Трагедия 1947 года


В областном пожарно-спасательном центре МЧС установлена стела. Посвящена она памяти погибшим в 1947 году на судах «Генерал Ватутин», «Выборг» в Магаданском морском торговом порту.

Сработана стела из искореженных кусков металла судна «Генерал Ватутин». Металл найден на сопке, у подножия которой расположен морской порт. На открытие стелы собрались служащие МЧС.

Немало героического и трагического хранит Колыма. Нередко героическое и трагическое сплетены воедино. Именно это соединилось во время действий огнеборцев при тушении сильного пожара, возникшего в Магаданском морском торговом порту после взрыва в бухте Нагаева вблизи причала в 1947 году двух кораблей «Генерал Ватутин» и «Выборг». Порт в то время назывался «Нагаево». Пожарные и труженики порта первыми приняли огненный удар на себя.

***
Это произошло в 10 часов утра 19 декабря 1947 года.

Грузопассажирское судно «Генерал Ватутин» находилось от причала на расстоянии 250 метров. На его борту размещалось три тысячи четыреста тонн взрывчатых веществ. На судне возник пожар. Дым и огонь на судне был увиден пожарным постового караула порта. Об этом он сообщил в Магадан. В порт прибыл весь пожарный гарнизон.

В это время в акватории Нагаевского порта в радиусе 500 метров от причала находились суда «Минск», «Старый Большевик», «Советская Латвия», «Тайга», «Немирович Данченко», «Ким», «Советская нефть», а также судно «Выборг», на борту которого находилось 160 тонн взрывчатых веществ.

К порту, но достаточно далеко от него, двигался пассажирский морской лайнер «Феликс Дзержинский».
В то время порт был оборудован десятью навесами размером 40 на 10 метров, под которыми размещались всевозможные грузы, предназначенные для предприятий Колымы. Техническое оборудование, мука, горюче-смазочные материалы, лесоматериалы и прочее. Тут же в порту находилась грузопогрузочная техника, автокары, бензонасосная станция.

На склоне сопки, что от порта поднимается вверх, примерно на высоте восьмидесяти метров располагались жилые строения, в которых проживали как семейные, так и 400 бессемейных человек. Поселок назывался Бермыс. Жили здесь служащие ВОХР, другие граждане, в том числе и военнопленные японцы. От подножия сопки по крутому подъему вверх вела метров на тридцать деревянная лестница с перилами. Дальше к баракам шла тропинка.
В западной части порта находилось десять емкостей, содержащих 17 тысяч кубометров нефтепродуктов.

Черное облако висело над судном «Генерал Ватутин», затем раздался страшный взрыв. От детонации взорвалась и взрывчатка на судне «Выборг».
Высота волны, обрушившаяся на суда, что стояли на рейде, и на причал, составляла десять метров. На пирс выбросило водолазный катер. Взрывом снесло постройки порта, деревянные склады. Металлические части разорванного корпуса судна «Генерал Ватутин» разнесло по морю, по сопке. Были повреждены рейдовые суда. Поднятые волной льды обрушились на порт. На сопке выше порта возникло семь очагов пожара. В порту – тринадцать очагов. На борьбу с пожарами в порт прибыли военнослужащие, бойцы ВОХР (вооруженная охрана) в количестве 380 человек. В порту пожары тушили в течение 16 часов, на сопке четверо суток.

Во время трагедии погибло сто одиннадцать человек. Из них двое пожарных. Еще один пожарный скончался в больнице.
Погибло двое японских военнопленных.

На «Выборге» погибло семь человек. На «Генерале Ватутине» – 14 пассажиров и 36 человек команды. В больнице скончалось тридцать три человека.
В воздух попало 2,5 млн. кубических метров ядовитого вещества. К полуночи 19 декабря за медицинской помощью обратилось 585 человек.

***
На склоне сопки, на распланированной площадке, там, где начинается улица Транспортная, находилась также перевалочная база с открытыми емкостями, заполненными нефтепродуктами. От взрыва емкости были повреждены. Содержимое их могло устремиться в поселок Нагаево. Нагаево в то время – это сплошные деревянные частные дома, множество складских помещений, домов барачного типа. Любая искра, замыкание электрических проводов, брошенная спичка могли вызвать пожар.

Прибывшие военнослужащие и гражданские лица лопатами и кайлом долбили мерзлую землю под канаву. В случае сильной течи нефтепродуктов канава должна их отвести в сторону от Нагаево. Всем дали команду «Не курить!». А в то время народ был курящий. У многих папиросы в портсигарах, кисет с махоркой. Никто не закурил.

***
В этот же день и.о. начальника Дальстроя генерал-майором Семеновым издан приказ за № 0141 о создании комиссии по выяснению причин взрыва, определения виновных, убытков, принятия срочных мер к ликвидации последствий взрыва и по разгрузке пароходов.
В комиссию вошли зам. начальника Дальстроя Никешичев, начальник УМВД Окунев, начальник оперативного отдела Новиков, зам. начальника полит­управления Гущин и другие лица. Всего восемь человек.

***
В порту сгорело шесть складов, механическая мастерская. На месте взрыва судна «Генерал Ватутин» образовался котлован глубиной семь, длиной сто, шириной 40 метров. Металлические обломки судна разметало на сопке выше порта. Часть их и поныне находится там.

***
Мощная взрывная волна пошла на Магадан. В части домов, что обращены окнами к бухте, взрывной волной выбило стекла. Выбило их и в детском саду № 1, что находится на улице Пушкина.

Осколками стекол порезало несколько детей. В разбитые окна хлынул морозный воздух. Воспитатели быстро одели детей и вывели их на улицу. По телефону сообщили на предприятия родителям, чтобы они пришли и забрали ребят домой. Дети на морозе вместе с воспитателями дожидались родителей у здания банка, что на улице Пушкина. В то время банк представлял крепкое одноэтажное строение из толстых бревен с высоким крыльцом.
Взрывная волна прошлась по зданиям города. К примеру, она так ударила по одноэтажной столовой № 10, что находилась по улице Портовой (где ныне кафе «Отдых»), что там, на головы работников рухнула балка. Обошлось без тяжелых травм. В то время на улице Портовой каменных пятиэтажек не было.
Люди выбежали на улицу. Над морем и портом клубилось огромное черное облако. Кто-то посчитал, что началась война.
В поселке Бермыс без жилья осталось семьдесят семь семей.

***
Порт восстановили быстро. Для хранения и разгрузки судов, доставляющих на Колыму ВВ (взрывчатые вещества), был выбран один из районов у бухты Гертнера. Там построили охраняемые склады и причальное сооружение. По приходе сюда судна с ВВ, из порта Нагаево выезжали бригады грузчиков. Взрывчатку разгружали вручную.

***
Причиной взрыва на судне «Генерал Ватутин» считается пожар. Но почему он возник, при каких обстоятельствах – это не установлено. В числе гипотез была и диверсия.
О трагической гибели судна «Генерал Ватутин» создан фильм «Последний поход генерала». Автор сценария и режиссер фильма шеф-редактор специальных проектов ГТРК Анастасия Якубек.
На 7-м международном кинофестивале документальных фильмов «Человек и море» в 2011 году фильм удостоен Гран-при.

***
Пожарные. Эта профессия всегда в народе пользовалась почетом и уважением. Люди, рискуя своей жизнью, спасают людей, попавших в беду. Благодаря героизму пожарных, ценой своей жизни, они спасли страну от гигантской Чернобыльской катастрофы.

***
Большую исследовательскую работу в части истории пожарной службы на Колыме ведет проживающий в Магадане подполковник МЧС Александр Дзюба. Сейчас он на заслуженном отдыха, но с коллегами общается часто.

Стела создана по инициативе и при активном участии сотрудников областного пожарно-спасательного центра МЧС. Рядом с ней размещены стенды с информацией о той трагедии. Большую помощь службе МЧС в части предоставления документации оказал Магаданский областной архив.
С учетом этой документации написана статья.

О. МИХАЙЛОВ

Автор:  О. МИХАЙЛОВ "Вечерний Магадан"









Колымские колонки