Юрий Медяник: человек-оркестр

Юрий Медяник: человек-оркестр



Юрий Медяник: человек-оркестр
Магаданская весна на излете, и - счастье, что многим колымским ценителям прекрасного она запомнится приездом в наш северный город уникального российского музыканта-мультиинструменталиста Юрия МЕДЯНИКА. Без преувеличения: Медяник - редкое явление на современной сцене. Обладатель подлинного артистизма, феерической виртуозности и ярчайшей сценической индивидуальности, это художник, творчество которого не укладывается в привычные рамки академического музыканта-исполнителя. На Колыму знаменитый виртуоз привез свое детище - Emotion Orchestra с изумительной программой «Вивальди. Времена танго».

Еще в детстве получивший славу вундеркинда (начал играть в два года, выступать с концертами в четыре!), сегодня Медяник в свои 33 года - один из немногих исполнителей на земном шаре, в совершенстве владеющих сразу несколькими инструментами - баяном, скрипкой и бандонеоном. Талантливый дирижер, выступающий с известными оркестрами России и мира (в том числе главный дирижер Оркестра Благородного Собрания и приглашенный дирижер фестиваля «Басы XXI века»), основатель и художественный руководитель Pluri_Art Orchestra и Emotion Оrchesta, солист ансамбля Piazzolla Quintet и автор первого российского проекта электронного танго «NTO project», почетный член Консерватории города Каунаса (Литва), а также художественный руководитель абонемента в Рахманиновском зале Московской консерватории, посвященного талантливой молодежи.

Попасть на единственный концерт Медяника и его оркестра, организованного Магаданской областной филармонией, все желающие не смогли - билеты раскупили, как водится, задолго до приезда артистов. В тот чудный вечер в МЦК собрались несколько сотен колымчан, понимающих и тонко чувствующих ценность бессмертной и прекрасной музыки. Драгоценные звуки разносились всюду, почти до боли ударяя по груди, проникая до мозга. Весь зал был пропитан, насыщен ею - сильной и чистой тоской. О волнении души говорила она и о жизни духа, смертного ли, бессмертного… Атмосфера высочайшего духовного напряжения, способствующего добру, правде и красоте, продержалась до последнего аккорда.

И, пока шел концерт, рассеяно думалось о том, как часто у нас рассуждают о таланте, мастерстве как о неких субстанциях, дополнительных к личности человека. А здесь случай совершенно особый. Юрий Медяник - не просто человек с божественным даром к музыке, а человек, который как ледоход, идет впереди времени и разбивает стену, разбивает лед, прокладывает новую дорогу, и за ним уже смогут поплыть всякие маленькие корабли и лодки. По следу гения, как водится, устремляются самые чуткие, самые способные люди, а потом уже толпа, и откровение делается общим местом. Зато мы, средние граждане, благодаря гениям и самому течению времени понимаем все больше и больше. А они - впереди времени. Это как Тридцать вторая соната - прекрасное тому свидетельство. Она опережает всякое время, и бетховенское, и наше. Под такую музыку если кто и танцует, то ангелы, разве нет? Сильное творческое пространство Юрия Медяника и уводит нас как раз в этот музыкальный мир, где они танцуют…

Юрий Медяник: человек-оркестр


Но все это будет потом, на концерте. А пока, сидя на репетиции Emotion Orchestra в пустом еще зале, наблюдаю за Юрием на сцене. Вроде бы такой простой и милый, мой сверстник, ровесник в потертых джинсах и модных ботинках. Но вот он начинает играть, одновременно дирижируя, и вдруг появляется в нем что-то сильное, властное, гордое, он выпрямляется, лицо озаряется какою-то внезапною строгою или важною мыслью, как будто уносящей его далеко от этой мелкой жизни, в какую-то другую жизнь. И при этом иногда улыбается так грациозно и мечтательно, что невольно начинаешь понимать, что он там слышит. Вот как он это делает? Никакого сияющего пафоса, лишь задумчивая и напряженная нежность уникального, не поддающегося копированию образца... Отыграл, приветливо помахал мне рукой, спустился по ступенькам в зал с улыбкой:

- Ну, вот мы и снова встретились, - тепло поздоровался Юра, усаживаясь напротив, - три года прошло, верно? Я вас помню!

- Да, последний раз вы были в Магадане весной 2013г. Что изменилось в вашей жизни за эти три года?

- Я стал мужем и отцом! (улыбается) C 2015 г. назначен дирижером Московского Театра «Новая Опера» им. Е.Колобова. С Emotion Orchestra мы записали два диска, у меня также вышел диск с Борисом Андриановым (один из ведущих российских музыкантов, «бог виолончели», - прим. авт.). Стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра Благородного Собрания, художественным руководителем и дирижером оркестра «Русское поле», в котором звучат академические и народные инструменты. Состоялся мой дебют с совершенно замечательным израильским оркестром «Иерусалимская Камерата», выступал за это время с замечательными артистами - американцами, итальянцами, прекрасной пианисткой Ольгой Шепс, тенором Федерико Лепре. В общем, всего и не перечислишь (смеется).

- Юрий, вы родом из Донецкой области, и, как своего земляка, не могу не спросить вас об отношении к тому, что сейчас происходит на Украине…

- У меня на Донбассе, в Амвросиевке бабушка с дедушкой в земле лежат, дядя… Как я могу относиться, если разбомбили мой город? Тут относиться можно только с сожалением к тем людям, которые это делают и с глубокой скорбью к тем, кто погиб. Я разделяю горе своих земляков. Украина всегда будет местом, где я родился и, если меня будут приглашать, я с удовольствием буду приезжать в родные места.. Разделение наше мнимо: все равно все мы - и Россия, и Белоруссия, и Украина – русские, один народ.

- Если зайти на ваш официальный сайт www.yurimedianik.ru, к слову, изумительно сделанный, можно увидеть, что ваш гастрольный график расписан на годы вперед. Признайтесь, не страшно так жить - в плену жесткого расписания, когда знаешь, что ничего не можешь изменить?

- Многие концерты на сайте еще и не указаны! (смеется), а сайт действительно красивый, спасибо. Помню, что с Кореей и Японией гастроли расписаны на два года вперед точно. Я просто не знаю другой жизни, потому как начал гастролировать в 10 лет - Германия, Болгария, как сейчас помню…

- Вы сделали почти невозможное: со своим, как модно сейчас говорить, проектом Emotion Orchestra дебютировали в Большом Зале Московской консерватории в одном концерте с Ю.Башметом и Д.Крамером. Как вам это удалось, да еще и с первого раза? Вам кто-то помогает, приоткройте завесу тайны?

- Да нет никакой тайны. Просто нужно работать много и все. Всегда, не останавливаясь. Хорошо, когда пришел в шахту в восемь утра, а в восемь вечера кончил вахту и домой пошел отдыхать, к примеру. То есть имеется хоть какая-то возможность перевести дух. А у нас, у артистов, работа совершенно другая. Плохие артисты отдыхают, хорошие - нет. К примеру, какое-то время в сутках ты можешь не заниматься на своем инструменте, но все остальное время ты все равно подспудно думаешь о том, что ты делаешь. Недостаточно просто выучить текст какого-то произведения, с ним нужно прожить как минимум год, понять его, вжиться, пережить внутренне. Четыре часа в день занимаешься на инструменте, все остальное время - думаешь. Сидишь с партитурой и представляешь себе звук оркестра, мысленно разгадываешь трактовку произведения, и т.д. Тем более, у меня в жизни, получается три инструмента, дирижирование, поэтому отдыха, как такового нет.

- У вас с детства слава вундеркинда и гения. Вы и без того известны, зачем вам понадобилось создавать Emotion Orchestra? Для чего?

- Все очень просто. Не скажу, что я очень-очень известен, я не люблю такие слова. Emotion Orchestra - это отдушина для меня. Потому что до 2007 г. у меня все было строго в направлении классической и академической музыки. В Магадан, кстати, приехал «золотой» состав моего оркестра, потому что с момента его возникновения в 2007г не поменялся только я. Я долго-долго искал именно этих музыкантов, самым последним пришел контрабасист три года тому назад.

- Вы даете концерты по всей России. Каково отношение зрителей к классической музыке в регионах? Как реагируют на нее в Европе, других странах?

- Скажу так: я гастролирую с двумя направлениями в репертуаре концертов - одно из них это классика. Исполняю произведения на скрипке, играю на баяне, с камерными и симфоническими оркестрами, а также даю сольные концерты. Если брать развитие этого направления за последние лет восемь, то приходится констатировать с сожалением, что интерес к баяну в его чистом виде - классика на баяне, сольные концерты на баяне - очень сильно упал. Интерес к академической музыке на скрипке с симфоническими оркестрами очень сильно вырос. Я это связываю с тем, что, во-первых, классика бессмертна, а во-вторых, баян как инструмент классический в представлении людей все-таки не закрепился. Я его тоже представляю именно как классический инструмент, для меня это очень важно. Что касается второго направления - Emotion Orchestra, то это проект универсальный и очень успешный. Как продюсер, могу себя в данном случае считать счастливым. И вот здесь, говоря о регионах, скажу, что у обычных филармоний «за МКАДом» попросту нет бюджета приглашать дорогостоящие проекты , тем более, большие коллективы. Так и получается: там филармонии «кормят» публику тем, на что у них хватает денег, а хватает порой на очень малое. Поэтому так много людей, которые приезжают в Москву из других городов на наши концерты и рассказывают потом в своих городах, как это было.

- Недавно вы вновь произвели революцию в исполнительском искусстве: выпустили диск "Bach. Sonatas", первым в мире записав Три Сонаты для виолы да гамба и клавира И.С.Баха в переложении для виолончели и баяна. Учитывая, что «экологически чистой» музыке на рынок не прорваться, скажите, ваш диск можно купить на iTunes?

- Да, как, впрочем, и в интернет-магазине фирмы "Мелодия". Этот диск в его полноценном виде продается сейчас уже и в Японии, и в Германии. В России это, к сожалению, мало кому интересно. А уровень действительно топовый, потому что это первая запись в мире! Такое переложение до нас с Борей Андриановым не записывал никто. Бах написал эти сонаты для виолы да гамба и клавира, и никто никогда этого не делал в варианте для баяна и для виолончели. А мы первые в мире, которые это сделали.

- Юрий, вы отвечаете поклонникам в твиттере? @medianik - это ваш аккаунт? Или кто-то использует ваше имя в соц.сетях?

- Что касается твиттера, там аккаунт мой. Еще в фейсбуке у меня есть профиль, я всегда открыт для общения, телефон под рукой.

- Еще я заходила в ваш ЖЖ, но последняя запись в нем была сделана в сентябре 2012г, больше не ведете живой журнал? И что там была за история с девочкой Аней, которая выиграла первую Премию на престижном конкурсе, потому что отправила вашу запись? Вы больше не помогаете с тех пор юным дарованиям?

- История была такая: по просьбе моего большого друга Евгения Гусарова, я согласился помочь одному юному очаровательному таланту в записи "фонограммы" для участия в конкурсе - но это оказался очень необычный конкурс и очень необычная фонограмма. Когда я увидел ноты, я очень удивился! Этому ребенку - Анечке - нужно было петь "Фиалки" Скарлатти, и вся особенность эксперимента, который задумал Евгений Иванович, и состояла в том, чтобы партию клавира я сыграл на баяне! Мы записали это в зале ДМШ No.11 в Москве, но потом я узнал, что те камеры, которые, как мне сказали, были включены "для домашнего архива", оказывается, были включены не совсем для него..... А результат этого - Первая премия этого очаровательного ребенка на конкурсе, который она мечтала выиграть, и это видео на YouTube. У девочки очень хорошо складывается карьера, она не только выиграла тот конкурс, на который отправили запись, она еще съездила в Европу с несколькими концертами. Всем я помочь не смогу физически, но, когда чувствую, что передо мной достойные люди, почему нет? Когда-то мне помогали, теперь я.

- А вы нынче постоянно проживаете в Москве?

- С тех пор, как вернулся в 2007г. из Бельгии, так и живу в Москве, да. В бельгийском Монсе я обучался в Королевской Консерватории. с 11 лет я обучался в Специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской Консерватории , затем, после переезда в Москву, в Специальную музыкальную школу при Академии Музыки им. Гнесиных. (проверьте чтобы правильно были падежи) Позже окончил Московскую Консерваторию им. Чайковского, а также аспирантуру по классу скрипки, окончил Академию Музыки им. Гнесиных по классу баяна, стажируюсь в данный момент в Музыкальном Институте им. Ипполитова-Иванова.

- 21 февраля вам исполнилось 33 года. С каким главным достижением вы вошли в возраст Христа?

- В нашей семье родился ребёнок! Я считаю, это самое главное, потому что это дает совершенно иной стимул и другое ощущение жизни. По иному отныне стоишь ногами на земле, другая степень ответственности, все очень хорошо и счастливо изменилось в профессиональном плане. С другим ощущением выходишь на сцену. Если раньше я выходил на сцену с целью понравиться ушедшему композитору и заслужить его признание тем, что правильно прочел его нотные записи, верно расшифровал его месседж, который он через музыкальную грамоту проносит сквозь столетия, то сейчас сам для себя не могу до сих пор облечь новые ощущения в слова.

- Я хотела поговорить с вами о природе гениальности…
- Я не знаю, что такое гениальность. Об этом вопросе разговаривайте с гениями, не со мной.

- Ну, а с двух лет на скрипке играть - это что? Не гениальность?

- Ну, во-первых, не с двух лет, а с года и восемь месяцев. И это был баян, а не скрипка. Это был маленький баян модели «Малыш», в полторы октавы. Папа был баянистом, мама пианисткой, они работали педагогами в Амвросиевской музыкальной школе. Сейчас они живут в Москве, у меня есть старшая сестра, Ольга Медяник-Мореззи, она певица, живет в Италии.

- Ваши родители сознательно воспитывали в вас вундеркинда с рождения?

- Я думаю, они просто лепили из того, что было. Если бы я не хотел, я бы этим точно не занимался. Папа дал мне инструмент, показал ближайшие на грифе ноты, показал, как растягивать мех, взял гитару и стал что-то играть. А я стал эти ноты потихонечку повторять за ним. И, как-то пошло. Потом я начал петь, в четыре года уже начал выходить на сцену, был артистом нашего местного ДК. Ездил по больницам, пел для слушателей, выступал на концертных площадках.

- Чем вам приходится расплачиваться за свой дар? Тем, что не имеете возможности видеть, как растет ваш ребенок, общаться с семьей?

- Расплачиваться? Какое тоскливое слово. Решают все ведь на самом деле не деньги, а идея сохранения красоты, которая более всего передается именно в музыке. А еще я налоги плачу, так что все окей! (смеется)

Дарья ГАВРИЛОВА.
Фото автора



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.