28.06.2006 :: "Выстрел в упор. Разбойное нападение на предпринимателей преступники спланировали заранее"
И месяц был ярок и бел. До того ярок и бел, что от него, словно в полнолуние, всюду лежали тени вперехлест.

Проехали сотни километров - недалеко уже поселок Кадыкчан, что в Сусуманском районе. Но вот впереди на пустынной дороге уже не тень - автомашина. Да ведь это «Нива» знакомого, что живет с ними в одном поселке, а вот и сам он выходит из машины. «КамАЗ» сбавил скорость и притормозил в нескольких метрах от нее - эта остановка стала для супругов роковой.

Почти любое судебное дело, а особенно дело об убийстве, заключает в себе загадку, если не ряд загадок. Суд исследует их, анализирует, разрешает, и, когда судьи выходят из совещательной комнаты, этих загадок для них оставаться не должно, за исключением, быть может, тонкопсихологических, неизбежных и в любом несудебном деле. Для журналиста же эти загадки остаются. Остаются даже тогда, когда вина подсудимых полностью доказана. Во имя чего и почему они убили?

Эти два вопроса и не давали мне покоя при подготовке сегодняшней публикации. Во имя чего? И ответ приходит со всей своей однозначностью и определенностью -ради денег.

По этому уголовному делу (Магаданским областным судом приговор вынесен еще 14 июля 2005 года, но только на днях он вступил в законную силу, поскольку был обжалован в кассационном порядке в Верховный суд РФ) проходят двое осужденных. Но чтобы лишний раз не травмировать родных и близких (а у обоих преступников есть и несовершеннолетние дети), которые наверняка тяжело переживают случившееся, подлинные имена и фамилии осужденных, равно как и потерпевших, я не называю. ОСУЖДЕННЫЕ Власов С. П., 41 год. Образование среднее специальное, военнообязанный, женат, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, работал до ареста в г. Красноярске в ООО «КомФас» разнорабочим, ранее не судим.

Климов П. Н., 46 лет. Образование среднетехническое, военнообязанный, женат, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына, который является ребенком-инвалидом, работал до ареста в пос. Куй-дусун Оймяконского района Республики Саха (Якутия) частным предпринимателем, ранее не судим. До переезда в Красноярск Власов работал в Якутии, проживая здесь в поселке Теплый Ключ, расположенный неподалеку от другого - Куйдусуна, где он и познакомился с Климовым, с которым в 2001 году стали заниматься предпринимательством - перевозкой грузов. Они хорошо были знакомы с предпринимателем Алексеем Корни-

ловым и его женой Светланой, которые имели в Куйдусуне продовольственный магазинчик. Супруг где-то раз в месяц ездил в Магадан за товаром, а жена торговала. За товаром Сергей почти каждый раз отправлялся с денежной выручкой примерно в 700-800 тысяч рублей, что, наверное, и не особо скрывал от своих хороших знакомых: они ведь когда-то вместе работали на одном предприятии.

В один из январских дней 2003 года жена Климова уехала по делам в Якутск, и Власов перебрался к нему на квартиру - надо было закончить ремонт автомашины «Урал», на которой они время от времени возили грузы. В основном же автомобиль стоял на «приколе» - оба не любили работать. Они и нашли друг друга, скорее всего, как два «вакуума» -в пустом времяпрепровождении не было ни интересов, ни идей. Но деньги, которых на жизнь обоим не хватало, хотели иметь, и все разговоры крутились вокруг «баксов», тем более что Климов должен был Власову 2 000 долларов.

И однажды Власов предложил своему дружку такой вот преступный план: Корнилов, собирается в Магадан за товаром, у него обязательно будет с собой крупная сумма, надо в каком-нибудь укромном месте на трассе устроить засаду и «хлопнуть» его, а деньги забрать и поровну поделить. Вот тогда, мол, и работать не надо - заживут без проблем.

Это предложение не показалось Климову безрассудным и нелепым, он с ним согласился, и они начали обстоятельно готовиться к преступлению. Власов принес двуствольное охотничье ружье, которое якобы дал ему приятель, чтобы передать в Якутск, и натопил гараж, где подготовил к поездке свою «Ниву».
Ранним утром 7 февраля, погрузив в салон ружье, две канистры с бензином и две оленьи шкуры, они выехали из Куйдусуна по старой Хандыгской дороге, которая выходит к федеральной трассе Якутск - Магадан и где никогда не бывает постов милиции, потому что по ней мало кто ездит. Они знали, что именно по этой дороге всегда отправляется в Магадан Алексей Корнилов, поскольку путь по ней короче... И где-то километрах в пятнадцати от ручья Бастах (уже на территории Сусуманского района) в укромном месте преступники устроили засаду. Что они думали в эти часы ожидания, о чем говорили? Неужели не холодело внутри только от одной мысли о том, что собираются убить человека? ...Когда, осветив дорогу фарами, «КамАЗ» остановился, и Алексей спрыгнул с подножки машины, к нему подошел Власов -стояли разговаривали. В это время Климов взял из салона «Нивы» ружье, которое предварительно зарядил патронами. И, подойдя к Корнилову буквально вплотную, выстрелил ему в живот практически в упор - с расстояния примерно в 50 сантиметров. Упав на проезжую часть дороги, Алексей, схватившись за живот, начал стонать и материться.

Но тут кто-то в кабине «КамАЗа» включил и выключил свет. На какое-то время преступники опешили: не ожидали, что в поездку вместе с мужем отправится его жена. Однако замешательство было недолгим. Понимая, что она будет свидетелем их злодеяния, Власов решительно взял из рук Климова ружье и открыл дверцу машины. Светлана, как скажет потом на допросе Климов, слышал, как она взмолилась: «Сереженька, не надо, не стреляй, я отдам все деньги, только не стреляй». Но Власов тут же вытащил женщину из машины и с расстояния около 30 сантиметров выстрелил ей прямо в сердце. Потом направился к своей «Ниве», взял оттуда патроны и перезарядил ружье. Подошел к лежащему на дороге Сергею, который подавал признаки жизни, и дважды выстрелил ему в спину.

Жестокость и хладнокровие, с которыми были совершены эти убийства, не умещаются в моем сознании. Я считаю, что психически нормальный человек не способен на убийство себе подобного. Эта неспособность дана нам свыше, она рождается вместе с нами, она закодирована вместе с нами наравне с инстинктом самосохранения. Стало быть, убийца -аномалия, жертва глубокого психического нездоровья. Может, эти двое, убивая, были тяжело больны? Согласно заключениям судебно-психиатрических экспертиз, проведенных в отношении С. П.

Власова и П. Н. Климова, каким-либо психическим заболеванием, хроническим психическим расстройством либо слабоумием они не страдали в период совершенного ими преступления, способны сознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и руководить этими действиями.

...Да, они все четко спланировали заранее - не зря ведь захватили с собой еще и две оленьи шкуры. Завернув в них тела убитых, чтобы не оставить следов крови в машине, погрузили их в так называемый «кунг» (будку) «КамАЗа». Власов сел за руль «Нивы», а Климов - в «КамАЗ». Проехав около 130 километров, при выезде на реку Аркагала перед поселком Кадыкчан они остановились. И, включив в кабине грузового автомобиля свет, стали искать деньги - нашли их в целлофановом пакете рядом с черной сумкой. Как потом будут оба утверждать и на предварительном следствии, и на суде, денег оказалось 200 тысяч рублей, которые они поделили поровну.

Далее их путь пролегал к разрезу Тал-Юрях. Оставив «Ниву» в карьере, Власов пересел в «КамАЗ», и когда выехали на высокий откос, сбросили с него вниз тела убитых.

Затем поехали в сторону Кадыкчана, где на расчищенной бульдозером от снега площадке Климов бросил «КамАЗ» и пересел к Власову в «Ниву», на которой на следующий день после убийства они благополучно добрались в поселок Куйдусун.

Здесь вместе с родителями жила единственная шестнадцатилетняя дочь Корниловых Анна. Прошло три, пять, семь дней, но родители из Магадана не воз-

вращались, и она мучилась от неизвестности: что случилось? Написала заявление в милицию: помогите разыскать родных! Однако особо их стражи правопорядка и не разыскивали... Стоявший длительное время неподалеку от Кадыкча-на «КамАЗ» с магаданскими номерами (а на календаре уже была середина апреля 2003 года) показался подозрительным лишь одному из жителей поселка. Рассказал об этом своим знакомым, и, убедившись, что машина «на ходу», они перегнали ее в бокс бывшей поселковой пожарной части. А когда им кто-то сказал, что зимой на такой же машине пропали супруги, ехавшие из якутского поселка в Магадан, то ка-дыкчанцы заявили в милицию. Тогда и сообщили сотрудники РОВД дочери Корниловых об этом брошенном «КамАЗе».

Анна, сердцем чувствуя, что случилось что-то непоправимое, все же надеялась увидеть родителей живыми. Верила в чудо и ждала, хотя давно уже обзвонила всех родных, друзей и знакомых: мать с отцом у них не появлялись. Страшное известие о том, что их нашли мертвыми, она получила в предпоследний майский день. Анна несколько дней не могла разговаривать - горло было забито слезами.
30 мая техники ДЭП-246 поселка Каменистый проводили работы по ремонту дорожного покрытия в районе 741 километра федеральной автотрассы. И там, где под дорогой проходит дренажная труба, неожиданно увидели торчащую из воды человеческую руку. Неподалеку валялась оленья шкура... Об увиденном техники сообщили в милицию. В том месте и нашли убитых родителей Анны. Хоронил Корниловых весь поселок... И не нашлось среди жителей тех (за исключением, конечно же, родных преступников), кто не проклинал бы «выродков», которым место за высоким забором с двумя рядами «колючки».

Представителем государственного обвинения на суде выступал прокурор отдела прокуратуры Магаданской области Анатолий Подгорный. Я поинтересовалась у него, как обвиняемые вели себя в ходе судебного разбирательства?

- Я не сказал бы, что они психологически были подавлены и испытывали глубокое чувство раскаяния, - сказал Анатолий Иванович. - Власов отрицал свою вину, а Климов признавал ее частично в инкриминируемых деяниях Однако это опровергалось показаниями самих же подсудимых, которые, стремясь максимально снизить свою роль участия в разбойном нападении и убийстве, изобличали друг друга в совершении этих преступлений.
К примеру, допрошенный в судебном заседании Климов, обличая своего подельника в умышленном убийстве супругов, дал показания, что Власов, забрав у него ружье, обошел кабину «КамАЗа», и через минуту-другую со стороны пассажирского сиденья раздался выстрел. То есть, мол именно Власов, а не он убил жену предпринимателя. А помог скрыть следы преступления только потому, что испугался его угроз.
В общем, каждый из них выбирал свой, весьма хитроумный, способ защиты. Этими непоследовательными, противоречивыми показаниями предпринимались попытки ввести судебное следствие в заблуждение с целью избежания уголовной ответствен-

ности за совершение особо тяжких преступлений.
- Какое наказание им вынес суд?

- Приговором Магаданского областного суда Власову назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 23 года в колонии строгого режима а Климову - на 20 лет, с отбыванием наказания также в колонии строгого режима.

- Заявляли ли на суде родственники погибших исковые требования о компенсации морального вреда?

- Да, такие требования заявили мать супруги предпринимателя и несовершеннолетняя дочь, потерявшая сразу обоих родителей. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывал степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевших, степень вины подсудимых, а также требования разумности и справедливости. 600 000 рублей с подсудимых взыскано в пользу матери и 700 000 рублей -в пользу дочери. Но никакие деньги, понятное дело, не сгладят им душевную боль, это горе - неизбывное.

И вот еще что сказал мне Анатолий Подгорный:

- Сидя под конвоем перед деревянным барьером, который отделял этих двоих и от зала суда, и от нормальной человеческой жизни, они напоминали мне дряхлеющих стариков - какие-то размытые лица, ускользающий взгляд... Я смотрел на них и думал: способны ли они хоть когда-нибудь понять, что человеческая жизнь обладает бесконечной ценностью? Что жажда легкой наживы и цинизм, объединившись, стали той убойной мощью, которая «раздавила» и их самих?
обзор прессы на Колыма.RU