Смена ассоциаций. Из памятника скорби - в неповторимый город


У Магадана уникальная ситуация: его название известно всей стране, считает заместитель мэра Магадана Юрий КАЗЕТОВ. но контекст, в котором его знают, устарел и абсолютно не соответствует сегодняшней действительности.

Прошлое прошло

Говоря «Магадан», в первую очередь вспоминают о том, сколько людей, в том числе теперь всемирно известных, здесь сидело или даже погибло. Но жить на кладбище, даже мемориальном, невозможно. Именно это стало причиной начала процесса изменения имиджа города: не отказаться от истории, но оставить ее позади и жить дальше.

Появился в городе памятник Владимиру Высоцкому. Хотя, казалось бы, что связывает поэта и наш город? Но были те самые знаменитые два дня в Магадане, о которых и сейчас рассказывают легенды. И строчки «Я видел Нагайскую бухту…», судя по которым у Владимира Семеновича о нашем городе остались достаточно теплые воспоминания.

- Вслед за памятником может появиться череда экскурсий «Высоцкий: два дня в Магадане». Это такая тема, которую можно дальше развивать, - говорит Юрий Казетов. - Возможно, будет фестиваль или конкурс авторских песен о Магадане «Я расскажу тебе про Магадан». И это будет целая логическая цепь, плотно свитая с жизнью города. И памятник как звено в ней. По-новому Магадан уже зазвучит - через песни, через саму личность Высоцкого.

И такая связь есть у всех новых скульптур, появившихся в городе. Мамонт на берегу моря, не просто как доисторический зверь, но послание человеку - задумайся, что ты оставишь после себя! Не случайна и фигурка евражки. Он один из любимых сказочных героев северных народов, а многие ли горожане до появления его в сквере 70-летия Магадана знали, как евражка выглядит? Обещают в муниципалитете, что со временем появится и медведь, но тоже в своем, особом прочтении.

- Я считаю, что должны появляться скульптуры, которые не несут пафосной мысли или идеологии. Они должны украшать город и менять лицо Магадана, - говорит Юрий Казетов.

Это все - о нем

- Есть на Колыме легенда о первооткрывателе местного золота Бориске Шафигулине. И появилась идея: установить фонтан, но не традиционный, а с его фигурой над ручьем, в котором старатель намывает золото, - рассказывает Юрий Казетов. - Или каменная волна, по которой поднимается кета. А в сквере «Морской» планируем поставить северного человека, шамана, с огромным, разделенным на солнце и луну, бубном над головой. К сожалению, пока это не состоялось, но, возможно, получится в следующем году.

Есть идеи развития и жанровой скульптуры. Композиция, которая мне очень нравится, - «Будете у нас на Колыме». Это гротескная композиция, в эскизах предполагается, что это будут два зэка - один на корточках курит, другой стоит. Сейчас автор пытается найти ее пластическое решение. Но стоять группа будет не в центре города, да и никакого торжественного открытия не планируем.

Еще одна интересная задумка - поставить на площадке около магазина «Подиум» геолога, который вместе с лошадью и собакой спускается вниз по Колымской трассе.

Помнить надо

Есть проекты и мемориальные. Причем предложенные инициативными группами общественности города.

- У нас нет памятника тем, кто погиб при взрыве парохода в бухте Нагаева в 40-х годах... Было много сейнеров, где люди гибли экипажами. Последняя трагедия - буровая платформа «Кольская», где погибло 12 магаданцев. И родственники хотели бы их память в городе сохранить, - рассказывает Юрий Казетов. - Наверное, было бы правильно создать один мемориал всем, кто погиб в море, - и рыбакам, и морякам. И привязку мы здесь видим - поставить этот памятник у городских маяков и одновременно облагородить там территорию.

Есть идея памятника-мемориала, связанного с Алсибом. Предыдущий - крылья, установленные около военно-спортивного клуба «Подвиг», - снесла во время июльского паводка Магаданка. Сегодня речь идет о новой композиции. Какой она будет, пока не ясно, но в мэрии планируют воссоздать монумент в ближайшие два года.

Идей, достойных реализации, много. К примеру, сделать пешеходную зону в центре Магадана - от проспекта Ленина до улицы Дзержинского - подобием Арбата. Восстановить там шестигранники, написать на них имена известных личностей, родившихся или живших здесь. Но, кроме того, что нужно вновь создавать, есть вещи, которые нуждаются в сохранении. В их числе литые ограды с медведем.

- Мы добиваемся того, чтобы гости города говорили: «Я такого нигде не видел, только в Магадане», - говорит Юрий Казетов. - Я считаю, что у Магадана должно быть свое неповторимое, узнаваемое лицо.

Любовь КРИВОНОС

Автор:  Любовь КРИВОНОС "АиФ-Магадан"









Колымские колонки