Школа жизни


АНГЕЛИНА БИРЮКОВА - О ПЛЮСАХ ЕГЭ И СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ

«СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ», - СЧИТАЕТ ДИРЕКТОР МАГАДАНСКОЙ ГИМНАЗИИ № 13 АНГЕЛИНА БИРЮКОВА. В ГОД СВОЕГО ПОЛУВЕКОВОГО ЮБИЛЕЯ ГИМНАЗИЯ № 13 ВОШЛА В ТОП 100 ЛУЧШИХ ГИМНАЗИЙ СТРАНЫ И НАГРАЖДЕНА ДИПЛОМОМ МЭРИИ МАГАДАНА КАК ЛУЧШАЯ ПО ИТОГАМ 2014 ГОДА.

И СТАТУС, И ДЕНЬГИ

- Ангелина Львовна, вестибюль гимназии уставлен множеством кубков и грамот. В спорте, наверное, вам нет равных?

- Это награды за победы в разных сферах - научно-исследовательской, творческой, военно-патриотической. Но больше, конечно, спортивных. Вестибюля не хватит, чтобы выставить все спортивные кубки, так их много. Мы одна из первых школ, получивших в 91 году статус гимназии. Тогда мы сразу встали на путь многопрофильного образования и здорового образа жизни. Серьезные достижения в разных дисциплинах дают нам право называться одной из самых спортивных школ в городе. Неизменных 18 лет, например, мы были победителями легкоатлетической эстафеты в честь 9 Мая. Успешно наши гимназисты выступают на турнирах по баскетболу, волейболу, лыжным гонкам.

При этом, однако, спортивная база, которой мы располагаем, более чем скромная. К большому сожалению, у нас совсем не оборудован школьный двор. Мы единственная школа в городе, у которой нет спортивной площадки. Нет места - в этом вся проблема.

- Ваша гимназия имеет достаточно высокий рейтинг в Магадане. Умело подбираете кадры?

- Подбору кадров мы, конечно, уделяем серьезное внимание. У нас хороший слаженный коллектив: люди трудятся неравнодушные, творческие, влюбленные в свое дело. Душу вкладывают и в учебную работу, и во внеклассную. Готовят ребят к научным конференциям, олимпиадам, конкурсам, ведут занятия в кружках. Изостудия «Акцент», театральная мастерская «Ассоль», спортивные секции - система дополнительного образования у нас многоплановая, учитывает разные интересы детей.

Ребят младших классов мы постоянно водим в музеи, библиотеки, театры. В течение 4 лет самые активные участвуют в пушкинских чтениях, которые проходят в Казани. 30 апреля наши гимназисты вылетают в Санкт-Петербург на Международный фестиваль детских творческих коллективов «Северная Венеция».

- Молодые специалисты наконец пошли в школы. Потянулись за длинным рублем?

- В последние годы к нам пришло достаточно много молодых специалистов, почти треть всех кадров - молодежь до 35 лет. Материальных стимулов стало, конечно, больше - молодым дают сертификаты на 100 тысяч рублей, а лучших педагогов мы премируем, поощряем. Но для того, чтобы учителю заработать 60 тысяч, надо больше заниматься в системе дополнительного образования. Зарплата на ставку - 30 тысяч.
Начал играть роль, скорее, другой фактор - престиж профессии. Утраченный в 90-е, он вновь возрождается. Молодые люди стали открывать для себя горизонты профессии, возможности личностного и карьерного роста. Если ты человек творческий, активный, уже за три года после окончания университета вполне можно сделать себе имя.

ПЛОДЫ РЕФОРМ

- Ангелина Львовна, вам не кажется, что бесконечные модернизации, которые более двух десятилетий потрясают российскую систему образования, только разрушают ее?

- В чем-то соглашусь с вами. Система образования консервативна по своей сути, развивать ее безусловно следует, но иногда необходимо остановиться и проанализировать.

- Что за время реформ российская школа потеряла, что приобрела?

- Единый госэкзамен с нами целое десятилетие. Но, на мой взгляд, это серьезное завоевание системы образования. Не нужно держать испытания дважды, сдал ЕГЭ в школе, и свободен - поступай, не выезжая из Магадана, в любой вуз страны. Важно и то, что результаты ЕГЭ остаются в силе четыре года, это дает выпускникам возможность поиска на тот случай, если выбор специальности оказался ошибочным. Хотя в 9 классе система выпускных, по моему мнению, должна быть смешанной. Если ученик не осилил ЕГЭ, должна быть возможность пересдать экзамен в традиционной форме.

Сейчас больше сделан акцент на одаренных детей, с которыми можно работать по индивидуальному плану, - это я тоже считаю достижением последних лет.

- Некоторые, напротив, ЕГЭ считают элементом разрушения. А вы что относите к потерям?

- В новой стратегии воспитания и образования на первый план выходит патриотическое и семейное воспитание, что было утеряно в 90-е. Но это не вина школы - время такое было, школа только отражает процессы, происходящие в обществе.

- Да и учебники какие были кошмарные! Великой Отечественной и то три жалких странички отводили…
- К учебникам были и есть вопросы. Но сейчас немало делается для формирования у молодежи патриотизма и семейных ценностей. Семья сегодня - участник образовательных отношений. И мы учимся вместе выстраивать эти отношения.

- Техническое оснащение школ улучшилось?

- По сравнению с прошлыми десятилетиями, конечно, улучшилось финансирование, но сказать, что этого достаточно, не могу. Компьютеризация, информационные технологии требуют немалых затрат. А время летит вперед стремительно. Не успели мы приобрести компьютеры, как уже появились интерактивные столы, задача поставлена автоматизировать место учителя и ученика.

СФЕРА УСЛУГ?

- Компьютеризация, это, наверное, хорошо. Между тем, уровень знаний школьников снижается, об этом даже преподаватели МГУ говорят. Почему так?
- По своей школе я этого не могу сказать. Когда я слушаю, какие серьезные вещи обсуждают дети на уроках, какой уровень подготовки они показывают на конференциях, олимпиадах... За своих гимназистов, по крайней мере, нам нечего стыдиться. Более 90 процентов наших выпускников поступают в высшие учебные заведения, и большая часть - на бюджетной основе. Они трудятся в самых разных сферах - в школах, вузах, больницах, в правоохранительных органах, в правительстве региона и т. д.

- Как вы тогда объясните неудачные результаты ЕГЭ в регионе? В 2014 году мы сдали ЕГЭ хуже всех по стране.

- В нашей гимназии ЕГЭ сдали все, у нас был лучший результат по региону. Самые высокие баллы гимназисты показали по химии, биологии, обществознанию, физике. И это абсолютно честные результаты, потому что списать в Магадане - исключенный вариант. Сложнее с качеством подготовки, наверное, в районах области. Там и с кадрами проблемы, и детки могут быть разные по уровню своему, отсюда и средний балл получился такой невысокий.

- Говорят, дети сейчас ну очень сложные…

- Не соглашусь с этим. В большинстве своем дети замечательные. Они любознательны, отзывчивы, милосердны. С удовольствием, например, участвуют в разных социальных проектах, в волонтерском движении. Наши гимназисты - частые гости в Домах ветеранов, в детских домах, в Тихой обители. Проводят там утренники, концерты, конкурсы, и не по принуждению это делают, а от сердца.

- Не обидно, что образование сравняли со сферой услуг?

- Это юридический термин, и если брать его правовой характер, это действительно услуга. Мы предоставляем образовательные услуги, и у родителей есть право выбора этих услуг. Главное, чтобы услуга была качественная. А это урок, плюс внеурочная деятельность, система дополнительного образования, комфортная среда и отношения учеников с родителями. Тогда за «услугу» не обидно.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ








Колымские колонки