРОХИН.

Корр. Сергей Сергеевич, что в вашем понимании авиация для нашего региона?

С.С. ЕРОХИН. Территориальная отдаленность, большие расстояния между населенными пунктами обуславливают особую роль пассажирского транспорта, оказывающего, не побоюсь громких фраз, непосредственное влияние на социально-экономическое развитие Магаданской области.
В условиях нашего региона развитие местных авиаперевозок способствует расширению экономических связей, выравниванию географического дисбаланса на рынке труда, устранению дискриминации по транспортной доступности населения. И с социальной точки зрения - свободное перемещение населения является неотъемлемым элементом качества жизни.

Подтверждение этому нашло свое отражение и в Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года: «Важнейший приоритет развития – это региональная авиация… Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории».

Для организации социально-значимых местных авиаперевозок нами используется сеть аэропортов и посадочных площадок - аэропорт «Магадан», аэропорты регионального значения «Северо-Эвенск», «Сеймчан», «Омсукчан», посадочные площадки «Магадан-13 км», «Ямск», «Тахтоямск», «Верхний Парень», «Тополовка», «Сусуман», «Ягодное»…

Корр. И наверняка почти сразу пришлось столкнуться с рядом проблем, да?

С.С. ЕРОХИН. Основной проблемой региональных аэропортов и взлетно-посадочных полос сегодня является износ инфраструктуры. Это прямое следствие нехватки средств на ее содержание и развитие, связанных с падением объёмов авиаперевозок, что было обусловлено низкой платежеспособностью населения и значительными затратами авиакомпаний на осуществление авиарейсов. Получался некий замкнутый круг, в котором долгое время крутилась региональная авиация: чтобы увеличить количество и качество рейсов, нужны деньги, а чтобы эти деньги заработать, нужно увеличение количества рейсов.

Поэтому администрацией области было принято решение о субсидировании авиарейсов по местным маршрутам. Планомерная работа в этом направлении началась с 2006 года, когда было возобновлено регулярное сообщение по маршрутам «Магадан–Ямск–Магадан» и «Магадан–Тахтоямск–Магадан» на вертолетах Ми-8Т.

Затем в 2008 году запустили регулярный рейс «Магадан-Омсукчан-Магадан», выполнявшийся на самолетах Ан-28.
С 2009 года на самолетах Ан-24, Ан-26-100 стали выполняться регулярные авиаперевозки на трассе «Магадан-Эвенск-Магадан».
С июня 2011 года на самолетах Ан-28 пассажиры стали летать по маршруту «Магадан-Сеймчан-Магадан».

А в 2012 году на самолетах Ан-28 начали выполняться регулярные авиарейсы уже по двум маршрутам: «Магадан–Ягодное-Магадан» (с июля) и «Магадан–Сусуман-Магадан» (с августа).

Одновременно прорабатывались льготные тарифы для отдельных категорий граждан. Например, 20 января 2011 года было утверждено постановление администрации Магаданской области № 15-па «О повышении доступности воздушных перевозок пассажиров», которое устанавливает ежегодно с 01 апреля по 31 октября применение специального льготного тарифа, составляющего 50% от действующего тарифа, для социально-незащищенных слоев населения (молодежи и пенсионеров) - пассажиров в возрасте до 24 лет, женщин в возрасте свыше 50 лет и мужчин в возрасте свыше 55 лет.
Ежегодно из средств областного бюджета предусматриваются субсидии авиакомпаниям–перевозчикам для компенсации выпадающих доходов. Размер этих субсидий ежегодно возрастает. Например, если в 2010 году на эти цели было израсходовано 32,8 млн. рублей, а в 2011 году - 37 млн. рублей, то уже в 2012 году сумма субсидий возросла до 75,6 млн. рублей! К слову, на 2013 год на эти же цели бюджетом предусмотрено 85,7 млн. рублей.
И сегодня мы можем говорить о том, что в результате этих целенаправленных мероприятий действующие тарифы на перевозку пассажиров в 3–3,5 раза меньше экономически обоснованных тарифов! Это серьезные цифры!

Корр. Скажите, с помощью снижения тарифов удалось увеличить пассажиропоток и вырваться из того самого «порочного круга», о котором вы говорили выше?

С.С. ЕРОХИН. Судите сами! Местные авиаперевозки осуществлялись воздушными судами четырех авиакомпаний: Северо-Восточного филиала ЗАО «ИрАэро» (Ан-26-100), ООО «СиЛА» (Ан-28), филиала «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ» (Ми-8Т), ОАО «Авиакомпания «Якутия» (Ан-24) по девяти направлениям: Магадан – Эвенск, Магадан - Омсукчан, Магадан – Сеймчан, Магадан – Ягодное, Магадан - Сусуман, Магадан – Ямск, Магадан - Тахтоямск, Эвенск - Тополовка, Эвенск - Верхний Парень.

В 2012 году выполнено 416 рейсов, перевезено 12,4 тысячи пассажиров. Для сравнения: в 2011 году выполнено 238 рейсов (2010 год – 184 рейсов), перевезено 9,3 тысячи (2010 год – 6,6 тыс.) пассажиров. Отмечу, что в 2012 году по специальному тарифу перевезено 2365 пассажиров (в 2011 году - 1136 пассажиров). То есть, на ваш вопрос можно отвечать утвердительно.

Помимо этого, генераторами роста пассажиропотока на местных авиалиниях выступили решения Президента и Правительства Российской Федерации о применении с 01 апреля по 31 октября на внутренних магистральных воздушных линиях специальных тарифов для пассажиров в возрасте до 23 лет, женщин в возрасте свыше 55 лет и мужчин в возрасте свыше 60 лет. С 2009 года спецтариф действует на направлениях Магадан-Москва, Магадан-Санкт-Петербург, Магадан-Владивосток за счет средств федерального бюджета, а в 2012 году в рамках софинансирования федерального и областного бюджета спецтариф действовал на направлениях Магадан – Хабаровск, Магадан – Новосибирск, Магадан - Петропавловск-Камчатский, Магадан – Иркутск, Магадан – Якутск.

И сегодня мы можем говорить о том, что наша авиация действительно позволяет решать целый ряд проблем, которые остро стояли перед областью еще три-четыре года назад, в частности, нам удалось сделать авиаперевозки действительно общедоступным видом транспорта на территории.
Корр. Дополняя вашу фразу, отмечу, что действительно, авиатарифы сегодня таковы, что практически любой житель области, даже ниже среднего достатка, может позволить себе перемещаться по воздуху в любую ее точку…

С.С. ЕРОХИН. Да, конечно! Стоимость билета в 2012 году до Ямска, Сусумана, Сеймчана – 3000 рублей, до Тахтоямска – 3300 рублей, до Ягодного – 2800 рублей, до Омсукчана – 3420 рублей. Вполне доступно даже для пенсионеров!

И как я отмечал ранее, с 01 апреля по 31 октября для молодежи и тех же пенсионеров применялся специальный тариф в размере 50% от действующего без ограничений по квотам мест и количеству полетов. Т.е. для них стоимость билета до Ямска, Сусумана, Сеймчана составляла 1500 рублей, до Тахтоямска – 1650 рублей, до Ягодного – 1400 рублей, до Омсукчана – 1710 рублей.

Корр. Еще один вопрос – акционирование аэропорта «Магадан». Появившись в новостях, эта тема уже успела обрасти ворохом слухов. Уже поговаривают о том, что грядут кадровые сокращения, что реорганизация выльется в ряд неудобств для пассажиров. Так ли это?

С.С. ЕРОХИН. Действительно, в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2011-2013 г.г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2102-р, с 15 ноября 2012 года проведено преобразование федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Магадан» в открытое акционерное общество.

Вместе с тем, аэропорт «Магадан» (Сокол) является важнейшим объектом транспортной инфраструктуры, обеспечивает устойчивое функционирование воздушного транспорта, доступность авиационных услуг для населения Магаданской области. Поэтому, вы понимаете, перед региональными властями стоит задача предотвратить возможные отрицательные последствия при проведении приватизации, сохранить и, возможно, даже увеличить кадровый потенциал предприятия и создать условия для увеличения объема авиаперевозок, появления дополнительных рабочих мест и увеличения налоговых поступлений.

В адрес администрации Магаданской области уже поступило и находится в стадии рассмотрения предложение по формированию Дальневосточного аэропортового холдинга для привлечения профильных инвесторов, имеющих опыт инвестирования значительных средств в долгосрочные по окупаемости комплексные программы по развитию и модернизации аэропортов.

В качестве первоочередных задач поставлено решение вопросов по инвестированию средств в техническое перевооружение предприятия, в том числе – в приобретение техники для содержания аэродрома и прилегающих территорий, коммерческого обслуживания воздушных судов и аварийно-спасательной техники, на реконструкцию старого или строительство нового аэровокзального комплекса для улучшения качества обслуживания пассажиров, на повышение энергоэффективности служебно-технической зоны и реконструкцию ангарного комплекса.

То есть, как вы можете видеть, процесс акционирования происходит под пристальным контролем и вниманием со стороны губернатора и всех уровней региональной власти. Мы все прекрасно понимаем, что от этого процесса зависит дальнейшее комфортное проживание населения нашей области.
Корр. Спасибо за беседу!

Беседовал Алексей МАКСИМОВ








Колымские колонки