Подвижник земли колымской


Святые мощи преподобноисповедника Андроника, претерпевшего гонения за Христа в лагерях Севвостлага, скоро обретет Магадан.

Среди сотен тысяч колымских сидельцев 30-50-х годов были и те, кто страдал за исповедание христианской веры. И обычные миряне, и священнослужители. Исповеднический подвиг на нашей земле понес и святой Андроник, в ту пору простой монах, а впоследствии схиархимандрит, канонизированный Украинской Православной церковью Московского Патриархата как преподобноисповедник (праведник, принявший муки за веру, но умерший своей смертью). Он станет первым колымским страдальцем, чьи святые мощи скоро упокоятся в Магадане.

Крестьянский сын

Сведений о жизни святого Андроника сохранилось очень мало. Известно в основном то, что он рассказывал самым близким своим духовным чадам.

Подвижник земли колымской


Родился будущий подвижник (в миру Алексей Андреевич Лукаш) в 1889 году на Украине – в селе Лупа Полтавской области. Родом крестьянин, с юных лет Алексей желал посвятить свою жизнь Богу, и уже в 17 лет ушел в Глинскую пустынь, где и доныне (село Сосновка Глуховского района Сумской области) располагается мужской православный монастырь Рождества Богородицы. Здесь он, не принимая постриг, подвизался простым послушником много лет, так что, когда началась Первая мировая война, был призван в армию.

Довелось ли ему повоевать, история умалчивает, а вот вкусить горечь плена пришлось. В австрийском плену он промаялся более трех лет, но и здесь все это время старался хранить свою совесть и монашеское устроение духа. Конвоиры, например, иногда предлагали пленным табак, но Алексей никогда не брал, хотя табак можно было обменять на хлеб. И это было поступком, ведь наши недруги с русскими пленными обращались бесчеловечно (как и во Вторую мировую), и они массово умирали от холода и голода. Но Алексей выжил, полагая в этом явленное Богом чудо. Из плена он вернулся в родной монастырь, где и принял монашество.

Дважды контрреволюционер

Колымская эпопея о. Андроника освещена тоже очень скупо. Известно, что здесь он «мотал» срок дважды – первый раз, в начале 30-х, ему дали пять лет, второй раз, в 1939 году – уже все десять. Вот как описывал о. Андроник обстоятельства, при которых впервые ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности: «Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: "Бог даст, и зазвонят". За эти слова сослали меня на Колыму». Здесь ему пришлось выполнять нелегкую работу санитара в тюремной больнице. Но делал он это так старательно, и с такой заботой и любовью ухаживал за больными, что некоторые зэки называли его «мамой».
В 1939 году следствие продолжалось почти год. о.Андроника допрашивали по ночам, во время допросов принуждали оклеветать епископа Павлина (Крошечкина), келейником которого он был. Ему угрожали, мучили: "Поставят к стене и начинают стрелять, но мимо, запугивают". Следователь кричал на отца Андроника: "Я тебя убью", а однажды сорвал с него крест и бросил в печь. Но на допросах его не били и бранными словами в его присутствии не ругались. Только один раз вошел в комнату "какой-то верзила" и сказал следователю: "Сколько ты будешь возиться с этим стариком?" – и ударил отца Андроника так, что тот потерял сознание.

Во время другого допроса раздели его до нижнего белья, вывели в коридор, где стояли огромные ящики в рост человека. В таком ящике его и заперли, а мороз был пятьдесят градусов. А старец подумал, что замерзнет и умрет там, но в последний момент ящик открыли, под руки вывели его, так как сам он идти уже не мог. Много раз предлагали подписать какие-то бумаги, но он отвечал: "Я неграмотный, не знаю, что там написано", — и не подписывал.
В лагере, видя внутреннее благородство о.Андроника, осужденные, а со временем и начальство проникались к нему уважением и доверием. Начальник лагеря даже взял его к себе на домашние работы, что, возможно, спасло ему жизнь. "Я повесил картиночку "Воскресение", молился, а когда начальник стал за это упрекать, то сказал: "Не нравится — уйду в лагерь", — рассказывал старец. Все в той семье очень полюбили отца Андроника; жена начальника расспрашивала его о духовной жизни, а когда он покидал Колыму, дала ему денег на дорогу.

«Жалейте людей…»

В монашеской среде есть такая присказка: «горе монаху без горя», которая выражает простую истину духовной жизни – спасение души без скорбей невозможно. Кто знает, может и о.Андроник с благодарностью принимал от Бога посылаемые ему скорби? Во всяком случае, как свидетельствуют его духовные ученики, он научился не просто терпеть невзгоды, но переносить их без ропота и даже благодушно. Все отмечают его доброту и мягкость к людям.

Это привлекало к старцу многие сердца. Глинская пустынь, куда после освобождения в 1948 году он вновь вернулся, стала местом паломничества. Однако в 1961 году пустынь закрыли, и о.Андроник перебрался в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего начальника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. Теперь уже в Грузию, как раньше в Глинскую пустынь, со всех концов Союза устремились к отцу Андронику верующие - в храм св. Александра Невского, где он служил и исповедовал.
В этот период в полной мере раскрывается в нем дар старчества, духовного руководства. Пройдя суровую школу монашеского искуса и жизненных испытаний, стяжав дар любви к ближнему, о. Андроник безошибочно прозревал внутреннее состояние человека, и в результате давал единственный правильный совет, как необходимо поступить в той или иной ситуации. Люди чувствовали в нем пламенную и снисходительную ко всем человеческим немощам любовь и духовную опытность. Даже письма отца Андроника к его духовным детям проникнуты истинно отцовской заботой и лаской. Он часто говорил: «Жалейте людей, относитесь к ним нестрого».

…В 1973 г. старец тяжело заболел, у него отнялась левая часть тела и до смерти уже не восстанавливалась. Он переносил болезнь безропотно, постоянно пребывая в молитве, и продолжал окормлять свою паству. Двадцать первого марта 1974 г. он тихо и безболезненно отошел в вечную жизнь…

Магадану - мощи

Первые попытки выяснить обстоятельства пребывания о.Андроника на Колыме были предприняты еще несколько лет назад бывшим магаданским епископом Гурием (Шалимовым). Тогда по его благословению отделом религиозного образования епархии была проведена работа по выяснению судьбы нескольких священнослужителей, сосланных на Колыму. В этот список попало и имя схиархимандрита Андроника.

Был оформлен запрос в архив соответствующего ведомства. На тот момент старец не был еще прославлен в лике святых, и епархия надеялась, что в материалах следственного дела удастся найти необходимые факты и инициировать процесс канонизации. Но, увы, среди документов с которыми епархии разрешили ознакомиться, искомого «дела» не оказалось… Скорее всего, оно было передано на Украину. Именно там, на родине святого, Украинская Православная церковь несколько лет назад канонизировала схиархимандрита Андроника в соборе глинских старцев.

Там покоятся и его мощи, перенесенные из Грузии. Не так давно епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, встретившись с главой Украинской Церкви митрополитом Владимиром (Сабоданом), договорился о перенесении части мощей и на Колыму. Они уже переданы, и как только будет изготовлена рака для них, святые останки доставят в Магадан. Ожидается, что случится это не позднее середины февраля.

Иерей Евгений БЕЛЯКОВ,
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

В статье использованы воспоминания духовных учеников о. Андроника схиархимандрита Иоанна (Маслова) и схиархимандрита Гавриила (Стародуба).

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "Вести города М"









Колымские колонки